Главная » Разработки уроков » Русский язык

Урок развития связной речи по сказке В.Сухомлинского «О любви»

В последнее время стал популярным метод проектов как инновационный метод обучения. Он призван соединить теорию обучения с практикой жизни, внести в обучение оригинальность и сделать его для учащихся интересным.

Через метод проектов учитель имеет возможность включить всех учащихся в активную работу, используя интерактивные, компьютерные технологии, стимулировать самостоятельную работу, развивать творческие способности, коммуникативные, социальные и другие компетентности.

Как правило, учителю бывает довольно сложно выбрать тему проекта, которая должна органично вписываться в программу и быть интересной и актуальной. Очень часто выбирается информационный проект, требующий хорошей подготовки учащихся, использования мультимедийных и компьютерных технологий и, в итоге, представляющий один урок или внеклассное мероприятие.

Уроки гуманитарного цикла – это уроки воспитания нравственности, раскрывающие все важнейшие человеческие проблемы. Что же интересно ученикам 9 класса? Конечно же, это любовь и дружба, взаимоотношение отцов и детей, одноклассников, процессов в обществе и видения себя в социуме.

Возьмём интерес подростков к любви. К сожалению, современная трактовка этого чувства на экранах телевидения, в современных молодёжных телесериалах, реалити-шоу - это опошление, сведение до уровня инстинктов. И это вызывает протест нормального человека, многие подростки тоже хотят верить и верят в красоту этого чувства, каждый хочет его испытать и быть счастливым. Наверное, именно поэтому ребята с большой охотой откликнулись на проведение этого проекта.

Данный проект включает проведение двух уроков развития связной речи по рассказам В. Сухомлинского с использованием моделирования реальных ситуаций «Любовь не вздохи на скамейке», «Любовь умна, мудра, предусмотрительна», а также урока литературы «Женщины, воспетые поэтом» (по А.С.Пушкину). Завершается проект общешкольным вечером «Любовь, любовь, загадочное слово, кто мог бы до конца тебя понять?» (В.А.Рождественский).

Были поставлены следующие цели:

раскрыть высокий смысл этого чувства,
показать его чистоту и красоту, силу,
учить отличать любовь от увлечения,
воспитывать чувство ответственности у молодых людей; у юношей – уважение к женщине; у девушек – чувство собственного достоинства.

Этот проект заставил подростков размышлять, высказывать свои мысли, по-иному взглянуть на себя и окружающих. Цинизм, грубость были восприняты адекватно.

Таким образом, данный проект, с одной стороны, стал одновременно и исследовательско- информативным, и творческим, с другой – практически ориентированным, с третьей – решающим важнейшие проблемы развития речи, логического мышления, умения вести диалог, дискуссию; обогащения словарного запаса, что крайне важно в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

В ходе его подготовки и выполнения были решены задачи формирования коммуникативной, самообразовательной, информационной, социальной компетентностей, проходило развитие творческих способностей учащихся.

Вашему вниманию предлагается первый урок «Любовь не вздохи на скамейке».

 

Тема: Урок развития связной речи по сказке В.Сухомлинского «О любви»

Цели:

помочь учащимся понять сложность и многогранность этого чувства,
воспитывать ответственное отношение к своей жизни,
повышать уровень психологической зрелости,
развивать лексико-грамматический строй речи,
учить размышлять над проблемой, логично, доказательно высказывать свою точку зрения,
развивать социальную, коммуникативную компетентности.

Оборудование:

Отрывок из песни М.Леграна «Если б не было тебя»,
«Лунная соната» Бетховена,
портрет композитора,
солнышко и лепестки,
тексты сказки,
стихотворение С.П. Щипачёва «Любовью дорожить умейте».

Ход урока

1. Постановка задач. Психологический настрой.

Мы начинаем наш урок под прекрасную песню известного французского композитора Мишеля Леграна.

«Если б не было тебя, померк бы весь свет,

Если б не было тебя, ничто на земле не нужно..», - поёт Джо Дассен. И тысячи сердец замирают. Замирают от восторга и ожидания, от нежности и надежды. Ведь каждый хотел бы любить и быть любимым.

А что же такое любовь? Как не ошибиться? Как пронести это чувство через года? Как быть счастливым?

Об этом мы и будем говорить с вами на уроке, обсуждая сказку В.Сухомлинского и находя выход из предложенных ситуаций.

2. Выразительное чтение сказки «О любви» и её обсуждение.

Конструирование и запись предложений и всех выводов.

- Каким же нарисовано в сказке это чувство? ( Это прекрасное, сильное чувство, но очень сложное. Даже Бог не мог его понять.)

- Как проявилась его сила? ( Бог хотел уничтожить его, но его сил не хватило. Любовь оказалась сильнее).

- Почему Бог не смог понять это чувство? (Он жесток, а жестокость с любовью несовместима).

- Как автор описывает красоту этого чувства? Ещё раз зачитайте.

- Почему мужчина и женщина смотрят то на алую зарю, то в глаза друг другу?

- Как же в сказке определяется, что такое любовь?

- Это мудрые глаза красоты,

- какая-то неведомая сила,

- красота, прекраснее неба и солнца, прекраснее всего…, самого Бога

- любовь ласковая, добрая, сердечная,

- красота могучая и вечная, непостижимая,

- Верность и Память сердца

-Давайте запишем главное:

Любовь – это красота непостижимая, сила, мудрость, ласка и добро, верность и память сердца.

- Что бы вы добавили? Можно ли сравнить с солнцем?

Любовь – это счастье, солнце, озаряющее нашу душу, делающую жизнь светлой и радостной.

- Как вы думаете, почему в сказке слова Любовь, Верность, Память Сердца написаны с большой буквы? ( Это высокие чувства. Они возвышают человека, делают его выше, чище, благороднее).

- Сформулируйте главную мысль сказки.

Любовь – это сильное, красивое и непостижимое чувство. Оно бессмертно, приносит человеку счастье и делает его сильнее Бога.

- В литературе масса примеров безграничной любви. Давайте вспомним о них.

Но и в жизни тоже!

Любовь ещё не всё! Не хлеб и не вода,

Не крыша в ливень, не нагим одежда,

Не ствол, плывущий к тонущим, когда

Уже иссякли силы и надежда.

Не заменяет воздуха любовь,

Когда дыханья в лёгких не хватает,

Не сращивает кость, не очищает кровь,

Но без любви порою умирают.

Один из учеников рассказывает историю любви Бетховена и

молодой итальянской аристократки Джульетты Гвиччарди.

Вывод: Любовь спасла композитора от отчаяния. Он сумел преодолеть свой страшный недуг и написать прекрасное произведение. Эта соната – гимн его чувству.

Звучит отрывок из «Лунной сонаты» Бетховена.

- Вы видите, что это не только сила, но и красота. Кто из вас не хотел бы, чтобы ему были посвящены стихи, картины, песни, книги?

3. Моделирование ситуаций и их обсуждение.

А как отличить любовь от другого чувства: увлечения, страсти, просто полового влечения? Это очень сложные вопросы. Сейчас мы смоделируем несколько ситуаций и попытаемся хоть немного разобраться в данных проблемах.

Класс делится на 5 групп и получает свои задания- ситуации, на которые попытается дать ответ. Выводы записываем.

Ситуация 1

Вы, молодой человек, влюблены в девушку из очень обеспеченной семьи. Она вам отвечает взаимностью. Но её родители категорически против ваших отношений, считают, что с вами она не будет счастливой, так как не будет так материально обеспечена, как дома. Откажитесь ли вы от вашего чувства? Что вам подскажет любовь?

Ответы самые разные: не важно богатство, будет работать, чтобы обеспечить семью, найдёт другую девушку, попросит своих и её родителей помогать им и т.д.

- Может, сразу поставить себе высокие цели: получить хорошее образование, найти достойную работу, стараться обеспечивать себя, а в будущем и свою семью? Ведь есть же стимул?

- А как же «С милым рай в шалаше?»

Вывод: Любовь – это сила, которая ради другого человека поможет преодолеть трудности и собственную инертность.

Ситуация 2

Вам 16 лет, вы влюблены в молодого человека. Он такой красивый, весёлый, с ним так здорово. Прощаясь с ним, вы уже с нетерпением ждёте следующей встречи. Но через неделю он говорит, что привык иметь сексуальные отношения с девушками, без этого нет любви. А если вас это не устраивает, он найдёт себе другую, которая будет любить его по-настоящему. Как быть?

- Даже если вы и любите его, почувствуйте, что он к вам не бережно относится. Он не думает о вашем юном возрасте, о возможных последствиях. Это просто половое влечение.

- Девушка должна быть строгой. Стоит ли ради такого терять своё достоинство.

- Почему девушка должна об этом думать?

- Разве любовь и секс одно и то же?

- Секс – это продолжение любви, но в данной ситуации любви нет, только влечение и удовлетворение физиологических потребностей. Серьёзные отношения предполагают создание семьи, а в этом юном возрасте это совсем некстати.

Вывод: Любовь – это строгость и мудрость, уважение. Она должна быть не только ласковой, но и требовательной к себе и любимому человеку.

Ситуация 3

Ваша подруга влюблена в юношу, который иногда выпивает, любит употребить крепкое словцо, часто и в адрес «любимой». Однажды он чуть не ударил её, оскорбившись на её замечание. Девушка очень переживает, боится потерять его, так как очень его любит. Какими вы видите их дальнейшие отношения?

- Он некультурный, просто дремучий человек.

Такой никогда не даст счастья другому.

- Девушка не понимает, что любящий человек никогда не оскорбит любимого. Никто не должен такого терпеть и позволять. Это половое влечение и самые низменные чувства.

- Девушке самой стоит как можно быстрее порвать с ним.

- Что требует любовь?

Вывод: Любовь требует уважения, воспитания культуры чувств, богатого внутреннего мира. Так как невежество и убогость чувств счастья не принесут.

Ситуация 4

Вы любите, поженились, создали семью. Вы счастливы. Начало совместной жизни всегда прекрасно, недаром первый месяц супружеской жизни называют медовым. Но вскоре вы замечаете, что ссоритесь: вас раздражают его привычки, которых вы раньше не замечали. Его – неумение готовить так же вкусно, как его мама. Как выдержать эти испытания? Или это несовместимость?

- Нужно приспосабливаться друг к другу, уважать привычки (хорошие). Жить, как ты привык до этого, не получится. Нужно учиться создавать семейные отношения, понимать друг друга, приспосабливаться. Может, не всегда высказывать своё недовольство.

- Что же нужно делать, чтобы сохранить чувства?

Вывод: Чтобы сохранить чувства, нужно учиться творить отношения, уважая личность другого.

Ситуация 5

С рождением ребёнка вы вся – в заботах о нём, а муж на втором плане. Вы с нетерпением его ждёте с работы, чтобы он вам помог, но он возвращается всё позже и позже. Долгожданный выходной! А он отправляется с друзьями на рыбалку. Ведь он так устал за неделю! И не может же он перестать общаться с друзьями.

Ваши отношения дают трещину. Почему? Как этого не допустить?

- В семье мало говорить «люблю», нужно чем-то жертвовать. Жена жертвует бессонными ночами, своими желаниями. И муж тоже так должен поступать. Семья должна быть на первом месте.

Женившись, они оба стали ответственными друг за друга, за ребёнка.

- Значит ли это, что друзья должны остаться в прошлом?

Вывод: Любовь требует самопожертвования. Это большой труд души.

Посмотрите, вначале мы записали, что такое любовь. Что вы ещё можете добавить после обсуждения предложенных ситуаций?

- Что это строгость и мудрость, требовательность К себе и к любимому, уважение, богатство внутреннего мира, умение творить отношения, самопожертвование.

- Что же такое любовь?

Вывод: Любовь – это прекрасное, но очень сложное чувство. Мало полюбить человека, нужно приложить много усилий, чтобы это чувство расцвело, принесло обоим радость, чтобы оно было навсегда.

4. Подведение итогов

- Все группы получают лепестки ромашки – лучики солнца. Напишите на них то, что нужно человеку, чтобы научиться любить и сохранить это чувство.

Все прикрепляют лепестки к солнышку – символу любви.

- Я желаю, чтобы гадание на такой вот ромашке в жизни всегда приносило вам «любит». Но не забывайте, что для этого нужно много душевно трудиться.

Декламация стихотворения «Любовью дорожить умейте»

5. Подведение итогов. Оценивание.

6. Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру «Любовью дорожить умейте»

Урок развития связной речи по сказке В.Сухомлинского «О любви»

Скачать конспект (360.1Kb)



Автор разработки: Вакула Галина Григорьевна

Учебный предмет: Русский язык

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 168 | Загрузок: 36 | Комментариев: 0

Ключевые слова: Сухомлинский, любовь

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»