Главная » Разработки уроков » Биология |
Тема урока: Общая характеристика простейших и их разнообразие. Обитатели пресных водоемов и почвы. Лабораторная работа: Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших из водоема или аквариума Цель: первое знакомство учащихся с подцарством Простейшие, его делением на типы, свободноживущими представителями подцарства, их образом жизни, особенностями организации, значением их для природных экосистем и человека. Оборудование и материалы: Мультимедийная система Задачи: Образовательные: систематизировать и развить представления об одноклеточных животных; среды обитания представителей класса Саркодовые их строения и жизнедеятельности на примере амебы протей. Развивающие: продолжить формирование умений публично выступать, делать выводы, решать проблемные вопросы, сравнивать, анализировать, работать с микроскопом. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, ответственное отношение к выполнению порученных заданий. Тип урока: усвоение новых знаний. План урока: 1. Организационный момент 2. Актуализация опорных знаний 3.Изучение нового материала I. Общая характеристика простейших Простейшие – первое подцарство царства Животные, с которым мы познакомимся. Впервые открыты в 1665 году Антони ван Левенгуком, названы им «анималькулами» вместе с открытыми тогда же бактериями. Однако позднее выяснилось, что они отличаются от бактерий и одноклеточных растений. Знакомясь сегодня с простейшими, мы выполним лабораторную работу в тетради с печатной основой. Это одноклеточные, свободноживущие или паразиты, имеющие в клетках ядро организмы (Вспомните, как они называются. Назовите организмы, не имеющие ядра), обладающие свойствами животных (гетеротрофный тип питания, запасное вещество гликоген, отсутствие клеточной стенки, вакуолей с клеточным соком, наличие органелл движения – псевдоподий, жгутиков или ресничек (либо их отсутствие) и т.д. Среди свободноживущих простейших традиционно различают одиночных и колониальных. Одиночные существуют в виде одиноких клеток (инфузория-туфелька, эвглена – слайд№2, сверху), живущих самостоятельно и независимо от других таких же клеток. Колониальные простейшие живут колониями, обычно имеющими сферическую форму (Вольвокс, Сфероека – слайд №2, снизу), реже форму, напоминающую веточки растений (ресничные инфузории, лабиринтовые и др.). Для некоторых простейших характерно наличие ядер нескольких типов, обычно двух. Такое явление называют ядерным дуализмом. Одно ядро сохраняет наследственную информацию, а другое служит для усиления обмена веществ, поэтому их и называют генеративным и вегетативным. Способы размножения, характерные для простейших, в целом изучены нами в курсе ботаники 7 класса. Давайте вспомним их: -как называется размножение простым делением? (митоз, изотомия) -как называется размножение, когда дочерняя клетка намного меньше материнской? (почкование) -как называется размножение, когда внутри одной клетки образуется несколько, покрытых оболочками отдельно друг от друга? (спороношение, эндоспоры) -как называется размножение, когда одна многоядерная клетка распадается на много мелких дочерних одноядерных? (шизогония) -многократное деление без роста? (палинтомия) -размножение, когда образуются специальные клетки, сливающиеся между собой? (половое) Половое размножение неизвестно для большинства простейших, однако есть виды, обладающие несколькими стадиями развития с чередованием полового и бесполого размножения – такой жизненный цикл называется сложным. Если же чередования нет, такой цикл называют простым. В неблагоприятных условиях простейшие могут образовывать защитные цисты – плотные оболочки, сохраняющие клетку живой до наступления благоприятных условий. Рассмотрим основные типы животных, относящихся к Простейшим. I Тип Саркомастигофоры Имеют органеллы движения жгутики или псевдоподии, свободноживущие одиночные или колониальные, также есть паразитические формы. Обитают практически во всех возможных жизненных средах, нет их только в жерлах вулканов и высоко в атмосфере. Разделяются на 2 класса – Саркодовые, имеющие псевдоподии, и Жгутиковые, или Жгутиконосцы, имеющие жгутики, приводящие клетку в движение. Саркодовые (слайд №3), как правило, не имеют полового размножения, питаются путем заглатывания мелких частиц внутрь клетки – это называется фагоцитозом, открыл его Илья Ильич Мечников. Некоторые саркодовые образуют панцири – это раковинные амебы и фораминиферы (слайд №4). Они являются основными «строителями» почвы среди простейших. Арцелла (слайд №5) – типичный обитатель почвы умеренных широт, образует раковину из органического вещества, впоследствии из этих раковин формируются частицы почвы, а запасенные питательные вещества становятся доступны другим организмам. Для Фораминифер характерен сложный жизненный цикл с чередованием полового и бесполого размножения, причем разные поколения могут настолько отличаться друг от друга, что сперва были отнесены к разным видам. Многие фораминиферы образуют известковые скелеты, что стало причиной отложений мела, мрамора и других известковых ископаемых (слайд №6). Класс Жгутиконосцев (слайд №7) объединяет очень разнообразные организмы, некоторые из которых сейчас считаются растениями, а для некоторых вообще не определен их статус, относящий их к тому или иному царству. Типичным представителем жгутиковых в наших водоемах является Эвглена зеленая (слайд №8), при свете живущая как растение за счет фотосинтеза, а в темноте использующая животных тип питания – захватывает и переваривает частицы пищи извне. Для жгутиконосцев в основном характерно размножение простым делением. Типичный животный образ жизни ведут воротничковые (слайд №9). Воротничковые также могут образовывать шаровидные колонии, например, Сфероека (слайд №10). II Тип Инфузории, или Ресничные (слайд №11) Содержит простейших, обладающих органеллами движения – ресничками. Характерен дуализм ядер, то есть наличие ядер двух типов – генеративных (микронуклеусы) и вегетативных (макронуклеусы). Включает представителей, обитающих в водоемах, почве и теле других организмов, причем как паразитов, так и полезных сожителей (например, из желудка жвачных, помогающих им переваривать клетчатку). Сократительные вакуоли, в отличие от саркомастигофор, имеют постоянное месторасположение и сообщаются с внешней средой специальным отверстием – порошицей. Рассмотрите на слайде № 12 изображение инфузории-туфельки и сделайте в тетради для практических работ необходимые обозначения. Обратите внимание, что на электронной микрофотографии не видно макронуклеус (большое ядро), найдите его на рисунке и обозначьте. Подписи к рисунку: 1-передний конец тела, 2- задний конец, 3-реснички, 4-малое (генеративное) ядро, 5-клеточный рот,6-сократительная вакуоль. Выполнив работу, ответьте на вопросы, данные в тетради с печатной основой, в качестве вывода, выполненную работу сдайте. Закрепление пройденного материала: 1. С чем мы сегодня познакомились? 2. О каких организмах вы узнали? 3. Где они обитают? 4. Какие организмы образуют частицы почвы и мел? 5. Какой организм ведет себя днем как растение, а ночью – как животное? 6. Чем отличаются Инфузории от Жгутиковых? 7. Каково значение простейших в почве? 8. Какие остались вопросы? Домашнее задание Прочитать параграф 11, 12 (учебник Т. И. Базанова – Биология для 8 класса), найти ответы на вопросы в конце параграфа, подготовить краткие сообщения о болезнях, вызываемых простейшими (по желанию). Ориентировочные темы сообщений вы можете увидеть на слайде № 13.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Т.И. Базанова, Биология, учебник для 8 кл. общеобразовательных школ, - Х.: Гімназія, 2008 2. И. Х. Шарова, Зоология беспозвоночных, - М.: Владос, 2002 Фото по материалам ресурса http://zoometod.narod.ru |
Автор разработки: Руднев Николай Владимирович Учебный предмет: Биология Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 1591 | Загрузок: 246 | Комментариев: 2 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 2 | |||
| |||