Главная » Разработки уроков » Русский язык

Слог. Правила переноса слов

 Цель:   повторить знания о слоге как части слова, дать понятие об открытом   

                             и закрытом слоге; обучать делению слов на слоги, развивать     

                             навыки правильного переноса слов, навыки самооценки.

Оборудование:  учебник*, печатная  тетрадь**, таблицы  с  примерами  к 

                             правилам  переноса  слов  «Правильно», «Неправильно», игра        

                             «Слог за слогом», карточки со словами для игры «Протестую».

Тип  урока:        урок  с  применением  игровых  технологий.

 

                                                        Ход  урока

Постановка  цели  и  задач  урока
Проверка  домашнего  задания
Актуализация  опорных  знаний

    1) Беседа:

- С  каким  разделом  науки  о  языке  мы  с  вами  познакомились?

- Что  изучает  этот  раздел?

- На  какие  две  группы  делятся  все  звуки  речи?

- Чем  отличаются  буквы  от  звуков?

- Что  такое  алфавит?

- Зачем  нам  нужно  знать  алфавит?

- В  младших  классах  вас  учили  писать, диктуя  себе  по  слогам. Что  же

такое  слог?

 Работа  над  темой  урока  с  закреплением  изученного

Работа  с  учебником  (стр. 37).

 -  Прочитайте  теорию А   и  скажите, сколько  слогов  может  быть  в  слове, чем  определяется  количество  слогов.

2) Слово  учителя:

-  Все  слова  делятся  на  слоги. В  слове  столько  слогов, сколько  в  нём  гласных  звуков. Слоги  могут  быть  открытыми  и  закрытыми. Открытыми  называются  слоги, оканчивающиеся  на  гласный (ма-ши-на), закрытыми – на  согласный (кос-тюм, порт-фель).

3) Распределительный  диктант

 -  Я  буду  называть  слова, а  вам  нужно  будет  записать  их  в  два  столбика: в  первый  –  с  открытыми  слогами, во  второй  –  с  закрытыми.

    Витамины, август, трава, пляж, яркий, море, персик, лето.

- Проверьте  и  оцените  свою  работу, поставив  0,5  балла  за  правильно  записанное  слово. (Два  ученика  читают  по  своей  тетради.)                                                                                                                         

4) Беседа (с  опорой  на  украинский  язык)

-  На  уроках  украинского  языка  вы  учили  правила  переноса  слов.                                                                                                                                                                                                                                                 Внимательно  посмотрите  на  таблицы  с  примерами  к  правилам     переноса  слов  в  русском  языке  и  скажите, какие  различия  в  правилах  переноса  слов  в  русском  и  украинском  языках  вы  увидели.                                                                                                                             

5) Игра  «Протестую» (физкультминутка, 3 минуты)

-  А  сейчас  поиграем. Я  буду  показывать  вам  карточки  со  словами, а  вы  будете  вставать, если  увидите  на  карточке  ошибку  в  переносе  слов (тем  самым  подтверждая  свой  протест).

    Прог-улка, ди-ета, раз-минка, спо-рт, гимнас-тика, тренир-овка,

    заря-дка, секци-я.

- В  какую  группу  по  значению  можно  определить  все  эти  слова?

(Здоровый образ жизни.) А вы придерживаетесь здорового образа жизни?

6) Игра  «Слог  за  слогом» (5 минут)

- Задание: дано  слово  шаги. Составить  цепочку  из  7  слов  так, чтобы  последний  слог  слова  был  первым  слогом  нового  слова. (Таблица  с  примером  на  доске.)  

- Оцените  свою  работу, поставив  0,5  балла  за  правильно  подобранное  слово (данное  слово  не  считать).

7) Работа  в  печатной  тетради (стр. 4, упр. 3).

- Прочитайте  стихотворение. О  чём  оно? Как  можно  его  озаглавить?

Найдите  и  подчеркните  одной  чертой  в  тексте  двусложные  слова (12). Вертикальными  линиями  разделите  на  слоги  для  переноса. (3 минуты)

- Проверим, как  вы  справились  с  заданием. (3 ученика  рассказывают, как  разбили  слова  для  переноса.)

- Взаимопроверка. Обменяйтесь  тетрадями  с  соседом  по  парте, проверьте  работу, поставьте  1  балл  за  3  правильно  разделенных  на  слоги  для  переноса  слова.

- Сосчитайте  общее  количество  заработанных баллов. Поставьте  оценку.

5. Подведение  итогов  урока. Игра «Микрофон»

  - Над  какой  темой  сегодня  работали?

  - Что  узнали  нового? Чему  научились  на  уроке?

  - Что  понравилось? Не  понравилось?

6. Домашнее  задание

    1) Повторить  по  учебнику*  материал  занятия  7 (теория  А, Б).

    2) Упражнение  4  на  стр. 4  в  печатной  тетради**.

 

* Русский  язык: 5  класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений с укр. языком обучения / Баландина Н.Ф., Дегтярёва К.В., Лебеденко С.А.; Под ред. Н.Ф. Баландиной. – К.; Знания Украины, 2005.

** Воскресенская Е.О. Грамотей. Русский язык. 5 класс. Тетрадь для успешного овладения орфографическими и пунктуационными навыками

(для школ с украинским языком обучения). – Х.: «Ранок», 2011.      

Слог. Правила переноса слов

Скачать конспект (9.3 Kb)



Автор разработки: Дейкина Татьяна Ивановна

Учебный предмет: Русский язык

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 647 | Загрузок: 212 | Комментариев: 0

Ключевые слова: слог, перенос слов

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»