Главная » Разработки уроков » Русский язык

Открытый урок по теме: «Правописание не с наречиями»

Раздел программы – морфология.

Тема урока: «Правописание не с наречиями».

Тип урока: урок-объяснение нового материала.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебник русского языка, раздаточный материал.

Цели урока.

Повторение правописания не с частями речи, изученными ранее.

Знакомство с условиями слитного и раздельного написания не с наречиями на –О, -Е.

Формирование у учащихся:

 - умения определять слитное и раздельное написание не с наречиями на

    –О, - Е;

- умения правильно употреблять наречия в своей речи.

Задачи урока.

Учебные:

а) закрепить сведения о слитном и раздельном написании не с разными частями речи, полученные учащимися ранее;

б) познакомить учащихся с написание не с наречиями на – О, - Е.

Развивающая – развитие логического мышления, внимания, орфографической зоркости.

Воспитательная – развитие познавательного интереса, воспитание письменной и речевой культуры, трудолюбия, интереса к русскому языку.

План урока

I.    Организационный момент.

II.  Актуализация опорных знаний:

     - повторение морфологии, как раздел науки о языке, изучающей слово как

       часть речи;

     - повторение наречия как части речи;

     - повторение орфографии, как раздела науки о языке, изучающей

      правописание слов;

     -повторение орфограмм, выученных ранее в теме «Наречие».

III.   Подведение учащихся к восприятию нового материала:

      - повторение орфограммы написания не в словах разных частей речи;

      - миниисследование, заключающееся в определении слитного и

       раздельного написания не с наречиями и другими частями речи;

      -дополнительная теоретическая информация по правилу;

      - выводы учащихся о правописании не с наречиями и сопоставление

         выводов с теоретическим материалом учебника.

IV. Закрепление материала:

          - работа по учебнику ( упр. 528) с объяснением изучаемой орфограммы;

          - распределительный диктант (не с наречием);

          -задание на быстроту реакции и логического мышления(не с разными

           частями речи);

          -тест.

V. Роль наречий в языке.

VI.Подведение итогов урока.

VII.Рефлексия.

Ход урока

I.Организационный момент.

Учитель: Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поздороваемся и улыбнемся друг другу, и будем работать дружно и весело.

Учитель: Начинаем наш урок. Работаем в обычном режиме. И я слушаю проверяющих.

Учитель: Вопросы по д/з были? Трудности?

Замечательно. После урока сдадите тетради на проверку.

II.Актуализация опорных знаний.

Учитель: Скажите, пожалуйста, ребята, какой раздел науки о языке мы сейчас изучаем?

Ученик: Сейчас мы изучаем морфологию.

Учитель: Что изучает морфология?

Ученик: Морфология – это раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи.

Учитель: А какую часть речи мы сейчас изучаем?

Ученик: Наречие

Учитель: А что мы знаем об этой части речи расскажет нам…

Ученик: Наречие-это самостоятельная часть речи, которая обычно обозначает признак действия. Наречия отвечают на вопросы как? Когда? Где? Куда? Зачем? С какой целью? В какой степени? Наречия не изменяются. В предложение наречия чаще всего бывают обстоятельствами. Например:

 К уроку русского языка я подготовился основательно.

Подготовился как? Основательно. Основательно - это наречие, отвечает на вопрос как? Обозначает признак действия и в предложении является обстоятельством.

Учитель: Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Учитель: Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с правописанием наречий. А какой раздел языкознания занимается изучением правописания слов?

Ученик: Изучением правописания слов занимается орфография.

Учитель: С некоторыми орфограммами в наречии мы уже с вами знакомы, а с некоторыми нам ещё предстоит познакомиться.

Внимание на слайд. Перед вами текст. Прочитайте, пожалуйста, текст.

 Слайд № 2

По - зимнему молчит лес. Хлопья снега падают редко - редко. Не скрипнет ни одна веточка. Справа и слева от опушки стоят великаны сосны в хлопьях снега. Неожиданно поднимается буря и срывает снег с деревьев. Небо сплошь закрыто тучами.

Учитель: Ребята, написание каких наречий вы можете объяснить? (Справа,  

                слева, сплошь).

Учитель:  Объясните написание этих наречий.

Учитель: А какие из изученных орфограмм в наречии вам не встретились?

                ( -о, - е после шипящих на конце наречий).

Учитель: Когда же пишется – о, а когда – е на конце наречий?

Учитель: Как вы усвоили эту орфограмму, узнаем, написав цифровой диктант.

Слайд № 3              Цифровой диктант.

Учитель: Вам нужно вставить букву – О, - Е на конце наречий. Если вы    

                вставляете букву – О, пишете в тетрадь цифру 1,  если – Е – 2.

Работаем по вариантам

Цифровой диктант

    I в                                                                   II в

 Горяч…              (1)                                    певуч…           (2)

 Блестящ…                   (2)                                   неуклюж…       (2)

 Свеж…               (1)                                   хорош…          (1)

 вообщ…             (2)                                   ещ…                 (2)

Учитель: Назовите цифры – код I варианта. Код  II варианта.

Слайды № 4, 5. Ключ к цифровому диктанту.

Слайд № 6. Текст.

Учитель:  Ребята, правописание каких наречий мы с вами объяснить пока

                  не можем? (По – зимнему, редко-редко, неожиданно).

Учитель: Написание наречий через дефис – это тема нашего следующего

                  урока. А вот орфограмма в наречии « неожиданно» - это тема

                  нашего сегодняшнего урока.

Учитель: Ребята, как это наречие написано с не?  ( Слитно)

                 А мы с вами правописание  не с другими частями речи уже знаем?

                 Так как же  будет звучать тема нашего урока?

                  Сформулируйте, пожалуйста, тему урока.

Ученик: «Правописание не с наречиями на – о, - е».

Учитель: Запишите тему в тетрадь.

Слайд № 7.  « Правописание не с наречиями на  -О, - Е».

Учитель:  Написание не с какими частями речи мы уже знаем? ( Сущ., прил.,

                   глаг., прич., дееприч.)

Учитель: Как может писаться не с этими частями речи?  (Слитно, раздельно)

Учитель: Когда же пишется не слитно, а когда – раздельно?

Слайд № 8.

Учитель: Ребята, внимательно посмотрите на слайд и расскажите о  

                  написании не с разными частями речи.

 Желающий отвечать ученик  с указкой подходит к слайду и рассказывает о написании не с разными частями речи, обращаясь к примерам на слайде.

III.Подведение учащихся к восприятию нового материала

Учитель: Ребята, исходя из темы  урока, давайте определим, какая задача

                   стоит перед нами на сегодняшнем уроке?

Ученик: Определить, когда не с наречиями пишется слитно, когда –

               раздельно.

 Слайд № 9.  Цели урока.

Учитель: Внимание на экран.

Слайд № 10. Примеры слитного и раздельного написания не с наречиями.

Учитель: Какой мы можем сделать вывод о написании не с наречиями, опираясь на уже известные нам правила? Когда не с наречием  пишется слитно, а когда – раздельно?

Желающий(1) идет рассказывать по слайду, а ученики записывают примеры в тетрадь

Слитно:

1. Природа неслышно живет вокруг нас.

2. Кто-то неуклюже пробежал через дорогу.

Идет другой ученик

Раздельно:

2. Новые открытия в лесу происходят не редко, а часто.

2. Идти по знакомой лесной тропинке ничуть не страшно.

(далеко не интересно;

вовсе не далеко;

нисколько не жалко).                           

Учитель: Сформулируйте правило написания не с наречиями?

Учитель:- Давайте проведем исследовательскую работу.

У каких частей речи правило написания с не одинаковое? (Прилаг., нареч.)

Учитель:  Ребята, давайте познакомимся с дополнительной теоретической информацией по правилу.

Слайд № 11

(Объяснение учителя.)

Всегда раздельно пишем не с наречиями:

3) если наречие в сравнительной или превосходной степени:

говорил не медленнее (ср. ст.);

4) если наречие пишется через дефис:

поступил не по-товарищески;

5) если наречие не оканчивается на –О, -Е:

вникал не сразу (не на –О, -Е)

Записываем в тетради

Учитель: А теперь поработаем с учебником, открываем его на странице 263 и читаем правило.

Вслух читает………..

Учитель: Мы правильный вывод о написании наречий сделали?

Ученик: Да

Учитель: Что-то новое из учебника узнали?

Ученик: Из учебника нет, а вот со слайда да.

IV. Закрепление материала.

Учитель:  Выполняем Упр. 528 Один ученик работает у доски, остальные ребята работают в тетрадях .

Учитель во время работы детей ходит между рядами, обращает особое внимание на работу слабых учеников.

Учитель: Следующее упражнение (упр. 529) будет вам на дом. Выполняем

                 по разноуравневым группам. Откройте дневники и  запишите д/з.

                 Упр. 529 ( I гр. записывает наречия, II гр. составляет

                 словосочетания, III гр. составляет 6 предложений и делает

                 синтаксический разбор одного из них).

Учитель: Пишем распределительный диктант( не с наречиями).

Два ученика работают у доски, остальные – в тетрадях.

Один ученик записывает не с наречиями слитно, другой – раздельно.

Негромко произнес;

невзрачно оделся;

вовсе не глубоко нырнул;

поступил не по-товарищески;

вытер не досуха;

Прочитал не меньше;

не медленно, а быстро.

Учитель: Ребята, как вы понимаете значение слова « невзрачно»?

                 ( Непривлекательно по внешности, некрасиво).

Учитель: Выполним задание на закрепление написания не с разными

                частями речи, а также это задание на развитие реакции и быстроты

                мышления.

Слайд № 13.

1) вовсе не                                       1)да

2) не                                                 2) довать

3) недол                                           3) ливый

4) неле                                             4) читал

5) неправ                                         5) а злой

6) него                                             6) соко, а низко

7) невеж                                           7) красиво

8) не вы                                           8) по

9) не добрый                                   9) го          

Слайд № 14.

Ключ: 1-7, 2-4, 3-10, 4-8, 5-1, 6-2, 7-3, 8-6, 9-5.

(Вовсе не красиво; не читал; недолго; нелепо; неправда; негодовать; невежливый; не высоко, а низко; не добрый, а злой).

Учитель: насколько вы хорошо усвоили правила написания не с наречием и

                  другими частями речи, узнаем по результатам теста.

Тест

 «Слитно или раздельно»

1 вариант

1. (Не) долго той земле стоять, где начнут уставы ломать.

2. Я (не) навижу обман.

3. День был (не) жаркий, а прохладный.

4. Идти по незнакомой дороге было отнюдь (не) страшно.

5. Справа от нас, (не) далеко, а близко журчал ручеек.

6. На столе лежало (не) прочитанная мною книга.

7. Без труда (не) выловишь и рыбку из пруда

8. Надо только помнить, что если мы будем (не) брежно относиться к этому

миру, то погибнем сами.

9. День выдался (не) по-зимнему теплый.

10. Учеба (не) забава, а труд.

11. Вглядываясь в окружающий нас мир, мы делаем (не) обыкновенно

интересные открытия.

12. И навестим поля пустые, леса, (не) давно столь густые, и берег, милый

для меня.

II вариант

1. (Не)  имей сто рублей, а имей сто друзей.

2. Не) торопливо течет широкая река.

3 .Сегодня (не) холодно, а тепло.

4. И навестим поля пустые, леса, (не) давно столь густые, и берег, милый для

    меня.

5. (Не) обыкновенно суровы зимы в Якутии.

6. (Не) правда служит злу.

7. День выдался (не) по – зимнему теплый.

8. Идти по незнакомой дороге было отнюдь (не) страшно.

9. Нельзя относиться (не) брежно к природе.

10. Путники вели между собой (не) торопливый разговор.

11. На столе лежала (не) прочитанная мною книга.

12.Учение свет, а (не) учение – тьма.

Ребята меняются работами и производят взаимопроверку теста.

Слайд № 15. Ключ

Сдают работы.

Учитель: Ребята, вы неплохо поработали, давайте передохнем.

Физминутка.

Слайд № 16.

Дружно все ребята встали.

Руки кверху все подняли.

Сладко-сладко потянулись.

Влево, вправо повернулись.

Раз – нагнулись, два – нагнулись.

Отдохнули. И опять

Станем знаниям внимать.

Учитель:  Ребята, были в стихотворении наречия? Назовите их.

                 - Часто ли мы употребляем наречия в речи?

Учитель:  По частоте употребления наречия занимают 4 место ( после сущ.,

                   глаг., прилаг.).

V. Учитель: Ребята, какую роль выполняют наречия в нашей речи?

                  Писатель М. Горький так сказал о наречиях:

                 «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые

                  делают нашу речь точной, образной, выразительной».

       Слайд № 17

Учитель: Наречия обогащают нашу речь. И очень важно, ребята, чтобы вы

                 правильно употребляли их в своей речи.

Учитель: Насколько умело вы это делаете, проверим заданием

                 «Исправь ошибку».

Слайд № 18.

Платье ужасно красиво.
Вперед подумай, потом отвечай
Автор повести очень прекрасно изобразил природу.
Пиши более разборчивее.
Обратно пошел проливной дождь.

Учитель: А чтобы вам лучше запомнилось употребление наречий

        «обратно» и «снова», послушайте музыкальное правило.

Слайд № 19.

VI. Подведение итогов урока.

Учитель: Заканчивая урок, мне бы хотелось услышать от вас следующее:

         1. С какой орфограммой вы познакомились сегодня на уроке? (Слитное

              и раздельное написание не с наречиями).

         2. Когда не с наречиями пишем слитно, а когда – раздельно?

          Слайд № 10

        

Учитель: Цели урока достигнуты? Слайд № 20

                 1.  Повторили орфограмму написания не

                  в словах разных частей речи?

                  2.  Познакомились с условиями слитного

                   и раздельного написания не с наречиями?

                   3.  Умеем определять условия слитного и

                    раздельного написания не с наречиями?

Учитель: Ребята, мы работали на уроке быстро, умело, внимательно, четко,

                  старательно. И думаю, нам и нашим гостям не было грустно,

                  тоскливо, печально, а главное – скучно. Мы все выполняли дружно

                   и весело.

VII. Рефлексия.

    Учитель: Ребята, дайте оценку сегодняшнему уроку, употребив

                      наречия в своем ответе.

VIII. Слайд № 21.

 Учитель: Ребята, я благодарю вас за работу. Удачи вам.

                           Учитесь крепко,

                            Живите дружно

                                          М.Горький

Открытый урок по теме: «Правописание не с наречиями»

Скачать конспект (1.24 Mb)



Автор разработки: Зинченко В. Д.

Учебный предмет: Русский язык

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 1756 | Загрузок: 253 | Комментариев: 5

Ключевые слова: наречия, правописание не

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»