Главная » Разработки уроков » Химия

Обобщение и систематизация знаний об основных классах неорганических соединений

Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о классификации, номенклатуре и химических свойствах сложных веществ; развивать умения находить существенные признаки неорганических соединений, генетическую связь между веществами, прогнозировать свойства; решать экспериментальные задачи и тренировочные упражнения; развивать логическое мышление, формировать у учащихся элементы научного мировоззрения, умения использовать полученные знания; воспитывать активность учащихся на уроках, прививать навыки самооценки, работы в группах.

Оборудование и материалы: периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, таблица растворимости, электрохимический ряд напряжений металлов, карточки, наборы химических реактивов и химической посуды.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Метод проведения урока: работа в группах, сообщения учащихся, химический эксперимент, индивидуальная работа.

     Класс разбивается на 4 группы по 6 человек. Каждая группа занимает свое место за соответственно подготовленным столом.

Форма проведения урока: урок-игра.

Ход урока

I.Организационная часть

Духовно-эстетический этап: организация класса, настроение на урок.

Девиз: Просто знать- это не все. Знания необходимо использовать!

                                                                           Гете

II.Установочно-мотивационный этап.

Объявление темы, определение целей урока. Просьба к учащимся прочитать «Письмо к самому себе» (ожидаемые результаты на уроке).

III.Активизация опорных знаний учащихся.

Девиз: «Настройся на химию!»

 Учащиеся отмечают на карте урока « барометр настроения».

          -понравилось работать. Много узнал.

          -неинтересно. Все, достали. Ничего делать не буду.

          -мне все равно, если проверят, выполню задание, если нет,  то не буду его выполнять.

 В стане неорганических соединений легко заблудиться, если не владеешь понятиями: оксиды, кислоты, основания, соли. Поэтому каждый из вас должен подтвердить свои знания и способности. Для достижения этой цели мы должны сделать несколько шагов.

  Работать вы будете в группах.

Правила поведения в группе

  Каждый участник группы должен:

-принимать активное участие в работе группы;

-уметь выслушать каждого;

-уважать мысли других;

-уважать друг друга;

-быть толерантными к другим взглядам.

  Наш класс делится на четыре группы: «Оксиды», «Кислоты», «Основания», «Соли». Вы должны пройти 12 шагов и за каждый правильно пройденный шаг получите 1 балл. К концу нашей игры у вас, в лучшем случае, наберется 12 баллов, ваша оценка за ваши знания.

                           Желаю вам успеха! Начинаем!   

1 ШАГ

         «Ромашка Блума»

Дописать формулы веществ.

                  «Оксиды»                                   «Кислоты»

               «Основания»                                   «Соли»

2 ШАГ

     «Гадание на ромашке»

 Каждой команде выдается ромашка. На обратной стороне лепестков написаны вопросы, на которые должен ответить каждый участник команды.

                                       «Оксиды»

Какие вещества называются оксидами?
На какие группы делятся оксиды?
Какими элементами образованы основные оксиды?
Что образуется при взаимодействии кислотного оксида с водой?
Какая кислота соответствует оксиду СО2?
Как образуются оксиды

                                   «Кислоты»

1. Что такое кислоты?

2. С какими металлами реагируют кислоты?

3. Как изменяется окраска индикаторов в кислой среде?

4. Какие элементы: Ме или неМе входят в состав кислот?

5. Как определяют основность кислот?

6. Какие вещества образуются при взаимодействии кислот с Ме?

                                 «Основания»

Основания – это…
От чего зависит количество гидроксильных групп ОН?
Классификация оснований?
Какие элементы Ме или неМе входят в состав оснований?
Какой индикатор изменяет окраску оснований?
с чем взаимодействуют основания?

                                     «Соли»

Соли – это…
Как классифицируют соли?
Как называются реакции между кислотами и основаниями?
Как изменяется окраска индикаторов в солях?
Какими способами можно получить соль?

3 ШАГ

«Барон Мюнхаузен»

  Учащимся задаются вопросы на которые они должны ответить:

-если «да» - кивнуть головой;

-если «нет» - замахать руками.

Кислоты взаимодействуют со всеми, без исключения, Ме при обычных условиях.
Сульфатная кислота – это безоксигеновая кислота.
Чтобы распознать кислоту среди других веществ, достаточно попробовать ее на вкус.
Все кислоты хорошо растворимы в воде.
В случае добавления лакмуса в кислоту, раствор обесцвечивается.
Вещество СаО принадлежит к классу оснований.
Вещество NаОН принадлежит к классу кислот.
Оксид сульфура (IV) принадлежит к кислотным оксидам.
Кислотные оксиды образованы Ме.
Кислоты не реагируют с основаниями.

4 ШАГ

«Химическая эстафета»

«Оксиды»

Третий лишний

CO2

SO3

HNO3

H3PO4

H2SO4

NaOH

NO2

SO2

Al2O3

Крестики – нолики

MgCl2

CaO

KOH

SO2

CuOH

Ca(OH)2

NaOH

CuSO4

Al(OH)3

Найди соль

 

H2SO3

Na(I)

 

Ca(II)

 

Составь формулу

 

O

S

Mg

   

Найди пару                            Установить соответствие

H                        SO3              1) K и Cl2            а) CO2

H2                       S                 2) C и O2             б) BaS

H2                       Cl                3) Ba и S              в) KCl

                                              4) K и O2             г) K2O

                                                                          д) CuO

5 ШАГ

«Найди и исправь»

«Оксиды»

Hg+HCl=HgCl2+H2

NaOH+H2SO4=NaSO4+H2O

                                                                       «Кислоты»

                                                 2Au+H2SO4=Au2SO4+H2

                                                        MgO+HCl=MgCl+H2

«Основания»

Hg+H2SO4=HgSO4+H2

Al(OH)3+HCl=AlCl+2H2O

                                                                             «Соли»

                                                              Ag+HCl=K2Cl+H2

                                                            K2O+HCl=K2Cl+H2

7 ШАГ

«Закончить уравнения реакций»

«Оксиды»

P+O2=

H3PO4+CaO=

K2SO3+HCl=

H3PO4+LiOH=

H2+F2=

«Кислоты»

Zn(OH)2+HCl=

Zn(OH)2+NaOH=

ZnO+HCl=

ZnO+NaOH=

ZnO+SO3=

«Основания»

K2SO3+HCl=

ZnO+NaOH=

SO3+KOH=

FeCl3+AgNO3

H3PO4+CaO=

«Соли»

FeCl3+KOH=

FeCl3+AgNO3=

Au2O3+H2=

SO3+KOH=

SO3+H2O

9 ШАГ

«Химический эксперимент»

Капитаны команд напоминают участникам игры правила техники безопасности.

1.Чтобы не подвергать свою жизнь опасности,

 надо знать технику безопасности!

Делаешь только то, что положено,

 и при этом очень осторожно.

2.В химической лаборатории нельзя никогда

Голыми руками брать вещества!

3.Насыпаешь вещество аккуратно,

Не высыпаешь его обратно!

4.С химическими веществами будь скупым:

Их количество используй не большим!

5.Опыт делаешь тщательно,

Над ящичком обязательно!

6.Вещества в лаборатории на вкус не изучаются –

Это строго – настрого запрещается!

7.Нельзя смешивать или сливать

Все химические вещества подряд!

8.С кислотами и щелочами работать можно,

Но крайне осторожно!

9.Если кислота или щелочь на тебя попадают

Их большим количеством воды немедленно смывают!

10.С приборами нагревательными

Работай очень внимательно!

11.На рабочем месте – порядок и чистота.

Правила эти выполняй всегда!

Командам предлагается провести реакции нейтрализации из предложенных реактивов, и доказать, что они прошли.

Девиз: «Практика – основа познания!»

Хочу помочь вам дети, удивиться,

Увидеть необычное и провести эксперимент

Пусть ваше знание в уменье воплотится,

Пусть в жизни к вам придет удача и успех!

10 ШАГ

«Решение задач»

Учащимся предлагается решить задачу: найти массу соли, которая образовалась, если вы взяли 0,1л кислоты.

                 IV.Рефлексия

11 ШАГ

«Паутинка мыслей»

Неметаллы                                                     Оксигеносодержащие

   Металлы               Неорганические вещества       Безоксигеновые

              Простые                                                 Кислоты

                          Оксиды             Сложные                          Кислые

      Основные                                                      Основы

Кислотные                                        Средние           Основные

                             Растворимые в воде

  Амфотерные                                               Не растворимые в воде

V.Подведение итогов урока.

Дети делают выводы: что они знали, что они умеют, чему еще необходимо научиться, чему научились на этом уроке.

VI.Домашнее задание

12 ШАГ

«Домашнее задание»

Выполнить задания, которые не выполнили на уроке. Подготовиться к самостоятельной работе.

Надеюсь, ребята, что этот урок помог вам систематизировать ваши знания, умения и в дальнейшем вы будете учиться только      на 12 баллов!

Обобщение и систематизация знаний об основных классах неорганических соединений

Скачать конспект (25.3 Kb)



Автор разработки: Верченко Инна Витальевна

Учебный предмет: Химия

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 590 | Загрузок: 185 | Комментариев: 0

Ключевые слова: неорганические соединения

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»