Главная » Разработки уроков » Физика

Обобщающий урок по теме «Оптика»

Девиз урока: Смотри в корень!!!!!!

Развитие взглядов на природу света.

- Сообщение ученика: Развитие взглядов на природу света.

Закон прямолинейного распространения света.

- Сообщение ученика: Закон прямолинейного распространения света.

- Вопрос классу: Известно, что длина тени, которую отбрасывает предмет, в течение дня меняется. Самая короткая тень в полдень, а к вечеру тень «растет». А есть ли на Земле место, где длина тени в течение дня не меняется?

(на полюсах, т к линейная скорость, вызванная вращением Земли минимальная)

- Опыт: расположить два проекционных аппарата так, чтобы «световые пучки» проходили один сквозь другой. Будут ли искажаться изображения?

( каждый пучок ведет себя самостоятельно, независимо от других пучков и не оказывает никакого влияния на другие пучки – это свойство независимости пучков)

Опыт: «Цыпленок в яйце»

( когда включен один ОТП, на экране – резкая тень, такая же тень – если включен второй ОТП. При одновременном включении двух ОТП образуется тень и полутень)

В огромных масштабах тень и полутень наблюдают при лунных и солнечных затмениях.

- Сообщение ученика: Лунные и солнечные затмения.

- Опыт: объясните принцип работы перископа.

Законы преломления и отражения света.

- Сообщение ученика: Законы отражения света.

- Сообщение ученика: Законы преломления света.

- Вопрос классу: Почему спец. одежда металлургов покрывается тонким слоем металла – хорошего проводника тепла?

(слой металла отражает тепловые и световые лучи, не дает одежде воспламениться.)

- Вопрос классу: Почему прозрачна промасленная бумага?

(обычная промасленная бумага состоит из тонких полупрозрачных волокон, между которыми находится воздух. Падающий свет, проникая внутрь, испытывает многократные отражения от волокон и как бы запутывается в них, не выходя наружу и не попадая в глаза. Жир заполняет промежутки между волокнами, луч света на границе масло – волокно не испытывает ни отражения, ни преломления, т к показатели преломления масла и бумаги приблизительно равны. Поэтому промасленная бумага прозрачна.)

Плоское зеркало.

-Сообщение ученика: Плоское зеркало.

- Опыт: Сколько изображений можно получить в 2-х зеркалах, если их расположить под углом 90º, 72º, 66º?

( 4,5.6)

- на эффекте отражения света в зеркалах основано старинное гадание с зеркалом. Гадающий видит перед собой уходящий вдаль ряд отражений свеч, которые помещены между двумя зеркалами. Жуткое впечатление от гадание очень красиво передано

А.Фетом:

Зеркало в зеркало с трепетным светом,

Я при свечах навела….

В два ряда свет и таинственным трепетом,

Чудно горят зеркала….

Страшно припомнить душой оробелою…
Там, за спиной, нет огня…

Этим пользовалась инквизиция.

- Сообщение ученика: «Пытка зеркалами».

- Вопрос классу: А можно ли увидеть зеркало?

(нет, только отраженные предметы)

- Опыт: Устройство калейдоскопа. Ученики за месяц до урока, получили задание: изготовить калейдоскоп самостоятельно.

В Англии, в 17 веке, изобретен прибор, описанные поэтом В.Измайловым так:

Смотрю, - и что в моих глазах?

В фигурах разных и звездах…

Сапфиры, яхонты, топазы

И изумруды, и алмазы,

И аметисты, и жемчуг,

И перламутр – все вижу вдруг!!!!

Лишь сделаю рукой движенье

И новое в глазах явленье!!!

Калейдоскоп – прибор, в котором используется многократное отражение от зеркал или стекол.

Калейдоскоп используют для составления узоров и орнаментов. «…Океаны высохнут, горы сотрутся в порошок, прежде чем будут исчерпаны все узоры калейдоскопа, для этого потребуется не менее 500 млрд. лет...»

Полное отражение света.

- Сообщение ученика: Полное внутреннее отражение.

- Опыт: Полное внутреннее отражение.

Показатель преломления.

- Сообщение ученика: Показатель преломления среды.

- Седой древностью оставлена нам легенда о чудесной шапке, которая делает невидимым каждого, кто ее найдет.

- А.С.Пушкин в поеме «Руслан и Людмила» дал классическое описание волшебных свойств шапки – невидимки:

И девице пришло на ум,

В волнении своенравных дум

Примерить шапку Черномора.

Людмила шапкой повертела

На брови, прямо, набекрень,

И задом наперед одела.

И что ж? О чудо старых дней!

Людмила в зеркале пропала,

Перевернула – перед ней

Людмила прежняя предстала.

Назад надела – снова нет…

Сняла – и в зеркале! Прекрасно!

Добро, колдун! Добро, мой свет!

Теперь мне здесь уж безопасно.

Давно уже осуществлены многие мечты древности. А нельзя ли приобрести «шапку – невидимку», т е найти средство сделать себя совершенно невидимым.

- Вы читали роман Г.Уэлса «Человек – невидимка».

- Вопрос класу: В каком случае вещество, помещенное внутрь прозрачного материала, будет невидимым?

(если оба вещества будут иметь одинаковые показатели преломления.)

- Вопрос класу: Мог ли быть зрячим «человек – невидимка»?

( нет, глаза должны иметь такой же показатель преломления, как воздух)

Подведение итогов. Домашнее задание.

Обобщающий урок по теме «Оптика»

Скачать конспект (167.9 Kb)



Автор разработки: Балтер Галина Борисовна

Учебный предмет: Физика

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 860 | Загрузок: 226 | Комментариев: 0

Ключевые слова: линзы, Оптика

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»