Главная » Разработки уроков » Русский язык

Синтаксис и пунктуация

Цель: обобщить и систематизировать изученный материал по теме; совершенствовать речевые навыки и навыки выразительного чтения; развивать творческие способности учащихся.

Оборудование урока: пособие по Т.Я. Фроловой.

Класс разбит на три команды. На столах таблички с названиями команд: «Словосочетание», «Предложение», «Текст».

Вступительное слово учителя

Сегодня мы отправимся в путешествие по удивительной стране Пунктуации. В путешествии нам помогут наши знания и умения.

У нас в гостях принцесса Пунктуация (ученица 9 класса, победитель олимпиады по русскому языку).

Ваши команды называются: «Словосочетание», «Предложение», «Текст».

А почему вы так назвали свои команды?

Синтаксис – брат Пунктуации, и знания Синтаксиса будут помогать нам.

Мы полетим на ковре-самолёте……..

Но, прежде чем оторвёмся от земли, проверим домашнее задание.

Выступление каждой команды с диалогом

Ребята в костюмах разыгрывают диалоги (см. приложение).

Фронтальная беседа

Что такое диалог?
Какие знаки препинания характерны для диалога?
Составьте предложение с прямой речью.
Объясните знаки препинания в нём.

Работа команд по карточкам

Можно предложить командам на время выполнить следующее задание:

Расставьте, где нужно, запятые в известной шутке:

...Кисель там варят из резины

там шины делают из глины

кирпич там жгут из молока

творог готовят из песка

стекло там плавят из бетона

плотины строят из картона

обложки там из чугуна

там варят сталь из полотна

кроят рубахи из пластмассы

посуду делают из мяса

котлеты стряпают из сажи

там ваксу делают из пряжи

прядут там нитки из сукна

костюмы шьют из... (из полотна)

Учитель. Итак, мы начинаем набирать высоту. Нужны усилия всей команды.

Задания: прочитайте выразительно; докажите, что это текст; определите тип, стиль речи, озаглавьте.

Конкурс капитанов

Учитель. Полёт наш зависит от тех, кто правит ковром-самолётом.

Конкурс капитанов

Докажите, используя полученные карточки, что от правильно поставленного знака препинания зависит  смысл предложения.

Варианты предложений без знаков препинания :

Очень-очень странный вид:

Речка за окном горит

Чей-то дом хвостом виляет

 Пёсик…….

…Из ружья стреляет

Мальчик чуть не слопал мышку

Кот в очках читает книжку

Старый дед….

Ребята отправьте утром встретим.
Казнить нельзя помиловать.

Учитель. Зачем же надо изучать пунктуацию?

Выполнение заданий по карточкам с предложениями из сказки А. Пушкина

Учитель. Следующее задание поможет каждой команде пробиться сквозь грозовые тучи.

Задание. Спишите предложения, расставьте знаки препинания; ответьте на следующие вопросы:

С какой интонацией надо эти предложения читать?   Продемонстрируйте это своим чтением.
Какую роль выполняют в поэтическом тексте однородные члены?

Предложения на карточках.

Молодица уж и впрямь была царица: высока стройна бела.
И к царевне наливное молодое золотое прямо яблоко летит.
А царевна всё ж милее всё ж румяней и белее.

Работа по конструированию предложений

Учитель. Чтобы удачно приземлиться, составим предложение с обращением. Постараемся при этом  обратиться к силам природы, которые обычно помогают сказочным героям.

С какой интонацией надо прочитать данные предложения?
Кому удалось это лучше?
А как мы обратимся к принцессе, когда прибудем в её владения?

   Составление предложений по схемам

Учитель. Но на пути к принцессе встали стражники. Они просят вас выполнить следующее задание: составьте предложения по данной схеме. ( Раздаются карточки со схемами.)

Например:

1) (   ), но (   )

2) (   ), потому что (   )

3) (Θ и Θ)

    Графический диктант

Учитель. Последнее препятствие нужно преодолеть, чтобы попасть к принцессе (по одному человеку от каждой команды делают схемы на доске, остальные в тетрадях).

Кушай яблочко, мой свет!
Пёс залаял, и девица видит…
А ей зеркальце в ответ: « Ты прекрасна, спору нет».
Королевич зарыдал и пошёл к пустому месту.

Проверка диктанта.

Подведение итогов урока

Слово предоставляется принцессе Пунктуации.

          X.         Домашнее задание

Сочинить сказку о стране Пунктуации.

                                                                                           Приложение

Диалоги

Диалог команды «Текст»

 - Здравствуй, Красная Шапочка!

 - Здравствуй, Серый волк!

 - Шёл я тут по лесу, смотрю: ребята на ковре-самолёте сидят, про какую-то пунктуацию рассказывают. Как ты думаешь, Красная Шапочка, о чём это они?

 - Так это же раздел науки о русском языке. Пунктуация учит правильно ставить знаки препинания.

 - А ребята чего-то хотят от неё, от этой Пунктуации? И куда они собрались на ковре-самолёте?

 - А собрались они в путешествие по этой удивительной стране Пунктуации. И хотят они грамотно научиться писать и правильно расставлять знаки препинания.

 - Да.…Пожалуй, отправлюсь и я с ними в это путешествие. А ты шагай к своей бабушке. Прощай, Красная Шапочка!

 - До свидания, Серый Волк!

Диалог команды « Словосочетание»

 - Золотая рыбка, здравствуй! Как это здорово, что ты мне попалась на крючок!

 - Здравствуй, мой юный друг! Выпусти меня в море, выполню любое твоё желание!

 - Ты знаешь, у меня большие трудности. Я никак не могу запомнить, когда нужно ставить запятую в сложном предложении. Надо выучить какие-то Союзы, они у меня никак не запоминаются.

 - Слушай внимательно, запоминай! Это тебе пригодиться навсегда:

Кто, что, какой, который, так что,

Хотя, как будто, потому что,

Где, чтобы, если, как, когда –

Подскажут: блок ищи всегда.

И главное не забывай:

Блок запятыми отделяй!

 - О, как здорово. ( Повторяет рифмовку.) Спасибо тебе, золотая рыбка. Иди себе в море, плавай на просторе. А я побегу на урок удивлять всех ребят и учителя.

 - До свидания, учись хорошо!

Диалог команды «Предложение»

 - Привет, Незнайка!

 - Привет, Знайка!

 - Незнайка, что ты такой озабоченный, о чём думаешь? На себя не похож.

 - Ты представляешь, Знайка, снился мне сегодня сон. Иду я в школу, а навстречу мне яблоки, груши, вишни, сливы, а сзади огромные буквы, и я читаю: «фрукты!».

 - Так это же, Незнайка, на уроке русского языка объясняли, а ты этот урок прогулял и ничего не знаешь.

 - И что это вы на уроке могли узнать, чего я не знаю?

 - А то, что все слова, которые отвечают на один вопрос, относятся к одному и тому же слову и читаются с интонацией перечисления, называются однородными членами предложения, а слово «фрукты» - обобщающее слово.

 - Ну и что?

 - А то, что если однородные члены стоят после обобщающего слова, то перед однородными членами ставиться двоеточие, а если однородные члены стоят перед обобщающим словом, то ставиться тире.

 - А, теперь мне понятно, как надо выполнять домашнее задание. Пойду-ка я домой, выполню упражнение. Спасибо тебе, ты настоящий друг!

Синтаксис и пунктуация

Скачать конспект (10.3Kb)



Автор разработки: Петухова Наталья Алексеевна

Учебный предмет: Русский язык

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 146 | Загрузок: 30 | Комментариев: 0

Ключевые слова: синтаксис, пунктуация

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»