Главная » Разработки уроков » Литература |
Цели и задачи урока: Учить каждого ребенка жить по законам добра, совести, справедливости, милосердия. Формировать наилучшие черты характера, воспитывать у учащихся неприятие к чёрствости, человеческой глухоте, равнодушии и бессердечии, жестокости по отношению к слабым. Оформление: Книга - стенд «Кодекс милосердия». Ход урока: Вступительное слово учителя: О сколько нам уроков разных Пришлось самим изобретать, Чтоб интересно, просто, ясно И к творчеству толчок бы дать. Где творчество всегда прорыв Возможностей развитие, Эмоций и талантов взрыв В самом себе открытие. Где трудно на уроке, друг, Тебе порой бывает, В театре, в песне, в танце вдруг Характер раскрываешь. Борьба с собой - души рожденье И каждый раз себя преодоленье, В уроке нашем муз объединенье А всем руководили дружба, вдохновенье. Эпиграф: «Суть любой натуры в поступке, Словно в зеркале, видна». Ибн Сина (Авиценна). Понимай и люби братьев наших меньших. Так могла бы звучать заповедь людям на все времена. Законы об охране окружающей среды, звучат, конечно, суше и суше, требуя сохранения жизни и здоровья животного. В мировой, особенно русской литературе, жива традиция, которая еще ждет своих исследователей. Били копыта Пели будто: -Гриб. -Грабь. -Гроб. -Груб. Ветром опита, Льдом обута Улица скользила. Лошадь на круп Грохнулась, И сразу за зевакой зевака Штаны пришедшие Кузнецким клёшить Сгрудились. Смех зазвенел и зазвякал: Лошадь упала! - - Смеялся Кузнецкий. Голос свой не вмешивал в вой ему. Подошёл и вижу Глаза лошадиные... Улица опрокинулась, Течет по своему... Подошёл и вижу - За каплищей каплища По морде катится, Прячется в шерсти. И какая-то общая Звериная тоска, Плеща, вылилась на меня И расплылась в шелесте. «Лошадь, не надо. Лошадь, слушайте - Что вы думаете, что вы их плоше? Деточка, Все мы немного лошади, Каждый из нас по-своему лошадь» Может быть старая- И не нуждалась в няньке, Может быть, и мысль ей моя Казалась пошла, Только Лошадь Рванулась, Встала на ноги, Ржанула И пошла. Хвостом помахивала. Рыжий ребёнок. Пришла весёлая, Стала в стойло. И все ей казалось - она же ребёнок, И стоило жить, И работать стоило. - А знаете ли вы стихотворение Бориса Слуцкого «Лошади в океане»? Что заставляет не забывать это стихотворение более 30-ти лет. Его часто исполняют с эстрады. Это стихотворение поют как песню студенты. Лошади умеют плавать Но не хорошо не далеко. «Глория» по-русски значит «Слава» -, Это вам запомнится легко. Шёл корабль, своим названьем гордый, Океан стараясь превозмочь В трюме, добрыми мотая мордами, Тыща лошадей топтались день и ночь. Тыща лошадей! Подков четыре тыщи! Счастья все ж они не принесли. Мина кораблю пробила днище Далеко далёко от земли, Люди сели в лодки, в шлюпки влезли. Лошади поплыли просто так. Что ж им было делать бедным, если Нету мест на лодках и плотах. Плыл по океану рыжий остров. В море синем остров плыл гнедой. Им сперва казалось плавать просто, Океан казался им рекой. Но не видно у реки той края На исходе лошадиных сил Вдруг заржали кони возражая Тем кто в океане их топил. Кони шли на дно и ржали, ржали Все на дно покуда не ушли. Вот и все. А все таки мне жаль их – Рыжих, не увидевших земли. Почему «все-таки»? Потому что на войне гибли миллионы людей. Выжившие и живущие не должны забывать о том, как лошади и собаки разделяли с людьми тяготы и опасности войны. Преданность - не только человеческая черта, но и свойство животного прирученного человеком. Животное стало издавна частью нашей жизни, частью нас самих. Надо уметь общаться с животными, общаясь - понимать и любить их, «братьев наших меньших», как называл их Сергей Есенин. Человек часто вольно или невольно бывает жесток, не щадит тех кто нуждается в помощи, в нашем участии, сочувствии. На фоне песни В. Высоцкого « Чуть помедленнее, кони» звучит эпиграф. Танец «Лошадей» Душу убивает равнодушие – Трудно тогда душу воскресить Надо научиться просто слушать И внимать, чужою болью жить. Кони мчались в густом сумраке. Ветви хлестали по лицам всадников, с лошадиных морд капала пена, и ветер туго надувал рубашки. Что может быть лучше топота копыт и бешенной скачки в никуда, и что их того, что худым, мальчишеским задам больно биться о костлявые хребты неосёдланных лошадей? Что из того, что лошадиные сердца выламывают рёбра, а пена стала розовая от крови. Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли? Танец Лета. (Танец детей с цветами) Что такое лето? Это - голубое море света! Если солнце - зной и суш Если дождик - звонкий душ Скрип сверчков и щебет птичий Носит ветер смоляной В поле плещется пшеница, Рожь колышется волной В травах пчёлы хороводом Луг цветёт и пахнет мёдом А деревня вечерком Пахнет тёплым молоком Лето - это даль дороги Тень опушки, шум реки Вдоль дорог босые ноги И большие рюкзаки Всюду чёлки и косички Наши кепки как грибы Это дружба леса, речки Наш отряд и все все мы - Мы в лагере Выехали из душного, пыльного, знойного города Среди роз вот вот зажгутся звёзды-светлячки Палатки как оранжевые птицы застыли, Сдвинув крылья у реки. Лесные великаны дух смолистый Передают походному жилью. Природа в наши мышцы и сердца Переливает силу, мощь свою Над травами журчит и вьется пламя Отрядного походного костра И ковш большой медведицы над нами Видать не опустеет до утра. Как здорово сидеть ночью у костра И как грустно, ведь завтра уезжать. Песня. Шумит прощально лес, Республика чудес Ведет свои ночные разговоры Нам уезжать домой Товарищ, верный мой, Давай-ка вспомним наши лагерные сборы. Давай-ка вспомним, друг, Друзей весёлых круг И крепость рук, И перестук сердечный. Пускай искринки те, Как звёзды в высоте В сердцах друзей твоих останутся навечно. Лежит в руке рука Дорога далека И лучше той дороги в мире нету Что есть у нас в душе Дарили мы тебе Мечту и тайну и любовь и песню эту... Инсценировка рассказа. Кира Сергеевна не говорила, а отмечала, не улыбалась, а выражала одобрение. Не ругала, а воспитывала. Она была опытным руководителем: она умела подбирать работников, сносно кормить детей и избегать неприятностей. Дети: - Кому сейчас нужны кони? Сейчас век техники. Машины по шоссе бегают, а вы - кони. Самолёты, телевизор. М: - Да, конечно, отвыкли. Раньше мальчёнка собственный кусок не доедал - коню нёс. Он твой хлебушек хрумкает, а у тебя в животе урчит, с голодухи. А как же, все есть хотят. Это машины не хотят, а кони хотят. А где же возьмут? Что дашь, то и едят. В: - Что вы такое говорите, товарищ лейтенант? Почему считаете, что наши ребята угнали лошадей? Другой вожатый: - У нас современные дети, интересуются спортом, электроникой, машинами, а совсем не вашими лошадьми! М: - Шестеро к деду ходили неоднократно, называли друг друга иностранными именами, которые я записал со слов колхозных ребят. Листает блокнот Рокки, Вэл, Эдди, Дэн, есть такие? В: - В первый раз такие имена слышу. Дети: - Есть, есть такие! Игорь, Валера, Андрей, Денис! В: - Это же великолепная шестерка наша, Кира Сергеевна! К.С.: - Этого не может быть! Физрук: - Конечно бред! Может с похмелюги деду чего-нибудь показалось? Так на нас где сядешь, там и слезешь, понятно? (Дети обсуждают возникшую ситуацию) М: - Перестаньте кричать. Я вам предъявлю сейчас вещественные доказательства, вот только папку в машине возьму. Физрук: - Поди пропил коняг, а на нас отыграться хочет. Я сразу раскусил. В: - Да и впрямь, он небось алкоголик, конечно, прежде был герой, никто не умаляет, но теперь алкоголик - чего не померещится? Другой вожатый: -А ребята и вправду лошадей брали, что-то я об этом слышал... - Она не щадила ни себя, ни людей, требовала и убеждала, настаивала и утверждала, и высшей наградой считала право отличится на бюро райкома как лучший руководитель пионерского лагеря минувшего сезона. - Трижды она добивалась этой чести и полагала, что этот год тоже не обманет её надежд. - А оценка «прекрасная смена» означала, что дети ничего не сломали, не натворили, ничего не испортили, не разбежались, не подцепили заболеваний из-за которых могли бы снизиться показатели лагеря. К.С: - Я хочу отметить, что ваша смена отличилась бережным отношением к спортивному инвентарю, вы поддерживали чистоту, показали прекрасные результаты в конкурсе художественной самодеятельности. У нас первое место среди лагерей области. Ура! Молодцы! А теперь вечерний чай и сладкий сюрприз. В: - Кира Сергеевна, я проверял пищеблок, смотрю, машина милицейская подъехала. В общем, к нам милиция. К.С: - Наверняка из-за каких-то пустяков. А потом будут целый год упоминать, что наш лагерь посещала милиция. Вот так мимоходом беспокоят людей, сеют слухи, кладут пятно. В: -Да, да. Вы абсолютно правы, Кира Сергеевна. Входит милиционер К.С: - В чём дело, товарищ? Без телефонного предупреждения врываетесь в детское учреждение? М: - Извините, Вы Кира Сергеевна? Я участковый инспектор. Решил познакомиться. Конечно, раньше следовало, да все откладывал, а теперь... Вы понимаете. К.С.: - Может быть мы пройдем в мой кабинет? М: - Да нет, как я понимаю тут у вас прощальный костёр и все ребята лагеря в сборе. Они то и будут нужны нам. К.С.: - Изложите самую суть коротко и доступно. М: - Понимаете, у почётного колхозного пенсионера, героя войны, Петра Дементьевича угнали шестерых лошадей и по всем данным угнали пионеры вашего лагеря. К.С.: - Может быть признаемся? Провалим соревнование? Потеряем знамя? Поймите, ребята, иное дело если мальчики украли бы общественную собственность, но они же не украли, не так ли? Они покатались и отпустили. Следовательно, это всего лишь шалость, обычная мальчишеская шалость, наша общая недоработка, а пятно с коллектива не смоешь! В: - И прощай знамя... В: - И не докажешь что не верблюд. В: - Надо объяснить, что это за ребята, их же не даром, называют великолепной шестёркой! К.С: - Хорошая мысль! Достаньте документы, протоколы, почётные грамоты, быстренько систематизируйте. (Входит милиционер) К.С: - Мы тут считаем, что вы, товарищ, просто не в курсе какие у нас ребята. Можно сказать они надежда 21-го века. И в частности те, которые по абсолютному недоразумению попали в ваш позорный список. В: - Бывают, знаете, пятна и на мраморе, но ведь благородный мрамор остается благородным и тогда, когда на него падает тень. Сейчас мы покажем вам, на кого пытаются бросить тень. (Достаёт документы) В: -Вот, например, Валера. Прекрасные математические способности. Неоднократный победитель математических олимпиад. Здесь копии его Почетных грамот, можете ознакомиться. В: - А скажем Славик? Второй Карпов, блестящая глубина анализа, и в результате первый разряд, надежда области, а возможно и страны - говорю вам как специалист. В: - А Игорёк? Поразительное техническое чутье, его даже по телевизору показывали! А изумительный полиглот Дениска? Он уже овладел тремя языками! Вы сколькими языками овладели, товарищ милиционер? М: - А сколькими «языками» овладел дед, за шестого то орден дали. К.С.: - Товарищ фронтовик вам дедом приходится? М: -Он всем дедом приходится. Старики да дети всем родня. Меня этому бабка еще в зыбке учила. В: - Странно как-то вы объясняете. Мы все понимаем. Не беспокойтесь. Никто не забыт, ничто не забыто. Мы каждую смену проводим торжественную линейку у обелиска павшим, возлагаем цветы. М: - Мероприятие значит такое? В: - Да, мероприятие. Не понимаю, почему вы иронизируете над средствами воспитания патриотизма. М: - Я не иронизирую. Цветы и салюты - всё это правильно, только я не о том. Мрамор - это хорошо. Чисто всегда. И цветы класть удобно. А вот что с таким дедом делать, которого в мрамор еще не одели? Который за собой ухаживать не может, да к водке тянется. Чем он хуже тех, которые под мрамором? Тем, что помереть не успел? К.С: - Простите, странно слышать. А льготы инвалидам войны? А почёт? Государство заботится. М: - Вы что ли государство? Я же не о государстве, я о ваших пионерах говорю и о вас. К.С.: - И все таки я настаиваю, чтобы вы изменили формулировку, как неправильную, вредную и даже аполитичную. М: - Даже? Физрук: - Не понимаю, чему вы усмехаетесь. Доказательства есть? - Нету! А у нас есть! Получается - клевету поддерживаете. А это знаете, чем пахнет? М: - Плохо пахнет - скоро почувствуете. Конь - он как человек, он только говорить не умеет, но все понимает. Этот дед на своем теле еще один орден может показать - это зубы коня на спине. Контузило деда на переправе и коня тоже. Так в воду оба и упали. У коня осколком рёбра выломало, кишки за ним волочились, а он спасая его зубами за гимнастерку схватился, да вместе с мясом, чтоб покрепче - так и выволок. В: - Какая гадость, Кира Сергеевна! Что это такое? М: - Ах какие были кони! Мало живут они, вот беда. Всё никак до добра дожить не могут. Не успевают. КС: - Родственник. Это же ваш собственный дед - это видно невооруженным глазом. М: - Мой дед в братской могиле под Харьковом лежит, а этот не мой, это колхозный дедушка. А кони, которых угнала ваша великолепная шестёрка - то его были. КС: - Насчёт угнали - как вы употребили, - еще доказать придётся! Я не позволю чернить вверенный мне детский коллектив. Можете официально заводить дело, а сейчас покиньте территорию лагеря. Я подчиняюсь области и буду разговаривать не с вами и не с колхозным дедом, а с соответствующими компетентными товарищами. М: - Вот значит и познакомились. Не беспокойтесь - не будет никакого дела. Кони были списаны с колхозного баланса, и иск предъявлять некому. Ничейные они были. К.С: - Позвольте, если нет никакого дела, так зачем же, как вы смели, это недостойное подозрение, это... У меня нет слов. Но я так это не оставлю. Я немедленно поставлю в известность вашего начальника, слышите? М: - Ставьте в известность, а потом пошлите кого-нибудь конские трупы зарыть - они за оврагом в роще. В: - Они что - умерли? М: - Пали от голода и жажды. Ваши ребята накатавшись их к деревьям привязали, а сами больше не пришли и никому ничего не сказали. Кони все объели, до чего дотянуться смогли: листву, кусты, кору древесную. А привязаны были высоко и коротко, так что и пасть им не удалось – висят там на уздечках. Туристы мне завезли, а я - вам. Напамятъ. (достает фото) Вот - это Сивый. Старый меринок был, хворый, а глянь, только справа все обглодал. А почему? А потому, что слева Пулька была привязана, древняя такая кобылка. Так он ей оставлял. Кони, они жалеть умеют. - Почетный пенсионер колхоза, Петр Дементьевич Прокудов бывший разведчик кавалерийского корпуса генерала Белова тем же вечером умер. Он купил две бутылки водки и выпил их в зимней конюшне, где до сей поры так замечательно пахло лошадьми. Н. Заболоцкий «Лицо коня» Животные не спят. Они во тьме ночной Стоят над миром каменной стеной Рогами гладкими шумит в соломе Покатая коровы голова. Раздвинув скулы вековые, её притиснул каменистый лоб И вот косноязычные глаза С трудом вращаются по кругу Лицо коня прекрасней и умней Он слышит говор листьев и камней. Внимательный! Он знает крик звериный И в ветхой роще рокот соловьиный И зная все, кому расскажет он Свои чудесные виденья? Ночь глубока. На тёмный небосклон Восходит звёзд соединенье. И конь стоит, как рыцарь на часах, Играет ветер в лёгких волосах, Глаза горят, как два огромных мира, И грива стелется, как царская порфира И если б человек увидел Лицо волшебное коня, он вырвал бы язык бессильный свой И отдал бы коню. Поистине достоин Иметь язык волшебный конь. Мы услыхали бы слова. Слова большие, словно яблоки Густые, как мёд или крутое молоко Слова, которые вонзаются, как пламя, И, в душу залетев, как в хижину огонь Убогое убранство освещают Слова, которые не умирают И о которых песни мы поем. Милосердие - это милость сердца, жалость, мягкость, сострадание, нежность, любовь к людям, сочувствие, Бог в сердце. Исполнение песни Б. Окуджавы «Давайте восклицать» Пожелание Давайте восклицать, друг другом восхищаться, Высокопарных слов не стоит опасаться. Давайте говорить друг другу комплименты- Ведь это все любви счастливые моменты. Давайте горевать и плакать откровенно То вместе, то поврозь, а то попеременно Не надо придавать значения злословью – Поскольку грусть всегда соседствует с любовью. Давайте понимать друг друга с полуслова, Чтоб ошибившись раз, не ошибаться снова. Давайте жить во всем, друг другу потакая, - Тем более что жизнь короткая такая. Давайте по утрам друг другу улыбаться И вежливыми быть не будем мы бояться Давайте говорить друг другу «Доброй ночи!» Давайте мы любить друг друга будем очень. - Вы можете возразить. К какому милосердию вы призываете, если столько фактов насилия, жуткая статистика. За 5 лет 1795 женщин убили своих новорожденных детей, 6 тысяч матерей оставили своих детей в домах ребёнка. А вандализм вокруг нас. Сломано, разбито, исписано похабными словами. Оскорбления в спину и в лицо. - И эти трудности порождают злобу. Может и старшие и близкие люди бывают несправедливы, жестоки друг к другу. А если так, то нечего и жалеть таких людей. Ни близких, ни чужих. Но если так думать и поступать, то мир перестанет радовать людей. Зло породит новое зло и как бумеранг зло обернётся против всех. Зло сжигает человека, он чаще болеет и раньше умирает. Сердце корчится, леденея От своих и чужих грехов. Что я сделаю, что сумею, Побеждающая любовь? Где построю надежный город Чтобы ты обитала в нем И ответила: «Ты же молод, Загорись неземным огнем. Милосердия не чуждайся, Добродушнее стань вдвойне, За себя и за всех покайся И отдай свое сердце мне. И войду я в него как солнце Входит в дом при рождении дня, И тогда только жизнь начнется – Побеждающая, как я». Уникальный пример милосердия дала нам Александра Абрамовна Древская, воспитавшая 48 детей разных национальностей. Первого ребёнка сестра милосердия Сашенька взяла на воспитание, когда ей минуло 18, в гражданскую войну. Прошло много лет, грянула Великая Отечественная война и Александра Абрамовна вновь поступила так, как велело ей материнское сердце. Она выходила к эшелонам, в которых привозили эвакуированных ребят, и приносила самых слабых домой. Потом пошло «ленинградское пополнение» - 9 истощённых голодом и бедой существ, прибавились к семье. Ежегодно семья росла. Дети Древской каждый год собираются в украинском городе Ромны, идут в школу - интернат имени их матери. Здесь же и памятник Маме, Женщине, Матери. Когда Россия 12 апреля 1877г. объявила войну Турции, по всей стране начался сбор добровольных пожертвований в пользу братьев славян. Вревская отдала всё своё состояние и на собственные средства организовала санитарный отряд из 22-х врачей по оказанию помощи раненым. У Вревской началась работа в госпиталях, без передышки, без сна. Изо дня в день вдова работа на волосок от смерти... И ни единого слова жалобы: «Как можно роптать, когда видишь перед собой столько калек, безруких, безногих, и всё это без куска хлеба в будущем». Она отбрасывала своё «высшее» положение, радости бытия во имя Милосердия. Умерла она заболев тифом. «Она получила тот мученический венец, к которому стремилась её душа, жадная жертвы,» - так писал И.С. Тургенев о её смерти. Сколько дорог должен каждый пройти, Чтоб стать человеком он смог Сколько морей облетит на пути К родным берегам голубок? Сколько веков могут скалы стоять, Пока не обрушатся вдруг. Сколько мы в силах терпеть и молчать, Пока не свободны мы, друг? Сколько мы можем глаза закрывать На то, что творится вокруг? Сколько раз мы, обратясь к небесам, Не видели звёздных путей Сколько раз, мимо спеша по делам, Не слышали плача детей. Сколько смертей увидеть надо нам, Чтоб крикнуть: довольно смертей! - Последние 300 лет в истории человечества по праву можно считать периодом расцвета науки, изобретений, полностью изменивших жизнь людей. Благодарные современники не остаются равнодушными к великим открытиям, находя средства и способы вознаградить их авторов. Премия, ставшая символом высшего достижения была учреждена шведским инженером А. Нобелем, создателем пороха и динамита. Все своё состояние он завещал израсходовать на награды учёным и литераторам, внёсшим неоценимый вклад в прогресс человечества, а так же общественным деятелям, способствовавшим укреплению мира, согласия между народами, людям, проявившим подвиг в делах спасения, милосердия. Такой премии была удостоена Мать Тереза. Мы предлагаем вам наш вариант кодекса милосердия. КОДЕКС МИЛОСЕРДИЯ Сотрудничество Дух партнерства Готовность мириться с чужим мнением Уважение человеческого достоинства Уважение прав других Принятие другого таким, какой он есть Способность поставить себя на место другого Уважение права быть иным Признание многообразия Признание равенства других Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению Отказ от насилия, причинения вреда, доминирования. - На каждом уроке нам предлагают заглянуть в себя, разобраться в себе, учат оценивать поступки людей, воспитывают неприятие черствости неприятия и равнодушия, и со временем мы выработали черты толерантной личности. Личности, которая может держать себя в руках, повторяя: «Все мы можем ошибаться, чем больше точек зрения, тем лучше». Такая личность проявляет больше терпения и расположения. Черты толерантной личности: Расположенность к другим Снисходительность Терпение Чувство юмора Чуткость Милосердие Доверие Альтруизм Доброжелательность Умение слушать Сопереживание Слово учителя: (Учитель дарит чашки «доброты») О милосердии можно говорить много и красиво, я предлагаю вам попробовать закрепить наш урок делами. Попытаться дотянуться к вышеуказанным критериям. Каждый из вас попытается доказать поступками, что он может быть милосердным, сострадательным и добрым. Получив в подарок чашку доброты, вы постараетесь наполнить её фишками, которые я буду выдавать за каждое доброе дело. В заключении нашего урока хочется обратиться к эпиграфу нашего урока: «Будьте единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосердны, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло, или ругательством за ругательство, напротив, благословляйте...» Библия И пожелать вам духовного роста. Ольга Лебёдушкина Есть на земле такая глубина, Что как ни мерь, все не достать до дна. Есть глубина канала и реки, Есть глубина сердец и душ людских. Есть души в шрамах горечи и ссадин, Поглубже всяких Марианских впадин. И есть душа - десертная тарелка: Все пусто, гладко, чистенько и мелко. Её порой боятся, глубины, Где камешки и рыбки не видны. И от нее подальше ищут путь, Чтоб ненароком в ней не утонуть. Но в жизни так случается однажды, Что ищут люди утоленья жажды. И глубина зовет: «Идите, люди, Не бойтесь, пейте воду, дна не будет!» Исполнение песни «Прекрасное Далёко». Евгений Крылатов Прекрасное далёко. Слышу голос из Прекрасного Далека, Голос утренний в серебряной росе, Слышу голос - и манящая дорога Кружит голову, как в детстве карусель Припев: Прекрасное Далёко, не будь ко мне жестоко Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь От чистого истока, в Прекрасное Далёко В Прекрасное Далёко я начинаю путь. Слышу голос из Прекрасного Далека, Он зовёт меня в чудесные края Слышу голос - голос спрашивает строго А сегодня что для завтра сделал я? Я клянусь, что стану чище и добрее И в беде не брошу друга никогда. Слышу голос и спешу на зов скорее По дороге на которой нет следа. Русская литература 7 класс. Литература: Журнал «Затейник» 1978г. 10 Васильев Б. «Великолепная шестерка», Минск, «Художественная литература», 1987г. 11.Ухов Д. Осинская И. «Популярный справочник песенник», Москва, «Музыка», 1989г. 12. Библия. |
Автор разработки: Дараган Ольга Анатольевна Учебный предмет: Литература Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 1279 | Загрузок: 266 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |