Главная » Разработки уроков » Биология

Общая характеристика простейших и их разнообразие. Обитатели пресных водоемов и почвы

Тема урока: Общая характеристика простейших и их разнообразие. Обитатели пресных водоемов и почвы.

Лабораторная работа: Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших из водоема или аквариума

Цель: первое знакомство учащихся с подцарством Простейшие, его делением на типы, свободноживущими представителями подцарства, их образом жизни, особенностями организации, значением их для природных экосистем и человека.

Оборудование и материалы:

Мультимедийная система

Задачи:

Образовательные: систематизировать и развить представления об одноклеточных животных; среды обитания представителей класса Саркодовые их строения и жизнедеятельности на примере амебы протей.

Развивающие: продолжить формирование умений публично выступать, делать выводы, решать проблемные вопросы, сравнивать, анализировать, работать с микроскопом.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, ответственное отношение к выполнению порученных заданий.

Тип урока: усвоение новых знаний.

План урока:

1. Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний

3.Изучение нового материала

I. Общая характеристика простейших

Простейшие – первое подцарство царства Животные, с которым мы познакомимся. Впервые открыты в 1665 году Антони ван Левенгуком, названы им «анималькулами» вместе с открытыми тогда же бактериями. Однако позднее выяснилось, что они отличаются от бактерий и одноклеточных растений.

Знакомясь сегодня с простейшими, мы выполним лабораторную работу в тетради с печатной основой.

Это одноклеточные, свободноживущие или паразиты, имеющие в клетках ядро организмы (Вспомните, как они называются. Назовите организмы, не имеющие ядра), обладающие свойствами животных (гетеротрофный тип питания, запасное вещество гликоген, отсутствие клеточной стенки, вакуолей с клеточным соком, наличие органелл движения – псевдоподий, жгутиков или ресничек (либо их отсутствие) и т.д.

Среди свободноживущих простейших традиционно различают одиночных и колониальных.

Одиночные существуют в виде одиноких клеток (инфузория-туфелька, эвглена – слайд№2, сверху), живущих самостоятельно и независимо от других таких же клеток.

Колониальные простейшие живут колониями, обычно имеющими сферическую форму (Вольвокс, Сфероека – слайд №2, снизу), реже форму, напоминающую веточки растений (ресничные инфузории, лабиринтовые и др.).

Для некоторых простейших характерно наличие ядер нескольких типов, обычно двух. Такое явление называют ядерным дуализмом. Одно ядро сохраняет наследственную информацию, а другое служит для усиления обмена веществ, поэтому их и называют генеративным и вегетативным.

Способы размножения, характерные для простейших, в целом изучены нами в курсе ботаники 7 класса. Давайте вспомним их:

-как называется размножение простым делением? (митоз, изотомия)

-как называется размножение, когда дочерняя клетка намного меньше материнской? (почкование)

-как называется размножение, когда внутри одной клетки образуется несколько, покрытых оболочками отдельно друг от друга? (спороношение, эндоспоры)

-как называется размножение, когда одна многоядерная клетка распадается на много мелких дочерних одноядерных? (шизогония)

-многократное деление без роста? (палинтомия)

-размножение, когда образуются специальные клетки, сливающиеся между собой? (половое)

Половое размножение неизвестно для большинства простейших, однако есть виды, обладающие несколькими стадиями развития с чередованием полового и бесполого размножения – такой жизненный цикл называется сложным. Если же чередования нет, такой цикл называют простым.

В неблагоприятных условиях простейшие могут образовывать защитные цисты – плотные оболочки, сохраняющие клетку живой до наступления благоприятных условий.

Рассмотрим основные типы животных, относящихся к Простейшим.

I Тип Саркомастигофоры

Имеют органеллы движения жгутики или псевдоподии, свободноживущие одиночные или колониальные, также есть паразитические формы. Обитают практически во всех возможных жизненных средах, нет их только в жерлах вулканов и высоко в атмосфере.

Разделяются на 2 класса – Саркодовые, имеющие псевдоподии, и Жгутиковые, или Жгутиконосцы, имеющие жгутики, приводящие клетку в движение.

Саркодовые (слайд №3), как правило, не имеют полового размножения, питаются путем заглатывания мелких частиц внутрь клетки – это называется фагоцитозом, открыл его Илья Ильич Мечников. Некоторые саркодовые образуют панцири – это раковинные амебы и фораминиферы (слайд №4). Они являются основными «строителями» почвы среди простейших. Арцелла (слайд №5) – типичный обитатель почвы умеренных широт, образует раковину из органического вещества, впоследствии из этих раковин формируются частицы почвы, а запасенные питательные вещества становятся доступны другим организмам.

Для Фораминифер характерен сложный жизненный цикл с чередованием полового и бесполого размножения, причем разные поколения могут настолько отличаться  друг от друга, что сперва были отнесены к разным видам. Многие фораминиферы образуют известковые скелеты, что стало причиной отложений мела, мрамора и других известковых ископаемых (слайд №6).

Класс Жгутиконосцев (слайд №7) объединяет очень разнообразные организмы, некоторые из которых сейчас считаются растениями, а для некоторых вообще не определен их статус, относящий их к тому или иному царству. Типичным представителем жгутиковых в наших водоемах является Эвглена зеленая (слайд №8), при свете живущая как растение за счет фотосинтеза, а в темноте использующая животных тип питания – захватывает и переваривает частицы пищи извне. Для жгутиконосцев в основном характерно размножение простым делением. Типичный животный образ жизни ведут воротничковые (слайд №9). Воротничковые также могут образовывать шаровидные колонии, например, Сфероека (слайд №10).

II Тип Инфузории, или Ресничные (слайд №11)

Содержит простейших, обладающих органеллами движения – ресничками. Характерен дуализм ядер, то есть наличие ядер двух типов – генеративных (микронуклеусы) и вегетативных (макронуклеусы). Включает представителей, обитающих в водоемах, почве и теле других организмов, причем как паразитов, так и полезных сожителей (например, из желудка жвачных, помогающих им переваривать клетчатку).

Сократительные вакуоли, в отличие от саркомастигофор, имеют постоянное месторасположение и сообщаются с внешней средой специальным отверстием – порошицей.

Рассмотрите на слайде № 12 изображение инфузории-туфельки и сделайте в тетради для практических работ необходимые обозначения. Обратите внимание, что на электронной микрофотографии не видно макронуклеус (большое ядро), найдите его на рисунке и обозначьте.

Подписи к рисунку: 1-передний конец тела, 2- задний конец, 3-реснички, 4-малое (генеративное) ядро, 5-клеточный рот,6-сократительная вакуоль.

Выполнив работу, ответьте на вопросы, данные в тетради с печатной основой, в качестве вывода, выполненную работу сдайте.

Закрепление пройденного материала:

1. С чем мы сегодня познакомились?

2. О каких организмах вы узнали?

3. Где они обитают?

4. Какие организмы образуют частицы почвы и мел?

5. Какой организм ведет себя днем как растение, а ночью – как животное?

6. Чем отличаются Инфузории от Жгутиковых?

7. Каково значение простейших в почве?

8. Какие остались вопросы?

Домашнее задание

Прочитать параграф 11, 12 (учебник Т. И. Базанова – Биология для 8 класса), найти ответы на вопросы в конце параграфа, подготовить краткие сообщения о болезнях, вызываемых простейшими (по желанию). Ориентировочные темы сообщений вы можете увидеть на слайде № 13.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Т.И. Базанова, Биология, учебник для 8 кл. общеобразовательных школ, - Х.: Гімназія, 2008

2. И. Х. Шарова, Зоология беспозвоночных, - М.: Владос, 2002

Фото по материалам ресурса http://zoometod.narod.ru

Общая характеристика простейших и их разнообразие. Обитатели пресных водоемов и почвы

Скачать конспект (251.2 Kb)



Автор разработки: Руднев Николай Владимирович

Учебный предмет: Биология

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 1512 | Загрузок: 223 | Комментариев: 0

Ключевые слова: простейшие

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»