Главная » Разработки уроков » Физика

Линзы. Построение изображения в линзах

Цель урока:

• обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные при изучении темы «Линзы. Построение изображения в линзах»;

• формировать навыки логического мышления, учить учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы;

• воспитывать чувство коллективизма.

Оборудование: таблица «Линзы», собирающие и рассеивающие линзы, свечи, экраны, измерительные линейки, компьютерная презентация, видеофрагмент «Линза»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

 

Ход урока.

Вступительное слово учителя.
Разгадывание ребуса(слайд №1). Объявление темы урока. Актуализация опорных знаний.

Учащимся предлагается  разгадать кроссворд ( приложение), ключевым словом которого будет цель урока. 

По горизонтали:

Что быстрее всего в мире? (свет)
Тело, ограниченное сферическими поверхностями.( линза)
Точка, в которой пересекаются световые лучи, падающие параллельно главной оптической оси.( фокус)
Угол падения равен углу …. ( отражения)
Благодаря этому явлению применяются линзы.( преломление)
Изображение, которое никогда не увидишь на экране.( мнимое)
Явление, при котором диск Луны закрывает диск Солнца. ( затмение)
Единица измерения оптической силы. ( диоптрия)
Раздел физики, изучающий свет. ( оптика)

10) Предметы, отражающие свет более чем на 90%. ( зеркала)

11) Оптическая ось, проходящая через центры сферических поверхностей линзы. ( главная)

12) Оптический …. линзы. ( центр)

13) Что мы видим в зеркале? (изображение)

14) Преломление – это физическое …. ( явление)

Объявление цели урока: систематизация

Повторение видов линз

Слайд №2,3

Практическое задание. На столе стоят две линзы: одна собирающая, другая рассеивающая. Предложите пути, как отличить, какая из них собирающая, а какая рассеивающая?

Ответ. 1) если линза выпуклая, то она собирающая, если вогнутая, то рассеивающая; 2) если линза увеличивает буквы текста учебника, то она собирающая, если уменьшает, то рассеивающая

Вопрос. Всегда ли выпуклая линза является собирающей, а вогнутая рассеивающей?

Просмотр видеофрагмента. Вывод: выпуклая линза является собирающей, а вогнутая рассеивающей, только, если они находятся в  среде, оптически менее плотной, чем вещество, из которого изготовлена линза.

Повторение изображения предмета в линзах

Задание. Представить себя линзой, а свои руки входящими и выходящими лучами, показать ход двух лучей, которые используют для построения изображения в линзах.

С помощью компьютерной презентации (слайды №4-9) повторяется построение изображения в линзах и виды изображения (приложение).

Вопросы на закрепление:

1.  Какая линза даёт только мнимое изображение?

2.  Какая линза даёт только прямое изображение?

3. Какая линза даёт только действительное изображение?

4. Какая линза даёт только увеличенное изображение?

5. Какая линза даёт только уменьшенное изображение?

6. У какой линзы мнимый фокус?

Практическое задание. Используя в качестве источника света горящую свечу, получить на экране с помощью собирающей линзы:

Первому ряду уменьшенное изображение;

Второму ряду увеличенное изображение;

Третьему ряду равное изображение.

 Измерить расстояние от свечи до линзы (d ) и расстояние от линзы до экрана (f ).

С помощью формулы тонкой линзы (Слайд №10) рассчитать фокусное расстояние линзы. Сравнить фокусное расстояние и расстояние от свечи до линзы, сделать вывод.

Вопрос. Какая линза в чёрном ящике?

Линзы. Построение изображения в линзах

Скачать конспект (47.7 Kb)



Автор разработки: Цуканова Любовь Анатольевна

Учебный предмет: Физика

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 940 | Загрузок: 270 | Комментариев: 0

Ключевые слова: линзы

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»