Главная » Разработки уроков » Трудовое обучение |
Цели: Образовательные: 1. Ознакомить учащихся с требованиями к раскрою швейных изделий. 2. Изучить технологию раскроя деталей юбки. 3. Рассмотреть безопасность жизнедеятельности и организацию рабочего места учащихся. Воспитательная: воспитывать точность, аккуратность, дисциплину. Развивающая: развивать образное мышление, внимательность, эстетический вкус. Межпредметные связи: математика, черчение. Профориентация: ознакомление с профессией закройщика. Наглядность: инструкционные карты, детали выкройки (мини-лекала), образцы раскладки выкроек на ткани, образцы раскладки ворсовых тканей и тканей с рисунком. Инструменты, приспособления и материалы: ножницы, ткань, булавки, мел, конспект. Объект труда: юбка (детали кроя). Тип урока: комбинированный. План урока: 1. Организационный момент. 2. Настрой на работу. Мотивация учебной деятельности. 3. Проверка домашнего задания. 4. Актуализация опорных знаний и чувственного опыта учащихся. 5. План работы. 6. Изложение нового материала (рассказ учителя). 7. Закрепление нового материала (игра «Самый экономный»). 8. Практическая часть: - ТБ; - демонстрация приёмов работы; - раскрой. 9. Подведение итогов. Ход урока: 1. Организационный момент. Приветствие учителя и гостей. Проверяю готовность класса к уроку, отмечаю отсутствующих. 2. Настрой на работу, мотивация учебной деятельности. А сейчас настройтесь на работу. На улице прекрасная погода. У вас и у меня хорошее настроение, все мы отлично выглядим. У нас сегодня чудесные гости, которые станут также и участниками нашего урока. Сегодня отличный день, который принесёт вам удачу. Итак, приступим к работе. Оценка сегодня на уроке у вас будет сборная: 1. За домашнее задание – 1 балл. 2. За практическую часть – 9 баллов. 3. За экономную раскладку – 2 балла. Количество заработанных фишек = количеству баллов. 3. Проверка домашнего задания. Все вы знаете пословицу «Повторенье – мать ученья». Сейчас мы повторим изученное на предыдущем уроке. (В коробке свёрнутые листочки с фамилиями учеников. Гости вытягивают – ученики отвечают. Правильный ответ – 1 фишка). Фронтальный опрос: 1. Какие виды моделирования вы знаете? (творческое и техническое). 2. Какие силуэтные линии фигуры человека вы знаете? (л. шеи, л. груди, л. талии, л. бёдер, л. колен). 3. Где даются припуски на швы: а) на выкройке; б) на ткани? 4. Где указывается направление нити основы стрелкой: а) на ткани; б) на детали выкройки? 5. Какие виды складок вы знаете? (встречные, бантовые, односторонние). 6. Какие виды отделки используют для обработки юбок? (оборки, воланы, кружево, тесьма, вышивка и т.д.). 7. Что такое техническое моделирование? (процесс создания нескольких моделей одежды на базе основы). 4. Актуализация опорных знаний и чувственного опыта учащихся. (Метод «Ассоциативный куст»). Мы с вами уже знаем, как готовить выкройку к раскрою на ткани. - А как ткань подготовить к раскрою? - Какие требования к раскрою? Не забывайте золотое правило при раскрое: «Семь раз отмерь – один отрежь». - А как называется профессия человека, который занимается раскроем швейных изделий? - Закройщик. - Какие ассоциации возникают, когда вы слышите слово «закройщик»? - предметы - действия - качества. Учащиеся называют, а я записываю на доске ассоциации. - Что для закройщика важно? С чем он работает? (Ткань). 5. План урока. Сообщение темы, целей и задач урока. И теперь мы с вами рассмотрим план сегодняшнего урока (прикрепляю на доску части плана – в виде разрезанной на полосы юбки): ПЛАН УРОКА 1. Подготовка ткани к раскрою. 2. Раскладка выкроек. 3. Раскрой. 4. Игра (пока не прикрепляю). Пусть это пока будет интригой. Глядя на 3 части нашего плана, вы можете назвать тему урока? Учащиеся записывают тему урока в тетрадях. Сообщаю им образовательные цели урока. 6. Изложение нового материала (рассказ учителя с элементами беседы). Прежде, чем начать кроить, нам необходимо пройти все этапы подготовки ткани к раскрою. Давайте запишем в тетрадь эти этапы. ЭТАПЫ РАСКРОЯ: 1. Подготовка ткани к раскрою: Все ткани, кроме ворсовых (бархат, вельвет и др.) при увлажнении дают усадку по длине и несколько меньшую по ширине. Чтобы этого не произошло, ткань перед раскроем обрабатывают паром или тёплой водой, то есть, как говорят специалисты, декатируют.: а) декатирование ткани: - увлажнение - проутюживание - просушивание; Приступая к раскрою, тщательно просмотри свой отрез, чтобы выявить возможные ткацкие пороки и дефекты печати. Они не должны попасть на детали изделия. б) выявление ткацких пороков и дефектов печати; Перед тем, как разложить ткань, найди её лицевую сторону (учащиеся называют способы нахождения лицевой и изнаночной сторон). в) определение лицевой и изнаночной сторон ткани; Также необходимо определить направление нити основы. г) определение нити основы (ученики вспоминают способы определения); Итак, ткань на столе. Проверь направление рисунка и ворса. д) определение направления рисунка и ворса. (Показываю образцы раскладки ворсовых тканей и тканей с рисунком). На однотонных тканях и тканях с неопределённым рисунком лекала деталей юбки можно раскладывать верхними срезами в разных направлениях. Но если рисунок направлен в одну сторону, то лекала располагают верхними срезами в одном направлении. При раскрое тканей в полоску или клетку следят за тем, чтобы они совпадали по цвету, ширине, рисунку и проходили строго посередине переднего и заднего полотнищ юбки. На тканях с крупным рисунком правая и левая стороны изделия по рисунку должны быть одинаковыми. На ворсовых тканях выкройки располагают в одном направлении. Например, в юбке из вельвета и бархата ворс должен идти снизу вверх, из фланели, байки и замши – сверху вниз. ІІ. Раскладка выкройки на ткани. Существует 2 способа настила ткани: в сгиб и в разворот. Настилая в сгиб, ткань складывают вдоль пополам, лицевой стороной внутрь, совмещая при этом срезы. Такой способ применяют при раскрое широких тканей. Настилая в разворот, ткань раскладывают развёрнутой во всю ширину, лицевой стороной вниз, или в два слоя, лицевой стороной внутрь. Этот способ применяют при раскрое тканей разной ширины (показываю). Подготовленные выкройки деталей юбки раскладывают на ткани. Вначале крупные детали: переднее и заднее полотнища юбки, затем между ними располагают мелкие – пояс, кокетки, карманы (показываю на доске раскладку выкроек разных юбок). При этом необходимо экономно использовать ткань. После этого выкройки прикалывают к ткани булавками и обмеловывают по контуру. Затем очерчивают припуски на обработку, наносят на ткань все контрольные точки и линии, которые есть на выкройке. Припуски: - по линии талии – 1 см, - по низу изделия – 3-5 см, - все мелкие детали – 1 см. ІІІ. Раскрой. После этого, не откалывая выкройки, вырезают детали кроя по линии припуска. Вытачки не вырезают! При вырезании ножницы закладывают под ткань узким концом лезвия, ткань при этом не поднимать и не сгибать. Во время раскроя на столе не должно быть лишних предметов. Ткань должна полностью поместиться на столе. Рабочее место должно быть хорошо освещено, его нужно организовать так, чтобы было удобно работать, соблюдая безопасность жизнедеятельности. 7. Закрепление нового материала. Сегодняшнюю тему мы изучили. Но у нас ещё не хватает одной части нашего плана (прикрепляю). Это игра «Самый экономный». Сейчас вы с помощью бумаги – это ваша ткань и мини-лекал – это выкройки выполните экономную раскладку со всеми припусками, сгибами, условными обозначениями, т.е. так, как бы вы раскладывали свою выкройку на своей ткани. За правильно выполненную работу вы получите 2 фишки. А гости будут членами нашего жюри и решат, кто самый экономный. (Раздаю бумагу и мини-лекала. Ученики приступают к работе. Затем отдают выполненную раскладку жюри). 8. Практическая часть. Раскладка выкроек на ткани. Раскрой. 1. Вступительный инструктаж.. а) ТБ (рассказывают учащиеся). б) критерии оценивания: мах – 9 баллов - за соблюдение правил ТБ; - за правильное нахождение лицевой и изнаночной сторон ткани; - за правильное определение нити основы. в) демонстрация приёмов работы. ІІ. Самостоятельная работа учащихся и текущий инструктаж. В ходе самостоятельной работы учащиеся выполняют раскладку выкроек на ткани. 1 обход: проверяю правильность раскладки. Учащиеся обмеловывают выкройки по контуру и по припускам на швы. 2 обход: проверяю правильность обмеловывания. Учащиеся вырезают детали выкройки. 3 обход: проверяю соблюдение правил ТБ и правильность вырезания деталей юбки. ІІІ. Заключительный инструктаж. Анализ допущенных ошибок. Выставление оценок. Подведение итогов урока. IV. Сообщение д/з: выучить записи в тетради. V. Уборка рабочих мест. Инструкционная карта Тема: Раскладка выкроек деталей юбки на ткани и раскрой. Цель: научиться раскраивать юбку. Оборудование: ткань, выкройки, ножницы, булавки, портновский мел. Ход работы: 1. Ткань перемерь, определи лицевую и изнаночную, направление нити основы, выяви дефекты ткани. 2. Проутюжь ткань с изнаночной стороны по направлению нити основы. 3. Сложи ткань для раскроя на рабочем столе. 4. Разложи и приколи булавками выкройки деталей юбки к ткани. 5. Обведи контуры лекал деталей юбки и наметь припуски на швы. 6. Раскрои юбку по припускам на швы, проверь качество. |
Автор разработки: Чони Виктория Павловна Учебный предмет: Трудовое обучение Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 677 | Загрузок: 249 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |