Главная » Разработки уроков » Математика |
Цель урока: доказать формулы корней уравнений sin t = a, cos t = a; формировать у учащихся умения и навыки применения формул при решении простейших тригонометрических уравнений; показать возможности компьютера в процессе изучения алгебры; развивать у учащихся интерес к математике, логическое мышление, умение самостоятельно добывать знания. Тип урока: урок усвоения знаний и умений. Оборудование: персональные компьютеры, компьютерная программа «Курс математики для школьников и абитуриентов» (автор Л.Я.Боревский), карточки - путеводители у каждого учащегося. Ход урока: І. Организационный момент. ІІ. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос класса. Какую тему мы изучаем? Дайте определение арккосинуса. Вычислите: По три человека из каждой группы (уровень Б) проверяют правильность выполнения заданий из домашней работы с помощью компьютера. Учащиеся получают карточки с указанием пути. Пуск – Программы – Курс математики – Тригонометрические функции – Практика – Выбор номера задачи - № № 11.47 Найти область определения функции Решение. Находим область определения внешней функции арктангенс: Находим область определения внутренней функции корень квадратный: Ответ: № 11.49 Найти область определения функции Решение. Находим область определения внешней функции корень арифметический : Ответ: № 11.53 Найти область определения функции Решение. Находим область определения внешней функции арксинус : Ответ: № 11.57 Решить уравнение Решение. Ответ: № 11.61 Решить уравнение Решение. Ответ: № 11.63 Решить уравнение Решение. Ответ: уравнение не имеет решений ІІІ. Мотивация учебного процесса. В ІХ веке узбекский математик Мухамед аль-Хорезми написал книгу об уравнениях и их свойствах, которая называлась «Китаб аль-джебр аль-укабала». Конечно же это были простейшие уравнения. Позже эту книгу перевели на латынь, взяв для названия только ее второе слово, которое стали писать Algebr. Отсюда и пошло название науки об уравнениях – алгебра. И правда, какой бы раздел алгебры мы с вами не изучали, обязательным является решение уравнений. Вспомните, какие уравнения вы умеете решать? Какой раздел алгебры мы изучаем? Что мы уже знаем? Приходим к выводу, что учащиеся уже готовы решать тригонометрические уравнения. Какое же уравнение можно назвать тригонометрическим? О п р е д е л е н и е. Тригонометрическими уравнениями называются уравнения, в которых переменная входит только под знак тригонометрической функции. Сегодня на уроке мы должны научиться решать простейшие тригонометрические уравнения вида . (Записываем в тетради тему урока) IV. Восприятие и осмысление материала о решении уравнения . Изложение нового материала (слайды демонстрируем на интерактивной доске) Решим с помощью единичной окружности уравнение . Найдем решение уравнения для случая . Нарисуем единичную окружность и отметим на ней ось синусов (синий отрезок). Отложим на оси синусов заданное число а (красна точка). Проведем горизонтальную пунктирную прямую через отмеченную точку а. Эта прямая пересечет единичную окружность в двух точках (зеленые точки). Соединим центр окружности с двумя точками пересечения и получим два центральных угла. По определению синуса угла, синусы этих углов равны заданному числу а. Отметим на единичном круге область центральных углов , в которой определен арксинус (желтая дуга). Замечаем, что один из углов попадает в область определения арксинуса и, следовательно, частное решение для этого случая будет иметь вид . Для получения общего решения надо добавить период синуса. Второй частный ответ получим в силу симметрии тоже легко: . И опять для получения второго общего решения надо добавить период синуса. Таким образом, общий ответ записываем в виде совокупности: Хотя этот ответ абсолютно правильный в математике принято записывать его в хитром, но зато более лаконичном виде: Теперь убедимся, что эта хитрая формула дает тот же ответ, который мы получили так просто. Для этого рассмотрим два случая: Итак, мы пришли к первому из полученных нами решений. Итак, мы пришли ко второму из полученных нами решений. Для случая мы уравнение решили. Ясно, что для области мы получим точно такой же ответ. А вот если или , то решение не существует, поскольку значения синуса ограничены отрезком . Пример 1 Решить уравнение . Решение. Ответ: . Пример 2 Решить уравнение . Решение. Ответ: Пример 3 Решить уравнение Решение. Так как , то уравнение решений не имеет. Ответ: решений нет. Рассмотрим частные случаи решения уравнения по таблице, предложенной каждому учащемуся в карточке-путеводителе. Уравнение Уравнение не имеет решений, так как Уравнение не имеет решений, так как Частные случаи Работа в малых группах. Каждая малая группа получает задание и обсуждает его решение в течение 1 – 2 минут. По истечении времени лист с решением сдается учителю. После чего учащиеся объединяются в новые группы и обсуждают решения заданий в других группах. І группа Решить уравнение: ІІ группа Решить уравнение: ІІІ группа Решить уравнение: ІV группа Решить уравнение: В это же время по два человека из каждой группы решают задания на компьютере. № 11.01 Решить уравнение № 11.02 Решить уравнение № 11.03 Решить уравнение V. Восприятие и осмысление материала о решении уравнения Предлагаем учащимся уровня А изучить теорию с помощью компьютера. Учащиеся получают карточки с указанием пути. Пуск – Программы – Курс математики – Тригонометрические функции – Теория – Простейшие тригонометрические уравнения – Учащиеся уровня Б пишут математический диктант. Один ученик работает у переносной доски. Математический диктант Начертите единичную окружность. Учащиеся, изучающие теорию с помощью компьютера, возвращаются в группы. Проверяем выполнение математического диктанта с помощью интерактивной доски и таблицы в карточке-путеводителе Уравнение 3. По три человека с каждой группы за компьютером решают упражнения №№ 11.07, 11.09, 11.11. Остальные учащиеся работают в тетрадях. № 11.07 Решить уравнение № 11.09 Решить уравнение № 11.11 Решить уравнение Дополнительное задание Придумайте уравнение, которому соответствует решение: Дополнительное задание Найдите наибольший отрицательный корень уравнения VІ. Подведение итогов урока (по интерактивной технологии «Микрофон») Что нового вы узнали на уроке? VII. Домашнее задание |
Автор разработки: Лаврух О. В. Учебный предмет: Математика Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 791 | Загрузок: 214 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |