Главная » Разработки уроков » Литература

Художественное своеобразие романа М. А. Булгакова „Мастер и Маргарита”. Три мира в романе

Цель:

[*]     понять замысел романа;

[*]     найти и осмыслить перекличку частей романа;

[*]     помочь раскрыть главный конфликт романа, понять глубину духовной трагедии героев;

[*]     способствовать развитию познавательной активности  учащихся;

[*]     способствовать воспитанию нравственных качеств: доброты, преданности, честности, умения прощать, сострадать.

                  Эпиграф            «Рукописи не горят»

                                                                                  М.А.Булгаков

 План урока

I. Организационный момент

II. Мотивация. Слово учителя

„Рукописи не горят” – с этой верой в упрямую, неуничтожимую силу искусства умирал писатель М.А.Булгаков, все главные произведения которого лежали в ту пору в ящиках письменного стола неопубликованными.

   И лишь четверть века спустя одно за другим пришли к читателю.

   «Рукописи не горят» - эти слова служили автору заклятием от разрушительной работы времени.

   А всё-таки, почему «рукописи не горят», почему эта книга привлекает внимание? Ответы на эти вопросы мы должны получить в течение сегодняшнего урока.

III. Актуализация опорных знаний

На предыдущем уроке мы говорили, что роман необычно построен, у него оригинальный сюжет. Давайте вспомним об этом.

Ученики. Во-первых, переплетены в романе разные жанры:

Бытовой, фантастический, философский, автобиографический, любовно-лирический, сатирический, исторический; присутствуют признаки мифа (отсутствие пространственных и временных противоречий; неоднозначность понятий добра и зла).

   Это «роман в романе», причем одна часть тесно связана с другой, использован принцип зеркального отражения

   Представлены 3 темы или 3 уровня реальности: земной (люди), мистический (свита Воланда), художественный(библейские персонажи);

3 сюжетные потока:приключения Воланда в Москве, евангельский сюжет, история любви главных героев.

   И все эти события происходят в течение 4 дней.

Учитель. Итак, вы увидели символическое число 3

Теория трех миров позаимствована Булгаковым у Григория Сковороды (украинского философа 18 века). Согласно этой теории, первый мир космический, Вселенная. Два других частные: один – человеческий, другой – символический, т. е. библейский.

Каждый мир имеет две «натуры»: видимую и невидимую. Все 3 мира сотканы из зла и добра, мир библейский выступает в роли связующего звена.

   А мы попробуем разобраться в этом.

IV. Работа по теме урока

Начальное знание (тест на знание произведения) (см. материал к уроку)

Ершалаимский мир  (защита проекта)

Герои, которые представляют этот мир:

 Иешуа Га-Ноцри,

игемон (прокуратор) Понтий Пилат.

   Эта история даётся с нескольких точек зрения (усиливает эффект достоверности происходящего)

Глава 2 «Понтий Пилат» рассказана атеистом Берлиозу и Бездомному Воландом

Глава 16 «Казнь» Иван Бездомный увидел во сне, в сумасшедшем доме

Глава 19 Азазело цитирует Маргарите отрывок из рукописи Мастера

Главы 25,26 Маргарита читает воскресшие рукописи в подвале Мастера.

Заметим, 3 точки зрения, а картина одна – в этом залог неоспоримой достоверности случившегося.

Объективность происходящего подчёркивается «скрепами» - повторяющимися предложениями, завершающими одну главу и начинающими следующую.

Представляем героев.

Иешуа Га-Ноцри - персонаж, восходящий к Иисусу Христу из Евангелий. Упоминаемое в Талмуде одно из имен Христа - Га-Ноцри означает Назарянин. По-древнееврейски слово "нацар", или "нацер", означает "отрасль " или "ветвь", а "Иешуа" или "Иошуа" - "помощь Ягве" или "помощь божию". Еще до нашей эры среди евреев существовала секта назореев, или назарян, почитавших культового бога Иисуса (Иошуа, Иешуа) "га-ноцри", т.е. "Иисуса-хранителя".

Булгаков всячески подчеркивает, что Иешуа - человек, а не Бог.

Писатель сделал своего героя худым и невзрачным со следами физического насилия на лице: представший перед Понтием Пилатом человек "был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта - ссадина с запекшийся кровью. Приведенный с тревожным любопытством глядел на прокуратора".

После побоев, а тем более во время казни, внешность Иисуса никак не могла содержать признаков величия, присущего пророку. На кресте в облике Иешуа проступают довольно уродливые черты: "...Открылось лицо повешенного, распухшее от укусов, с заплывшими глазами, неузнаваемое лицо", а "глаза его, обычно ясные, теперь были мутноваты".

Внешнее неблагообразие И. Г.-Н. контрастирует с красотой его души и чистотой его идеи о торжестве правды и добрых людей.

Воплощением доброго в романе является Иешуа Га-Ноцри. Он верит в изначальную доброту мира, не допуская даже мысли о зле. Жизненная философия Иешуа такова: «Злых людей нет на свете, есть люди несчастливые». «Добрый человек», - обращается он  к прокуратору, и за это его избивает Крысобой. Но дело не в том, что он так обращается к людям, а в том, что он действительно ведет себя с каждым обычным человеком так, как будто бы он есть воплощение добра.

          Допрос философа перерастает в спор, диалог о добре и зле, об истине и свободе.

           Главная идея – «Все люди на свете добрые».

Понтий Пилат

     Понтий Пилат - римский прокуратор (наместник) Иудеи в конце 20-х - начале 30-х гг. н. э., при котором был казнен Иисус Христос. Понтий Пилат - один из главных героев романа "Мастер и Маргарита".
Упоминается, что прокуратор был сыном короля-звездочета и мельничихи Пилы, Однажды Ат, находясь в походе, узнал по звездам, что зачатый им ребенок станет могущественным и знаменитым. Королю привели первую попавшуюся женщину - мельничиху Пилу. Родившийся мальчик получил имя от сложения их имен.
     На первый взгляд, Понтий Пилат у Булгакова - человек без биографии, но на самом деле вся она в скрытом виде присутствует в тексте. Ключом здесь является упоминание битвы при Идиставизо, где будущий прокуратор Иудеи командовал кавалерийской турмой и спас от гибели окруженного германцами великана Марка

Крысобоя.

Пилат жесток, его называют «свирепым чудовищем». Этим прозвищем он даже похваляется, ведь миром правит закон силы. За плечами у Пилата большая жизнь воина, полная борьбы, лишений, смертельной опасности. В ней побеждает только сильный, не знающий страха и сомнения, жалости и сострадания. Пилат знает, что победитель всегда одинок, и у него не может быть друзей, только враги и завистники. Он презирает чернь. Он равнодушно отправляет на казнь одних и милует других.

            Ему нет равных, нет человека, с которым ему захотелось бы просто поговорить. Он знает, как слаб человек перед любым искушением, будь то деньги или слава. Есть у него живое существо, к которому он очень привязан – это верный и преданный пёс. Пилат уверен: мир основан на насилии и власти.

Приговорённого к смертной казни Иешуа приводят к Понтию Пилату. Он должен утвердить приговор. Когда Иешуа обращается к нему со словами «Добрый человек!», Пилат приказывает Крысобою объяснить арестованному, как следует разговаривать с прокуратором, объяснить, то есть избить. Допрос продолжается. И вдруг Пилат с изумлением обнаруживает, что его ум не слушается его больше. Он задаёт обвиняемому вопрос, который не нужно задавать на суде: «Что есть истина?»

               В Библии на этот вопрос Понтия Пилата Иисус Христос не дал ответа, потому что истиной был он сам. В романе Мастера Иешуа находит другие ответы на этот вопрос.

Истина прежде всего в том, что у игемона болит голова, а философ может избавить от этой боли.

            «Беда в том, что ты слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей… Твоя жизнь скудна, игемон».

            Удивительно, но эти слова не рассердили прокуратора Иудеи, в них отражена горькая правда.

             Иешуа развивает понятие «истинный» как правдивый, справедливый, несомненный, неотложный, верный, точный, прямой, подлинный, настоящий, искренний, непритворный. Он доказывает, что создаётся новый храм истины. И эта мысль будет логически продолжена страшным для тех, кто обличён властью, выводом: «В числе прочего я говорил… что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдёт в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть». Отсюда следует, что понятия «истина» и «власть» для прокуратора несовместимы и он не может простить Иешуа, так как из-за этого должен потерять всё: свою высокую должность, почёт, богатство, а может быть, даже и жизнь.

Жизнь Пилата давно в тупике. Власть и величие не сделали его счастливым. Он мертв душою. И вот пришел человек, озаривший жизнь новым смыслом. Герой встает перед выбором: спасти ни в чем не повинного бродячего философа и лишиться власти, а возможно, и жизни – или сохранить свое положение, казнив невиновного и поступив против совести. По сути дела – это выбор между физической и духовной смертью. Будучи не в состоянии сделать выбор, он подталкивает Иешуа к компромиссу. Но компромисс для Иешуа невозможен. Истина для него оказывается дороже жизни. Пилат решает спасти Иешуа от казни. Но Каифа непреклонен: Синедреон не меняет решения.

Понтий Пилат не спас Иешуа, и причины этого он слышит, когда ему передают последние слова Иешуа перед смертью: «Единственное, что он сказал, это что в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость».

Слишком дорогую цену заплатил за свою трусость Понтий Пилат: он потерял покой, он завидует оборванному бродяге Левию Матвею, проклинает себя и свою должность, и своё бессмертие. Такова расплата за минуту трусости и малодушия.

В главе «Прощение и вечный приют» показан разговор Воланда с Маргаритой о Понтии Пилате. Воланд предлагает Мастеру закончить роман о пятом прокураторе Иудеи прощением Пилата, что Мастер и делает: «Свободен! Свободен! Он ждёт тебя!» Оказывается, не Воланд проявил милосердие к Понтию Пилату, а сам Иешуа просил за него.

В евангельских главах – своеобразном идейном центре романа – поставлены важнейшие вопросы человеческого бытия, волнующие людей во все времена, «вечные вопросы»:

Что есть истина?
Что такое добро и зло?
Человек и его вера.
Человек и власть.
В чём смысл человеческой жизни?
Внутренняя свобода и несвобода человека.
Верность и предательство.
Милосердие и всепрощение.

Подводим итоги: Сравнение евангельской истории Христа и биографии Иешуа Га-Ноцри, описанной в романе Мастера(см. материал к уроку)

Учитель.

Булгакова называют «мистическим писателем». Конечно, благодаря чему?

Конечно, введению в роман Воланда. Воланд- кто он?

Воланд и его свита (Защита проекта)

Воланд зримо или незримо присутствует в романе на всем пространстве текста. По его словам, он даже был при допросе Иешуа Пилатом: «… Я лично присутствовал при всем этом. И на балконе был у Понтия Пилата, и в саду, когда он с Каифой разговаривал, и на помосте, но только тайно, инкогнито, так сказать, так что прошу вас – никому ни слова и полнейший секрет!.. Тсс!»

Воланд - воплощение противоречий жизни. Его портрет дает нам двоякое представление о герое «…с левой стороны  у него были платиновые коронки,  а справой – золотые», «брови черные, одна выше другой», разные глаза: «левый, зеленый,  у него совершенно безумен, а правый – пуст, черен и мертв», берет заломлен на одну сторону.

Даже мнения о нем расходится: «…на поэта иностранец с первых же слов произвел отвратительное впечатление, а Берлиозу скорее понравился, то есть не то чтобы понравился, а…  как бы выразиться – заинтересовал, что ли».

Кто же все-таки Воланд на самом деле? Для Бездомного он – иностранный шпион, для Берлиоза – профессор истории, сумасшедший иностранец, для Степы Лиходеева – «черный маг», для Мастера – литературный персонаж.

Воланд - сгусток противоречий, как и вся жизнь за все тысячелетия, которые осмысливает Булгаков.

Воланд – «часть той силы, которая вечно хочет зла и совершает благо». Как в философии, так и в действиях Воланд противоречив, особенно когда речь идет о нравственных вопросах. В одном он последователен - это в своем доброжелательном отношении к Мастеру и Маргарите (высокая оценка роли искусства, способного вопреки всем препятствиям нести людям правду и справедливость).

Воланд обладает великим знанием и несет его людям. Это знание о добродетели и грехах. Еще Сократ сказал:»Поступать может хорошо только тот человек, который знает, что есть добро, а что есть зло».

Но Воланд приходит на землю не один. Его сопровождают существа, которые в романе, по сути, играют роль шутов, устраивают всевозможные шоу негодующему московскому населению. Они просто-напросто выводят наизнанку людские слабости и пороки. Но ещё их задача заключалась в том, чтобы делать всю «чёрную» работу за Воланда, прислуживать ему, в том числе подготовить Маргариту к Великому балу и к путешествию её и Мастера в мир покоя. Свиту Воланда составляют три «главных» шута – Кот Бегемот, Коровьев-Фагот, Азазелло и девушка-вампир Гелла.

Кот Бегемот – это кот-оборотень и любимый шут Воланда. Имя

Бегемот взято из апокрифической ветхозаветной книги Еноха. Сведения о Бегемоте Булгаков, видимо, почерпнул из исследований И.Я. Порфирьева «Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях» и книги М.А. Орлова «История сношений человека с дьяволом». У Булгакова Бегемот стал котом-оборотнем громадных размеров, а реальным прототипом Бегемота послужил домашний кот Л.Е. и М.А. Булгаковых Флюшка – огромное серое животное. В романе он чёрный, потому что олицетворяет нечистую силу.

В демонологической традиции Бегемот – это демон желаний желудка. Отсюда необычное обжорство Бегемота в Торгсине. Так Булгаков иронизирует над носителями валютного магазина, в том числе и над собой (людей будто обуял демон Бегемот, и они спешат накупить деликатесов, тогда как за пределами столицы население живёт впроголодь).

Бегемот в романе в основном шутит и дурачится, в чём проявляется поистине искромётный юмор Булгакова, а также вызывает у многих людей замешательство и страх своим необычным видом (в конце романа именно он сжигает квартиру № 50, дом «Грибоедов» и Торгсин).

Коровьев-Фагот – старший из подчинённых Воланду демонов, первый его помощник, чёрт и рыцарь, представляющийся москвичам переводчиком при профессоре-иностранце и бывшим регентом церковного хора.

Не исключено, что этот персонаж имел и реального прототипа среди знакомых Булгакова – слесаря-водопроводчика Агеича, редкого пьяницу и пакостника, который не раз вспоминал, что в юности был регентом церковного хора. И это повлияло на ипостась Коровьева, выдающего себя за бывшего регента и предстающего на Патриарших прудах горьким пьяницей. Кличка же Фагот, безусловно, перекликается с названием музыкального инструмента. Этим, скорее всего, объясняется его шутка с сотрудниками филиала Зрелищной комиссии, которые против своей воли запели хором, управляемым Коровьевым, песню «Славное море священный Байкал».

- Почему он так изменился? – спросила тихо Маргарита под свист ветрау Воланда.

- Рыцарь этот когда-то неудачно пошутил, - ответил Воланд, поворачивая к Маргарите своё лицо с тихо горящим глазом, - его каламбур, который он сочинил, разговаривая о свете и тьме, был не совсем хорош. И рыцарю пришлось прошутить немного больше и дольше, нежели он предполагал.

Драная безвкусная цирковая одежда, шутовские манеры – вот, выходит, какое наказание было определено безымянному рыцарю за каламбур о свете и тьме!

Азазелло – «демон безводной пустыни, демон-убийца». Имя «Азазелло» образовано Булгаковым от ветхозаветного имени Азазел (или Азазель). Так зовут отрицательного героя ветхозаветного апокрифа – книги Еноха, падшего ангела, который научил людей изготовлять оружие и украшения. Благодаря Азазелу женщины освоили «блудливое искусство» раскрашивать лицо. Поэтому именно Азазелло передаёт Маргарите крем, волшебным образом меняющий её внешность. Вероятно, Булгакова привлекло сочетание в одном персонаже способности к обольщению и убийству. Именно за коварного обольстителя принимает Азазелло Маргарита во время их первой встречи в Александровском саду. Но главная функция Азазелло связана с насилием. Вот что он говорит Маргарите: «Надавать администратору по морде, или выставить дядю из дому, или подстрелить кого-нибудь, или какой-нибудь ещё пустяк в этом роде, это моя прямая специальность…» Азазелло выбросил Степана Богдановича Лиходеева из Москвы в Ялту, выгнал из Нехорошей квартиры дядю Берлиоза Поплавского, убил из револьвера Барона Майгеля.

Гелла – младший член свиты Воланда, женщина-вампир. Имя «Гелла» Булгаков почерпнул из статьи «Чародейство» Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, где отмечалось, что на Лесбосе этим именем называли безвременно погибших девушек, после смерти ставших вампирами. Характерные черты поведения вампиров – щёлканье зубами и причмокивание – Булгаков, возможно, позаимствовал из повести А.К. Толстого «Упырь», где главному герою грозит гибель со стороны упырей (вампиров).

Свита Воланда олицетворяет собой зло, но в каждом из них оно представлено своеобразно. Различен и характер и предназначение каждого из них. Высказывание Воланда о том, что именно на фоне добра можно увидеть зло, что добро без зла ничего не стоит, объясняет их поступки тем, что Добро и Зло – вещи неразделимые.

Мессир не творит зла, он пытается очистить мир, открывая и разоблачая людские пороки. Но он берет на себя эту миссию самовольно, не снисходя до жалости к тем, кого он жестоко наказывает. Впрочем, странно было бы требовать от дьявола сочувствия. Достаточно того, что он помог Мастеру и Маргарите. По сути, Воланд – «часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».

Московский мир (защита проекта)

      

Михаил Александрович Берлиоз

Литератор, председатель МАССОЛИТа.  Берлиоз прежде всего функционер, чиновник от литературы. Но, с другой стороны, имя героя ассоциируется с самим Булгаковым (инициалы героя и автора полностью совпадают, Берлиоз проживает в «нехорошей квартире» № 50 дома № 302-бис по Садовой улице). В самом начале романа, в сцене на Патриарших, Берлиоз в беседе с Иваном Бездомным отрицает историчность Иисуса Христа, а затем, в разговоре с Воландом, заявляет, что человеческой жизнью управляет «сам человек».

Убеждает Ивана Бездомного, что "главное не в том, каков был Иисус, плох ли, хорош ли, а в том, что Иисуса-то этого, как личности, вовсе не существовало на свете и что все рассказы о нем - простые выдумки, самый обыкновенный миф".

Воланд предсказывает герою его судьбу, и предсказание сбывается: Берлиозу «отрезает голову» женщина, управляющая трамваем, под который он попадает, поскользнувшись на разлитом масле. Воланд со свитой водворяется в квартире Берлиоза. Останки героя увозят в морг, и его голову для похорон пришивают к туловищу, однако ночью голова исчезает, украденная Бегемотом. Во время бала Воланд обращается к ожившей голове Берлиоза, как бы продолжая разговор, начатый на Патриарших. Затем череп Берлиоза превращается в чашу, которая наполняется кровью убитого Майгеля, «претворённой» в вино: этим вином Волнад «причащает» Маргариту.

В Берлиозе есть черты Михаила Кольцова, человека талантливого, но принявшего условия дьявольской игры и так же хладнокровно уничтоженного «товарищами». Опаснейшая тема увидена во всей её сложности, ибо за ней стоит одна из главных идей булгаковского романа – возмездие, возданное полной мерой за поступок, за зло и предательство.

Иван Бездомный

Поэт, затем профессор Института истории и философии Иван Николаевич Понырев.

 В образе персонажа существенно «сказочное» начало (Иванушка-дурачок). Псевдоним «Бездомный» подражает реальным псевдонимам 20-ых годов: Бедный, Приблудный и т.д. В начале романа Бездомный – известный поэт 23 лет, написавший антирелигиозную поэму об Иисусе Христе. После встречи с Воландом, гибели Берлиоза, «сумасшествия» он оказывается в психиатрической лечебнице Стравинского, где знакомится с Мастером, который рассказывает ему свою историю и о своём романе. Под влиянием этой встречи Иван пересматривает своё будущее: «Стишков больше писать не буду. Меня другое теперь интересует». В финале он предстаёт профессором-историком; он женат, однако  ежегодно в ночь весеннего полнолуния ощущает приступы «бездомности» (посещает Патриаршие пруды и место около дома, где жила Маргарита). Вернувшись домой, Иван после укола снотворного видит во сне Пилата и Иешуа, а затем Мастера и Маргариту, уходящих к луне.

Сквозной образ: им начинается и заканчивается роман. Он, единственный из всех главных героев, остаётся на земле, когда свита Воланда покидает Москву. История об Иешуа и Пилате была рассказана ему, и она перевернула все его представления о жизни. Всё это даёт основания считать Ивана Бездомного одним из главных героев.

Булгаков нигде не привёл полного наименования придуманной им ассоциации, что позволяет неоднозначно расшифровывать это слово: Московская АССОциация ЛИТераторов; МАСсовая СОциалистическая ЛИТература; МАССОвая ЛИТература; МАСтера СОветской ЛИТературы; МАСтера СОциалистической ЛИТературы и т.д., Прообраз – РАПП, литературная группировка, которая стала символом карательных функций по отношению к свободомыслящим художникам.

Дом, в котором разместился МАССОЛИТ, называется "Домом Грибоедова". Это пародия на Дом трудолюбия. Народная столовая здесь превратилась в роскошный ресторан. Библиотека отсутствует - членам МАССОЛИТа она не нужна, ведь коллеги Берлиоза не читатели, а писатели. Вместо трудовых учреждений здесь располагаются отделения, связанные только с отдыхом и развлечениями: "Рыбно-дачная секция", "Касса", "Квартирный вопрос", "Бильярдная" и др. . Главная достопримечательность - ресторан.

"Грибоедов" в романе - символ не пишущей, а жующей братии, символ превращения литературы в источник удовлетворения неумеренных аппетитов.

Писателями считают только лиц с соответствующими удостоверениями, а особо выдающимися - тех, кто входит в состав руководящих органов. Двенадцать членов руководства МАССОЛИТа пародийно уподоблены двенадцати апостолам, только не христианской, а новой коммунистической веры. Такой художественный мир предается окончательному и бесповоротному суду.

V. Подведение итогов работы

Каким проблемам посвящает Булгаков своё произведение?

(ответы учащихся)

Нам только остается надеяться. Что слова, сказанные Воландом, правда:

«Все будет правильно, на этом основан мир»

Продолжите фразу:

1. В евангельских главах – своеобразном идейном центре романа – поставлены важнейшие вопросы человеческого бытия, волнующие людей во все времена, «вечные вопросы»:

2. Что необходимо, по мнению Булгакова, для достижения высшего блага?

VI. Домашнее задание. Подготовить устное сочинение «Рукописи не горят»

Материал  к уроку литературы . М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

    «Тут дьявол с Богом борется,

      а в поле битвы сердца людей»

                                                      Ф.М.Достоевский

                                           Временные пласты в романе

           29 год от Рождества Христова,  город Ершалаим

            (роман Мастера о Пилате).

            1929 год от Рождества Христова,  город Москва  (время и место  земной жизни   Мастера и Маргариты).

             Вечный мир иного бытия  (Воланд и его свита).

                                         

Сравнение евангельской истории Христа и биографии Иешуа Га-Ноцри,

описанной в романе Мастера

                     Евангелие                                                      Роман Мастера

          Христос,  33 года,  богочеловек,                     Иешуа, 27 лет,  бродячий философ,

          родился в Вифлееме,                                       родился в г.  Гамала,  у него

          имел 12 учеников,  в город въехал             один ученик,  осла нет,  никто    его не знает,

          на осле,

          распят на кресте,                                              распят на столбе,

          воскрес                                                               умер.

          Иуда повесился.                                              Иуда убит ножом.

          История богочеловека и                                 История власти,  трусости  и

          чуда  воскрешения.                                          человеческой слабости.

          Главный герой—Иисус.                                  Главный герой—Понтий Пилат.

Тесты

1. Иешуа называл каждого:

а) хороший человек  Б) милый человек   В) добрый человек

2.Левий Матвей украл нож, чтобы:

А) убить легионера и освободить Иешуа;  Б) убить Иешуа, чтобы облегчить его страдания;   В) убить Понтия Пилата

3. Почему Иешуа представлен в романе как бродяга?

А) соответствие библейскому сюжету   Б) противопоставление библейскому образу

В) автор старается подчеркнуть внутреннюю свободу героя

4. Кто является повествователем истории о Понтии Пилате и Иешуа?

А) Бездомный Б) Берлиоз  В) Воланд

5. Как наказан Пилат?

А) сожжен Б) обречён на бессмертие  В) повешен

Достоверность подтверждается включением в повествование скрепов – повторяющиеся предложения, завершающие одну и начинающие следующую.

Продолжите фразу:

1. В евангельских главах – своеобразном идейном центре романа – поставлены важнейшие вопросы человеческого бытия, волнующие людей во все времена, «вечные вопросы»:

2. Что необходимо, по мнению Булгакова, для достижения высшего блага?

«Я - часть той силы, которая вечно хочет зла и совершает благо».

Воланд - это дьявол, сатана, князь тьмы, дух зла и повелитель теней. Кто он?
«Палач порока» ?
«Карающий меч в руках правосудия»?

Распределите понятия по принципу + или –

Свет, тьма, возмездие, суд, рок(судьба), смерть, тень, милосердие, справедливость.

Какие человеческие ценности, на ваш взгляд, Булгаков считает главными? Написать их в порядке убывания: честь, любовь, здоровье, власть, богатство, совестливость, ум, красота., благородство, порядочность.

Высказывание Воланда о том, что именно на фоне добра можно увидеть зло, что добро без зла ничего не стоит, объясняет их поступки тем, что Добро и Зло – вещи неразделимые.

Они призваны выявить недостатки общества и наказать людей за их грехи. Они не творят зла, они вершат справедливость.

Воланд и его свита, вопреки литературной традиции, не искушают людей, а обнажают человеческие пороки. Наказанием для людей становится пережитый ими ужас.

Степан Богданович Лиходеев - директор Театра Варьете. У Булгакова образ сатирический. Пьянство - не единственный и далеко не главный порок директора Театра Варьете. Он наказан прежде всего за то, что занимает не свое место (отправлен в Ялту).

Алоизий Могарыч - журналист, написавший донос на Мастера и поселившийся впоследствии в его подвальчике в одном из арбатских переулков (отделывается  исцарапанным в кровь лицом).

Андрей Фокич Соков – буфетчик, отказавшийся потратить свои сокровища, скопленные отнюдь не трудами праведными, а за счёт «осетрины второй свежести» (умер от рака печени).

Никанор Иванович Босой - председатель жилищного товарищества дома 302-бис по Садовой, где расположена Нехорошая квартира (арест за хранение валюты, сходит с ума).

Образ бюрократа представлен в виде пустого костюма, который с успехом выполняет роль начальника.  А служители зрелищного фонда поют любимую песню каторжан: «Славное море, священный Байкал...»

Художественное своеобразие романа М. А. Булгакова „Мастер и Маргарита”. Три мира в романе

Скачать конспект (8.64Mb)



Автор разработки: Убизская Ирина Николаевна

Учебный предмет: Литература

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 586 | Загрузок: 42 | Комментариев: 0

Ключевые слова: Булгаков

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»