Главная » Разработки уроков » Русский язык

Понятие о синтаксисе и пунктуации. Словосочетание. Наблюдение за сочетанием слов в предложении. Выделение главного и зависимого слова

Цель: узнать, для чего служат словосочетания, из чего они состоят, как связываются слова в словосочетаниях; научить определять главное и зависимое слово в словосочетании, ставить смысловой вопрос к зависимому слову, составлять словосочетания по данной схеме и правильно использовать их в речи; работать над развитием и культурой речи; воспитывать любовь к природе, к русскому языку.

Оборудование: рабочие тетради, учебники, словари, индивидуальные карточки.

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

I.                  Организационный момент

Здравствуйте! Здравствуйте те, кто, может быть, не выспался. Здравствуйте те, кто радуется этому утру. Здравствуйте те, кто с нетерпением ждал, когда после болезни снова придет в школу. Здравствуйте те, кто сегодня будет хорошо, активно работать на уроке. И я очень надеюсь, что последнее относится ко всем ребятам нашего класса.

Запись даты в тетрадях.

II.               Актуализация опорных знаний

Орфографическая разминка

На закрытой доске записано:

У пр..роды нет пл..хой погоды.

Каждая погода бл..годать.

Сне.. ли, дож..ь –

Любое время года

Надо бл..годарно принимать.

Читает ученик у доски.

-   Какие буквы вставим? Почему?

-   Как вы понимаете слово благодарно? Давайте попробуем заменить его другими словами (признательный, чувствительный)

III.             Мобилизующий этап (практически и с опорой на украинский язык)

Сегодня на уроке мы отравимся в путешествие по стране Синтаксис и Пунктуация (на доске записаны название страны).

-   Ребята вы слышали такие слова?

-   Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 265 и прочитайте, что называется синтаксисом и пунктуацией.

Синтаксис – раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения.

В предложениях слова объединяются в словосочетания. Например, Наш класс на зимние каникулы ездил в Киев состоит из словосочетаний наш класс, ездил в Киев, ездил на каникулы, зимние каникулы.

Знать правила построения словосочетаний и предложений нужно для того, чтобы правильно говорить, писать и понимать чужую речь.

Пунктуация – раздел науки о языке, в котором излагаются правила употребления знаков препинания.

В школе изучается 10 знаков препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, скобки, кавычки, многоточие.

Продолжим работу  в орфографической разминке

На доске ученик записывает следующие слова: чес..ное, поб..дить, всегда, сер..це, в б..ю, мечтать.

-   Прочитайте слова. Соедините их между собой попарно, при этом ориентируйтесь на их одинаковую орфограмму. Напишите составленные пары слов.

-   Назовите первую пару слов и скажите, почему именно их вы объединили.

Честное сердце (Это слова с непроизносимыми согласными. В слове честное непроизносимый согласный Т.(честен) В слове сердце непроизносимый согласный Д (сердечко)

-   Какие еще слова можно объединить?

Победить в бою (В них есть проверяемая безударная гласная в корне. Победить (победа), бою (бой).

-   Назовите третью пару слов.

Всегда мечтать (В обоих словах есть непроверяемая безударная гласная Е)

IV.           Формулирование темы и цели урока

Назовите все составленные пары слов. Вспомните, как называется это языковое явление, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Честное сердце, победить в бою, всегда мечтать – это словосочетания. Значит тема сегодняшнего урока – «Словосочетание». Итак, мы сегодня посетим один из интереснейших городов этой страны – город Словосочетание.

Учитель пишет тему урока на доске.

-   Как вы думаете, с какой целью мы отправимся в город Словосочетание?

-   Сформулируйте цель нашего путешествия, опираясь на его тему. Используйте запись на доске.

1) повторить все, что … о …;

2) установить, как связываются …  в …;

3) учиться отличать … от … и … .

(Цель урока: 1)повторить все, что нам известно о словосочетании; 2)установить, как связываются слова в словосочетании; 3)учиться отличать словосочетание от слова и предложения)

V.               Изучение нового материала

Операционно-познавательный этап.

-    В какое время года мы с вами отправились в путешествие? (весна)

-    Чем порадовала весна нас в этом году? Какая бывает весна? (поздняя, холодная)

(можно показать картинки)

-   А кто любит зиму? А кто строил когда-то снежную крепость? Сможете ли вы рассказать как это делали? Если нет, то выполните  упражнение 573 на стр. 265.

Поставьте слова в скобках в нужной грамматической форме.

Вывод: Знать правила построения словосочетаний и предложений нужно для того, чтобы правильно говорить, писать и понимать чужую речь.

Работа со словосочетаниями.

-    Скажите, из скольких и каких частей состоит словосочетание?

(Словосочетание состоит из двух частей: главной и зависимой)

-    Как определить главную и зависимую части словосочетания?

(главную и зависимую части словосочетания можно определить по вопросу. Вопрос задается от главной части к зависимой)

Учитель прикрепляет на доску таблицу

Связь главного и зависимого слов в словосочетании

смысловая

грамматическая

Честное (какое?) сердце

Честное сердце

Победить (где? в чём?) в бою

Победить в бою

Всегда (когда?) мечтать

Всегда мечтать

-    Посмотрите на таблицу. Скажите, как связывается зависимое слово с главным?

(Зависимое слово связывается с главным по смыслу и грамматически)

-    С помощью чего устанавливается смысловая связь?

( смысловая связь устанавливается по вопросам)

-    С помощью чего выражается грамматическая связь?

( Грамматическая связь выражается с помощью окончания и предлога)

-    Посмотрите еще раз на пример под цифрой 3. Какой можно сделать вывод?

( в некоторых словосочетаниях зависимое и главное слово связываются между собой только по смыслу)

-    На основе наших рассуждений скажите, что такое словосочетание.

Словосочетание – это два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически или только по смыслу.

 Чтение правила на стр. 266.

 Физкультминутка.

- Встали. Вышли из-за парт. Если вы услышите беглую гласную в корне слова, то встаёте на носочки и поднимаете руки вверх. Если услышите её в суффиксе, то приседаете.

Мешочек, день, узелок, угол, орешек, узел.

VI.           Закрепление изученного материала

1.Упражнение 576 на стр. 266

Прочитайте словосочетания.

-   Какой общий признак их объединяет? (их объединяет одна тема - «Зима»)

-   А на сколько групп мы можем их разделить? От чего это будет зависеть? (чем выражено главное слово?)

-   Запишите их в две колонки и определите с помощью вопроса главные и зависимые слова в словосочетаниях.

Снежная (какая?) крепость

Пушистый (какой?) снег

 

Забыть (что?) варежки

Спуститься (с чего?) с горки

Ходить (как? на чём?) на лыжах

Покрыться (чем?) инеем

Быстро (как?) ездит

-    Прочитайте словосочетания первой группы. Укажите в каждом словосочетании способ связи зависимого и главного слов.

-    После выполнения задания аналогичным образом работаем со второй группой словосочетаний.

-    Назовите слова с сомнительными согласными в корне слова. Объясните их написание (снег, варежки)

2.Упражнение (запись на доске)

Смелость г..рода берет.

Трусливому зайке и п..нёк каж..тся волком.

Месяц светит, да не гре..т.

Храбрые п..знаются в битве.

-    Прочитайте пословицы. Исключите одну пословицу по двум признакам одновременно.

(можно исключить пословицу Месяц светит, да не греет. В ней говорится о том, что от месяца есть только свет, но нет тепла. В остальных пословицах речь идет о храбрости.)

-    Найдите второй признак, по которому можно исключить эту пословицу. (если детям трудно выполнить задание, учитель может им подсказать, что второй признак связан с темой урока.

В пословице нет словосочетаний, а в остальных они есть)

-    Запишите и разберите пословицу по членам предложения.

Месяц светит, да не греет

Докажите, что в ней нет словосочетаний.

 К оставшимся пословицам сформулируйте задание, опираясь на шифр 1:1:3 и на тему урок

Надо написать оставшиеся пословицы, ориентируясь на количество имеющихся в них словосочетаний и вставляя пропущенные буквы. Сначала надо написать две пословицы, в которых по одному словосочетанию, затем пословицу, в которой три словосочетания.

Смелость г..рода берет.

Храбрые п..знаются в битве.

Трусливому зайке и п..нёк каж..тся волком.

-    Назовите слова из пословиц, в которых пропущена буква О, объясните их написание.

(Буква О пишется с словах города, познаются. В слове познаются О является безударной гласной в приставке ПО (приставки ПА не бывает), а в слове города О является безударной гласной в корне. Проверочное слово город)

-   Перечислите слова, в которых пропущена буква Е. Исключите из них одно по орфограмме.

(В словах пенек, кажется, греет пишется гласная Е. Из них можно исключить слово пенек. В нем буква Е является проверяемой гласной в корне. Проверочное слово пень. В словах кажется, греет буква Е пишется в окончании ЕТ, потому что это глаголы первого спряжения)

3.Творческая работа

Внимательно прочитайте предложения и рассмотрите шифр. Составьте свое задание к упражнению.

Ловко прячется среди веток деревьев.

Потом золотым дождём спрыгнут они на землю, и ветер станет гонять по дорогам их пестрые листья.

Неслышно крадётся она по земле.

Осень похожа на хитрого рыжего лиса.

Потом вдруг всё порыжеет, словно на каждом кустике рассядутся огненные звери.

Шифр:

1) сущ. + прил., сущ. + прил.

2) гл. + сущ.

3) сущ. + сущ.

4) гл. + сущ., сущ. + прил.

5) сущ. + прил., гл.+сущ., гл.+сущ., сущ. + прил.

Надо написать предложения в соответствии с шифром. Порядок записи будет зависеть от количества в каждом предложении словосочетаний существительное + прилагательное, глагол + существительное, существительное+ существительное.

-   Итак, надо написать предложения в соответствии со смыслом и указанным количеством словосочетаний. Приступайте к работе.

-   Что вы написали, опираясь на шифр? (мы написали текст)

-   Озаглавьте текст с помощью слова и словосочетания. (к этому тексту подходят названия « Осень» и « Огненный зверь»)

-   Какое название более точное?

(более точным является название, выраженное словосочетанием)

-   Что же более точно называет предмет: слово или словосочетание? (словосочетание более точно называют предмет)

VII.        Итог работы

Подведение итогов – выполнение теста сильными учениками:

Тест

Чтобы закончить формулировку, выберите правильный ответ:

Синтаксис – это раздел науки о языке, который изучает …

А) звуки и буквы;

О) словосочетания и предложения;

У) части речи.

Образуют ли словосочетание подлежащее и сказуемое:

З) да;

С) нет.

Укажите словосочетание:

Е) золотистая полоска;

И) течёт река.

Укажите, как называются слова, составляющие словосочетание:

Н) главное слово и зависимое слово;

Р) главное слово и второстепенное слово.

Укажите, как ставятся вопросы в словосочетании:

Ъ) от зависимого к главному слову;

Ь) от главного слова к зависимому.

Ребята, может быть, из  букв, которые вы обвели, получилось слово? Слово осень является ключом к нашему тесту. Поднимите, пожалуйста, руки те, кто смог прочитать слово осень? Молодцы. Значит, во время нашего путешествия в город Словосочетание вы были внимательны. Я думаю, что с домашним заданием вы справитесь. Откройте дневники, запишем домашнее задание.

Пока сильные ученики выполняют тест, я беседую со слабыми учащимися:

Скажите, о каком языковом явлении мы говорили сегодня на уроке, и обобщите этот материал по плану:

Что такое словосочетание?
Для чего оно нужно?
Из скольких и каких частей состоит словосочетание?
Как связываются в нем зависимое и главное слова?
Как устанавливается смысловая связь между зависимым и главным словами?
С помощью чего выражается грамматическая связь между зависимым и главным словами?

VIII.    Домашнее задание

1.Упражнение 577

Подберите к указанным словам зависимые и разберите словосочетания.

Зима, упасть, метель, снеговик, санки, соревнования, оттаять.

2.Выучить правило на стр.265-266

IX.           Оценивание учебных достижений учащихся

Понятие о синтаксисе и пунктуации. Словосочетание. Наблюдение за сочетанием слов в предложении. Выделение главного и зависимого слова

Скачать конспект (17.1Kb)



Автор разработки: Кузнецова Светлана Аликивна

Учебный предмет: Русский язык

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 231 | Загрузок: 39 | Комментариев: 0

Ключевые слова: словосочетание, синтаксис, пунктуация

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»