Главная » Разработки уроков » Физика

Электромагнитная индукция

Аннотация

                Главная цель обучения физике в школе состоит не только в том, чтобы развивать личность учащегося способами физики как учебного предмета, но и формировать у учащихся физические знания, необходимые для подготовке к рабочей профессии.

Данная разработка урока несёт профессиональную

направленность и может быть использована преподавателями физики  и электротехники.

       ТЕМА.         Явление электромагнитной индукции

       ЦЕЛЬ:          обобщить и систематизировать знания по теме;

                            упрочить связи  между физикой и горной электротехникой;

                            совершенствовать интеллектуальные способности и мыслительные умения учащихся, коммуникативные свойства речи; ознакомить с примером обобщения и систематизации изученного; развивать политехническую направленность физики;

                            воспитывать интерес к физике как к профильному предмету.

     ТИП УРОКА: обобщение и систематизация учебных знаний

    МЕТОДЫ УРОКА: демонстрационный, репродуктивный

    ОБОРУДОВАНИЕ:  портрет Фарадея, рисунок двигателя Фарадея, штатив, модель электродвигателя, нить с грузом, ключ, источник питания

ПЛАН УРОКА

1.Приветствие.

   Сообщение темы и задач сегодняшнего урока.

   Чтобы как следует справиться с поставленными задачами, класс делим на три команды: историки, практики, теоретики.

2.  Провести актуализацию знаний в рамках игры «Устами младенца».

3. Обобщение и систематизация учебных знаний. Каждая  команда выполняет своё задание:

    историки рассказывают о биографии Фарадея с      записью основных жизненных вех;

     о применении     явления электромагнитной индукции     в современной электротехнике;

     практики  изготавливают лебёдку на базе       электродвигателя и груза на   нити;

     теоретики     производят расчёт длины нити, выполняя    задачу, поставленную практикам.

4. Подведение итогов урока в виде эстафеты.

5. Домашнее задание.

Ход урока

Здравствуйте, ребята!

Наш сегодняшний  урок будет посвящен явлению электромагнитной индукции и его применению в технике.

  На предыдущих уроках мы изучали электрические и магнитные явления.

Давайте же вспомним базовые знания, которые нам пригодятся в течении урока. Будем работать в группах: 1-я группа - историки; 2-я группа – практики; 3–я  группа – теоретики.    ( Приложение 1 )

Повторять пройденный материал будем таким образом. Я задаю вопрос, а отвечать на  вопрос будете путём трёх подсказок, как в игре «Устами младенца». Если команда даёт правильный ответ после первой подсказки, то зарабатывает три жетона;

после двух подсказок – два жетона;

после трёх подсказок – один жетон.

  НАЧАЛИ!

  Задание 1.

1.Какой термин впервые ввёл в русский язык М.В.Ломоносов?

2.Её должны знать инженеры и моряки, атомщики и строители, космонавты и шахтёры.

3.Это наука о природе.                                                 ( Физика )

Задание 2.

1.Ним начали пользоваться дома в начале 20-го века.

2.Когда его отключают, всем становится очень скучно.

3.Он состоит из заряженных частиц.                          ( Эл. ток )         

Задание 3.

1.Их используют для защиты

2.У них нет свободных электронов.   

3.Они не проводят электрический ток.                    ( Диэлектрики)

Задание 4.

 1. Без него нельзя собрать электрическую цепь.

2. Первый такой прибор изобрёл Вольта.

 3. Он вырабатывает электрический ток.                  ( Источник питания )

Задание 5.

1.Он состоит из двух веществ.

2.Он есть в любом бытовом электроприборе.

3.Он пропускает электрический ток лишь в одном направлении.       (Диод)

Задание 6.

1.Эти вещества бывают твёрдые, но могут быть и жидкими.

2.Они бывают двух родов.

3.Они хорошо проводят электрический ток.              ( Проводники )

Задание 7.

     1. У металлов при повышении температуры оно возрастает, а у полупроводников и         электролитов — падает. 

2. Оно есть даже у человека, причём у каждого оно разное. 

3. Его можно измерить омметром.                       (Сопротивление)

Задание 8

1.Он может быть кусочком породы, но чаще бывает полосовым, или подковообразным.     

2.Его красят в красный и синий цвет.

3. К нему прилипают железные предметы.                   ( Магнит )

Задание 9.

1.Его не видно, но можно увидеть результат его действия.

2.Вектор напряжённости - его силовая характеристика.

3.Оно существует вокруг любого заряда.                    (Электрическое поле)

Задание 10.

1.С него началось телевидение.

2.Он есть в радиоприемнике.

3.У него есть п-р-переходы.                                          (Транзистор)

По итогам первого этапа урока  (название) … команда подготовлена лучше остальных.

Но так как физика наука точная, то чтобы выполнить, поставленную в начале урока задачу (закрепить знания о явлении электромагнитной индукции), мы начнём с исторических аспектов этого явления,  смоделируем ситуацию  на практике, а потом путём несложных расчётов проверим правильность наших рассуждений. Итак, сегодня наша группа ведёт работы по трём направлениям: историки ответят на вопросы «КТО? ЧТО? ГДЕ? КОГДА? и КАК?»; практики подтвердят, что это явление действительно необходимо и нашло самое широчайшее применение в современной технике с помощью опыта; а теоретики проведут расчеты и сообщат, совпадают ли результаты с данными, полученными опытным путём.

 А теперь пока практики готовят опыт, историки расскажут нам об основоположнике всей современной электротехнике Майкле Фарадее.

  Заслушаем первого историка. (Доклад «Биография Фарадея»,       оборудование: портрет Фарадея, двигатель Фарадея, указка)

                                                       (Приложение 2)

Хорошо, запишем основные сведения в тетради: Майкл Фарадей ( 1791 – 1867), открытие явления электромагнитной индукции –29 августа 1831г. (Это один из тех редких случаев, когда известна точная дата)

Вопросы к докладчику есть? Есть у меня вопрос и к нему и к вам, ребята.

Как вы думаете, случайно ли то, что Фарадей, человек, к 16 годам едва умевший читать и писать становится известнейшим Физиком? Ему просто повезло, или что-то другое подтолкнуло его судьбу к такому повороту, что он от ученика переплётчика добрался до вершин научного мира? ( Конечно, удача сыграла свою роль. Но если бы ему не помогал брат, если бы его учителем не стал Деви, Фарадей все равно попал бы в научный мир. Почему?

                                                       Да потому, что у него была цель! И он упорно к ней стремился.)

Хорошо, обратимся теперь к практикам. Какой опыт вы нам продемонстрируете? (Работа лебёдки при помощи модели электродвигателя.)

Какие приборы и материалы вы используете при этом? (Штатив с закреплённой на нём моделью электродвигателя учебного, ключ, источник питания).

Что мы должны сейчас пронаблюдать? ( После того, как на двигатель будет подано напряжение, он начнет вращаться, и вместе с ним будет вращаться барабан лебёдки.)

Выполняем. Хорошо. Ниточка с грузом намоталась на барабан лебёдки. А теперь теоретики снимут необходимые показания, и, не используя линейку, рассчитают, какова же длина нити, обернувшейся вокруг барабана. Какие данные нам необходимы?

                                                      ( Диаметр барабана  лебёдки, количество витков.)

Теоретики снимают необходимые показания

Применение закона электромагнитной индукции на примере лебёдки мы увидели. А теперь выслушаем ещё одного историка, чтобы узнать, как же ещё применяется закон электромагнитной индукции в технике. (Приложение3)

  Записали: « Применение явления электромагнитной индукции ».

А теперь отметьте себе в тетрадях, в каких приборах он применяется.

   Вернемся к нашим теоретикам. Показания, полученные в результате опыта, записываем в тетрадь. Найти длину нити, если известно количество витков и диаметр вала лебёдки. Решаем поставленную задачу.

d=4,4мм    0,0044м.  l = n l1                 l = n π d          l = 17×3,14×0,0044 = 0.234872 ≈

n=17                          l1 = πd                               ≈23,5см.

 l -?

 А теперь, проверим, совпадут ли наши расчёты с непосредственными измерениями.

( Измерения показывают  длина нити-23,8см.)

 Есть небольшое расхождение, которое объясняется погрешностями измерений.

    Закрепление изученного.

    Молодцы, мы с вами сегодня хорошо поработали, а теперь давайте закрепим наши знания вот в такой форме. Историки пишут на доске фамилии учёных, внесших свой вклад в изученную тему. Теоретики запишут формулы, имеющие место при изучении явления электромагнитной индукции. А практики запишут единицы измерения физических величин, используемых в данной теме. У кого окажется больше пунктов, тот и победитель.

Итак, давайте вспомним,

о каком физическом  явлении мы сегодня беседовали?
Как звали учёного, который открыл явление электромагнитной индукции?
Из чего состоял прототип  электродвигателя, сконструированный Фарадеем?
В каких современных приборах используется изучаемый закон?
Работу какого прибора мы с вами сегодня увидели?
Какие математические величины использовали, когда рассчитывали длину нити?

   В команде – победителей каждый участник получает по 10 баллов. А также личными оценками будут оценены наиболее активные участники.

   И в завершении нашего урока, мне хотелось бы добавить ещё одно.

  На уроках астрономии ваши товарищи часто спрашивают: « Зачем мы учим астрономию, если в шахте звёзд не видно? » И я им всегда отвечаю: «Это не страшно, что звёзд не видно, главное, чтобы они светили в ваших душах». 

Хочу и вам сказать тоже самое.

Учитесь, и звезды будут гореть внутри вас самих.

Электромагнитная индукция

Скачать конспект (334.6 Kb)



Автор разработки: Бойко Лилия Викторовна

Учебный предмет: Физика

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 716 | Загрузок: 242 | Комментариев: 0

Ключевые слова: электромагнитная индукция

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»