Главная » Разработки уроков » Русский язык

Урок русского языка (2 класс) с использованием стратегий развития критического мышления. Составление рассказа «Зима»

Цель урока:   формировать навыки составления текстов о временах года,  

                        используя приём «матрица;  составления предложений и

                        названий к иллюстрациям;

                        учить распространять предложения с помощью признаков

                        предметов;

                        развивать критическое мышление, лексический словарь,

                        связную речь учащихся;

                        воспитывать любовь к природе, к художественному слову.

Оборудование урока: карточки «Задание-инструкция», иллюстративный материал, новогодние шары из бумаги, аппликация «Ёлочка», слайдовая презентация урока.

Ход урока

І. Разминка.

«Поймай моё настроение»

Работа в парах.

Игра «Кто начнёт первый».

Учитель предлагает детям выбрать в паре, кто начнёт действие первый.

 -  Улыбнись, останови улыбку, снимите улыбку со своего лица и украсьте лицо своего соседа по парте.

     Такое же действие выполняет второй  ученик.

ІІ. Актуализация опорных знаний и чувственного опыта учащихся.

      -  Замечательно, что теперь у вас прекрасное настроение! О чём  же пойдёт  речь на нашем уроке? А это вы сможете узнать, поработав с заданиями на карточках.

   

Работа в паре с «Заданием – инструкцией».

Задание-инструкция №1

Прочитай загадки и напиши отгадки.

  Кто, угадай-ка, седая хозяйка?

  Тряхнула перинки – над миром пушинки.

 Снег на полях, лёд на водах,

Вьюга гуляет, когда это бывает?

                                                                    

Рассмотри картинку. Придумай к ней ласковое название.   

                                                                   _________________________              

Беседа:

- Прочитайте ваши отгадки.

- Зачитайте название к картинке.

- О чём же наш урок?

- А вы любите зиму?

Слайд 1.

Игра «Микрофон».

Вопрос:

-  За что люди любят зиму?

(Учитель передаёт по классу микрофон. Дети предлагают свои ответы.)

Слайд 2.

ІІІ. Мотивация учебной деятельности.

      - Послушайте  интересную сказку.

     А) Слушание сказки.     

            

            В домике на краю деревни жили дедушка и котенок. Но это не все.

Слайд 3.

  А еще вместе с дедушкой, котенком  жила красивая птица удод. Правда, оранжево-бело-черный удод жил не в самом доме, а в дупле старого дуба, который рос в поле, совсем рядом. Иногда удод устраивался на ветке дуба, поднимал свой яркий хохолок, расправлял похожий на маленький веер хвост и приветствовал дедушку своей песней: «уду-уду-уду!»

Слайд 4.

       Ещё у дедушки была яблоня.Слайд 5.

 Она росла под окном, и звали ее Агриппина. Так уж дедушка назвал. Почему — не знаю. Назвал, и все. Агриппина приносила вкусные яблоки и вообще была яблоней доброй и умной.

          Вот, теперь ты знаешь всех, и я могу сказать, как полагается в сказке: жили-были дедушка с котенком,  красивая птица удод и яблоня Агриппина..

Слайд 6.

 Жили хорошо: солнце светило ярко, трава и листва зеленели, а разноцветных бабочек, с которыми играл котенок, было видимо-невидимо.

       Но прошел месяц, другой, третий, четвертый... Котенок подрос, зато дни стали совсем короткими. Солнышко почти не показывалось, а дожди почти не переставали. Грустно стало.

      Однажды дедушка погладил котенка и сказал:

— Не грусти, маленький. Скоро зима придет. Ты повеселеешь. Обязательно.

«Зима какая-то... — подумал котенок. — Придет... Она что, у нас жить будет? А поместимся ли мы все? — размышлял он. — Хотя, если она хорошая, можно потесниться. Интересно, какая она — зима эта?»

      Дело в том, что котенок родился в теплом месяце мае. Зима ушла давно. Котенок ее не видел. Потому и не знал, что это за зима такая.

      Пока котенок раздумывал, у кого бы спросить о зиме, послышалось знакомое «уду-уду». На ветке дуба сидел удод. Котенок подбежал к дереву, забрался на крепкую нижнюю ветку и позвал птицу:

— Пожалуйста, — попросил он, — объясни мне одну вещь.

— С удовольствием! — ответил удод. — Спрашивай, пока я не улетел.

— Скажи мне, если знаешь, кто такая зима?

— О-о-о! — Удод гордо поднял яркий хохолок и важно заговорил: — Сейчас я тебе все объясню. Во-первых, зима не «кто», а «что». Во-вторых, зима — это теплая страна, куда мы улетаем, когда в наших родных краях становится прохладно. В-третьих, я улетаю в зиму как раз сегодня.

— Вот как? — Котенок удивился. — Неужели зима — это страна?

— Я знаю, что говорю, — почти обиделся удод. — Первый раз я был в зиме несколько лет назад. Тогда похолодало так же, как сейчас. Пошли дожди. Я растерялся, я был маленький, но старшие птицы сказали, что пора собираться в путь, потому что впереди зима, что нас ждет зима. И мы полетели. И прилетели в страну с зелеными пальмами и синим морем. Я понял, что эта жаркая страна называется Зимой. Я понятно объясняю? — спросил удод.

— Спасибо, — ответил котенок, — объясняешь ты понятно, только я совсем запутался. Ты говоришь, что улетаешь в зиму, а дедушка обещает, что зима сама к нам придет. Что-то здесь не так. Попробую спросить у Агриппины.

— Воля твоя, — удод гордо вскинул яркий хохолок.

      Котенок вприпрыжку примчался к Агриппине. Яблоня была занята: она протягивала дедушке свои ветки, чтобы ему было удобнее снимать тяжелые, ароматные, ярко-желтые яблоки. Наконец дедушка собрал полную корзину и ушел. Котенок подкрался к Агриппине, потянулся передними лапками вверх по ее кряжистому стволу и промурлыкал:

— Ой, Агриппина, я, оказывается, совсем не так уж много знаю. Может быть, ты согласишься объяснить мне кое-что?

— Конечно, малыш, — прошелестела яблоня.

— Скажи, пожалуйста, кто такая, вернее... — запнулся котенок, — что такое зима?

— Зима, — мягко поправила яблоня Агриппина, — как раз не «что», а «кто». Потому что зима — это прекрасная волшебница. Она скоро придет. Она всегда приходит после этих долгих дождей. Волшебница зима набрасывает на деревья и кусты, чудесные белые шали. В первое мгновение белые шали кажутся очень холодными, но потом согреваешься... И постепенно засыпаешь. Спишь долго и видишь добрые сны. А когда просыпаешься, белого наряда уже нет. Зато чувствуешь себя отдохнувшей, сильной, знаешь, что цветы твои будут красивы, листва свежа, а плоды вкусны. Но зима в это время где-то далеко... Ты понял, малыш?

— Понял-то я понял, — котенок помолчал. — Но то, о чем ты рассказываешь, совсем не похоже на то, что говорил удод.

...Летели по ветру желтые листья, сидел на крыльце котенок, думал о прекрасной и непонятной зиме. А вот интересно: если бы знал он язык людей и спросил бы у дедушки, какая она — зима? Что бы дедушка ответил? Кто знает...

             - Ребята, мы ведь знаем язык людей. Давайте представим, что котёнок тоже знает наш  красивый русский язык. Сегодня каждый из вас побывает в роли автора рассказа о зиме.

Б)  Но сначала послушайте стихотворение о зиме замечательного русского поэта Ивана Сурикова.

Зима

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Всё его одело.

Тёмный лес, что шапкой

Принакрылся чудной,

И заснул под нею

Крепко, непробудно…

Стали дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозы –

И зима настала.

      - По каким приметам люди узнают о том, что настала зима?

Физпауза

Ветер северный подул: с-с–с…

Все снежинки с ёлки сдул: с-с-с…

Полетели, закружились

И на место опустились!

      - Я предлагаю вам прочитать рассказ «Зима вьюжная» и выполнить задания.

            Работа в парах: один  ученик – устно выполняет задание, второй – корректирует, помечает письменно.   

Задание-инструкция №2

Прочитай рассказ.

Зима вьюжная

    Пришла морозная зима. Подули холодные ветры. Голые стояли в лесу деревья. Большими хлопьями начинал падать снег. Ходит Мороз по двору, постукивает, погромыхивает. Ночь звёздная, окна синие. Ай да зима!

2.  Подчеркни слова - предметы, которые отвечают на вопросы: кто? что? (Одной чертой).

3. Подчеркни слова – признаки предметов, которые отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?  (Волнистой линией).

4. Подчеркни слова - действия, которые отвечают на вопрос: что делает? (Двумя чертами).

     

Ответы детей.

ІV. Рефлексия

 Приём «матрица»

 Класс коллективно заполняет таблицу.

- Назовите слова, отвечающие  на вопросы: кто? или что?, которые подходят к теме «зима».

 - Охарактеризуйте их словами, отвечающими на вопросы: какой?, какая? какое?  какие?

-  Добавьте к ним слова, которые обозначают действия предметов.

Примерная таблица.

Что сделали?

Какой? Какая? Какое? Какие?

Кто? Что?

1.

Пришла

морозная, вьюжная.

зима

2.

Выпал

белый, пушистый

снег

4.

Сковал речку

скользкий, прочный

лёд

5.

Побежали по льду

кожаные, быстрые

коньки

3.

Ударил

крепкий, сильный.

мороз

    Установление порядка предложений. Запись текста в тетрадях. Заглавие предлагается взять из «Задания – инструкции № 1».

V. Итог урока.

   - Поздравляю вас ребята! Сегодня вы стали маленькими писателями!

Самооценивание.

     - Предлагаю вам выставить себе оценку по пятибалльной шкале : «Какой я сегодня на уроке?»

     Оценки учащиеся выборочно комментируют. Записывают их на новогодних шарах. Шары учитель крепит на ёлочку,  на  школьной доске.

Урок русского языка (2 класс) с использованием стратегий развития критического мышления. Составление рассказа «Зима»

Скачать конспект (1.84 Mb)



Автор разработки: Москаленко Ирина Станиславовна

Учебный предмет: Русский язык

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 830 | Загрузок: 201 | Комментариев: 0

Ключевые слова: составление рассказа, зима

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»