Главная » Разработки уроков » Русский язык |
В последнее время стал популярным метод проектов как инновационный метод обучения. Он призван соединить теорию обучения с практикой жизни, внести в обучение оригинальность и сделать его для учащихся интересным. Через метод проектов учитель имеет возможность включить всех учащихся в активную работу, используя интерактивные, компьютерные технологии, стимулировать самостоятельную работу, развивать творческие способности, коммуникативные, социальные и другие компетентности. Как правило, учителю бывает довольно сложно выбрать тему проекта, которая должна органично вписываться в программу и быть интересной и актуальной. Очень часто выбирается информационный проект, требующий хорошей подготовки учащихся, использования мультимедийных и компьютерных технологий и, в итоге, представляющий один урок или внеклассное мероприятие. Уроки гуманитарного цикла – это уроки воспитания нравственности, раскрывающие все важнейшие человеческие проблемы. Что же интересно ученикам 9 класса? Конечно же, это любовь и дружба, взаимоотношение отцов и детей, одноклассников, процессов в обществе и видения себя в социуме. Возьмём интерес подростков к любви. К сожалению, современная трактовка этого чувства на экранах телевидения, в современных молодёжных телесериалах, реалити-шоу - это опошление, сведение до уровня инстинктов. И это вызывает протест нормального человека, многие подростки тоже хотят верить и верят в красоту этого чувства, каждый хочет его испытать и быть счастливым. Наверное, именно поэтому ребята с большой охотой откликнулись на проведение этого проекта. Данный проект включает проведение двух уроков развития связной речи по рассказам В. Сухомлинского с использованием моделирования реальных ситуаций «Любовь не вздохи на скамейке», «Любовь умна, мудра, предусмотрительна», а также урока литературы «Женщины, воспетые поэтом» (по А.С.Пушкину). Завершается проект общешкольным вечером «Любовь, любовь, загадочное слово, кто мог бы до конца тебя понять?» (В.А.Рождественский). Были поставлены следующие цели: раскрыть высокий смысл этого чувства, Этот проект заставил подростков размышлять, высказывать свои мысли, по-иному взглянуть на себя и окружающих. Цинизм, грубость были восприняты адекватно. Таким образом, данный проект, с одной стороны, стал одновременно и исследовательско- информативным, и творческим, с другой – практически ориентированным, с третьей – решающим важнейшие проблемы развития речи, логического мышления, умения вести диалог, дискуссию; обогащения словарного запаса, что крайне важно в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи. В ходе его подготовки и выполнения были решены задачи формирования коммуникативной, самообразовательной, информационной, социальной компетентностей, проходило развитие творческих способностей учащихся. Вашему вниманию предлагается первый урок «Любовь не вздохи на скамейке».
Тема: Урок развития связной речи по сказке В.Сухомлинского «О любви» Цели: помочь учащимся понять сложность и многогранность этого чувства, Оборудование: Отрывок из песни М.Леграна «Если б не было тебя», Ход урока 1. Постановка задач. Психологический настрой. Мы начинаем наш урок под прекрасную песню известного французского композитора Мишеля Леграна. «Если б не было тебя, померк бы весь свет, Если б не было тебя, ничто на земле не нужно..», - поёт Джо Дассен. И тысячи сердец замирают. Замирают от восторга и ожидания, от нежности и надежды. Ведь каждый хотел бы любить и быть любимым. А что же такое любовь? Как не ошибиться? Как пронести это чувство через года? Как быть счастливым? Об этом мы и будем говорить с вами на уроке, обсуждая сказку В.Сухомлинского и находя выход из предложенных ситуаций. 2. Выразительное чтение сказки «О любви» и её обсуждение. Конструирование и запись предложений и всех выводов. - Каким же нарисовано в сказке это чувство? ( Это прекрасное, сильное чувство, но очень сложное. Даже Бог не мог его понять.) - Как проявилась его сила? ( Бог хотел уничтожить его, но его сил не хватило. Любовь оказалась сильнее). - Почему Бог не смог понять это чувство? (Он жесток, а жестокость с любовью несовместима). - Как автор описывает красоту этого чувства? Ещё раз зачитайте. - Почему мужчина и женщина смотрят то на алую зарю, то в глаза друг другу? - Как же в сказке определяется, что такое любовь? - Это мудрые глаза красоты, - какая-то неведомая сила, - красота, прекраснее неба и солнца, прекраснее всего…, самого Бога - любовь ласковая, добрая, сердечная, - красота могучая и вечная, непостижимая, - Верность и Память сердца -Давайте запишем главное: Любовь – это красота непостижимая, сила, мудрость, ласка и добро, верность и память сердца. - Что бы вы добавили? Можно ли сравнить с солнцем? Любовь – это счастье, солнце, озаряющее нашу душу, делающую жизнь светлой и радостной. - Как вы думаете, почему в сказке слова Любовь, Верность, Память Сердца написаны с большой буквы? ( Это высокие чувства. Они возвышают человека, делают его выше, чище, благороднее). - Сформулируйте главную мысль сказки. Любовь – это сильное, красивое и непостижимое чувство. Оно бессмертно, приносит человеку счастье и делает его сильнее Бога. - В литературе масса примеров безграничной любви. Давайте вспомним о них. Но и в жизни тоже! Любовь ещё не всё! Не хлеб и не вода, Не крыша в ливень, не нагим одежда, Не ствол, плывущий к тонущим, когда Уже иссякли силы и надежда. Не заменяет воздуха любовь, Когда дыханья в лёгких не хватает, Не сращивает кость, не очищает кровь, Но без любви порою умирают. Один из учеников рассказывает историю любви Бетховена и молодой итальянской аристократки Джульетты Гвиччарди. Вывод: Любовь спасла композитора от отчаяния. Он сумел преодолеть свой страшный недуг и написать прекрасное произведение. Эта соната – гимн его чувству. Звучит отрывок из «Лунной сонаты» Бетховена. - Вы видите, что это не только сила, но и красота. Кто из вас не хотел бы, чтобы ему были посвящены стихи, картины, песни, книги? 3. Моделирование ситуаций и их обсуждение. А как отличить любовь от другого чувства: увлечения, страсти, просто полового влечения? Это очень сложные вопросы. Сейчас мы смоделируем несколько ситуаций и попытаемся хоть немного разобраться в данных проблемах. Класс делится на 5 групп и получает свои задания- ситуации, на которые попытается дать ответ. Выводы записываем. Ситуация 1 Вы, молодой человек, влюблены в девушку из очень обеспеченной семьи. Она вам отвечает взаимностью. Но её родители категорически против ваших отношений, считают, что с вами она не будет счастливой, так как не будет так материально обеспечена, как дома. Откажитесь ли вы от вашего чувства? Что вам подскажет любовь? Ответы самые разные: не важно богатство, будет работать, чтобы обеспечить семью, найдёт другую девушку, попросит своих и её родителей помогать им и т.д. - Может, сразу поставить себе высокие цели: получить хорошее образование, найти достойную работу, стараться обеспечивать себя, а в будущем и свою семью? Ведь есть же стимул? - А как же «С милым рай в шалаше?» Вывод: Любовь – это сила, которая ради другого человека поможет преодолеть трудности и собственную инертность. Ситуация 2 Вам 16 лет, вы влюблены в молодого человека. Он такой красивый, весёлый, с ним так здорово. Прощаясь с ним, вы уже с нетерпением ждёте следующей встречи. Но через неделю он говорит, что привык иметь сексуальные отношения с девушками, без этого нет любви. А если вас это не устраивает, он найдёт себе другую, которая будет любить его по-настоящему. Как быть? - Даже если вы и любите его, почувствуйте, что он к вам не бережно относится. Он не думает о вашем юном возрасте, о возможных последствиях. Это просто половое влечение. - Девушка должна быть строгой. Стоит ли ради такого терять своё достоинство. - Почему девушка должна об этом думать? - Разве любовь и секс одно и то же? - Секс – это продолжение любви, но в данной ситуации любви нет, только влечение и удовлетворение физиологических потребностей. Серьёзные отношения предполагают создание семьи, а в этом юном возрасте это совсем некстати. Вывод: Любовь – это строгость и мудрость, уважение. Она должна быть не только ласковой, но и требовательной к себе и любимому человеку. Ситуация 3 Ваша подруга влюблена в юношу, который иногда выпивает, любит употребить крепкое словцо, часто и в адрес «любимой». Однажды он чуть не ударил её, оскорбившись на её замечание. Девушка очень переживает, боится потерять его, так как очень его любит. Какими вы видите их дальнейшие отношения? - Он некультурный, просто дремучий человек. Такой никогда не даст счастья другому. - Девушка не понимает, что любящий человек никогда не оскорбит любимого. Никто не должен такого терпеть и позволять. Это половое влечение и самые низменные чувства. - Девушке самой стоит как можно быстрее порвать с ним. - Что требует любовь? Вывод: Любовь требует уважения, воспитания культуры чувств, богатого внутреннего мира. Так как невежество и убогость чувств счастья не принесут. Ситуация 4 Вы любите, поженились, создали семью. Вы счастливы. Начало совместной жизни всегда прекрасно, недаром первый месяц супружеской жизни называют медовым. Но вскоре вы замечаете, что ссоритесь: вас раздражают его привычки, которых вы раньше не замечали. Его – неумение готовить так же вкусно, как его мама. Как выдержать эти испытания? Или это несовместимость? - Нужно приспосабливаться друг к другу, уважать привычки (хорошие). Жить, как ты привык до этого, не получится. Нужно учиться создавать семейные отношения, понимать друг друга, приспосабливаться. Может, не всегда высказывать своё недовольство. - Что же нужно делать, чтобы сохранить чувства? Вывод: Чтобы сохранить чувства, нужно учиться творить отношения, уважая личность другого. Ситуация 5 С рождением ребёнка вы вся – в заботах о нём, а муж на втором плане. Вы с нетерпением его ждёте с работы, чтобы он вам помог, но он возвращается всё позже и позже. Долгожданный выходной! А он отправляется с друзьями на рыбалку. Ведь он так устал за неделю! И не может же он перестать общаться с друзьями. Ваши отношения дают трещину. Почему? Как этого не допустить? - В семье мало говорить «люблю», нужно чем-то жертвовать. Жена жертвует бессонными ночами, своими желаниями. И муж тоже так должен поступать. Семья должна быть на первом месте. Женившись, они оба стали ответственными друг за друга, за ребёнка. - Значит ли это, что друзья должны остаться в прошлом? Вывод: Любовь требует самопожертвования. Это большой труд души. Посмотрите, вначале мы записали, что такое любовь. Что вы ещё можете добавить после обсуждения предложенных ситуаций? - Что это строгость и мудрость, требовательность К себе и к любимому, уважение, богатство внутреннего мира, умение творить отношения, самопожертвование. - Что же такое любовь? Вывод: Любовь – это прекрасное, но очень сложное чувство. Мало полюбить человека, нужно приложить много усилий, чтобы это чувство расцвело, принесло обоим радость, чтобы оно было навсегда. 4. Подведение итогов - Все группы получают лепестки ромашки – лучики солнца. Напишите на них то, что нужно человеку, чтобы научиться любить и сохранить это чувство. Все прикрепляют лепестки к солнышку – символу любви. - Я желаю, чтобы гадание на такой вот ромашке в жизни всегда приносило вам «любит». Но не забывайте, что для этого нужно много душевно трудиться. Декламация стихотворения «Любовью дорожить умейте» 5. Подведение итогов. Оценивание. 6. Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру «Любовью дорожить умейте» |
Автор разработки: Вакула Галина Григорьевна Учебный предмет: Русский язык Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 780 | Загрузок: 182 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |