Главная » Разработки уроков » Биология

Проблема мусора

Цель урока: выяснить, какие существуют группы отходов, откуда берётся мусор, сроки разложения различных видов мусора, рассмотреть состав мусорной корзины, найти пути решения проблемы отходов; учить детей взаимодействию в группе, развивать умения делать выводы; воспитывать экологическую культуру.

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок-мозговая атака с элементами самостоятельной работы.

Задачи урока:

Развивающие задачи:

- развитие коммуникативных умений;

- развитие альтернативного мышления;

- развитие умений работать со знаково-символической системой.

Образовательные задачи:

- учащиеся должны знать виды и проблемы мусора и предлагать пути их решения;

- самостоятельно искать пути решения проблемы и добывать знания из дополнительных источников;

- пользоваться приобретёнными знаниями для решения проблем;

Воспитательные задачи:

- воспитание экологической культуры и культуры взаимодействия учащихся между собой. 

Оборудование: ноутбук, магнитная доска, демонстрационные карточки, конверты с заданиями для групп, мультимедийный проектор, офисная корзина с образцами мусора.

Основное содержание: использование интерактивных приёмов, а именно работа в группах, ассоциативный куст, «Микрофон», а также- коллективная работа, опережающие д/з , проблемные вопросы.

Дом.задание: по желанию подготовить собственную слайдопрезентацию по данной теме; написать мини-сочинение по проблеме мусора.

Общие выводы об уроке: урок содержательный, наглядный, с элементами творчества, насыщен интерактивными методами и приёмами, задействованы все учащиеся, познавательный, затронута одна из глобальных проблем человечества.  

I. Организационный момент.  ( 1 мин.)

II. Мотивация учебной деятельности учащихся:  ( 5 мин.)

Вступительное слово учителя:

      Каждый из нас выбрасывает огромное количество мусора.  Ежегодно украинцы выбрасывают на помойку около 14 млн т, или 50 млн кубометров бытовых отходов, из которых при правильной переработке можно произвести 4 млн т сырья для строительства дорог, полностью обеспечить электроэнергией такой мегаполис, как Киев, а теплом — такой, как Донецк. Однако местные власти, ссылаясь на земельные, экологические и финансовые проблемы, не дают сдвинуться с мертвой точки строительству новых предприятий, которые дали бы возможность эффективно использовать мусор. Поэтому более 90% отходов гниет и разлагается на бесчисленных официальных и неофициальных полигонах и свалках.  Микроорганизмы, обнаруживаемые в отходах, являются возбудителями гепатита, туберкулёза, дизентерии, аскаридоза, респираторных, аллергических, кожных и других заболеваний. Разносчиками патогенных микроорганизмов являются мухи, крысы, птицы, бездомные собаки и кошки. Сегодня на уроке мы поговорим о большой проблеме образования и утилизации мусора.

 

Упражнение «Ассоциативный куст»:

( Учитель предлагает  учащимся назвать слово, которое  у него ассоциируется с мусором и отходами).

 

III. Изучение нового материала:

Учитель: Давайте дадим определение мусору?  (3 мин.)

( учащиеся самостоятельно формулируют определение и обсуждают его)

Мусор – это……..

(Предполагаемый ответ: мусор – это то, что не нужно человеку в данном виде).

Учитель:

Если весь мусор, выброшенный за год жителями Киева, распределить ровным слоем по городу, толщина этого слоя была бы около 10 см. Чтобы не утонуть в груде мусора и не отравиться продуктами его разложения, его надо как-то утилизировать, или, проще говоря, куда-то девать.

Утилизация мусора – одна из важнейших проблем современной цивилизации. Особенно тяжело утилизировать неорганизованно выброшенный мусор, т.е. выброшенный куда попало, а не в урны и контейнеры.

Коллективная работа:

(используются магнитная доска, заготовленные карточки)   (  4 мин. )

Учитель: Нарисуем схему образования и утилизации мусора:

(для этого учащиеся по желанию подходят к доске и прикрепляют карточки в логическом порядке)

 

Вывод: Таким образом, природные ресурсы не возвращаются обратно в природу, а оседают на свалке.

Работа у доски « Состав мусорной корзины»   ( 2 мин.)

(На столе стоит офисная пластиковая корзина с моделированными бытовыми отходами)

Учитель:

- Рассмотрим состав мусорной корзины (см. приложение слайд № 3)

(Учащиеся анализируют слайд)

 

Доклад учащегося (опережающее домашнее задание):   ( 2 мин.)

« Сроки разложения различных образцов мусора»  (слайд № 2)

- Бумага – 1 месяц;

- Кожура от банана – 6 месяцев;

- Шерстяной носок – 1 год;

- Бумажный стакан – 5 лет;

 

- Окрашенная доска -13 лет;

- Консервная банка – 100 лет;

- Алюминиевая банка – 500 лет;

- Пластиковая бутылка – 500 лет;

- Стеклянная бутылка – никогда.

 

 

Самостоятельная работа учащихся в группах

Учитель ставит проблемный вопрос: Какие группы отходов существуют и какие пути решения проблем, связанны с ними?

( Работа учащихся в группах: заполнение таблицы)         ( 5 мин.)

1 группа

Группа отходов

Проблемы

Пути решения

Пищевые отходы

1. Гниющие пищевые отходы — рассадник микробов. При гниении выделяются дурно пахнущие и ядовитые вещества.
2. При сжигании могут образоваться диоксины.
 

1.Компостирование.
2. Отдать на корм скоту.

 

2 группа

Бумага

1. На изготовление бумаги для нужд  человека расходуются десятки  деревьев.
2. Производство и отбеливание бумаги энергоемко и сопровождается выбросом загрязняющих веществ.

1. Экономить, особенно цветную бумагу.
2. Сдавать макулатуру.

 

3 группа

Пластмассы

1. Неразлагаемые (срок разложения до 500-1000 лет).
2. При сжигании выделяют яды.
3. Препятствуют газообмену в почве и водоемах.
 

1.Предпочитать товары и тару многоразового использования.

2.Не покупать товары в излишней упаковке.

 

4 группа

Опасные

отходы

1. При разложении или сжигании выделяют яды.
2. Производство ртути, кадмия и др. веществ очень энергоемко.

Ограничить использование приборов на батарейках, пользоваться аккумуляторными батарейками.

Металлы

Производство алюминия очень энергоемко.

Сдавать алюминиевые банки.

 

Обсуждение результатов.   ( 5 мин.)

Учитель ставит проблемный вопрос: Почему нельзя смешивать отходы?

( Предполагаемый ответ: Тогда их тяжело сортировать и тяжело использовать во вторичной переработке).

Вывод: В основе борьбы с отходами должен лежать раздельный сбор мусора.  ( слайд № 4)

v Рубрика «Это интересно знать»    ( 5 мин.)

( Начинается со слов «А знаете ли вы, что…..) – опережающее Д/З.

 

- Австрийские ученые доказали, что рацион овцы на 60% может состоять из бумажного мусора. Разумеется, животные не едят бумагу: дешевый корм получают из макулатуры, насыщая ее питательными веществами.

- Варшавские химики нашли, что добавки в горячую асфальтовую массу 8% полипропилена, полиэтилена и других современных пластиков, обычно отправляемых на свалку, значительно улучшает качество дорожного покрытия. Оно становится прочнее и долговечнее примерно в два раза. Асфальт с добавками полимеров не растрескивается от зимнего холода и не размягчается от летней жары.

- Германия и Швеция первыми внедрили систему раздельного сбора и сортировки бытовых отходов. Батареи мусорных бочек у немецких домов выглядят живописно: серые, желтые, зеленые – каждый цвет предназначен для отходов определенного сорта. В серую бочку несут только бумажный мусор, старые газеты, журналы и картонные коробки. В желтые – выбрасывают банки, бутылки; полимерную, бумажную и, частично, металлическую упаковку, на которой стоит специальный знак «зеленый пункт». Зеленая бочка предназначена для пищевых отходов, которые будут переработаны в компост. Предполагается использование еще и голубой бочки для бумаги и картона. Все эти бочки вывозятся специальными машинами. Каждый житель может сделать для себя выбор: разложить отходы по отдельным контейнерам во дворе или вывалить всю кучу в мусоропровод. Но во втором случае придется оплатить работу людей, которые затем будут мусор сортировать. Плата за вывоз несортированного мусора примерно в пять раз выше.

- В Германии нельзя выбрасывать автопокрышки. Их сдают в авторемонтные мастерские. Только они имеют право вывозить резину на переработку, причем за это им приходится платить дополнительно.

- Крупногабаритные предметы (стулья, столы, сломанные велосипеды, канистры и т.п.) выставляются к определенному времени. Одежду, которую жалко выбрасывать, собирают благотворительные организации для отправки в развивающиеся страны – ее выставляют в специальных пакетах, которые эти организации раскладывают по почтовым ящикам. В некоторых районах выставляются приемные контейнеры для старой обуви.

- В Швеции даже использованные чайные пакетики должны быть разделены на составляющие: бумагу с ниткой, небольшую металлическую скобку и растительный материал.

- Япония – единственная в мире страна, где принят закон об обязательной утилизации крупногабаритной домашней техники – телевизоров, стиральных машин, кондиционеров и холодильников. Закон этот неукоснительно исполняется, причем потребитель несет лишь часть расходов, а остальные расходы несет компания-производитель. Сейчас в Японии существует 20 специализированных заводов по утилизации старой техники.

 

IV. Подведение итогов урока.    ( 12 мин.)

Приём «Микрофон»:   

Сформулируем  пути решения проблемы отходов (учащиеся передают друг другу виртуальный микрофон. Предполагаемые выводы учащихся):

Замена пластиковой упаковки на стеклянную и бумажную с последующим сбором стеклотары и макулатуры.
Вторичное использование отходов.
Организовать отдельные контейнеры для разных видов мусора: пищевых отходов, стекла, опасных веществ. Это значительно экономит средства при их переработке.
Введение раздельной платы за отходы в зависимости от их объёма и степени опасности (принцип «сколько намусорил – столько и заплати»).
Разработка упаковок из полимера, способного быстро разлагаться в почве.
Ужесточить штрафные санкции. И т.д.

 

v Просмотр авторской слайдопрезентации (прим. Слайдопрезентация может быть выполнена по желанию учащимся заранее) – см. приложение.

v Послушаем стихотворение:

Природа! Ты прекрасная богиня,

Стержень жизни людской, кормилица,

Мы же дети твои, святыня,

Мы росли с тобой, но отбилися…

Что же плачешь ты, вездесущая,

Слезами горькими, непрозрачными?

И глаза твои, всемогущая,

Призадумались, стали мрачными.

Да вот рана тебе нанесённая

Не врачуется, нестерпимо болит.

Даже сердце твоё – обожжённое,

Ведь не солнце в нём, не огонь горит!

В нём на троне пригрелся и здравствует

Человек, законы диктующий,

В каждом царь сидит, каждый властвует

Опекая себя, не заботясь о будущем!

Это, видимо, вместе с прогрессом

Происходит очерствение людских сердец.

Только вот беда – ведь природа горда,

Она мстить решила, предвидя конец…

Кто поможет нам, что спасёт теперь?

Бьют тревогу колокола…

А ведь выход один: загрязнитель – зверь

В сознании должен сгореть дотла!

Автор Миргородская Е.В.

 

Вывод из урока:   

      Итак, мусор никуда не исчезает. Стандартные способы избавления от мусора - сжигание или вывоз на свалку вызывают загрязнение почвы, воды и воздуха и отрицательно влияют на природу и здоровье человека. Объём бытовых отходов постоянно возрастает. У природы нет отходов. Отходы - изобретение человечества. «Отходы – в доходы!» – эти слова должны стать лозунгом для каждого из нас еще и потому, что природные кладовые небезграничны, а продуманные технологии переработки отходов позволяют экономить природные ресурсы. Чистота города, продолжительность нашей жизни, экономическое благополучие зависит от каждого из нас.

V. Домашнее задание:  ( 2 мин.)

По желанию подготовить собственную слайдопрезентацию по данной теме; написать мини-сочинение по проблеме мусора.

Проблема мусора

Скачать конспект (1.17 Mb)



Автор разработки: Миргородская Елена Владимировна

Учебный предмет: Биология

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 806 | Загрузок: 236 | Комментариев: 0

Ключевые слова: мусор, отходы

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»