Главная » Разработки уроков » Русский язык |
Раздел программы – морфология. Тема урока: «Правописание не с наречиями». Тип урока: урок-объяснение нового материала. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебник русского языка, раздаточный материал. Цели урока. Повторение правописания не с частями речи, изученными ранее. Знакомство с условиями слитного и раздельного написания не с наречиями на –О, -Е. Формирование у учащихся: - умения определять слитное и раздельное написание не с наречиями на –О, - Е; - умения правильно употреблять наречия в своей речи. Задачи урока. Учебные: а) закрепить сведения о слитном и раздельном написании не с разными частями речи, полученные учащимися ранее; б) познакомить учащихся с написание не с наречиями на – О, - Е. Развивающая – развитие логического мышления, внимания, орфографической зоркости. Воспитательная – развитие познавательного интереса, воспитание письменной и речевой культуры, трудолюбия, интереса к русскому языку. План урока I. Организационный момент. II. Актуализация опорных знаний: - повторение морфологии, как раздел науки о языке, изучающей слово как часть речи; - повторение наречия как части речи; - повторение орфографии, как раздела науки о языке, изучающей правописание слов; -повторение орфограмм, выученных ранее в теме «Наречие». III. Подведение учащихся к восприятию нового материала: - повторение орфограммы написания не в словах разных частей речи; - миниисследование, заключающееся в определении слитного и раздельного написания не с наречиями и другими частями речи; -дополнительная теоретическая информация по правилу; - выводы учащихся о правописании не с наречиями и сопоставление выводов с теоретическим материалом учебника. IV. Закрепление материала: - работа по учебнику ( упр. 528) с объяснением изучаемой орфограммы; - распределительный диктант (не с наречием); -задание на быстроту реакции и логического мышления(не с разными частями речи); -тест. V. Роль наречий в языке. VI.Подведение итогов урока. VII.Рефлексия. Ход урока I.Организационный момент. Учитель: Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поздороваемся и улыбнемся друг другу, и будем работать дружно и весело. Учитель: Начинаем наш урок. Работаем в обычном режиме. И я слушаю проверяющих. Учитель: Вопросы по д/з были? Трудности? Замечательно. После урока сдадите тетради на проверку. II.Актуализация опорных знаний. Учитель: Скажите, пожалуйста, ребята, какой раздел науки о языке мы сейчас изучаем? Ученик: Сейчас мы изучаем морфологию. Учитель: Что изучает морфология? Ученик: Морфология – это раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи. Учитель: А какую часть речи мы сейчас изучаем? Ученик: Наречие Учитель: А что мы знаем об этой части речи расскажет нам… Ученик: Наречие-это самостоятельная часть речи, которая обычно обозначает признак действия. Наречия отвечают на вопросы как? Когда? Где? Куда? Зачем? С какой целью? В какой степени? Наречия не изменяются. В предложение наречия чаще всего бывают обстоятельствами. Например: К уроку русского языка я подготовился основательно. Подготовился как? Основательно. Основательно - это наречие, отвечает на вопрос как? Обозначает признак действия и в предложении является обстоятельством. Учитель: Открываем тетради, записываем число, классная работа. Учитель: Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с правописанием наречий. А какой раздел языкознания занимается изучением правописания слов? Ученик: Изучением правописания слов занимается орфография. Учитель: С некоторыми орфограммами в наречии мы уже с вами знакомы, а с некоторыми нам ещё предстоит познакомиться. Внимание на слайд. Перед вами текст. Прочитайте, пожалуйста, текст. Слайд № 2 По - зимнему молчит лес. Хлопья снега падают редко - редко. Не скрипнет ни одна веточка. Справа и слева от опушки стоят великаны сосны в хлопьях снега. Неожиданно поднимается буря и срывает снег с деревьев. Небо сплошь закрыто тучами. Учитель: Ребята, написание каких наречий вы можете объяснить? (Справа, слева, сплошь). Учитель: Объясните написание этих наречий. Учитель: А какие из изученных орфограмм в наречии вам не встретились? ( -о, - е после шипящих на конце наречий). Учитель: Когда же пишется – о, а когда – е на конце наречий? Учитель: Как вы усвоили эту орфограмму, узнаем, написав цифровой диктант. Слайд № 3 Цифровой диктант. Учитель: Вам нужно вставить букву – О, - Е на конце наречий. Если вы вставляете букву – О, пишете в тетрадь цифру 1, если – Е – 2. Работаем по вариантам Цифровой диктант I в II в Горяч… (1) певуч… (2) Блестящ… (2) неуклюж… (2) Свеж… (1) хорош… (1) вообщ… (2) ещ… (2) Учитель: Назовите цифры – код I варианта. Код II варианта. Слайды № 4, 5. Ключ к цифровому диктанту. Слайд № 6. Текст. Учитель: Ребята, правописание каких наречий мы с вами объяснить пока не можем? (По – зимнему, редко-редко, неожиданно). Учитель: Написание наречий через дефис – это тема нашего следующего урока. А вот орфограмма в наречии « неожиданно» - это тема нашего сегодняшнего урока. Учитель: Ребята, как это наречие написано с не? ( Слитно) А мы с вами правописание не с другими частями речи уже знаем? Так как же будет звучать тема нашего урока? Сформулируйте, пожалуйста, тему урока. Ученик: «Правописание не с наречиями на – о, - е». Учитель: Запишите тему в тетрадь. Слайд № 7. « Правописание не с наречиями на -О, - Е». Учитель: Написание не с какими частями речи мы уже знаем? ( Сущ., прил., глаг., прич., дееприч.) Учитель: Как может писаться не с этими частями речи? (Слитно, раздельно) Учитель: Когда же пишется не слитно, а когда – раздельно? Слайд № 8. Учитель: Ребята, внимательно посмотрите на слайд и расскажите о написании не с разными частями речи. Желающий отвечать ученик с указкой подходит к слайду и рассказывает о написании не с разными частями речи, обращаясь к примерам на слайде. III.Подведение учащихся к восприятию нового материала Учитель: Ребята, исходя из темы урока, давайте определим, какая задача стоит перед нами на сегодняшнем уроке? Ученик: Определить, когда не с наречиями пишется слитно, когда – раздельно. Слайд № 9. Цели урока. Учитель: Внимание на экран. Слайд № 10. Примеры слитного и раздельного написания не с наречиями. Учитель: Какой мы можем сделать вывод о написании не с наречиями, опираясь на уже известные нам правила? Когда не с наречием пишется слитно, а когда – раздельно? Желающий(1) идет рассказывать по слайду, а ученики записывают примеры в тетрадь Слитно: 1. Природа неслышно живет вокруг нас. 2. Кто-то неуклюже пробежал через дорогу. Идет другой ученик Раздельно: 2. Новые открытия в лесу происходят не редко, а часто. 2. Идти по знакомой лесной тропинке ничуть не страшно. (далеко не интересно; вовсе не далеко; нисколько не жалко). Учитель: Сформулируйте правило написания не с наречиями? Учитель:- Давайте проведем исследовательскую работу. У каких частей речи правило написания с не одинаковое? (Прилаг., нареч.) Учитель: Ребята, давайте познакомимся с дополнительной теоретической информацией по правилу. Слайд № 11 (Объяснение учителя.) Всегда раздельно пишем не с наречиями: 3) если наречие в сравнительной или превосходной степени: говорил не медленнее (ср. ст.); 4) если наречие пишется через дефис: поступил не по-товарищески; 5) если наречие не оканчивается на –О, -Е: вникал не сразу (не на –О, -Е) Записываем в тетради Учитель: А теперь поработаем с учебником, открываем его на странице 263 и читаем правило. Вслух читает……….. Учитель: Мы правильный вывод о написании наречий сделали? Ученик: Да Учитель: Что-то новое из учебника узнали? Ученик: Из учебника нет, а вот со слайда да. IV. Закрепление материала. Учитель: Выполняем Упр. 528 Один ученик работает у доски, остальные ребята работают в тетрадях . Учитель во время работы детей ходит между рядами, обращает особое внимание на работу слабых учеников. Учитель: Следующее упражнение (упр. 529) будет вам на дом. Выполняем по разноуравневым группам. Откройте дневники и запишите д/з. Упр. 529 ( I гр. записывает наречия, II гр. составляет словосочетания, III гр. составляет 6 предложений и делает синтаксический разбор одного из них). Учитель: Пишем распределительный диктант( не с наречиями). Два ученика работают у доски, остальные – в тетрадях. Один ученик записывает не с наречиями слитно, другой – раздельно. Негромко произнес; невзрачно оделся; вовсе не глубоко нырнул; поступил не по-товарищески; вытер не досуха; Прочитал не меньше; не медленно, а быстро. Учитель: Ребята, как вы понимаете значение слова « невзрачно»? ( Непривлекательно по внешности, некрасиво). Учитель: Выполним задание на закрепление написания не с разными частями речи, а также это задание на развитие реакции и быстроты мышления. Слайд № 13. 1) вовсе не 1)да 2) не 2) довать 3) недол 3) ливый 4) неле 4) читал 5) неправ 5) а злой 6) него 6) соко, а низко 7) невеж 7) красиво 8) не вы 8) по 9) не добрый 9) го Слайд № 14. Ключ: 1-7, 2-4, 3-10, 4-8, 5-1, 6-2, 7-3, 8-6, 9-5. (Вовсе не красиво; не читал; недолго; нелепо; неправда; негодовать; невежливый; не высоко, а низко; не добрый, а злой). Учитель: насколько вы хорошо усвоили правила написания не с наречием и другими частями речи, узнаем по результатам теста. Тест «Слитно или раздельно» 1 вариант 1. (Не) долго той земле стоять, где начнут уставы ломать. 2. Я (не) навижу обман. 3. День был (не) жаркий, а прохладный. 4. Идти по незнакомой дороге было отнюдь (не) страшно. 5. Справа от нас, (не) далеко, а близко журчал ручеек. 6. На столе лежало (не) прочитанная мною книга. 7. Без труда (не) выловишь и рыбку из пруда 8. Надо только помнить, что если мы будем (не) брежно относиться к этому миру, то погибнем сами. 9. День выдался (не) по-зимнему теплый. 10. Учеба (не) забава, а труд. 11. Вглядываясь в окружающий нас мир, мы делаем (не) обыкновенно интересные открытия. 12. И навестим поля пустые, леса, (не) давно столь густые, и берег, милый для меня. II вариант 1. (Не) имей сто рублей, а имей сто друзей. 2. Не) торопливо течет широкая река. 3 .Сегодня (не) холодно, а тепло. 4. И навестим поля пустые, леса, (не) давно столь густые, и берег, милый для меня. 5. (Не) обыкновенно суровы зимы в Якутии. 6. (Не) правда служит злу. 7. День выдался (не) по – зимнему теплый. 8. Идти по незнакомой дороге было отнюдь (не) страшно. 9. Нельзя относиться (не) брежно к природе. 10. Путники вели между собой (не) торопливый разговор. 11. На столе лежала (не) прочитанная мною книга. 12.Учение свет, а (не) учение – тьма. Ребята меняются работами и производят взаимопроверку теста. Слайд № 15. Ключ Сдают работы. Учитель: Ребята, вы неплохо поработали, давайте передохнем. Физминутка. Слайд № 16. Дружно все ребята встали. Руки кверху все подняли. Сладко-сладко потянулись. Влево, вправо повернулись. Раз – нагнулись, два – нагнулись. Отдохнули. И опять Станем знаниям внимать. Учитель: Ребята, были в стихотворении наречия? Назовите их. - Часто ли мы употребляем наречия в речи? Учитель: По частоте употребления наречия занимают 4 место ( после сущ., глаг., прилаг.). V. Учитель: Ребята, какую роль выполняют наречия в нашей речи? Писатель М. Горький так сказал о наречиях: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной». Слайд № 17 Учитель: Наречия обогащают нашу речь. И очень важно, ребята, чтобы вы правильно употребляли их в своей речи. Учитель: Насколько умело вы это делаете, проверим заданием «Исправь ошибку». Слайд № 18. Платье ужасно красиво. Учитель: А чтобы вам лучше запомнилось употребление наречий «обратно» и «снова», послушайте музыкальное правило. Слайд № 19. VI. Подведение итогов урока. Учитель: Заканчивая урок, мне бы хотелось услышать от вас следующее: 1. С какой орфограммой вы познакомились сегодня на уроке? (Слитное и раздельное написание не с наречиями). 2. Когда не с наречиями пишем слитно, а когда – раздельно? Слайд № 10
Учитель: Цели урока достигнуты? Слайд № 20 1. Повторили орфограмму написания не в словах разных частей речи? 2. Познакомились с условиями слитного и раздельного написания не с наречиями? 3. Умеем определять условия слитного и раздельного написания не с наречиями? Учитель: Ребята, мы работали на уроке быстро, умело, внимательно, четко, старательно. И думаю, нам и нашим гостям не было грустно, тоскливо, печально, а главное – скучно. Мы все выполняли дружно и весело. VII. Рефлексия. Учитель: Ребята, дайте оценку сегодняшнему уроку, употребив наречия в своем ответе. VIII. Слайд № 21. Учитель: Ребята, я благодарю вас за работу. Удачи вам. Учитесь крепко, Живите дружно М.Горький |
Автор разработки: Зинченко В. Д. Учебный предмет: Русский язык Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 1756 | Загрузок: 253 | Комментариев: 5 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |