Главная » Разработки уроков » Трудовое обучение |
Цель: ознакомить учащихся со свойствами конструкционных материалов, дать представление о волокнах растительного происхождения, о свойствах тканей, которые изготавливают из этих волокон, раскрыть влияние свойств конструкционных материалов на их выбор для изготовления изделий, научить распознавать хлопчатобумажные и льняные ткани, подбирать ткани для пошива фартука; углубить знания учащихся о свойствах и структуре тканей; развивать внимание, наблюдательность, аналитические способности. Оборудование: коллекции «Хлопок», «Лен», образцы хлопчатобумажных и льняных тканей. Инструменты и материалы: коллекции тканей (хлопчатобумажные и льняные), лупа, игла. Тип урока: комбинированный. Ход урока I. Организационный момент. II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся. Задание 1. На образце ткани без кромки определить нити основы и утка. – Назовите признаки определения нитей основы и утка. Задание 2. Заполни пропуски: – Что такое ткацкое переплетение? – Как чередуются нити основы и утка в полотняном переплетении? III. Мотивация учебной деятельности. Прежде, чем изготовить какое-либо изделие, необходимо изучить свойства материалов, из которых оно будет изготавливаться. От свойств материалов зависит внешний вид изделия, способы изготовления, правила эксплуатации и ухода. IV. Изучение нового материала. 1. Понятие о свойствах тканей. Специалисты разных профессий швейного производства постоянно работают над созданием новых моделей одежды. Немаловажное значение при этом имеет выбор ткани для пошива изделия, ее свойства. Для таней характерны разнообразные свойства, которые зависят от волокнистого состава, строения ткани. К основным свойствам тканей принадлежат оптические, физико-механические, гигиенические, технологические. Свойства тканей Тип Свойство Характеристика Оптические Блеск Способность отражать свет Колорит Соотношение цветов Механические Прочность Способность выдерживать определенную нагрузку Сминаемость Способность сохранять заломы Драпируемость Способность образовывать мягкие складки Гигиенические Гигроскопичность Способность вбирать влагу Теплозащитные свойства Способность сохранять тепло Воздухопроницаемость Способность пропускать воздух Пылеемкость Способность вбирать пыль, загрязняться Технологические Усадка Уменьшение размеров при намокании, стирке, ВТО Осыпаемость нитей Выпадение нитей по обрезным краям ткани Раздвижка нитей в швах Смещение нитей в результате растяжения или сгибания ткани
В разных тканях определенные свойства являются доминирующими и более выраженными. Физминутка. Мы не будем торопиться, Разминая поясницу. Вправо, влево повернись, На соседа оглянись. (повороты туловища в стороны) Чтобы стать еще умнее, Мы слегка покрутим шеей. Раз и два, раз и два, закружилась голова. (вращения головой в стороны) Приседания у нас, Приседает целый класс. Раз, два, три, четыре, пять, Ноги надо размять. (приседание) От разминки польза есть? Что ж, пора за парты сесть. 2. Волокна растительного происхождения. Швейное материаловедение изучает строение и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий. Волокно – это гибкое, прочное тело, длина которого во много раз больше, чем поперечный размер. Текстильные волокна – это волокна, которые используют для изготовления пряжи, изделий. В основе классификации волокон лежит их происхождение (способ получения) и химический состав. По своему происхождению все волокна делятся на натуральные и химические. Натуральные растительные волокна получают из хлопчатника, льна, пеньки, кенафа и других растений. Сообщения учащихся. Самой распространенной прядильной культурой, которую выращивают с целью получения текстильного волокна, является хлопчатник. В Индии, Китае его выращивали уже в III тыс. до н. э. Сейчас хлопчатник выращивают во всех районах с теплым сухим климатом, большим количеством солнечных дней в году – в Китае, Бразилии, Индии, Казахстане, Азербайджане, Армении и т. д. Хлопчатник – растение высотой 70 – 200 см, с крупными цветами. Плод хлопчатника – это коробочка, в которой содержатся семена, покрытые длинными волокнами. Волокна вместе с семенами называют хлопком-сырцом. Лен – травянистое однолетнее растение. Существует около 200 видов льна, но выращивают в основном лен-долгунец, который имеет в стеблях льняное волокно в виде пучков. Лен-долгунец – очень древняя культура. Считается, походит от вида льна, который в далеком прошлом выращивали в горных районах Китая, Индии, Средиземноморья. В Х – Х III веке лен-долгунец стал основной прядильной культурой Руси и получил название «русское золото». 3. Свойства волокон хлопка, льна и тканей, изготовленных из них. Отдельное волокно хлопка при рассмотрении невооруженным глазом представляет собой тонкий волосок. Волокна хлопка имеют различную длину – от 6 до 52 мм. Зрелые волокна более прочные, чем незрелые. Природный цвет волокон хлопка белый или кремоватый, но встречаются бежевый, зеленый и другие цвета. Гигроскопичность хлопка высока. Хлопок быстро впитывает влагу и быстро высыхает. Под действием солнечного света хлопок постепенно теряет свою прочность. На ощупь волокна мягкие, тепловатые. Волокна хлопка горят ярко-желтым пламенем, образуя серый пепел. Во время горения ощущается запах жженой бумаги. Хлопок широко применяют в производстве тканей, трикотажных изделий, швейных ниток и т. д. Хлопчатобумажные ткани прочны, гигиеничны, легки, имеют достаточный срок службы. Они удобны в носке, легко стираются и утюжатся. Толщина волокон льна такая же, как и волокон хлопка. Длина их равна 15 – 26 мм. Цвет волокон льна от светло-серого до темно-серого. Лен обладает характерным блеском, так как его волокна имеют гладкую поверхность. Гигроскопичность льняного волокна больше, чем хлопкового. Лен переносит больший нагрев утюга, чем хлопок. Стойкость льна к свету немного выше, чем хлопка. На ощупь волокна льна всегда прохладные, жесткие. Горит лен так же, как хлопок. Льняное волокно используют для производства летних костюмно-плательных тканей, белья, скатертей, полотенец и т. д. льняные ткани имеют гладкую, блестящую поверхность, прочны, сильно сминаются, но хорошо утюжатся. Они отличаются высокими гигиеническими свойствами, хорошо впитывают и отдают влагу, быстро и хорошо отстирываются. Учитель рассказывает о производстве хлопчатобумажных и льняных тканей, используя коллекции «Хлопок» и «Лен». V. Практическая работа. Выбор материалов для изготовления изделия. Инструменты и материалы: по два образца хлопчатобумажных и льняных тканей (образцы пронумерованы), лупа, толстая игла. Последовательность выполнения. 1) Начертить в тетради таблицу. Блеск Мягкость Вид обрыва ниток Толщина волокон Хлопчатобумажная или льняная ткань 2) Рассмотри внимательно образцы и определи, какие из них имеют матовую поверхность, а какие блестящую. 3) Возьми каждый образец в руку и определи мягкий он или жесткий. 4) С помощью иголки вытяни из каждого образца по одной нитке и рассмотри ее через лупу. Определи гладкая или пушистая нитка. 5) Разорви каждую нитку и рассмотри ее через лупу. 6) Рассмотри волокна, с которых скручены нитки. Толстые они или тонкие. 7) Заполни таблицу. Запиши в таблице, с какой ткани изготовлен каждый образец. 8) Из данных образцов подбери ткань для изготовления фартука. Объясни свой выбор. VI. Закрепление новых знаний и умений учащихся. Игра «Найди слово». Из 14 обрывков слов нужно собрать 4 слова, обозначающие свойства тканей. тепло ность гигро о за цаемость про сть скоп ни щитность воздух ично проч VII. Итоги урока. Из одной тонны хлопка-сырца можно получить около 30000 м ткани, 110 кг хлопкового масла, до 250 кг макухи, десятки килограммов мыла, ваты. А всего из хлопка получают около 1200 разных видов продукции. Чингиз Айтматов писал, что если бы пришлось погрузить весь узбецкий хлопок в вагоны, то понадобился бы эшелон длиной, как расстояние от Земли до Луны. VIII. Домашнее задание. Подготовить инструменты и материалы для практической работы. IХ. Оценивание работы учащихся на уроке. Х. Уборка рабочего места. |
Автор разработки: Свинарчук Светлана Николаевна Учебный предмет: Трудовое обучение Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 855 | Загрузок: 261 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |