Главная » Разработки уроков » Русский язык

Тренинг аудиативных умений и навыков

Цели и задачи:

               обучающая – формирование у учащихся аудиативных умений и навыков;

               развивающая – развитие навыков аудирования, умений видеть причинно-след-

               ственные связи, выделять главное из второстепенного;

               воспитывающая – привитие интереса к русскому языку и готовности к

               восприятию информации рассказ Бунина «Косцы»;

              Оборудование: раздаточный материал с тестовыми заданиями  

1.Прослушай и выполни.

Задание № 1.

 Слушают все, выполняет один.

 Для успешного выполнения задания следует подойти к шкафу, находящемуся в правом углу классной комнаты, открыть дверцы, на второй полке снизу отсчитать 10 книг, достать одиннадцатую и принести её учителю.

Задание № 2.

 Чтобы справиться с этим заданием, нужно подойти к шкафу, который находится в центре классной комнаты, открыть антресоль, достать фильмоскоп, переставить его на нижний ярус шкафа, а из 8 учебников по русскому языку для 9 класса, стоящих там, взять 5 и раздать учащимся среднего ряда.

2. Прослушай и нарисуй.

   Задание № 1.

Прослушайте текст и заполните таблицу

Цвет

Ощущение

  Воспетые в песнях народные бескрайние степи, зелёные леса и долины, высокое лазурное небо…

  Возле твоей хаты цветут огненные мальвы, в огороде ласково кивает тебе золотой головой подсолнух.

                                                                                                           И.Цюпе

Цвет

Ощущение

зелёные, лазурные

красота украинской природы

огненные, золотой

состояние восторга

    Задание № 2.

  Прослушайте стихотворение Бунина. Какую бы иллюстрацию сделали к нему?  

( можно нарисовать и описать словами)

Последний шмель

Черный бархатный шмель, золотое оплечье,

Заунывно гудящий певучей струной,

Ты зачем залетаешь в жилье человечье

И как будто тоскуешь со мной?

За окном свет и зной, подоконники ярки,

Безмятежны и жарки последние дни,

Полетай, погуди — в засохшей татарке,

На подушечке красной, усни.

Не дано тебе знать человеческой думы,

Что давно опустели поля,

Что уж скоро в бурьян сдунет ветер угрюмый

Золотого сухого шмеля!

Вопросы на восприятие.

Какое настроение создает это стихотворение?
Обратите внимание, как это настроение формируется на лекси­ческим уровне? или Какие слова, выражения создают это груст­ное настроение? (Последний шмель, черный, заунывно гудя­щий, будто тоскуешь, последние дни, засохшая татарка, опус­тели поля, ветер угрюмый, сдунет в бурьян, сухой шмель.)
Производит ли стихотворение тягостное впечатление? Обоснуйте свою точку зрения.

(Настроение, которое создает это стихотворение, скорее можно назвать«светлой грустью». Оно побуждает к размышлениям о вечном и тленном, о красоте, ее быстротечности. Это настроение формируется  уже на лексическом уровне: словам, порождающим печаль противопоставлены яркие и эффектные эпитеты, которые до­полняют  грусть естественным желанием радости, свидетельствуют о красоте мира: золотое оплечье, певучая струна, безмятежные дни, свет за окном, подоконники ярки, красная подушечка татарки и т.д.

3. Прослушай и выбери правильное толкование.

Задание № 1.

  Значение какого слова определено неверно?

акванавт – человек, который погружается в специальном аппарате в водные глубины для исследования.
планетолог – астроном, изучающий планеты.
вальяжный – полный достоинства, представительный.
аудиенция – случайная встреча.

  Задание № 2.

Определите понятие по лексическому значению: «крайнее проявление национальной исключительности и национального превосходства» - это

расизм

2.   национализм

3.   шовинизм

4.   патриотизм

4.Прослушай и выбери правильный ответ.

а) чтение текста рассказа Бунина «Косцы» (см. приложение)

б) работа с тестовыми заданиями к данному рассказу.

      1,2,3,4 – фактическое содержание

      5,6 – причинно-следственные связи

      7,8,9,10 -  выразительные средства

      11,12 – главная мысль

Где работали и пели косцы?

а) в полях серединной России;

б) на лугу густой и свежей пшеницы;

в) вдоль большой просёлочной дороги;

г) в молодом берёзовом лесу.

      2.   Какое было время суток?

            а) середина июньского дня;

            б) предвечернее время;

            в) полдень;

            г) раннее утро.

      3.  Косцы были уроженцами какой губернии?

            а) Орловской;

            б) Рязанской;

            в) Вологодской;

            г) Саратовской

Какую песню пели косцы?

а) «Не шуми, мати зеленая дубравушка»;

б) «То не ветер ветку клонит»;

в) «Ты прости, прощай любезный друг»;

г) «В одной знакомой улице…»

      5.   Как косцы объясняли автору, почему ужинают мухоморами?

а) быстро готовятся;

б) сладкие, чистая курятина;

в) отсутствие денег;

г) любовью к грибам.

6.Чем Россия отличалась, по мнению автора, от других мест?

а) широтой просторов;

б) красотой природы;

в) трудолюбивым народом;

г) только её душа могла так петь.

7.Каким лексическим средствам относится высказывание «текли реки молочные»

а) архаизм;

б) устойчивое фольклорное выражение;

в) фразеологизм;

г) неологизм.

8.Определите тип текста:

а) описание;

б) повествование;

в) рассуждение;

г) диалог.

9.В предложении « Ты прости-прощай, родимая сторонушка» прилагательное «родимый» является:

а) эпитетом;

б) сравнением;

в) олицетворением;

г) гиперболой.

10.Определите стиль данного текста:

а) официально-деловой;

б) публицистический;

в) разговорный;

г) художественный.

11.Кто всегда выручал русского человека в трудную минуту?

а) свобода, простор;

б) сказочные богатства Руси;

в) тёмная ночь с её глушью;

г) сказочные обряды и милосердный Бог.

12.В чём, по-вашему, идея рассказа?

а) любовь к Родине;

б) тоска по потерянной Родине;

в) предупреждение об ответственности за свою судьбу и судьбу родины;

            г) любование неповторимостью и красотой России.

                                   

                              Ответы:

 №вопр

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Ответ

г

б

б

в

б

г

б,в

б

а

г

г

в

Тренинг аудиативных умений и навыков

Скачать конспект (22.3 Kb)



Автор разработки: Игнатова Е.Н.

Учебный предмет: Русский язык

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 631 | Загрузок: 160 | Комментариев: 0

Ключевые слова: тренинговые методы

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»