Главная » Разработки уроков » Русский язык |
Национальная доктрина образования поставила перед школой задачу воспитания гражданина. Один из способов реализации принципа гражданственности в практической деятельности педагогов - пробуждение и развитие национального самосознания учащихся. Содержанием этой работы является воспитание любви к природе родного края, родной земли; изучение истории украинского народа, его оригинального и богатого культурного наследия, традиций, обычаев; воспитание любви к родному краю, уважение к его истории; воспитание национального самосознания, уважения к своей стране, к своему народу. Уроки русского языка и литературы дают огромные возможности для воспитания настоящего гражданина независимой Украины, формирования национального сознания учащихся. Необходимым условием для решения этой задачи является создание системы краеведческой работы в деятельности каждого учителя-словесника. Одна из составляющих этой системы - работа на уроках русского языка. Уроки русского языка дают возможность расширить знания учеников по истории родного края, использовать элементы краеведенья, связанные с культурой, обычаями и бытом населения. Среди основных направлений краеведческой работы на уроках языка можно выделить следующие: изучение истории родного края; Урок русского языка даёт возможность спланировать работу через: дидактический материал в форме разнообразных творческих и обучающих заданий и упражнений; Любая из форм краеведческой работы на уроке предполагает использование региональных текстов. Учителю необходимо подобрать такой текст (тексты), который можно было бы использовать и для реализации основных линий Государственного стандарта, и для развития (формирования) основных видов компетентностей школьников, и для активизации мыслительной деятельности учащихся, и для отработки определённых умений и навыков. Учебный текст, отвечающий перечисленным требованиям, может быть представлен на уроках объяснения нового материала, обобщения и систематизации изученного, повторения и коррекции знаний, умений и навыков школьников, а также как вариант дифференцированного домашнего задания. Нижеприведённый текст мы можем использовать при изучении различных тем: Имя существительное как часть речи Данный текст можно использовать для индивидуальной и коллективной работы, для работы по развитию речи. Задания могут быть разнообразные: Подобрать заглавие к тексту. Луганск - областной центр, который родился в конце восемнадцатого века. Тогда возле села Каменный Брод, что раскинулось на склоне высокого холма над Луганкой, был заложен первый в Украине литейный завод. Одновременно с заводом возникло поселение, которое впоследствии стало городом. Использование текстов краеведческого содержания является высокоэффективной формой во время проведения обучающих и контрольных диктантов, изложений. Здесь можно порекомендовать тексты о Дале, об истории городов области, об истории улиц родного города, о достижениях науки, культуры, спорта деятелей родного края. В учебнике по русскому языку для 6 класса школ с русским языком обучения Малыхиной Е.В. (упр.27) есть текст о жизни В.И.Даля. В упражнении даны задания по лексике, синтаксису, развитию речи. Данный текст можно использовать для зрительно-слухового диктанта, к нему можно возвратиться при изучении имени существительного, числительного и других частей речи. От урока к уроку учитель должен расширять границы познаний учащихся о родном крае, формируя целостную и чёткую картину о его истории, культуре, современной жизни. Для создания полного и широкого представления можно использовать словари краеведческих терминов, в которые входят: топонимические понятия: Рубежное, Стаханов, Северский Донец, Айдар и др. Данные словари может подготовить учитель, составив их по принципу усложнения материала, а могут вести дети, пополняя словарь при работе с новым текстом краеведческого характера. Например, из текста, данного выше, дети могут вписать в словарь слова Луганск, Каменный Брод, Луганка. В индивидуальной работе с учащимися можно предложить подготовить или найти региональные тексты для коллективной работы на уроке. Любая из предложенных форм работы с региональными текстами будет способствовать решению задачи патриотического и гражданского воспитания при условии не эпизодической, а систематической работы с краеведческими текстами на уроке. |
Автор разработки: Лоза Г. М. Учебный предмет: Русский язык Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 506 | Загрузок: 203 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |