Главная » Разработки уроков » Биология |
Цели: обеспечить условия для усвоения учащимися материала о мышечной системе человека; Оборудование: таблицы, торс человека, дидактические карточки, памятки, ватман, маркеры. Тип урока - урок усвоения новых знаний. Ход урока Организационный момент (приветствие и произвольное рассаживание в группы) Мотивация учебной деятельности Слова учителя: ребята, сегодня вы пришли не на простой урок биологии, а на 4 урок в теме ОДС и это значит, что мы начинаем изучать вторую составляющую ОДС. Фронтальная беседа по вопросам учителя: Что такое ОДС? (предлагается расшифровать) Чем представлена опорно-двигательная система в организме человека? Слова учителя: Сеченов писал: «Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его изгоняют за излишнюю любовь к Родине, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге- везде окончательным фактом является мышечное движение. Сообщение темы, плана и задач урока И так тема сегодняшнего урока «Мышечное движение» (дети записывают в тетрадь) План урока (сообщается без записи) Строение мышц. Задачи урока Как правильно работать с книгой. Активизация мыслительной деятельности Слова учителя: ребята, пока вы сидите в произвольных группах, но чтобы определить с каким заданием вы можете справиться на данный момент, я предлагаю вспомнить материал прошлых уроков. «Мозговой штурм» Какие 5 функций выполняет ОДС? Работа по карточкам «Бегущая волна» (один человек команды получает лист с заданием, написав первый элемент строения скелета, передает листочек другому. Как только листочек дойдет до последнего участника, он поднимает руку-сигнал, что команда с заданием справилась) Задания на листах: группа № 1 «Написать опорные слова, которые помогут рассказать о строении скелета головы» группа № 2 «Написать опорные слова, которые помогут рассказать о строении скелета туловища» группа № 3 «Написать опорные слова, которые помогут рассказать о строении скелета пояса верхних конечностей и о скелете свободной верхней конечности» группа № 4 «Написать опорные слова, которые помогут рассказать о строении скелета пояса нижних конечностей и о скелете свободной нижней конечности» Игра «Найди ошибку» Работа с заданиями тетради на печатной основе (комментированное выполнение задания) Предполагаемые варианты заданий: Пояс нижних конечностей: тазовые кости, крестцовая кость, лучезапястный сустав. Игра «Разгадай шифровку» (группам предлагаются на листочках предложения, в которых так переставлены слова, что смысл предложения полностью теряется) суставы костей полуподвижные неподвижные различают неподвижные соединения подвижные Физкультминутка отдыха упражнение «Зеркало» (ученики за учителем показывают действие некоторых суставов) плечевой сустав Подводятся промежуточные итоги, и учащиеся рассаживаются по уровневым группам на столах устанавливаются цветные карточки Красные - высокий уровень Зеленые - достаточный уровень Синие - средний уровень Изучение нового материала Слова учителя: ребята, сегодня на уроке у нас присутствует специалист анатомии тела человека, который заранее провел исследование и сейчас поведает нам о том, как устроены мышцы человека и по какому механизму они работают. (Заслушивается выступление ученика, который получил опережающее задание. Во время рассказа он демонстрирует рисунок «строение мышц и их крепление к костям» и самодельную модель «Актин-миозин», показывающую механизм сокращения мышц) Предполагаемый текст сообщения: У человека 600 скелетных мышц, что составляет 40% от общей массы тела (у спортсменов 60% от массы тела). Мышцы помогают человеку: передвигаться в пространстве (ходить, бегать) В мышцах возникает возбуждение, и они сокращаются на механические, физические и химические раздражители. В живом организме мышцы никогда не бывают расслаблены полностью, даже в состоянии покоя оно немного напряжены, т. е. находятся в тонусе. Каждая мышца состоит из пучков мышечных волокон. К кости мышца присоединяется сухожилием. Сократительным элементом мышечного волокна являются миофибриллы, они состоят из тонких нитей белка актина и толстых нитей белка миозина. Нити актина заходят в нити миозина и мышца сокращается.(Демонстрация схемы. Рисунок вывешивается на доску) Слова учителя: спасибо специалисту. Я думаю, что теперь вы сможете ответить на 1 вопрос плана нашего урока. Блиц- интервью «Кто больше запомнил из рассказа специалиста?» А чтобы решить второй вопрос вы потрудитесь самостоятельно в группах по уровневым заданиям. (Напомнить правила работы в группе) Разноуровневые задания Синим - из статьи учебника выписать все понятия. Подчеркнуть трудные, первый раз услышанные. Зеленым - по рисункам перечислить мышцы головы и туловища. Найти в учебнике и рассказать об их роли в организме. Зеленым - по рисункам перечислить мышцы верхних и нижних конечностей. Найти в учебнике и рассказать об их роли в организме. Красным - выслушав все ответы, составить схему «Классификация мышц»
Заслушать ответы лидеров групп. (по ходу ответов красные вывешивают на доске на листах ватмана схемы «Классификация мышц по форме», «Классификация мышц по функциям», «Классификация мышц по отделам тела») Обобщение и систематизация изученного материала Беседа по опорным схемам и рисункам.(Заслушиваются все учащиеся, но в большей степени группа синих) Сообщение домашнего задания Слова учителя: конечно, что бы этот материал отложился в памяти надо будет дома поработать с книгой. (повторить алгоритм «в каком порядке готовится домашнее задание по учебнику) Открываются картинки- смайлики (Задания разноуровневые и смайлики цветные соответственно цвету рабочих групп) =) Синие- прочитать параграф Зеленые- выписать понятия в тетрадь, выучить их Красные- пересказ по составленным схемам |
Автор разработки: Киреева Валентина Ивановна Учебный предмет: Биология Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 798 | Загрузок: 237 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |