Главная » Разработки уроков » Русский язык

Урок-обобщение по теме "Местоимение как часть речи" (систематизация изученного и контроль знаний)

Цели и задачи:

повторить основные сведения о местоимениях, правописании отрицательных и неопределённых местоимений;

создание проблемных ситуаций и выполнение заданий поискового характера;

развивать логическое мышление;

воспитывать моральные качества и интерес к русскому языку.

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя:

-Сегодня, ребята, мы работаем под девизом: (сл.2)

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна,

Я заменяю имена!

-Ребята, мы завершаем сегодня тему "Местоимение". Как вы думаете, какие цели и задачи

сегодняшнего урока?

Да, цель нашего урока - обобщить и закрепить полученные знания об этой части речи. Местоимение - часть речи необычная, и урок у нас сегодня пройдёт не совсем обычно: мы с вами отправимся в путешествие по городу Местоимений, и как бывалые туристы начнём со сборов рюкзаков и дорожных сумок. Мы с вами собираем в чемоданы багаж знаний о местоимениях. Как знающие путешественники, мы должны всё знать о стране, в которую предстоит ехать: обычаи, традиции, нравы и законы.

-Дайте, пожалуйста, определение местоимению.

-На какие части речи похоже по грамматическим признакам местоимение?

-Посмотрите! На экране презентация "Город Местоимений". Обратите внимание на количество зданий в городке. Их 9, почему?  Давайте познакомимся поближе (сл. 4).

-Обратите внимание на этажность зданий. Сколько этажей? Почему? Посмотрите, каковы названия этажей? Почему одно из зданий пятиэтажное?

- А почему два здания скреплены между собой?

2. Индивидуальная работа по карточкам (2 уч-ся у доски).

 Устный опрос: (сл. 5-7)

1. Часть речи, которая употребляется вместо имени существительного, прилагательного или числительного?(Местоимение)

2. Местоимение, указывающее не неопределённые предметы, признаки, количества? (Неопределённые)

3. Местоимение, не имеющее именительного падежа? (Возвратное)

4. Местоимения, изменяющееся как существительное? (Личные)

5. Местоимение, которое изменяется по родам? (Оно)

6. Местоимения, указывающие на определённый предмет. (Указательные)

7. Местоимения, изменяющиеся как прилагательные. (Притяжательные)

8. Местоимения, содержащие в себе вопрос. (Вопросительные)

9. Местоимения, которые служат для связи простых предложений в составе сложного. (Относительные)

10. К какому разряду относятся местоимения: весь, всякий, каждый, сам, самый? (Определительные)

11. Как называются местоимения, употребляющиеся для отрицания какого-либо предмета, признака? (Отрицательные)

3. Проверка домашнего задания.

-На прошлом уроке я вам дала следующее домашнее задание: (по одному представителю от группы)

1 группа. Написать по пять фразеологизмов,  в которых употребляются местоимения и указать разряды этих местоимений.

2 группа. Написать по пять примеров пословиц, в которых употребляются местоимения и указать разряды этих местоимений.

3 группа. Написать по пять примеров названий телепередач, в которых употребляются местоимения и указать разряды этих местоимений.

-Проверим задание у доски. (сл. 8)

"Золотая полка - это та, на которую ставят любимые книги", - сказал писатель Ю. Олеша.

Задание: расставить знаки препинания, указать разряды местоимений.

-Все ли книги хороши? Какие бы книги вы  поставили на полку?

К. Чуковский писал: "По-настоящему ведёт за собой та книга, из которой читатель делает выводы сам. Только такая книга влияет на его поведение".

-Вспомните, какие художественные произведения оставили след в вашей душе?

-А дальше я предлагаю заглянуть в переулок Правописания. (сл. 10). Давайте вспомним правила правописания отрицательных и неопределённых местоимений.

4. Работа в группах: (сл. 12)

1 группа - найти местоимения в предложениях, определить разряд.

1. Никто не пожелает себе жизни без друзей.

2. Ни о чём не думает тот, кто ничего не читает.

3. Не с кого спрашивать, когда сам виноват.

4. Кто думает, до чего-нибудь додумается.

5. Грубость не делает чести никому.

2 группа - записать предложения, раскрыв скобки, указать разряд местоимений.

1. (Н..)чего тому страшится, который ничего не боится.

2. Не зря говорят: "Не презирай совета н..чьего, но прежде рассмотри его"

3. Я привык (н..)(в)(чём) не отступать от гражданских законов.

4. Кто оторвался от друзей, тому (н..)(на)(кого) рассчитывать в беде.

5. Каждый из нас - дитя своих деяний.

6. Тот исти(н)(нн)ый друг твой, кто честен и прям.

(Самопроверка). Ребята проверяют написанное у себя в тетрадях и сравнивают со слайдом. (сл. 13)

3 группа - самостоятельная работа по карточкам.

Притча.

Два друга много дней шли по пустыне.

Однажды они поспорили, и один сгоряча дал пощёчину другому. Его друг почувствовал боль, но н..чего не сказал.

Молча он написал на песке: "Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину."

Друзья продолжали свой путь, и вот они нашли озеро, в котором решили искупаться. Тот, к..торый получил пощёчину, едва не утонул, а друг его спас. Когда он пришёл в себя, то высек на камне: "Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь".

Первый спросил его:

-Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? И друг ответил:

-Когда кто(нибудь) нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли Но когда кто(либо) делает что(то) хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы н..какой ветер не смог бы стереть это.

Задание:

1. Выпишите слова с пропусками и скобками, графически обозначьте орфограмму.

2. Укажите разряды местоимений.

3. Чему учит нас притча? С кем из путников вам бы хотелось дружить и почему?

4. Найдите предложение, в котором заключена основная мысль текста.

Разминка для глаз. (сл. 14-27)

5. Цифровой диктант: (сл. 28)

1. Н..чего не получалось.

2. Н..чего терять.

3. Н..какие варианты не подходили.

4. Н..чего не помогало.

5. Н..кому было помочь.

6. Н..кого винить.

6. Игра "Четвёртое лишнее"(сл. 29)

Некто, ничего, не с кем, не у кого.

Я, от, он, вы.

Меня, себя, тобою, мы.

Любой, наши, мой, ваш.

Кто(то), кое(где). (кое)(с)(кем), кого(либо).

-Где чаще всего употребляются местоимения?

-Да, конечно, в разговорной речи мы употребляем местоимения чаще всего. И очень часто мы употребляем их неверно. Поэтому при устных ответах, в разговоре мы всегда должны следить за тем, как и что мы говорим, особенно, как мы употребляем местоимения. Перед вами сейчас появятся предложения, в которых есть недочёты. Ваша задача исправить эти недочёты и переписать предложения в тетрадь в исправленном виде.

Взял у ней.

С ими.

Ихние книги.

Сел напротив его. (сл. 30)

-Теперь, я надеюсь, вы поняли, как необходима нам такая часть речи как местоимение. Очень важно знать и уметь правильно употреблять местоимения в своей речи. Они необходимы нам, чтобы правильно строить наши ответы на вопросы, необходимы нам при общении друг с другом, а ещё необходимы нам, чтобы правильно писать сочинения, чем мы с вами сейчас и займёмся, так как мы с вами достигли площади Творчества.

7.  Творческое задание по группам: (сл. 32)

1 гр. - ответить на вопрос: "Почему легко и светло, когда рядом настоящий друг?"

2 гр. - продолжите фразу: "Настоящий друг - это..."

3 гр. - напишите сочинение-миниатюру на тему: "Легко ли быть другом?"

-Вывод: как должен поступать настоящий друг?(сл. 33)

-Итак, ребята, я думаю. что сегодняшний наш с вами урок не прошёл для вас даром. И вы ещё раз убедились, как важна такая часть речи как местоимение. А главное, надеюсь, вы не забудете наше путешествие по городу Местоимения, и не станете нарушать правила правописания местоимений, употребления их в нашей речи.

8. Рефлексия.

-Мне понравилось...

- Я порадовался...

- Я расскажу родителям об уроке...

-Все мы, ваши учителя и родители, хотим, чтобы у вас всё было прекрасно, чтобы вы стали хорошими людьми, которые смогут принести пользу своей стране. И пусть на вашем пути встретится много прекрасных людей.

9. Домашнее задание (сл. 36)

Презентация.

Приложение.

Урок-обобщение по теме "Местоимение как часть речи" (систематизация изученного и контроль знаний)

Скачать конспект (2.35 Mb)



Автор разработки: Меделян Наталья Георгиевна

Учебный предмет: Русский язык

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 1885 | Загрузок: 271 | Комментариев: 0

Ключевые слова: местоимение

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»