Главная » Разработки уроков » Физика |
Аннотация Главная цель обучения физике в школе состоит не только в том, чтобы развивать личность учащегося способами физики как учебного предмета, но и формировать у учащихся физические знания, необходимые для подготовке к рабочей профессии. Данная разработка урока несёт профессиональную направленность и может быть использована преподавателями физики и электротехники. ТЕМА. Явление электромагнитной индукции ЦЕЛЬ: обобщить и систематизировать знания по теме; упрочить связи между физикой и горной электротехникой; совершенствовать интеллектуальные способности и мыслительные умения учащихся, коммуникативные свойства речи; ознакомить с примером обобщения и систематизации изученного; развивать политехническую направленность физики; воспитывать интерес к физике как к профильному предмету. ТИП УРОКА: обобщение и систематизация учебных знаний МЕТОДЫ УРОКА: демонстрационный, репродуктивный ОБОРУДОВАНИЕ: портрет Фарадея, рисунок двигателя Фарадея, штатив, модель электродвигателя, нить с грузом, ключ, источник питания ПЛАН УРОКА 1.Приветствие. Сообщение темы и задач сегодняшнего урока. Чтобы как следует справиться с поставленными задачами, класс делим на три команды: историки, практики, теоретики. 2. Провести актуализацию знаний в рамках игры «Устами младенца». 3. Обобщение и систематизация учебных знаний. Каждая команда выполняет своё задание: историки рассказывают о биографии Фарадея с записью основных жизненных вех; о применении явления электромагнитной индукции в современной электротехнике; практики изготавливают лебёдку на базе электродвигателя и груза на нити; теоретики производят расчёт длины нити, выполняя задачу, поставленную практикам. 4. Подведение итогов урока в виде эстафеты. 5. Домашнее задание. Ход урока Здравствуйте, ребята! Наш сегодняшний урок будет посвящен явлению электромагнитной индукции и его применению в технике. На предыдущих уроках мы изучали электрические и магнитные явления. Давайте же вспомним базовые знания, которые нам пригодятся в течении урока. Будем работать в группах: 1-я группа - историки; 2-я группа – практики; 3–я группа – теоретики. ( Приложение 1 ) Повторять пройденный материал будем таким образом. Я задаю вопрос, а отвечать на вопрос будете путём трёх подсказок, как в игре «Устами младенца». Если команда даёт правильный ответ после первой подсказки, то зарабатывает три жетона; после двух подсказок – два жетона; после трёх подсказок – один жетон. НАЧАЛИ! Задание 1. 1.Какой термин впервые ввёл в русский язык М.В.Ломоносов? 2.Её должны знать инженеры и моряки, атомщики и строители, космонавты и шахтёры. 3.Это наука о природе. ( Физика ) Задание 2. 1.Ним начали пользоваться дома в начале 20-го века. 2.Когда его отключают, всем становится очень скучно. 3.Он состоит из заряженных частиц. ( Эл. ток ) Задание 3. 1.Их используют для защиты 2.У них нет свободных электронов. 3.Они не проводят электрический ток. ( Диэлектрики) Задание 4. 1. Без него нельзя собрать электрическую цепь. 2. Первый такой прибор изобрёл Вольта. 3. Он вырабатывает электрический ток. ( Источник питания ) Задание 5. 1.Он состоит из двух веществ. 2.Он есть в любом бытовом электроприборе. 3.Он пропускает электрический ток лишь в одном направлении. (Диод) Задание 6. 1.Эти вещества бывают твёрдые, но могут быть и жидкими. 2.Они бывают двух родов. 3.Они хорошо проводят электрический ток. ( Проводники ) Задание 7. 1. У металлов при повышении температуры оно возрастает, а у полупроводников и электролитов — падает. 2. Оно есть даже у человека, причём у каждого оно разное. 3. Его можно измерить омметром. (Сопротивление) Задание 8 1.Он может быть кусочком породы, но чаще бывает полосовым, или подковообразным. 2.Его красят в красный и синий цвет. 3. К нему прилипают железные предметы. ( Магнит ) Задание 9. 1.Его не видно, но можно увидеть результат его действия. 2.Вектор напряжённости - его силовая характеристика. 3.Оно существует вокруг любого заряда. (Электрическое поле) Задание 10. 1.С него началось телевидение. 2.Он есть в радиоприемнике. 3.У него есть п-р-переходы. (Транзистор) По итогам первого этапа урока (название) … команда подготовлена лучше остальных. Но так как физика наука точная, то чтобы выполнить, поставленную в начале урока задачу (закрепить знания о явлении электромагнитной индукции), мы начнём с исторических аспектов этого явления, смоделируем ситуацию на практике, а потом путём несложных расчётов проверим правильность наших рассуждений. Итак, сегодня наша группа ведёт работы по трём направлениям: историки ответят на вопросы «КТО? ЧТО? ГДЕ? КОГДА? и КАК?»; практики подтвердят, что это явление действительно необходимо и нашло самое широчайшее применение в современной технике с помощью опыта; а теоретики проведут расчеты и сообщат, совпадают ли результаты с данными, полученными опытным путём. А теперь пока практики готовят опыт, историки расскажут нам об основоположнике всей современной электротехнике Майкле Фарадее. Заслушаем первого историка. (Доклад «Биография Фарадея», оборудование: портрет Фарадея, двигатель Фарадея, указка) (Приложение 2) Хорошо, запишем основные сведения в тетради: Майкл Фарадей ( 1791 – 1867), открытие явления электромагнитной индукции –29 августа 1831г. (Это один из тех редких случаев, когда известна точная дата) Вопросы к докладчику есть? Есть у меня вопрос и к нему и к вам, ребята. Как вы думаете, случайно ли то, что Фарадей, человек, к 16 годам едва умевший читать и писать становится известнейшим Физиком? Ему просто повезло, или что-то другое подтолкнуло его судьбу к такому повороту, что он от ученика переплётчика добрался до вершин научного мира? ( Конечно, удача сыграла свою роль. Но если бы ему не помогал брат, если бы его учителем не стал Деви, Фарадей все равно попал бы в научный мир. Почему? Да потому, что у него была цель! И он упорно к ней стремился.) Хорошо, обратимся теперь к практикам. Какой опыт вы нам продемонстрируете? (Работа лебёдки при помощи модели электродвигателя.) Какие приборы и материалы вы используете при этом? (Штатив с закреплённой на нём моделью электродвигателя учебного, ключ, источник питания). Что мы должны сейчас пронаблюдать? ( После того, как на двигатель будет подано напряжение, он начнет вращаться, и вместе с ним будет вращаться барабан лебёдки.) Выполняем. Хорошо. Ниточка с грузом намоталась на барабан лебёдки. А теперь теоретики снимут необходимые показания, и, не используя линейку, рассчитают, какова же длина нити, обернувшейся вокруг барабана. Какие данные нам необходимы? ( Диаметр барабана лебёдки, количество витков.) Теоретики снимают необходимые показания Применение закона электромагнитной индукции на примере лебёдки мы увидели. А теперь выслушаем ещё одного историка, чтобы узнать, как же ещё применяется закон электромагнитной индукции в технике. (Приложение3) Записали: « Применение явления электромагнитной индукции ». А теперь отметьте себе в тетрадях, в каких приборах он применяется. Вернемся к нашим теоретикам. Показания, полученные в результате опыта, записываем в тетрадь. Найти длину нити, если известно количество витков и диаметр вала лебёдки. Решаем поставленную задачу. d=4,4мм 0,0044м. l = n l1 l = n π d l = 17×3,14×0,0044 = 0.234872 ≈ n=17 l1 = πd ≈23,5см. l -? А теперь, проверим, совпадут ли наши расчёты с непосредственными измерениями. ( Измерения показывают длина нити-23,8см.) Есть небольшое расхождение, которое объясняется погрешностями измерений. Закрепление изученного. Молодцы, мы с вами сегодня хорошо поработали, а теперь давайте закрепим наши знания вот в такой форме. Историки пишут на доске фамилии учёных, внесших свой вклад в изученную тему. Теоретики запишут формулы, имеющие место при изучении явления электромагнитной индукции. А практики запишут единицы измерения физических величин, используемых в данной теме. У кого окажется больше пунктов, тот и победитель. Итак, давайте вспомним, о каком физическом явлении мы сегодня беседовали? В команде – победителей каждый участник получает по 10 баллов. А также личными оценками будут оценены наиболее активные участники. И в завершении нашего урока, мне хотелось бы добавить ещё одно. На уроках астрономии ваши товарищи часто спрашивают: « Зачем мы учим астрономию, если в шахте звёзд не видно? » И я им всегда отвечаю: «Это не страшно, что звёзд не видно, главное, чтобы они светили в ваших душах». Хочу и вам сказать тоже самое. Учитесь, и звезды будут гореть внутри вас самих. |
Автор разработки: Бойко Лилия Викторовна Учебный предмет: Физика Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 716 | Загрузок: 242 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |