Главная » Разработки уроков » Музыка |
Цель. На примере творчества Д. Шостаковича и А. Пашкевича нацелить учащихся на понимание жизненного содержания музыки, которая воплощает образы реальных исторических событий – Великой Отечественной войны. Учить анализировать образное содержание и звучание музыки, находить общее в содержании разножанровых произведений. Углубить знания о жизни и творчестве Д.Шостаковича. Закрепить определения «музыкальный образ», «симфония». Развивать способность выявлять и понимать главную мысль фрагмента музыкального произведения, чувство ритма и ансамбля во время коллективного исполнения песни, способность эмоционально и выразительно исполнять ее. Воспитывать чувство уважения к погибшим в боях за Родину, лучшие моральные качества личности. Тип урока: урок углубления в тему. Методы: проблемно – поисковые + диалог. Наглядность: портрет Д.Шостаковича, фотовыставка «Осажденный Ленинград». ТСО: проигрыватель CD дисков. Музыкальный материал: Д.Шостакович Симфония № 7 «Ленинградская» (эпизод нашествия), Д.Шостакович «Вальс», А. Пашкевич «Степом, степом», песни военных лет. Эпиграф: О ночное воющее небо, Дрожь земли, обвал невдалеке, Бедный ленинградский ломтик хлеба, Он почти не весит на руке Ольга Берггольц. Ход урока. Дети входят под звуки «Вальса» Д. Шостаковича. Музыкальное приветствие: Учитель: Здравствуйте, дети! Дети: Здравствуйте, учитель! Учитель: Давайте повторим материал прошлого урока. Что такое музыкальный образ? Что такое образное содержание? Симфония – это? Какие вы знаете элементы речи? Назовите песни военных лет. Тема урока: «Образы войны и героические образы в симфонической музыке». Сегодня в классе будет звучать музыка советского композитора Д.Д. Шостаковича (1906-1975). Д Шостакович – один из крупнейших композиторов современности. Жанровый диапазон творчества велик. Он сочинил 15 симфоний, оперы: «Нос», «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова»), «Игроки» (окончена Кши́штофом Ме́йером), балеты: «Золотой век» (1930), «Болт» (1931) и «Светлый ручей» (1935), 15 струнных квартетов, квинтет для фортепиано и струнных, ораторию «Песнь о лесах», кантату «Над Родиной нашей солнце сияет», кантату «Казнь Степана Разина», антиформалистический раёк, концерты и сонаты для различных инструментов, романсы и песни для голоса с фортепиано и симфоническим оркестром, оперетту «Москва, Черемушки», музыку к кинофильмам Одна из симфоний композитора прозвучит сегодня в классе. Это Симфония № 7 «Ленинградская». 7-я симфония – выдающийся памятник героизму советского народа в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 г.г.) Работа начата в осажденном Ленинграде и посвящена этому городу. На каждом уроке мы должны узнавать что-то новое. Чтобы что-либо узнавать, необходимо поставить вопрос: « Что мы хотим узнать?» Дети: Какова идея «Ленинградской» симфонии? Где и когда была исполнена? Каковы музыкальные образы этого произведения? Какие музыкальные инструменты исполняют? Дети: Дмитрий Дмитриевич Шостакович в первые недели после начала войны сочинял только песни. Но потом, когда, бесповоротно отказали послать на фронт, а фашисты уже бомбили его любимый Ленинград, он ощутил, что должен делать что-то более серьезное. И он решил музыкой сказать людям самое важное и главное. Так он и начал сочинять под бомбами свою «Сёдьмую симфонию». Дети: И так под бомбами Композитор написал всю Симфонию? Дети: Нет, в Ленинграде Дмитрий Дмитриевич успел закончить три части. Сочиняя необыкновенно быстро, он уже к концу сентября выписал полную партитуру этих частей. А вёдь все знают, какая это огромная работа — писать партитуру. Учитель: Кольцо врага вокруг Ленинграда сжималось все больше, и Шостаковича обязали уехать из осажденного города. Сначала в Москву, а затем в Куйбышев. И в Куйбышеве продолжала писать свою Симфонию. Дети: И вот, наконец, 27 декабря 1941 года в конце последней четвертой части поставлена точка. После этого на первом титульном листе Композитор написал: «ПОСВЯЩАЕТСЯ ГОРОДУ ЛЕНИНГРАДУ». Дети: Сначала Симфонию играли в Куйбышеве, где в то" "время жил Шостакович. Дирижировал строгий и требовательный Самосуд. Он долго на репетициях добивался безукоризненного исполнения Симфонии. Премьера состоялась в марте 1942 года при переполненном зале. Учитель: А вскоре состоялась и вторая премьера в Москве и партитуру специально возили в столицу. Дети: Но и в Москве было не главное исполнение. Самое главное исполнение состоялось в осажденном Ленинграде, где репетиции часто проходили под грохот разрывов. Оркестранты очень ослабели от голода во время блокады, а ведь для игры, особенно на духовых инструментах, нужны большие физические силы. Было трудно, но никто не жаловался и не уходил с репетиций. Дети: И вот, наконец, день Главной премьеры — 9 августа 1942 года — настал. Когда на сцене Большого зала филармонии появился Элиасберг, зал бурно приветствовал его. Осуществить исполнение сложнейшей партитуры в голодном, полуразрушенном городе — это тоже был трудный подвиг. Но не только в филармонии готовились к премьере Симфонии. Учитель: На фронте военные задумали провести мощную артиллеристскую атаку. Дети: Замерев, слушал зал свою Симфонию. Именно здесь, на Ленинградском фронте, гитлеровцы с налета собирались смять и уничтожить все живое. Однако мужество и стойкость советских людей преградили путь завоевателям Учитель: Все это было в музыке Седьмой симфонии – и картины мирной довоенной жизни, и марш – нашествие фашистских варваров – марионеток, и героическое сопротивление ленинградцев, и траурное оплакивание павших героев. Дети: А когда начался финал, все встали. Ёще шла война, так тяжело было на фронте, город на Неве окружали враги, а в финальном героическом гимне своей Симфонии Композитор провозглашал: «Мы выстоим, и Победа будет за нами!» Дети: За год исполнение состоялось в очень многих местах — Лондоне, Ташкенте, Новосибирске, Баку, Ереване, Оренбурге, Мехико, Гётеборге, Свердловке, Саратове, Тбилиси... Учитель: Симфония вдохновляла; звала на борьбу. Один из дирижеров писал послу: «Успешное исполнение Седьмой симфонии может стать эквивалентом минимум нескольких транспортов с вооружением...». Учитель: Знаменитый “эпизод фашистского нашествия” – потрясающая картина вторжения разрушительной силы, схватка советского народа с фашизмом, борьба двух миров. Сначала издалека, чуть слышно, затем все ближе и громче доносится мерный рокот походного барабана. Зловещая маршевая дробь создает настороженную атмосферу тревожного ожидания. На фоне несмолкающего отрывистого барабанного «топота» возникает острогротескная, сухая, отрывистая тема, нарочито примитивная, мертвенно-тупая, словно автоматизированная, лишенная живых человеческих интонаций. Тупая, назойливая маршевая тема вражеского нашествия проходит двенадцать раз (основная тема и одиннадцать оркестровых вариаций) всё в одной и той же неизменной тональности ми-бемоль мажор, типичной для военной дуxовой музыки. Слушание первой части Симфонии № 7. Каковы ваши впечатления от прослушанного? Охарактеризуйте звучание, развитие, определите музыкальный образ. Вспомните, какое музыкальное произведение имеет схожие особенности строения и развития? (М. Равель «Болеро») Найти и записать противопоставление словам. Противопоставления: мир созидания творчества разума – мир разрушения и жестокости; конфликт: столкновение; Учитель: На каком образном конфликте основан эпизод? Ответы детей: На конфликте Родины и темы фашистского нашествия. Учитель: В минуты затишья между боями каждый солдат вспоминал своих родных и близких. Где-то тихо-тихо играла гармошка, навевая лирическую атмосферу спокойствия и тишины. Жди меня и я вернусь Учитель: Многие композиторы писали песни о войне. Среди них украинский композитор Анатолий Пашкевич, который написал песню «Степом, степом» (на слова М. Негоды). Показ песни. Распевание. Дыхательная разминка (задуть свечу, подуть на руки, колышатся деревья, ветер шумит, завывает – глиссандо вверх и вниз). Пение с текстом. Закрепление материала. Игра «Верю – не верю». Композитор родился во Франции.(-) Подведение итогов. Что нового узнали? Как назвал свою симфонию композитор? Какие музыкальные инструменты исполняли эпизод нашествия? Рефлексия. Если бы вы рисовали красками настроение урока, то какие бы цвета преобладали? Мирное у нас время. Оно, может, потому и мирное, что есть люди, образцово выполняющие боевую задачу. Никому не выпадало и пусть больше никогда не выпадет такой трудной судьбы. Но никому и никогда не выпадет и столь же высокой. И пока живут на Земле люди, они будут помнить тебя, Солдат. Выставление оценок учащимся за работу на уроке. Выход под музыку. |
Автор разработки: Чычиль Татьяна Алексеевна Учебный предмет: Музыка Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 602 | Загрузок: 210 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |