Главная » Разработки уроков » Математика |
Основная задача факультатива: расширить пространственные представления учащихся, развивать умения выполнять чертежи, развивать логическое мышление учащихся 5-6 классов Программа по математике 5-6 классов не предусматривает сообщение учащимся систематических сведений о геометрических фигурах, как на плоскости, так и в пространстве. Не секрет что многие учащиеся не обладают достаточно развитым пространственным воображением. Все психологические процессы, в том числе и пространственное воображение, совершенствуется в результате деятельности. Эта деятельность должна чем-то стимулироваться и направляться, т. е. необходима система управления. Факудьтатив по данной теме предусматривает ознакомление учащихся с историей развития геометрии, с видами фигур на плоскости и в пространстве, их свойствами, распознавание видов по моделям, чертежам и рисункам, изготовление разверток куба, параллелограмма, цилиндра, куба. Все это основывается на развитии логического мышления, на решении нестандартных и занимательных задач. Хочется заметить, что для решения многих из этих задач не надо специальных знаний, т. е. они под силу учащимся 3-5-6 классов. Работу кружка можно построить по данному плану: I. Вводный тест II. Из истории развития геометрии III. Выход в пространство: 1.Фигуры на плоскости (точка, отрезок, треугольник, прямоугольник, квадрат, Решение устных задач. (палочками) Иллюзии и невозможные объекты. Основные требования к умениям учащихся. Учащиеся обязаны знать: Свойства фигур на плоскости (отрезок, треугольник, Учащиеся обязаны уметь: Выполнять построения фигур В данной статье предложена подборка упражнений и заданий к некоторым темам данного плана. ТЕСТ 1. На рис. 1 изображены геометрические тела. укажите среди этих тел: 2. Если у прямоугольного параллелепипеда закрасить одним цветом 1)2; 2); 6; 3)3. 3.Сколько маленьких кубиков пошло на строительство «здания», изображенного на рис. 2: 1) 60; 2) 66; 3) 82? 4. Сколько граней у неоточенного шестигранного карандаша: 1) 6; 2)8; 3) 10? 5.На столе стоит куб, а вокруг него летают бабочки, и каждая норовит занять всю его грань. Сколько бабочек найдут себе место на этом кубе: 1)4; 2)6; 3)5? 6. Девочка делает елочную игрушку из бумаги в форме кубика. Каждое его ребро надо заклеить полоской для прочности. Сколько полосок для этого понадобится: 1) 6; 2)8; 3) 12? 7. В каждую вершину бумажного кубика девочка воткнула булавку с цветной головкой. Сколько булавок она израсходовала: 1)4; 2)6; 3)8? 8. Дана призма, основанием которой является восьмиугольник. а) вершин б) ребер 1) 16; 2)24; 3) 32? в) гранен 1)8; 2)10; 3) 12? 9. Сколько потребуется проволоки для изготовления каркасной модели шестиугольной пирамиды, все ребра которой равны 5 см: 1) 30 см; 2) 60 см; 3) 80 см? 10. У пирамиды 1883 вершины. Сколько вершин у основания этой пирамиды: 1)1883; 2) 1884; 3)1882? 11. Гусеница может ползти вдоль ребра четырехугольной пирамиды 1)4 ребра; 2) 5 ребер; 3) 6 ребер? Пирамиды и может спуститься к основанию только по боковому Рис 2 Конструктивные задачи Как перекроить параллелограмм в треугольник Проведите прямую так, чтобы она пересекла все стороны: а) Решение: см. рис.. Как расположить 10 монет в 5 рядов по 4 монеты в каждом рис. Аналогия Аналогия - -мыслительная операция, с помощью которой находится сходство между объектами в некотором отношении. Использование аналогии в математике является одним из основных методов при поиске решения задачи. Нередко рассуждения по аналогии приводят к требуемому результату. Задачи этой серии направлены на отработку таких познавательных приемов, как проведение словесных аналогий и нахождение аналогий между фигурами. Суть этих заданий состоит в следующем. В верхнем ряду заданы три объекта. Между первыми двумя из них есть определенная связь. Нужно ее установить и, рассуждая аналогично, подобрать из нижнего ряда объект, имеющий такую же связь с третьим объектом в верхнем ряду. При решении подобных задач проявляются такие элементы творческой деятельности, как перенос знаний и умений в новую ситуацию, видение новой функции объекта, видение структуры объекта. На рисунке в верхнем ряду изображены три фигуры. Подумайте, как связаны первые две из них, и укажите в наборе (а - - г) четвертую фигуру, которая точно так же связана с третьей. Анализ и синтез Это важнейшие мыслительные операции. Анализ связан с выделением элементов данного объекта, его признаков или свойств. Синтез — это соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое. В мыслительной деятельности анализ и синтез дополняют друг друга; так, анализ осуществляется через синтез, синтез - - через анализ. Способность к аналитико-синтетической деятельности находит свое выражение не только в умении выделять элементы того или иного объекта, его различные признаки или соединять элементы в единое целое, но и в умении включить его в новые связи, увидеть его новые функции. Формированию таких черт творческой деятельности могут способствовать задания, в которых объект рассматривается с точки зрения различных понятий, а также постановка различных вопросов относительно данного геометрического объекта. "Геометрические фигуры " Сколько треугольников вы видите на рис. 1? Есть ли здесь 7.Квадратный лист бумаги разрежьте на две неравные части, а затем 8.Из листа бумаги, окрашенного с одной стороны, вырезали Сравнение Это такая мыслительная операция, с помощью которой устанавливаются сходство и различие предметов. Формирование умения пользоваться этим приемом следует осуществлять поэтапно: а) выделение признаков или свойств одного объекта; б) установление сходства или различия между признаками двух объектов; в) выявление сходства между признаками трех, четырех и более объектов. Показатель сформированности приема сравнения -- умение детей самостоятельно использовать его при решении различных задач без указания: "Сравни...", "Укажи признаки...", "В чем сходство и различие...". Устные задачи 1.Разделите круглый сыр тремя разрезами на 8 частей. [Ответ на рис. I]. 2 Из шести спичек сложите четыре правильных треугольника так, чтобы стороной 3.Расположите 5 одинаковых монет так, чтобы каждая из них касалась четырех 4.Можно ли расположить 6 одинаковых карандашей так, чтобы каждый касался пяти остальных? [Можно. См. рис. 3.] 5.Вырезать из целого листа бумаги такую же фигуру, как на рис. 4 а).[Прямоугольный лист разрезать по отрезкам а, Ь, с (рис. 3 б).), заштрихованную часть повернуть около прямой 1 на 180°]. На рис. 1 любой математик видит куб, а не только два квадрата, вершины которых попарно соединены. А нарисованы все-таки квадраты... Видеть куб нам позволяет хорошо развитое пространственное воображение. Но удивительно: один раз мы видим этот куб как бы сверху и справа (рис.6,а), а другой - снизу и слева (рис. 6,6). Это уже казусы иллюзии, которыми надо уметь управлять, подчиняя свое воображение той реальности, о которой говорится в конкретной задаче. Но многие учащиеся долго не могут, этому научится. Помогите им еще в средних классах школы, предложив специальные упражнения. Закройте листом цветной бумаги переднюю грань куба и опишите На рисунке 5 а, лучи, пресекающие параллельные прямые а и Ь
Стереометрические задачи Стереометрия - это раздел математики, в котором изучается фигуры в пространстве. Мысленно сверните куб и определите, какая грань является Фигуры в пространстве 1. В наборе имеющихся рисунков геометрических фигур (куба, 2. В наборе имеющихся чертежей геометрических фигур (куба, 3. В наборе имеющихся рисунков геометрических фигур (куба, 4. На каркасной модели прямоугольного параллелепипеда с ребра, перпендикулярные АА],АД указать ребра, перпендикулярные на модели и сохраняющие видимую перпендикулярность на чертеже; указать ребра, перпендикулярные на модели и не сохраняющие видимую перпендикулярность на чертеже. Сохраняют ли параллельность на чертеже ребра, параллельные на модели (все выводы проверить с помощью необходимых чертежных инструментов)? 5. На чертеже прямоугольного параллелепипеда выделены некоторые точки, указать их на модели данной фигуры. «Площадь фигур» Начертите какой-нибудь небольшой квадрат. Как надо изменить его 4. Отмотайте от катушки кусочек нити. Отрежьте его и свяжите концы. Положите эту связанную нить на лист клетчатой бумаги (рис. 1). Какую форму следует придать нити, чтобы она охватила наибольшую площадь? Из 12 спичек можно сложить фигуру креста, площадь которого равна пяти спичечным квадратам. Измените расположение спичек так, чтобы контур фигуры охватывал площадь, равную только четырем спичечным квадратам. Литература для учителя Возняк Г. М., Литвиненко Г. М., Маранюк М. П. развития мышления учащихся. Вопросы психологии. 1994. № 6 6. Лернер И. Я. Дидактические основы методов |
Автор разработки: Стецюра Ирина Миколиивна Учебный предмет: Математика Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 1248 | Загрузок: 198 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |