Главная » Разработки уроков » Математика |
Знакомство учащихся с тем или иным учебным материалом предполагает и некоторые записи в тетрадях. Основным элементом своей работы я считаю составление конспектов. В конспекте с помощью букв, знаков дан материал нескольких параграфов, составляющий блок изучаемой темы. Распространены оригинальные подходы к записи учебного материала, в которых отображаются те или иные особенности его объяснения и закрепления: а) опорные схемы; б) конспекты; в) сигналы-помощники. Опорные схемы помогают учащимся строить самостоятельные рассуждения. Конспекты предназначены для облегчения запоминание учебного материала. Составляя опорный конспект, рассуждаю так: «мне нужен такой тезисный план, который я сама смогла бы легко запомнить и воспроизвести, и по которому каждый ученик смог бы легко рассказать определенный теоретический материал (выделение основных вопросов, определений с которыми необходимо познакомить учащихся). Конспект – наглядный каркас объяснения, который помогает наглядно выделить главное; материал излагает сжато, позволяя охватить большой круг вопросов; часто используются чертежи, графики, памятки по приемам учебной работы, образцы решения задач и уравнений. В конспекте подчеркивается то, что читая текст, не всегда «улавливает» школьник: в нем четко выделены идеи, методы, схемы доказательства, логические цепочки, характеристические признаки различных видов задач. На полях ведутся пометки (указательного типа «дома – аналогично», особое внимание – «!»). Для показа связей в материале применяются стрелки. Если выделить в конспектах какие-то записи цветными карандашами, то получается красочная картинка, которая надолго остаётся в памяти. Если материал требует дословного запоминания, используются записи «наизусть», условные обозначения («!!»). Для показа связей в материале применяются стрелки. Все эскизы, блок-схемы выполняются аккуратно, можно даже от руки. Начиная с 7-го класса (в зависимости от особенностей изучаемого материала) учащиеся ведут записи трёх видов: а) план; б) план-конспект; в) конспект. При этом выясняются уровни владения умением конспектировать материал. Ведётся систематическая работа по обучению учащихся конспектированию. Основная задача учителя – научить детей самостоятельно составлять хорошие конспекты, обращать внимание на общепринятые сокращения слов, применение символики и условных обозначений, расположения материала на странице и другие моменты, важные для дальнейшего обучения школьников составлению конспекта на уроке по ходу усвоения новых знаний под руководством учителя. Применяются два подхода к составлению конспекта: I – по готовому конспекту, записанному заранее на доске, (этап объяснения материала отделяется от этапа конспектирования). Вначале материал излагается учителем, учащиеся активно участвуют в познавательной деятельности, но никаких записей не ведут. Затем материал записывается в тетрадь. II – учащиеся ведут записи вместе с учителем (по ходу объяснения). Этот вид деятельности очень распространён. Учащиеся поначалу могут самостоятельно преобразовать излагаемый материал так, чтобы главное записать в тетрадь. Они пишут, как правило, беспорядочно, механически, не успевая вникать в смысл подаваемого материала. Поэтому необходимо продумывать не только то, что они запишут в конспекты, но и то, как руководить знаниями. Говорю: «Внимательно послушайте, потом главное запишем»; даю указания: «запишите», «поставить знак на полях!!» (это очень важно), «чертите схему или график быстро, аккуратно, от руки, той же ручкой что и пишете…». Подчеркиваю: «Этот вопрос изложен в учебнике», или «Нет в этих учебниках, лучше пользоваться конспектом» или «Этот материал хорошо изложен в учебнике, поэтому запишите только план вопроса и ссылку на соответствующие пункты и страницы учебника». Но целесообразно время от времени практиковать самостоятельное составление конспекта учащимися. В зависимости от степени самостоятельности применяются различные формы работы. Например, работа проходит под контролем учителя (выбирается несложная тема для самостоятельного изучения по учебнику, выделяются смысловые части и опорные пункты, определяется главный материал, составляется план, выясняется, как сжато, с использованием символики изложить ответ на каждый пункт плана). Работа на этом этапе характеризуется тем, что инициатива принадлежит учащимся. Что дает конспект учащимся? - Облегчает усвоение материала и его воспроизведения; - оказывает помощь при повторении и систематизации знаний; - систематизируется обобщенные идеи, принципы, алгоритмы, связи между понятиями, основные классы задач и их характеристические признаки. Когда усвоишь принцип составления конспекта, то они получаются как бы сами собой. Ниже представлены примеры записей по разным темам математики: 7 кл. «Система линейных уравнений» 9 кл. «Функции» 9 кл. «Графический способ решения неравенств» 9 кл. «Прогрессии» 10 кл. «Тригонометрия» |
Автор разработки: Бондарева Л. О. Учебный предмет: Математика Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 503 | Загрузок: 261 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |