Главная » Разработки уроков » Русский язык

Диалог. Ведение диалогов в разных речевых ситуациях. Использование в диалоге языковых и внеязыковых средств

Цель: учить разрешать поведенческие ситуации с точки зрения общепринятых норм поведения учащихся; развивать навыки составления диалогов разных типов, правильно и уместно использовать в диалогах  языковые и неязыковые средства, формировать социокультурную позицию; воспитывать культуру общения, толерантное отношение к собеседнику.

Тип: урок диалогической речи

Средства обучения: учебник, таблица, раздаточный материал, иллюстрации.

Методы обучения: работа в парах, метод «Пресс», методические приёмы «Верю – не верю», «Паучок», «Неоконченные предложения».

Ход урока

І. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Идейный анализ высказываний

Умён ты или глуп,

Велик ты или мал

     Не знаем мы, пока ты

                                                           слова не сказал!

                                                  Саади (восточный поэт)

 

Заговори, чтоб я тебя увидел.

                                                            Сократ (древнегреческий поэт)

 

-Какой смысл заключён в этих словах?

2. Методический приём «Верю -  не верю.»

Решаем проблему

Что вы думаете по этому поводу?

Дейл Карнеги ещё в 30-е годы ХХ века заметил, что успехи того или иного человека в его финансовых делах, даже в технической сфере или инженерном деле, на 15% зависят от его профессиональных знаний и на 85% - от его умения общаться с людьми.

Аргументируйте свой выбор

Верю

Не верю

Человек, имеющий профессиональные знания, но не умеющий вести диалог с партнёрами, не сможет решить производственные вопросы.

Успех человека во всех в первую очередь должен иметь глубокие профессиональ-

ные знания.

ІІ. Объявление темы и цели урока

 1.Учитель:

- Убедиться в правильности своего выбора или опровергнуть его поможет вам работа над темой урока.

2. Определение учащимися ожидаемых результатов, исходя из цели урока:

- познакомлюсь со структурой речевых ситуаций, со средствами воздействия на слушателя;

- научусь разрешать поведенческие ситуации с точки зрения общепринятых;

- буду учиться повышать общую культуру поведения;

- буду развивать навыки составления диалогов различных типов;

- научусь правильно использовать в диалогах языковые и неязыковые средства.

ІІІ. Работа над темой урока

  1. Словарная работа (повторение понятий)

Диалог – разговор двух или нескольких лиц

Ситуация – совокупность обстоятельств

Этикет – нормы и правила поведения

Социум – это общество совместно живущих людей, имеющих общие интересы, общую  работу

  1. Работа со схемой «Структура речевой ситуации»

- С кем говорил?

- Где говорил?

- С какой целью?

3. Прочитать отрывок из рассказа писателя-юмориста М.Жванецкого.

    В чём причина описанного недоразумения?

- Дедушка, дедушка, как ваше здоровье? Нет, мы не знакомы, дедушка, но меня интересует. Вижу, вы вздыхаете.

   Честное слово, я просто так. Как ваше здоровье, дедушка, дорогой?

   Нет, я не из поликлиники. Я же вам говорю, просто так. Да нет, ну что вы, дедушка, я не от Зины. Я не знаю Зину, я прохожий. Вижу, вы переходите улицу, я шёл за вами. И, думаю, спрошу, как ваше здоровье. Погода великолепная сегодня. Нет, не хотите отвечать – пожалуйста. До свидания.

   Я Вам говорю, я просто поинтересовался. Честное слово, я вас не знаю. Клянусь, я вас вижу в первый раз. Я просто так спросил. Как ваше здоровье? И всё. Ну хорошо. Не хотите отвечать – не надо. Всё. Я пошёл. До свидания.

  Отец, идите своей дорогой. Я вам говорю, у меня сегодня хорошее настроение, и я спросил, как ваше здоровье. Я ничего не учились. Как мы могли учиться вместе, и не научились. Как мы могли учиться вместе? Ну как?

   Я не знаю вашу дочь. И в Саратове никогда не был. Я просто спросил, как ваше здоровье? Всё! Вам куда? А мне налево. И чудесно…

Учитель:

-Чего не учёл прохожий в описанной речевой ситуации?

- Нарушение какого правила русского этикета вызвало подобное недоразумение?

- Существует ли такое же правило в украинском этикете?

Дополнительное задание: попробуйте восстановить реплики случайного прохожего – пожилого мужчины, разыграйте диалог. Работа в парах.

  1. Беседа с учащимися:

-В каких ситуациях нам приходиться извняться?

-Как правильно попросить извинение?

 4.Чтение учащимся стихотворения «Тогда простят»

«Я извиняюсь!»- так не говорят,

Самих себя вы тут же извиняете!

Наверное, уж много раз подряд

Неправильно слова употребляете?

Коль этих ощущений вы полны,

Чтоб вас простили, искренне хотите,

Раскаиваясь, вы сказать должны

Одно простое слово: «Извините!»

  1. Работа в парах. Задание на выбор.

Учитель.

-Разыграйте ситуацию. Вам нужно извиниться. Выполняя задание, не забудьте использовать внеязыковые средства воздействия. Используйте при этом таблицу, помещённую в учебнике

А. За неловкое движение в транспорте (перед пожилым человеком, ребёнком).

Б. За поздний телефонный звонок (перед родителями друга, одноклассницы).

В. За случайное опоздание (на занятие - перед преподавателем), на заранее назначенную встречу – перед приятелем, девушкой).

  1. Работа в парах.

- Разыграйте диалог в конфликтной ситуации.

 В диалоге используйте приведённые ниже выражения.

 Приношу свои извинения за…; ещё раз извините меня за…; примите мои извинения за…; я искренне сожалею, что…; я должен (должна) извиниться перед вами (тобой) за…; извините меня за….

А.Вы опоздали на урок.

Б. Несвоевременно сдали домашнее сочинение (реферат) учителю.

В. Не выполнили поручение мамы.

6.Ролевая игра «Интервью ученика с учителем»

Чтобы написать очерк о человеке, нужно взять интервью, соблюдая правила речевого этикета.

Ученик:

- Что или кто повлияли на выбор Вашей профессии?

- Что для Вас есть смыслом жизни?

- Что Вам помогло добиться успеха в жизни?

     7.Физкультминутка «Звезда счастья»

Учитель. Встаньте, посмотрите вверх и представьте, что высоко в небе вы видите яркую звезду. Она сверкает, переливается, и вы понимаете, что это ваша звезда счастья. Потянитесь за ней, ещё         выше, выше тянитесь, ещё чуть-чуть – и вы достанете её, вот уже почти достали! Молодцы, теперь вы держите её к лицу, чтобы рассмотреть хорошенько, а теперь аккуратно положите на пол, распрямитесь, полюбуйтесь на неё. Но вы понимаете, что звезда должна быть на небе, она оттуда будет освещать вам путь к счастью, поэтому бережно возьмите её, поднимите вверх, повыше – и отпустите вашу звезду счастья. Она высоко, но рядом и всегда будет помогать вам.

8. Упражнение с теоретическим материалом.

-Учтите, что личное знакомство может проходить в виде собеседования. Цель собеседования – выявить ваши знания, способности и другие необходимые качества.

І. Идя на собеседование:

1. Не опаздывайте.

2. Обратите внимание на свой внешний вид. Он должен соответствовать стилю учреждения, где вы хотите учиться (устроиться на работу). Он не должен быть чересчур экстравагантным.

ІІ. На собеседовании:

  1. Отвечая, не спешите, думайте над ответом.
  2. Старайтесь показать свои способности, но не хвастайте.
  3. Будьте наблюдательны и внимательно слушайте, ставьте конкретные вопросы.
  4. Не критикуйте свою бывшую школу, её учителей, своих соучеников.
  5. Ведите себя вежливо с каждым, кого встретите и с кем будете общаться в этой школе (колледже, гимназии, учреждении).

Правила ведения делового телефонного разговора

  1. Снимайте трубку при любом звонке. Лучше всего – после первого звонка.
  2. В деловом общении по телефону нейтральные отзывы «да», «алло», «слушаю» лучше заменить информативными: назвать своё учреждение и фамилию.
  3. В начале разговора тот, кто звонит, называет своё учреждение и здоровается.
  4. Если абонент забыл представиться, то вежливо интересуются его именем, названием учреждения; затем продолжают диалог.                 
  5. Во время телефонного разговора надо поддерживать контакт с помощью коротких фраз: «да», «нет», «Я Вас понял», «хорошо».
  6. Прощаясь, благодарят за сведения, заверяют, что рады звонку, желают всего хорошего.
  7. Если очень заняты, а телефонный собеседник затягивает разговор, следует извиниться и перенести разговор на следующий раз. Если при беседе с посетителем звонит другой телефон, следует попросить абонента подождать, не вешая трубку, или попросить перезвонить через 15 минут.

 

ІV. Закрепление знаний учащихся

1.Подготовленные дома учащиеся разыгрывают ситуацию делового телефонного разговора.

 2. Дополнить диалог недостающими репликами. Работа в группах.

Учитель:

-Вы пришли в школу (гимназию, колледж), куда хотите перейти учиться. Дополните диалог недостающими репликами. Диалог запишите.

 А. Разрешите войти?

- ….

- Не подскажете ли, где найти преподавателя математики?

- ….

- Его зовут Иван Петрович, не так ли?

- ….

- Я хотел бы попросить его дать мне небольшую консультацию, связанную с предстоящим собеседованием.

Б. Составьте и запишите по данному началу диалог о предстоящей контрольной работе по математике.

В. Запишите вопросы для беседы с учителем по проблемам подготовки к предстоящей контрольной работе.

3.   Работа в парах.

- Какие правила речевого этикета нарушены в следующих ситуациях?

-Как можно вежливее построить диалог?

 1) - Сынок, у меня дужка от очков отлетела, даже не знаю, что и делать.

     - Давайте, бабуля, может быть, отремонтируем.

 2) - Девушка, я могу посмотреть эти туфли?

-Конечно, можешь.

- А они из кожи или из кожзаменителя?

- Из кожи…

- Хорошо, я их беру. Вы выписываете?

- Нет, отбивай в третью кассу.

3)- Билеты на 195-й поезд есть?

- Нет у нас никаких билетов!

- Что же делать?

- Раньше надо было приходить, когда билеты были.

- Да я и так рано пришёл!

- Послушайте, гражданин, не морочьте мне голову! Нет билетов! Вам, кажется, ясно сказано!

4).- Я купила новое платье!

- Да? А почему ты выбрала такого тёмного цвета? Оно тебе совершенно не идёт!

V. Рефлексия

1. Составить список ключевых слов урока. Структурно-логическая схема «Паучок»

2. Закончить предложения.

а) От умения общаться с людьми зависит…

б) Деловой диалог может проходить в виде … телефонного разговора, интервью.

VІ. Домашнее задание. «Выбери задание сам»

А. Составьте и запишите предложения, используя следующие формулировки выражения просьбы.

 Вы нас очень обяжете, если согласитесь…; не могли бы Вы…; я буду очень признателен (благодарен), если Вы…; я хотел бы просить вас о …; мы хотим обратиться к Вам с просьбой о ….

Б. Составьте и запишите диалог, выразив согласие си собеседником. Приведите дополнительные соображения, аргументы.

В. Понаблюдайте за разными ситуациями общения в повседневной жизни. Отметьте нарушение правил этикета при разговоре по телефону, знакомстве, в других случаях. Составьте об этом устное сообщение и озвучьте его в классе. 

Диалог. Ведение диалогов в разных речевых ситуациях. Использование в диалоге языковых и внеязыковых средств

Скачать конспект (13.1Kb)



Автор разработки: Ворона Ирина Васильевна

Учебный предмет: Русский язык

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 636 | Загрузок: 38 | Комментариев: 0

Ключевые слова: диалоги

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»