Главная » Разработки уроков » Русский язык

Твёрдые и мягкие согласные

 Цель:                   закрепить навыки распознавания мягких и твёрдых согласных в

                                          словах; развивать умение составлять связный текст по аналогии;

                                          воспитывать терпимость по отношению друг к другу, чувство

                                          взаимовыручки и поддержки при работе в группе.

Оборудование:   карточки с заданиями для каждой группы, на доске таблицы

                              «Твёрдые и мягкие согласные», «Всегда мягкие, всегда твёрдые».

Тип урока:          интерактивный урок (работа в группах).

 

Ход урока

1.Объявление темы и цели урока.

2.Проверка домашнего задания.

3.Разминка – игра «Фонема, марш!»

- Я буду показывать слово, а вам нужно будет менять в нём один звук так, чтобы получилось

новое слово.

4.Закрепление изученного материала. Работа в группах (3 группы).

1)  Фонетическое упражнение

          - Запишите слова. Укажите количество букв и звуков в них. Объясните,

             почему количество букв и звуков не совпадает.

             Задание для 1 группы:

Голубь, пекарь, пальчик, польза.

          Задание для 2 группы:

          Яма, ёлка, юрта, ежиха.

          Задание для 3 группы:

          Приём, поезд, маяк, приют.

          (За правильный ответ – 2 балла)

       2)  Выборочный диктант (задание для всех групп одинаковое)

         - Выпишите слова, в которых гласные смягчают предшествующие согласные.

           Подчеркните мягкие согласные двумя чертами.

          1) Меньше говори, а больше делай.2) Труд кормит, а лень портит.3) Весна красна

          цветами, а осень – плодами.4) От зорьки и до зорьки моряки на вахте зорки.

          - Найдите и укажите слова, в которых буква е не обозначает мягкость

         предшествующего согласного. Почему?

           (За правильный ответ – 2 балла.)

3)Лингвистическая задача

            - Укажите группу слов, в которой все согласные звуки 

     1) только мягкие;

     2) только твёрдые.

     Задание для 1 группы:

     А) нефть, семья, люди;

     Б) цирк, жито, шина;

     В) жираф, мясо, крик.

     Задание для 2 группы:

     А) цепь, живот, лиса;

     Б) чаща, ель, степь;

     В) лыжи, цифра, шифр.

     Задание для 3 группы:

     А) малыши, рыжик, мыши;

     Б) жизнь, щука, циркач;

     В) щавель, здесь, пень.

    - Как объяснить мягкость звуков в указанной группе слов? Твёрдость?

(За правильный ответ – 2 балла.)                                                                                                   1

        4)  Физкультминутка – дидактическая игра «Протестую!» (на повторение)

             - Я буду показывать карточки со словами с безударными гласными в корне слова, 

             а вы, если увидите на карточке ошибку, будете вставать и поднимать руки вверх.

             Если на карточке ошибок не будет, вы будете делать вращательные движения

             головой сначала влево, а затем вправо.                                                                                           

       5)  Игра «Третий лишний»

        - Найдите среди группы слов лишнее по признаку твёрдости-мягкости согласных:

         Задание для 1 группы:

         А) сок, манго, киви;

         Б) сон, гиря, спорт;

         В) рога, липа, репа.

         Задание для 2 группы:

         А) темя, нога, рука;

         Б) рот, веки, уши;

         В) нос, зуб, печень.

         Задание для 3 группы:

         А) семь, лень, сон;

         Б) порт, тень, торт;

         В) ель, шипы, цинк.

         (За правильный ответ – 3 балла.)

    6) Творческая работа. Сочинение по аналогии.

        - Опишите осенний лес, используя данный текст:

                                                               Зимний лес

      Молчаливый зимний лес. Тихо и в полях, будто природа погрузилась в сон. Но сильнее греет солнышко, и дни становятся длиннее. Пробуждаются леса, наполняются голосами птиц поля. А когда придёт апрель, появятся гости из далёких стран.  ( По В.Флинту.)

(Оценивание работы – 3 балла.)

5.  Подведение итогов. Игра «Микрофон»

     - Какие навыки закрепили на уроке?

     - Что понравилось? Что не понравилось?

     - Над чем ещё нужно поработать?

6.  Домашнее задание:

  1) Выучить теорию занятий 12, 13.

  2) Упражнение 18 в печатной тетради*.

  3) Придумать сказку о твёрдых и мягких согласных (по желанию).

 

Использованная литература:

1.Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. – Москва, Просвещение, 1991

2.Капелюшная Б.П. Выразить себя средствами языка. Ры

3.Филатова И.С. Русский язык. 5 класс: Планы-конспекты уроков (для школ с украинским языком обучение). – Харьков: Ранок, 2010.

*Воскресенская Е.О. Грамотей. Русский язык. 5 класс. Тетрадь для успешного овладения орфографическими и пунктуационными навыками (для школ с украинским языком обучения). – Х.: Ранок, 2011.

Твёрдые и мягкие согласные

Скачать конспект (11.9 Kb)



Автор разработки: Дейкина Татьяна Ивановна

Учебный предмет: Русский язык

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 495 | Загрузок: 179 | Комментариев: 0

Ключевые слова: согласные

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»