Главная » Разработки уроков » Музыка |
Цель урока. Сформировать у учащихся представления о направлении арт-рок, его разновидностях и отличительных чертах. Через сопоставление с произведениями классической музыки учить анализировать современные музыкальные явления, интерпретировать современную музыку с позиций музыкальных традиций, преемственности музыки прошлых веков и современности. Развивать музыкальное восприятие образов современной музыки; критическое мышление школьников в процессе анализа современной музыки. Воспитывать эстетический вкус учащихся, формировать навыки оценки рок-музыки с духовно-нравственных и эстетических позиций. Тип урока: урок обобщения темы. Методы обучения: по источнику получения знаний - словесные, наглядные, практические; по характеру познавательной деятельности – объяснительно – иллюстративные, репродуктивные, частично – поисковые. В ходе игры «Музыкальный тайник» используется метод ретроспективы, т.е. повторения знаний, опираясь на которые будет дан новый материал. В процессе изложения нового материала при создании проблемно – поисковых ситуаций, путем метода переинтонирования и размышления о музыке, дети анализируют и сравнивают музыку прошлого и современности. Игра «Морской бой» направлена на создание ситуации занимательности, соревнования и предполагает ненавязчивое повторение ранее выученного материала.
Формы обучения: коллективная, групповая. Учащиеся должны усвоить: понятие арт-рок, основные характеристики арт-рока, познакомиться с творчеством В. Зинчука, рок групп «Rainbow», «Yes». Музыкальный материал: Rainbow “Ball of Mountain Ling”, Acsept “Metal Heart”, “Лунная соната” Бетховена в аранжировке В.Зинчука, “К Элизе” Бетховена, Yes «Sweet Dreams», Мика Ньютон «Белые Лошади». Оборудование: СD проигрыватель, жетоны “волшебные ключи”, текст песни Мики Ньютон «Белые лошади», проект «Арт-рок», конверты с вопросами для закрепления нового материала. Ход урока. Музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, учитель!» Учитель: Ребята, сегодня мы проведём урок-игру. Первая часть урока – музыкальный тайник. Для того, чтобы узнать тему урока, нужно будет набрать определённое количество жетонов. Слушая музыку, размышляя о ней, вы (за каждый верный ответ) будете получать “волшебные ключи”, определённое количество которых позволит нам открыть название темы урока. Актуализация знаний учащихся…Я предлагаю вам рассмотреть слайд, на котором изображён портрет молодого композитора. Нужно догадаться о каком музыканте пойдет речь … и назвать произведение, которое звучит. Дети: Имя композитора – Людвиг Ван Бетховен. Учитель: Инструментальное и, прежде всего, симфоническое творчество Бетховена имеет ярко выраженный программный характер. Что означает термин “программная музыка”? Дети: В основе такой музыки лежит тематическая программа, некий сюжет. Программность задаётся или его названием, или излагается в специальном литературном комментарии. Учитель: Назовите программные произведения разных композиторов. Дети: Различные оперы, балеты, циклы, например, “Времена года” Чайковского и “Карнавал животных” Сен-Санса, сюита “Пер Гюнт” Грига, Героическая симфония, “К Элизе”, “Лунная соната” и др. Учитель: Вы упомянули циклические формы. Что это за произведения. Дети: Циклическая форма состоит из нескольких частей, которые объединяет общий замысел. (Звучит 1 часть “Лунной сонаты” Бетховена в обработке рок-гитариста В.Зинчука.) Дети: Это его “Лунная соната”, первая часть которой посвящена Джульетте Гвиччарди. Но соната написана для фортепиано, а сейчас она прозвучала в переложении для электрических музыкальных инструментов. Учитель: Влияет ли изменение тембровой окраски на изменение смысла произведения? Дети: Я считаю, что влияет, но не на столько, чтобы исказился общий замысел произведения. Учитель: Как именно звучат эти инструменты? Дети: Инструменты не акустические, а электрические, характерные для рока, но сохранился медленный темп, регистр низкий и средний, гармония произведения. Дети: Электрические инструменты подобраны таким образом, что лишь подчёркивают глубину чувств композитора, трагизм ситуации и боль человека, отвергнутого любимой. Учитель: На протяжении 5 уроков мы говорили о современной музыке, и классическую музыку сегодня вспомнили неслучайно. Ваши версии, почему мы сегодня говорим о классической музыке (Возможно, дети догадаются, так как на уроке уже звучали обработки современной музыки)? Дети: Классическая музыка сегодня звучала в современной обработке, это было произведение Бетховена… Дети: Может быть потому, что мы услышали сегодня, как современные композиторы используют классические мелодии, поэтому мы говорим о классике… Дети: Рок-музыканты когда-то были детьми и учились в музыкальных школах и музыка классиков им хорошо известна, а некоторые образцы особенно любимы, поэтому… Учитель: Действительно, классическую музыку мы вспомнили не случайно, т.к. сегодня мы обратимся с вами к музыке, которая своими корнями уходит в музыку прошлого … За каждый верный ответ я награждала вас волшебным ключом. Достаточное количество ключей позволят нам открыть тему урока: «Арт-рок – музыка современности». В ходе дальнейшей работы мы поймем, как луч классической музыки, преломляясь в зеркале времени, отражается в одном из направлений рок музыки АРТ-РОК. Попытка соединить классическую музыку и рок привели к появлению во второй половине 60-х годов арт-рока (art rock, от art - “искусство” и “рок”). В композициях арт-рока ощутимо влияние классической музыки, в арт-роке используется оркестровки, гармонии, мелодии и музыкальные формы симфонической и камерной музыки. Признанными звездами арт-рока являются британские группы «Yes», «King Crimson», «Genesis». Музыка группы «Yes» характеризуется резкими динамичными контрастами, расширенной продолжительностью композиций и высочайшим исполнительским мастерством всех членов группы. (Звучит «Sweet Dreams»). Рок музыканты обращались к музыке Й. Баха, Л. Бетховена, Э. Грига и других композиторов. В арт-роке виртуозное мастерство сочетается с ярким, драматическим вокалом. Здесь он занимает равноправное положение. (звучит Rainbow “Ball of Mountain Ling”). Учитель: Слышны ли знакомые интонации в прозвучавшей музыке? Дети: Это очень интересная композиция, основанная на главной интонации произведения Грига “В пещере горного короля”. Учитель: Чем, на ваш взгляд отличается композиция “Ball of Mountain Ling” от произведения Э. Грига, и что общего вы можете отметить? Дети: В своей композиции рок-музыканты сохранили не только лейтмотив, но и средства выразительности, характерные для этого произведения в классике: так же как и у Грига постепенно меняется темп, нарастает динамика, происходит наслоение тембровых красок, и т д. Дети: Отличается композиция большой динамичностью, экспрессией…. Учитель: В дополнение к традиционным для рок-музыки музыкальным инструментом, в арт-роке используют духовые – флейту и саксофон, струнные – скрипку и виолончель. Музыканты обычно применяют всевозможные синтезаторы и устройства для преобразования звука. Вокально-хоровая работа. 1.Распевание. 2.Дыхательная разминка. 3.Показ песни. 4.Пение с текстом. Закрепление нового материала. Учитель: Для того, чтобы подытожить знания, полученные на уроке, я предлагаю вам поработать в группах (состав группы определён заранее). Перед каждой группой в конверте лежат вопросы, на которые нужно найти.
Вопросы первой группе: Чем отличаются композиции современных рок-музыкантов от классической музыки? Обоснуйте ответ. Вопросы второй группе: Какие инструменты используются рок-музыкантами данного направления? Вопросы третьей группе: Что вы можете сказать о сочетании мастерства инструменталистов и вокалистов арт-рока? Вопросы четвёртой группе: Что вы скажете об оформлении альбомов рок-групп? Учитель - дети: Происходит обсуждение услышанного. В ходе дискуссии дети выделяют особенности, характерные для арт-рока: Учитель: Наряду с “арт-роком” употребляются такие понятия, как прогрессивный рок, симфо-рок (в случае, когда речь идёт о включении в музыку оркестровых эпизодов), классик-рок, техно-рок (если акцент делается на техническую сложность материала), барокко-рок (мелодические стилизации под музыку Ренессанса с использованием или имитацией барочных инструментов) Домашнее задание: Учитель: Я предлагаю вам самостоятельно или с родителями выполнить следующую работу: Найти дополнительную информацию о рок-группах, работающих в направлении арт-рок. Найти и прослушать музыкальные произведения, написанные в стиле арт-рок. Учитель: Вы неплохо ориентируетесь в классической музыке. Так ли хорошо вы знаете музыку XX века? Я предлагаю вам сыграть в игру “Морской Бой”. Игра “Морской бой” Подведение итогов урока. 1.Что нового узнали на уроке? 2.Что понравилось? 3.Если бы еще раз повторить урок, вы изменили бы… Учитель: Ребята, надеюсь, вы увидели взаимосвязь и преемственность музыки прошлых веков и современности, академического направления и рок-музыки. Желаю вам, ребята, критично относится к вновь возникающим музыкальным явлениям, уметь оценивать их с эстетической точки зрения на основе знаний истории теории музыки. Анализ активности учащихся на уроке, выставление оценок. Учитель: Всех благодарю за работу. Урок окончен. Выход из класса под музыку. |
Автор разработки: Берникова Т. А. Учебный предмет: Музыка Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 544 | Загрузок: 233 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |