Главная » Разработки уроков » Информатика

Решение прикладных задач на языке программирования Basic

При изучении предмета «Основы информатики» следует уделять особое внимание формированию умений и навыков решению задач из специальных дисциплин. Студенты первого курса горных специальностей ещё не изучают специальные дисциплины своего профиля. Чтобы дать представление о лаве, профессии горняка студенты посещают полигон и музей техникума. Полигон в Донецком горном техникуме им. Е.Т.Абакумова – лучший в Украине, настоящая шахта, с действующим комбайном, транспортёрной лентой. Получив представления о труде шахтера, перед студентами первого курса ставится задача модернизации и улучшения условий труда шахтёра при соблюдении техники безопасности. Решение данных задач невозможно без знания компьютерной техники, математического моделирования процессов, выполнения точных расчётов.

В данной методической разработке практического занятия с основ информатики, демонстрируется решение задач прикладного характера, с помощью языка программирования Basic.

Данная методическая разработка может быть полезна преподавателям ПТУ, техникумов, студентам, изучающим основы программирования

Задачи урока: формировать у студентов умения и навыки составления программ с использованием основных конструкций языка программирова­ния БЕЙСИК.

Способствовать развитию у учащихся чувства уверенности в овладении возможностями компьютера и освоение с этой целью различных средств и способов их использования.

Воспитать нравственно-ответственное отношение к компьютерам и информационным системам, с которыми им приходится работать. Научить учеников оценивать преимущества и ограничения того или иного конкретного случая использования компьютера.

Создавать фонд программ для дальнейшего использования в общеобразо­вательных, в общетехнических и специальных дисциплинах, изучаемых в техникуме.

Сформировать у учащихся представление о навыках, необходимых при обработке информации и решении задач, приобретение которых имеет важное значение для определенного круга профессий.

Тип урока: комбинированный.

ТСО : кодоскоп

Вычислительные средства: персональные компьютеры КУВТ «Корвет». Мотивация познавательной деятельности учащихся. Показать преимуще­ства применения ЭВМ при решении задач.

План занятия.

 I. Повторение опорных знаний учащихся. Фронтальный опрос:

■   сформировать  этапы решения задач с помощью ЭВМ;

■   какие типы программ изучались?

■   повторение основных конструкций языка БЕЙСИК;

■   почему принята нумеровать строки не через 1, а через 10?

■   как испровить неверную строку?

■   как вставить строку?

■   как выполнить введенную программу?

■   как увидеть текст введенной программы?

■   как очистить экран, память?

II. Просмотр и защита программ учащихся.

Некоторым студентам было предложено заранее составить, отредакти­ровать программы решения задач специальных дисциплин.

Задание №1

Составить программу расчета запаса угля по свите пластов. Программу

составить для общего случая.

Математическая модель.

■ вычислить среднюю линию простирания пластов.

■ определить площадь шахтного поля.

■ определить запас угля шахтного поля по пласту

Блок-схема алгоритма

А1 - граница поверхности

А2 - граница по глубине

Д - линия простирания пласта

В - линия восстания пласта

F - площадь шахтного поля

N - количество пластов

j - плотность угля (удельный вес)

с - коэффициент извлечения пласта

i - параметр цикла

М - мощность пласта

z (i) - запас для шахтного поля по пласту l(i)

к - количество пластов

S - суммарный запас угля по к- пластам.

  

Программа на языке БЕЙСИК.

10 PRINT «Запас угля»

20 INPUT «Введите границу поверхности А1(М)=»;А1

30 INPUT «Введите границу по глубине А2(М)=»;А2

40 D=(A+A)/2

50 PRINT «Линия простирания пласта D(М)=»;D

60 INPUT «Введите линию восстания   В(М)=»;М

70 F=D*B

80 PRINT «Площадь шахтного поля F(М^2)=»;F

90 INPUT «Введите количество пластов N=»;N

100 j=1.35: С=.92

110 FOR i=1 TO N

120 INPUT «Введите мощность пласта М(М)=»;М

130 Z(i)=F*M*j*C

140 PRINT  «Запас угля на»;1; «пласту»; «Z»;i; «=»;Z(i); «Т»

150 NEXT i

160 РRINT

170 PRINT «Суммарный запас угля»

180 PRINT «Введите количество пластов К=»;к: INPUT K

190 S=0

200 FОR i=1 ТО к

210 S=S+Z(i)

220 NEXT i

230 PRINT «S(T)=»;S

240 END.

После доклада студенту предлагается выполнить программу на компь­ютере, используя конкретные данные:

m1=0,8м, m2=0,67м, mЗ=1,4м, m4=1,8м, граница поверхности равна 3,2 км, граница по глубине - 6 км., линия восстания - 2 км.

Найти запас угля по данной свите пластов.

Задание №2.

Составить программу вывода химической формулы вещества по из­вестной массовой доле.

Формульно-словесное описание алгоритма.

1.  Обозначить формулу соединения с индексами (х, у, z )

АхВуСх

2.  Рассчитать отношение х:у:z  через массовые доли элемента

где А(Э) - относительная атомная масса вещества

W(Э) - массовая доля элемента

Мг - относительная молекулярная масса вещества.

3. Найти НОД для чисел х, у, z.

4. Записать формулу

Программа на языке БЕЙСИК.

10 PRINT «Формула вещества по известной массовой доле»

20 PRINT

30 INPUT «Введите количество элементов соединения N=»; N

40 FOR i=1 TO N

50 INPUT  «Введите относительную массовую долю вещества W=»;W

60 W(i)=W

70 INPUT «Введите относительную атомную массу элемента А=; А

80 А(i)=А

90 X(i)=W(i)/A(i):X(i)=INT(X(i))

100 NEXT i

110 PRINT «HOД X(i)»

120 N=N-1

130 FОR i=1 ТО N

140 В=Х(i): С=Х(i+1)

150 IF В=С ТНЕN 170

160 IF В>С ТНЕКN В=В-C ЕLSE С=С-В: GОТО 150

170 NEXT i

180 D=B:N=N+1

190 FOR i=1 TO N

200 Х(i)=Х(i)/D                                        

210 PRINT  «X»; i; «=»; X(i): PRINT: NEXT i

220 END

Студенту предлагается вывести химическую формулу питьевой соды, используя программу.

Известно: вещество содержит 27,38%  Na, 1,19% Н, 14,29%  С и  57,14% О.

Задание №3.

Составить программу вычисления значения функции

X Є[-4;8] с шагом h=1,5

  1. Выясним область определения функции
  2. Составим блок-схему алгоритма.                                                                                       
  3. Программа на языке БЕЙСИК

10 PRINT «ФУНКЦИЯ»

20 PRINT

30 FOR X=-4 TO 8 STEP 1,5

40 IF X>2 THEN 110

50 А=Х^2-5

60 IF A>0 THEN 90

70 РRINT «Х=»;х, «Нет решений»

80 GОТО 130

90 У=LOG(А)

100 GОТО 120

110 У=СОS(Х-3)^2

120 PRINT «Х=»; X, «У=»; У

130 NЕХТ X

140 ЕND

Учащийся выполняет программу на компьютере. Получает результаты.

 

III. Студентам предлагаются карточки с задачами для самостоятельно­го составления и исполнения на ПЭВМ.

Задание №1

В цепи известны сопротивления R1= 1 Ом, R2=25 Ом, R3=55 Ом и напряжение U=120 В.                                                                            Определить:

а) токи I1, I2, I3, I;

в) эквивалентное сопротивление.

Расчетные формулы

Задание №2

Ваттметр с номинальным напряжением U=20В и током I=5А имеет  а ном=75 делений. При измерении стрелка прибора отклонилась на а =40 делений.                                                                                    Определить измеренную мощность Р(Вт).

Расчетные формулы:

Задание №3

Ток в замкнутой электрической цепи I=150 мА, сопротивление источника Rвн=2 Ом, а приемника энергии R=50 Ом.

Определить:

а)  ЭДС источника энергии;

б)  энергию, вырабатываемую источником за t=10 час.

Расчетные формулы 

Задание № 4

Известны емкости конденсаторов : С1=2 мкф, С2=3 мкф, С3=6 мкф,

заряд батареи конденсаторов Q=200*10-6 Кл.

Определить напряжение на зажимах цепи и на каждом конденсаторе.

Расчетные формулы:

Задание №5

Дан литерный массив  (агент, атряд, амлет, абряд, аврал, аткос). Составить программу, ликвидирующую ошибки.

Задание №6

Составить программу вычисления подоходного налога по формуле:

Задание №7.

Составить программу вычисления площади заштрихованной фигуры.

АВ=47 см                                         В

АМ=23 см

АМ=20 см

ВС=54  см

МК= 10 см                                А                                                    С

Задание №8.

 

Дана матрица

 

Все элементы, стоящие выше главной диагонали заменить на 0. Найти произведение массива.

 

Задание №9.

Составить программу приближенного вычисления определенного ин­теграла

 

используя обобщенную формулу левах прямоугольников.

Задание №10.

Учащийся выполняет творческую индивидуальную работу по составле­нию программы с использованием графических операторов.

IV. Проверка и анализ полученных результатов.

V. Работа в группах.

А) Устно. Найти ошибки в программах.

10 INPUT N

20 S=0

30 FOR Р=1 N0 N

50 S=S+Р

60 NEХТ S

70 PRINT S/N

80 END

 

20 DIM А(3;5)

30 FOR i=1 ТО 4 50 FOR j=1 ТО 7 60 INPUT A(i, j)

70 NEXT i

80 NEXT j

90 ЕND

 

10 INPUT А, ВС

20 Р=А+В+С

30 PRINT  «Периметр=»;Р

40 S#=Р+10

50 PRINT S#

60 END

 

10 INPUT А,В,С

20 D:=А+В+С

30 IF D>0 ТНЕN PRINT D GOTO 50

40 PRINT «D=»;D*D

50 ЕND

Какие из следующих записей операторов перехода ошибочны:

10 IF A=B THEN 20,

20 IF A>2 THEN A,

30 IF A=2 THEN 100,

40 IF X=2,5 THEN X+5,

10 X=6

20 GOSUB

30 PRINT «Y=»; Y

40 GOTO 70

50 Y=SIN(X+1)-X

60 RETURN

70 END

Данные задания проецируются с помощью кодоскопа.

В) Каждой группе дается задание собрать блок-схему алгоритма и написать к ней программу на языке БЕЙСИК.

VI. Задание для самостоятельного решения.

 

1.Составить блок-схему и программу вычисления значения выражения

 

где х Є [-1; 30] с шагом h=2,3

2. Дан одномерный массив А(8). Найти количество чисел, кратных  3. Вычислить сумму отрицательных чисел.

3. Найти площадь заштрихованной фигуры, если известно, что АВ=12, ВС=19, АК=14, КС=13, ДМ=8, ДС=6, КМ=12.

VII. Подведение итогов.

VIII. Домашнее задание

Знать основные конструкции языка БЕЙСИК. Составить программу вычисления числа сочетаний

 

с использованием подпрограммы вычисления факториала.

Литература.

1.  Б.Хатнер. Мои ученики работают на компьютерах, М., Просвеще­ние, 1989г.

2. Е.В.Алтухов и др. Основы информатики и вычислительной техники, М., Высшая школа, 1992г.

3. Н.И.Шкиль и др. Изучение языков программирования, Клев, Радянська школа, 1988 г.

4. М.П.Лапчин Вычисления. Алгоритмизация. Программирование, М.,Просвещение, 1988 г.

5. Под ред.А.Н.Ламанович, Вчіться спілкуватися с персональним комп'ютером, Київ, Радянська школа, 1990 р.

Решение прикладных задач на языке программирования Basic

Скачать конспект (43.9 Kb)



Автор разработки: Левченко Виктория Анатольевна

Учебный предмет: Информатика

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 631 | Загрузок: 189 | Комментариев: 0

Ключевые слова: Basic

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»