Главная » Разработки уроков » Биология |
Цель урока: выяснить, какие существуют группы отходов, откуда берётся мусор, сроки разложения различных видов мусора, рассмотреть состав мусорной корзины, найти пути решения проблемы отходов; учить детей взаимодействию в группе, развивать умения делать выводы; воспитывать экологическую культуру. Тип урока: изучение нового материала Форма урока: урок-мозговая атака с элементами самостоятельной работы. Задачи урока: Развивающие задачи: - развитие коммуникативных умений; - развитие альтернативного мышления; - развитие умений работать со знаково-символической системой. Образовательные задачи: - учащиеся должны знать виды и проблемы мусора и предлагать пути их решения; - самостоятельно искать пути решения проблемы и добывать знания из дополнительных источников; - пользоваться приобретёнными знаниями для решения проблем; Воспитательные задачи: - воспитание экологической культуры и культуры взаимодействия учащихся между собой. Оборудование: ноутбук, магнитная доска, демонстрационные карточки, конверты с заданиями для групп, мультимедийный проектор, офисная корзина с образцами мусора. Основное содержание: использование интерактивных приёмов, а именно работа в группах, ассоциативный куст, «Микрофон», а также- коллективная работа, опережающие д/з , проблемные вопросы. Дом.задание: по желанию подготовить собственную слайдопрезентацию по данной теме; написать мини-сочинение по проблеме мусора. Общие выводы об уроке: урок содержательный, наглядный, с элементами творчества, насыщен интерактивными методами и приёмами, задействованы все учащиеся, познавательный, затронута одна из глобальных проблем человечества. I. Организационный момент. ( 1 мин.) II. Мотивация учебной деятельности учащихся: ( 5 мин.) Вступительное слово учителя: Каждый из нас выбрасывает огромное количество мусора. Ежегодно украинцы выбрасывают на помойку около 14 млн т, или 50 млн кубометров бытовых отходов, из которых при правильной переработке можно произвести 4 млн т сырья для строительства дорог, полностью обеспечить электроэнергией такой мегаполис, как Киев, а теплом — такой, как Донецк. Однако местные власти, ссылаясь на земельные, экологические и финансовые проблемы, не дают сдвинуться с мертвой точки строительству новых предприятий, которые дали бы возможность эффективно использовать мусор. Поэтому более 90% отходов гниет и разлагается на бесчисленных официальных и неофициальных полигонах и свалках. Микроорганизмы, обнаруживаемые в отходах, являются возбудителями гепатита, туберкулёза, дизентерии, аскаридоза, респираторных, аллергических, кожных и других заболеваний. Разносчиками патогенных микроорганизмов являются мухи, крысы, птицы, бездомные собаки и кошки. Сегодня на уроке мы поговорим о большой проблеме образования и утилизации мусора.
Упражнение «Ассоциативный куст»: ( Учитель предлагает учащимся назвать слово, которое у него ассоциируется с мусором и отходами).
III. Изучение нового материала: Учитель: Давайте дадим определение мусору? (3 мин.) ( учащиеся самостоятельно формулируют определение и обсуждают его) Мусор – это…….. (Предполагаемый ответ: мусор – это то, что не нужно человеку в данном виде). Учитель: Если весь мусор, выброшенный за год жителями Киева, распределить ровным слоем по городу, толщина этого слоя была бы около 10 см. Чтобы не утонуть в груде мусора и не отравиться продуктами его разложения, его надо как-то утилизировать, или, проще говоря, куда-то девать. Утилизация мусора – одна из важнейших проблем современной цивилизации. Особенно тяжело утилизировать неорганизованно выброшенный мусор, т.е. выброшенный куда попало, а не в урны и контейнеры. Коллективная работа: (используются магнитная доска, заготовленные карточки) ( 4 мин. ) Учитель: Нарисуем схему образования и утилизации мусора: (для этого учащиеся по желанию подходят к доске и прикрепляют карточки в логическом порядке)
Вывод: Таким образом, природные ресурсы не возвращаются обратно в природу, а оседают на свалке. Работа у доски « Состав мусорной корзины» ( 2 мин.) (На столе стоит офисная пластиковая корзина с моделированными бытовыми отходами) Учитель: - Рассмотрим состав мусорной корзины (см. приложение слайд № 3) (Учащиеся анализируют слайд)
Доклад учащегося (опережающее домашнее задание): ( 2 мин.) « Сроки разложения различных образцов мусора» (слайд № 2)
Самостоятельная работа учащихся в группах Учитель ставит проблемный вопрос: Какие группы отходов существуют и какие пути решения проблем, связанны с ними? ( Работа учащихся в группах: заполнение таблицы) ( 5 мин.) 1 группа
2 группа
3 группа
4 группа
Обсуждение результатов. ( 5 мин.) Учитель ставит проблемный вопрос: Почему нельзя смешивать отходы? ( Предполагаемый ответ: Тогда их тяжело сортировать и тяжело использовать во вторичной переработке). Вывод: В основе борьбы с отходами должен лежать раздельный сбор мусора. ( слайд № 4) v Рубрика «Это интересно знать» ( 5 мин.) ( Начинается со слов «А знаете ли вы, что…..) – опережающее Д/З.
- Австрийские ученые доказали, что рацион овцы на 60% может состоять из бумажного мусора. Разумеется, животные не едят бумагу: дешевый корм получают из макулатуры, насыщая ее питательными веществами. - Варшавские химики нашли, что добавки в горячую асфальтовую массу 8% полипропилена, полиэтилена и других современных пластиков, обычно отправляемых на свалку, значительно улучшает качество дорожного покрытия. Оно становится прочнее и долговечнее примерно в два раза. Асфальт с добавками полимеров не растрескивается от зимнего холода и не размягчается от летней жары. - Германия и Швеция первыми внедрили систему раздельного сбора и сортировки бытовых отходов. Батареи мусорных бочек у немецких домов выглядят живописно: серые, желтые, зеленые – каждый цвет предназначен для отходов определенного сорта. В серую бочку несут только бумажный мусор, старые газеты, журналы и картонные коробки. В желтые – выбрасывают банки, бутылки; полимерную, бумажную и, частично, металлическую упаковку, на которой стоит специальный знак «зеленый пункт». Зеленая бочка предназначена для пищевых отходов, которые будут переработаны в компост. Предполагается использование еще и голубой бочки для бумаги и картона. Все эти бочки вывозятся специальными машинами. Каждый житель может сделать для себя выбор: разложить отходы по отдельным контейнерам во дворе или вывалить всю кучу в мусоропровод. Но во втором случае придется оплатить работу людей, которые затем будут мусор сортировать. Плата за вывоз несортированного мусора примерно в пять раз выше. - В Германии нельзя выбрасывать автопокрышки. Их сдают в авторемонтные мастерские. Только они имеют право вывозить резину на переработку, причем за это им приходится платить дополнительно. - Крупногабаритные предметы (стулья, столы, сломанные велосипеды, канистры и т.п.) выставляются к определенному времени. Одежду, которую жалко выбрасывать, собирают благотворительные организации для отправки в развивающиеся страны – ее выставляют в специальных пакетах, которые эти организации раскладывают по почтовым ящикам. В некоторых районах выставляются приемные контейнеры для старой обуви. - В Швеции даже использованные чайные пакетики должны быть разделены на составляющие: бумагу с ниткой, небольшую металлическую скобку и растительный материал. - Япония – единственная в мире страна, где принят закон об обязательной утилизации крупногабаритной домашней техники – телевизоров, стиральных машин, кондиционеров и холодильников. Закон этот неукоснительно исполняется, причем потребитель несет лишь часть расходов, а остальные расходы несет компания-производитель. Сейчас в Японии существует 20 специализированных заводов по утилизации старой техники.
IV. Подведение итогов урока. ( 12 мин.) Приём «Микрофон»: Сформулируем пути решения проблемы отходов (учащиеся передают друг другу виртуальный микрофон. Предполагаемые выводы учащихся): Замена пластиковой упаковки на стеклянную и бумажную с последующим сбором стеклотары и макулатуры.
v Просмотр авторской слайдопрезентации (прим. Слайдопрезентация может быть выполнена по желанию учащимся заранее) – см. приложение. v Послушаем стихотворение: Природа! Ты прекрасная богиня, Стержень жизни людской, кормилица, Мы же дети твои, святыня, Мы росли с тобой, но отбилися… Что же плачешь ты, вездесущая, Слезами горькими, непрозрачными? И глаза твои, всемогущая, Призадумались, стали мрачными. Да вот рана тебе нанесённая Не врачуется, нестерпимо болит. Даже сердце твоё – обожжённое, Ведь не солнце в нём, не огонь горит! В нём на троне пригрелся и здравствует Человек, законы диктующий, В каждом царь сидит, каждый властвует Опекая себя, не заботясь о будущем! Это, видимо, вместе с прогрессом Происходит очерствение людских сердец. Только вот беда – ведь природа горда, Она мстить решила, предвидя конец… Кто поможет нам, что спасёт теперь? Бьют тревогу колокола… А ведь выход один: загрязнитель – зверь В сознании должен сгореть дотла! Автор Миргородская Е.В.
Вывод из урока: Итак, мусор никуда не исчезает. Стандартные способы избавления от мусора - сжигание или вывоз на свалку вызывают загрязнение почвы, воды и воздуха и отрицательно влияют на природу и здоровье человека. Объём бытовых отходов постоянно возрастает. У природы нет отходов. Отходы - изобретение человечества. «Отходы – в доходы!» – эти слова должны стать лозунгом для каждого из нас еще и потому, что природные кладовые небезграничны, а продуманные технологии переработки отходов позволяют экономить природные ресурсы. Чистота города, продолжительность нашей жизни, экономическое благополучие зависит от каждого из нас. V. Домашнее задание: ( 2 мин.) По желанию подготовить собственную слайдопрезентацию по данной теме; написать мини-сочинение по проблеме мусора. |
Автор разработки: Миргородская Елена Владимировна Учебный предмет: Биология Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 810 | Загрузок: 239 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |