Главная » Разработки уроков » Русский язык

Предложения с вводными словами. Знаки препинания в предложениях с вводными словами

Цели: сформировать представление   учащихся о вводных словах, научить  находить в предложениях вводные слова, правильно расставлять знаки препинания в предложениях с вводными совами, использовать вводные слова в своей речи;

развивать наблюдательность, внимание, мотивационную, языковую, коммуникативную, информационную компетентности учащихся;

воспитывать внимательное, бережное отношение к слову.

Оборудование: мультимедийный проектор, учебник, дидактический материал, аудиозапись «Песня Красной Шапочки»,  «Программы самореализации  личности»  (сборник комплексных заданий для

 учащихся школ с русским и украинским языком обучения). Русский язык.

 5 класс. Составители: Данилова И.Н., Филиппская Е.М. /Общ. ред.

 Мельниковой Л.В.-Донецк, 2011,   репродукция картины А.М.Герасимова «Пчелы звенят», музыка П.И.Чайковского «Времена года».  

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма-модуль: содержательно – поисковый

                                     Алгоритм  мини- модуля №1

  1. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.

 Вступительное слово учителя.

Дорогие ребята, я рада вас видеть. Вы очень хорошие, умные дети. Сегодня хороший день, светит солнце. Мы спокойны. На душе у нас легко и весело. Мы внимательно слушаем и понимаем друг друга. А теперь с хорошим настроением начнем наш урок. Я приглашаю вас работать под        девизом: « Пишу грамотно! Читаю выразительно! Говорю!»  

Заполнение таблицы  «Что я ожидаю от урока»

( На столах лежат листы, на которых изображена таблица)

 

В начале урока

В конце урока

1.Узнать что-то новое

   

2.Приобрести новые    

   умения и навыки

   

3.Показать свои 

   таланты

   

4.Что-то изменить в

   себе к лучшему

   

5.Получить заряд добра, радости, оптимизма

   

  II. Актуализация опорных знаний

     Заполните «слепую» схему (задание на мультимедийной доске)

Предложения по наличию осложняющих членов делятся на  

с однородными        с обращениями               ?

членами

     III. Мотивация учебной деятельности

  1. Запись предложения

Закат догорает. Солнце быстро садится.

К сожалению, закат догорает. Несомненно, солнце быстро садится.

- Чем отличаются эти предложения по содержанию? Как изменяется характер высказывания?  

  1. Зачем нам, жителям XXI  века, нужно изучать вводные слова?

Учащиеся самостоятельно формулируют тему и цели урока

         Запись на доске и в тетрадях темы урока

IV.  Вступительное слово учителя

V. Работа над темой урока

  1. Изучите теоретический материал в учебнике на стр.60-61 и составьте словарь  опорных понятий:

Вводные слова

Группы вводных слов по значению

Знаки препинания при вводных словах

Особенность вводных слов

VI. Закрепление изученного материала

  1. Выполнение задания 2 (печатная тетрадь для 5 класса «Программы самореализации  личности»)

Запишите предложения, введите в них  вводные слова, расставьте знаки препинания.

  1. Кто-то стучит в дверь. 2. Это опоздавший ученик. 3. Сегодня мы закончим оформление выставки. 4. Завтра можно будет заняться классной библиотекой.

Слова для справок: вероятно, возможно, видимо, кажется, может быть, должно быть, по-видимому.

  1. Физкультминутка

     3.  Установи соответствие между схемой и предложением (самопроверка)  (задание на мультимедийной доске)

1. ВС, … .                                     А. Коллекция картин, бесспорно, радует

                                                              человечество.

2. …, ВС, …   .                             Б. По-моему, в картинной галерее мы учимся

                                                             любить родную природу.

3. …, ВС.                                       В. У нас не всегда есть возможность          

                                                             посетить картинную галерею,   

                                                             к сожалению.

                                                         Г. Ребята, кто из вас был в картинной   

                                                              галерее?  

Ответ. 1. Б 2. А  3. В          

4.Опережающее домашнее задание.  Словарно-семантическая работа. Используя толковый словарь С.И.Ожегова, определить значение слов  галерея, коллекция.

VII. Итог М- М1

                         Алгоритм мини- модуля  №2  

I.Актуализация опорных знаний

Закончите предложение. Предложения по наличию осложняющих членов делятся на  …

II. Выполнение тренировочных упражнений

  1. Выполнение задания 4 стр. 63  (программы самореализации)

Работа в паре. Игра «Подскажи словечко»

          Тебе нужно вписать в квадратики нужные вводные слова. Подсказка

            дана. )  (задание на мультимедийной доске)

   
             

     -  чувство радости

           

   -  порядок изложения мысли

               

     -  степень уверенности

  1. Вводные слова могут быть использованы в художественном тексте. Прослушайте «Песню Красной Шапочки». Выпишите вводные слова и укажите какую степень  они выражают?

     3. Находим связи между видами искусства

         Задание. Рассмотрите   картину А.М.Герасимова «Пчелы звенят» и прослушайте музыку П.И.Чайковского «Времена года».  Напишите  размышления  на тему «Весна», используя в описании репродукции вводные слова.

4.Дайте ответы на тестовые вопросы и задания (взаимопроверка)

( Задания на столах у каждого ученика и на мультимедийной доске)

      Программы  самореализации  стр.63

  1.Вводные слова и обращения в предложении:

    а) не являются членами предложения;

    б) являются второстепенными членами предложения;

    в) отвечают на вопросы косвенных падежей;

    г) не несут эмоциональной окраски.

2.Водное слово «разумеется» обозначает:

    а) чувство неуверенности;

    б) чувство уверенности;

    в) чувство сомнения;

    г) чувство радости.

3.Вводное слово «к счастью»

    а) чувство неуверенности;

    б) чувство уверенности;

    в) чувство сомнения;

    г) чувство радости.

4. Вводное слово «видимо» обозначает:

    а) чувство неуверенности;

    б) чувство уверенности;

    в) чувство сомнения;

    г) чувство радости.

 5.Вводное слово «таким образом» обозначает:

   а) уверенность;

   б) неуверенность;

   в) порядок мысли;

   г) источник сообщения.

6.Вводное слово «по-моему» обозначает:

   а) уверенность;

   б) неуверенность;

   в) порядок мысли;

   г) источник сообщения.

7. Если обращение стоит в начале предложения и произносится с особым

    чувством, то:

   а) на него не падает ударение;

   б) поставим запятую;

   в) поставим восклицательный знак;

   г) сделаем паузу.

8. Наделение природы качествами человека, оживление ее называется:

    а) эпитет;

    б) сравнение;

    в) олицетворение;

    г) метафора.

9. Обращение – олицетворение чаще всего употребляется:

    а) в диалоге;

    б) в поэзии;

    в) в разговорной речи;

    г) в письме.

10. Чтобы выразить своё отношение к сообщаемому, говорящий использует:

    а) обращение;

    б) олицетворение;

    в) вводные слова;

   г) сравнение.

11. Уместное и правильное употребление  вводных слов делают нашу речь:

      а) конкретной;

      б) эмоциональной;

      в) правильной;

      г) членораздельной.

12. Если обращение состоит из двух слов и более слов, то оно:

     а)сложное;

     б) распространенное;

     в) нераспространенное;

     г) составное.

Ответы: 1а,2б,3г,4в,5в,6г,7в,8в,9б,10в,11а,12б

 III. Подведение  итогов урока. Составление кластера

IV. Рефлексия. Заполнение таблицы  «Что я ожидаю от урока»

  V.  Оценивание учащихся

Домашнее задание «выбери сам»

  1. Выучить теоретический материал по учебнику.
  2. Выполнить упражнение 105
  3. Используя вводные слова, составь диалог, который мог бы войти в мультфильм «Маша и медведь». Ситуация: медведь хочет спать, а Маше хочется поиграть.

Предложения с вводными словами. Знаки препинания в предложениях с вводными словами

Скачать конспект (12.8Kb)



Автор разработки: Гирченко Елена Николаевна

Учебный предмет: Русский язык

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 155 | Загрузок: 35 | Комментариев: 0

Ключевые слова: вводные слова

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»