Главная » Разработки уроков » Русский язык |
Цель: закрепить навыки распознавания мягких и твёрдых согласных в словах; развивать умение составлять связный текст по аналогии; воспитывать терпимость по отношению друг к другу, чувство взаимовыручки и поддержки при работе в группе. Оборудование: карточки с заданиями для каждой группы, на доске таблицы «Твёрдые и мягкие согласные», «Всегда мягкие, всегда твёрдые». Тип урока: интерактивный урок (работа в группах).
Ход урока 1.Объявление темы и цели урока. 2.Проверка домашнего задания. 3.Разминка – игра «Фонема, марш!» - Я буду показывать слово, а вам нужно будет менять в нём один звук так, чтобы получилось новое слово. 4.Закрепление изученного материала. Работа в группах (3 группы). 1) Фонетическое упражнение - Запишите слова. Укажите количество букв и звуков в них. Объясните, почему количество букв и звуков не совпадает. Задание для 1 группы: Голубь, пекарь, пальчик, польза. Задание для 2 группы: Яма, ёлка, юрта, ежиха. Задание для 3 группы: Приём, поезд, маяк, приют. (За правильный ответ – 2 балла) 2) Выборочный диктант (задание для всех групп одинаковое) - Выпишите слова, в которых гласные смягчают предшествующие согласные. Подчеркните мягкие согласные двумя чертами. 1) Меньше говори, а больше делай.2) Труд кормит, а лень портит.3) Весна красна цветами, а осень – плодами.4) От зорьки и до зорьки моряки на вахте зорки. - Найдите и укажите слова, в которых буква е не обозначает мягкость предшествующего согласного. Почему? (За правильный ответ – 2 балла.) 3)Лингвистическая задача - Укажите группу слов, в которой все согласные звуки 1) только мягкие; 2) только твёрдые. Задание для 1 группы: А) нефть, семья, люди; Б) цирк, жито, шина; В) жираф, мясо, крик. Задание для 2 группы: А) цепь, живот, лиса; Б) чаща, ель, степь; В) лыжи, цифра, шифр. Задание для 3 группы: А) малыши, рыжик, мыши; Б) жизнь, щука, циркач; В) щавель, здесь, пень. - Как объяснить мягкость звуков в указанной группе слов? Твёрдость? (За правильный ответ – 2 балла.) 1 4) Физкультминутка – дидактическая игра «Протестую!» (на повторение) - Я буду показывать карточки со словами с безударными гласными в корне слова, а вы, если увидите на карточке ошибку, будете вставать и поднимать руки вверх. Если на карточке ошибок не будет, вы будете делать вращательные движения головой сначала влево, а затем вправо. 5) Игра «Третий лишний» - Найдите среди группы слов лишнее по признаку твёрдости-мягкости согласных: Задание для 1 группы: А) сок, манго, киви; Б) сон, гиря, спорт; В) рога, липа, репа. Задание для 2 группы: А) темя, нога, рука; Б) рот, веки, уши; В) нос, зуб, печень. Задание для 3 группы: А) семь, лень, сон; Б) порт, тень, торт; В) ель, шипы, цинк. (За правильный ответ – 3 балла.) 6) Творческая работа. Сочинение по аналогии. - Опишите осенний лес, используя данный текст: Зимний лес Молчаливый зимний лес. Тихо и в полях, будто природа погрузилась в сон. Но сильнее греет солнышко, и дни становятся длиннее. Пробуждаются леса, наполняются голосами птиц поля. А когда придёт апрель, появятся гости из далёких стран. ( По В.Флинту.) (Оценивание работы – 3 балла.) 5. Подведение итогов. Игра «Микрофон» - Какие навыки закрепили на уроке? - Что понравилось? Что не понравилось? - Над чем ещё нужно поработать? 6. Домашнее задание: 1) Выучить теорию занятий 12, 13. 2) Упражнение 18 в печатной тетради*. 3) Придумать сказку о твёрдых и мягких согласных (по желанию).
Использованная литература: 1.Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. – Москва, Просвещение, 1991 2.Капелюшная Б.П. Выразить себя средствами языка. Ры 3.Филатова И.С. Русский язык. 5 класс: Планы-конспекты уроков (для школ с украинским языком обучение). – Харьков: Ранок, 2010. *Воскресенская Е.О. Грамотей. Русский язык. 5 класс. Тетрадь для успешного овладения орфографическими и пунктуационными навыками (для школ с украинским языком обучения). – Х.: Ранок, 2011. |
Автор разработки: Дейкина Татьяна Ивановна Учебный предмет: Русский язык Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 528 | Загрузок: 222 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |