Главная » Разработки уроков » Литература

Урок - литературная композиция Б.Васильев «Великолепная шестёрка»

Цели и задачи урока:

Учить каждого ребенка жить по законам добра, совести, справедливости, милосердия. Формировать наилучшие черты характера, воспитывать у учащихся неприятие к чёрствости, человеческой глухоте, равнодушии и бессердечии, жестокости по отношению к слабым.

Оформление:

Книга - стенд «Кодекс милосердия».
Декорации к инсценировке Б. Васильева «Великолепная шестёрка».
Стенд - эпиграф урока.
«Цветок милосердия» - макет цветка.
Тексты песен, стихотворений.
Запись музыки и песен B.C. Высоцкого, Г. Свиридова, А. Рубинштейна.

Ход урока:

Вступительное слово учителя:

О сколько нам уроков разных

Пришлось самим изобретать,

Чтоб интересно, просто, ясно

И к творчеству толчок бы дать.

Где творчество всегда прорыв

Возможностей развитие,

Эмоций и талантов взрыв

В самом себе открытие.

Где трудно на уроке, друг,

Тебе порой бывает,

В театре, в песне, в танце вдруг

Характер раскрываешь.

Борьба с собой - души рожденье

И каждый раз себя преодоленье,

В уроке нашем муз объединенье

А всем руководили дружба, вдохновенье.

  Эпиграф:

«Суть любой натуры в поступке,

 Словно в зеркале, видна».

Ибн Сина (Авиценна).

Понимай и люби братьев наших меньших. Так могла бы звучать заповедь людям на все времена. Законы об охране окружающей среды, звучат, конечно, суше и суше, требуя сохранения жизни и здоровья животного. В мировой, особенно русской литературе, жива традиция, которая еще ждет своих исследователей.
Суть её в неизменном сознании нашего природного естественного родства с животными, нашей близости к ним. Перечитайте «Каштанку» и «Тоску» А.П. Чехова, «Бульку» и «Холстомера» Л.Н. Толстого, «Белого клыка» и «Зов предков» Джека Лондона... А книги Сэтона-Томпсона, а народные сказки, рассказы Виталия Бианки... Трудно даже перечислить все произведения о животных,
Но только ли о животных они? Не переплетены ли самым тесным образом в них судьбы людей и судьбы животных? Будущее исследование такого преплетения можно было бы назвать также, как стихотворение В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Помните?

Били копыта

Пели будто:

-Гриб.

-Грабь.

-Гроб.

-Груб.

Ветром опита,

Льдом обута

Улица скользила.

Лошадь на круп

Грохнулась,

И сразу за зевакой зевака

Штаны пришедшие Кузнецким клёшить

Сгрудились.

Смех зазвенел и зазвякал:

Лошадь упала! -
Упала лошадь! -

- Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я

Голос свой не вмешивал в вой ему.

Подошёл и вижу

Глаза лошадиные...

Улица опрокинулась,

Течет по своему...

Подошёл и вижу -

За каплищей каплища

По морде катится,

Прячется в шерсти.

И какая-то общая

Звериная тоска,

Плеща, вылилась на меня

И расплылась в шелесте.

«Лошадь, не надо.

Лошадь, слушайте -

Что вы думаете, что вы их плоше?

Деточка,

Все мы немного лошади,

Каждый из нас по-своему лошадь»

Может быть старая-

И не нуждалась в няньке,

Может быть, и мысль ей моя Казалась пошла,

Только

Лошадь

Рванулась,

Встала на ноги,

Ржанула

И пошла.

Хвостом помахивала.

Рыжий ребёнок.

Пришла весёлая,

Стала в стойло.

И все ей казалось - она же ребёнок,

И стоило жить,

И работать стоило.

- А знаете ли вы стихотворение Бориса Слуцкого «Лошади в океане»? Что заставляет не забывать это стихотворение более 30-ти лет. Его часто исполняют с эстрады. Это стихотворение поют как песню студенты.

Лошади умеют плавать

Но не хорошо не далеко.

«Глория» по-русски значит «Слава» -,

Это вам запомнится легко.

Шёл корабль, своим названьем гордый,

Океан стараясь превозмочь

В трюме, добрыми мотая мордами,

Тыща лошадей топтались день и ночь.

Тыща лошадей! Подков четыре тыщи!

Счастья все ж они не принесли.

Мина кораблю пробила днище

Далеко далёко от земли,

Люди сели в лодки, в шлюпки влезли.

Лошади поплыли просто так.

Что ж им было делать бедным, если

Нету мест на лодках и плотах.

Плыл по океану рыжий остров.

В море синем остров плыл гнедой.

Им сперва казалось плавать просто,

Океан казался им рекой.

Но не видно у реки той края

На исходе лошадиных сил

Вдруг заржали кони возражая

Тем кто в океане их топил.

Кони шли на дно и ржали, ржали

Все на дно покуда не ушли.

Вот и все. А все таки мне жаль их –

Рыжих, не увидевших земли.

Почему «все-таки»? Потому что на войне гибли миллионы людей. Выжившие и живущие не должны забывать о том, как лошади и собаки разделяли с людьми тяготы и опасности войны. Преданность - не только человеческая черта, но и свойство животного прирученного человеком.

Животное стало издавна частью нашей жизни, частью нас самих. Надо уметь общаться с животными, общаясь - понимать и любить их, «братьев наших меньших», как называл их Сергей Есенин. Человек часто вольно или невольно бывает жесток, не щадит тех кто нуждается в помощи, в нашем участии, сочувствии.
Но любви и общению мы часто учимся через общение с литературой. Об этом рассказ Б. Васильева «Великолепная шестерка». И хотя в этом рассказе говорится о лошадях, оставленных подростками умирать в лесу на привязи, посвящен он людям.

На фоне песни В. Высоцкого « Чуть помедленнее, кони» звучит эпиграф. Танец «Лошадей»

Душу убивает равнодушие –

Трудно тогда душу воскресить

Надо научиться просто слушать

И внимать, чужою болью жить.

Кони мчались в густом сумраке. Ветви хлестали по лицам всадников, с лошадиных морд капала пена, и ветер туго надувал рубашки.
И никакие машины, мотоциклы не шли ни в какое сравнение с этой ночной скачкой без дорог.
Хелло, Вэл!
Хелло, Стас!
Рокки, пришпорь скакуна! Погоня! Погоня! Погоня!
У тебя Винчестер заряжен, Дэн?
Приготовь кольт, вонзи шпоры в бока: мы должны уйти от шерифа!
Что может быть лучше топота копыт и бешенной скачки в никуда!
Стой, мустанг! Ребята, отсюда через овраг!
Молодец, Рокки!
Да клёвое дельце!
А что с лошадьми делать?
Привязывай к деревьям, потом еще покатаемся.

Что может быть лучше топота копыт и бешенной скачки в никуда, и что их того, что худым, мальчишеским задам больно биться о костлявые хребты неосёдланных лошадей? Что из того, что лошадиные сердца выламывают рёбра, а пена стала розовая от крови. Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?

Танец Лета.

 (Танец детей с цветами)

Что такое лето?

Это - голубое море света!

Если солнце - зной и суш

Если дождик - звонкий душ

Скрип сверчков и щебет птичий

Носит ветер смоляной

В поле плещется пшеница,

Рожь колышется волной

В травах пчёлы хороводом

Луг цветёт и пахнет мёдом

А деревня вечерком

Пахнет тёплым молоком

Лето - это даль дороги

Тень опушки, шум реки

Вдоль дорог босые ноги

И большие рюкзаки

Всюду чёлки и косички

Наши кепки как грибы

Это дружба леса, речки

Наш отряд и все все мы -

Мы в лагере

Выехали из душного, пыльного, знойного города

Среди роз вот вот зажгутся звёзды-светлячки

Палатки как оранжевые птицы застыли,

Сдвинув крылья у реки.

Лесные великаны дух смолистый

Передают походному жилью.

Природа в наши мышцы и сердца

Переливает силу, мощь свою

Над травами журчит и вьется пламя

Отрядного походного костра

И ковш большой медведицы над нами

Видать не опустеет до утра.

Как здорово сидеть ночью у костра

И как грустно, ведь завтра уезжать.

Песня.

Шумит прощально лес,

Республика чудес

Ведет свои ночные разговоры

Нам уезжать домой

Товарищ, верный мой,

Давай-ка вспомним наши лагерные сборы.

Давай-ка вспомним, друг,

Друзей весёлых круг

И крепость рук,

И перестук сердечный.

Пускай искринки те,

Как звёзды в высоте

В сердцах друзей твоих останутся навечно.

Лежит в руке рука

Дорога далека

И лучше той дороги в мире нету

Что есть у нас в душе

Дарили мы тебе

Мечту и тайну и любовь и песню эту...

Инсценировка рассказа.

Кира Сергеевна не говорила, а отмечала, не улыбалась, а выражала одобрение. Не ругала, а воспитывала. Она была опытным руководителем: она умела подбирать работников, сносно кормить детей и избегать неприятностей.
И всегда боролась за первое место, за лучшую самодеятельность, за наглядную агитацию, за чистоту лагеря, чистоту помыслов и чистоту тел.
Она была устремлена на борьбу. И кроме борьбы ни о чем не желала думать: это был смысл всей её жизни, её реальный, лично ощутимый вклад в народное дело.
Новость потрясающая! Грозит нешуточными осложнениями, даже неприятностями,

Дети:

- Кому сейчас нужны кони? Сейчас век техники. Машины по шоссе бегают, а вы - кони. Самолёты, телевизор.

М:

- Да, конечно, отвыкли. Раньше мальчёнка собственный кусок не доедал - коню нёс. Он твой хлебушек хрумкает, а у тебя в животе урчит, с голодухи.

А как же, все есть хотят. Это машины не хотят, а кони хотят. А где же возьмут? Что дашь, то и едят.

В:

- Что вы такое говорите, товарищ лейтенант? Почему считаете, что наши ребята угнали лошадей?

Другой вожатый:

- У нас современные дети, интересуются спортом, электроникой, машинами, а совсем не вашими лошадьми!

М:

- Шестеро к деду ходили неоднократно, называли друг друга иностранными именами, которые я записал со слов колхозных ребят.

Листает блокнот

Рокки, Вэл, Эдди, Дэн, есть такие?

В:

- В первый раз такие имена слышу.

Дети:

- Есть, есть такие! Игорь, Валера, Андрей, Денис!

В:

- Это же великолепная шестерка наша, Кира Сергеевна!

К.С.:

- Этого не может быть!

Физрук:

- Конечно бред! Может с похмелюги деду чего-нибудь показалось? Так на нас где сядешь, там и слезешь, понятно?

(Дети обсуждают возникшую ситуацию)

М:

- Перестаньте кричать. Я вам предъявлю сейчас вещественные доказательства, вот только папку в машине возьму.

Физрук:

- Поди пропил коняг, а на нас отыграться хочет. Я сразу раскусил.

В:

- Да и впрямь, он небось алкоголик, конечно, прежде был герой, никто не умаляет, но теперь алкоголик - чего не померещится?

Другой вожатый:

-А ребята и вправду лошадей брали, что-то я об этом слышал...

- Она не щадила ни себя, ни людей, требовала и убеждала, настаивала и утверждала, и высшей наградой считала право отличится на бюро райкома как лучший руководитель пионерского лагеря минувшего сезона.

- Трижды она добивалась этой чести и полагала, что этот год тоже не обманет её надежд.

- А оценка «прекрасная смена» означала, что дети ничего не сломали, не натворили, ничего не испортили, не разбежались, не подцепили заболеваний из-за которых могли бы снизиться показатели лагеря.

К.С:

- Я хочу отметить, что ваша смена отличилась бережным отношением к спортивному инвентарю, вы поддерживали чистоту, показали прекрасные результаты в конкурсе художественной самодеятельности. У нас первое место среди лагерей области. Ура! Молодцы! А теперь вечерний чай и сладкий сюрприз.

В:

- Кира Сергеевна, я проверял пищеблок, смотрю, машина милицейская подъехала. В общем, к нам милиция.

К.С:

- Наверняка из-за каких-то пустяков. А потом будут целый год упоминать, что наш лагерь посещала милиция. Вот так мимоходом беспокоят людей, сеют слухи, кладут пятно.

В:

-Да, да. Вы абсолютно правы, Кира Сергеевна.

Входит милиционер

К.С:

- В чём дело, товарищ? Без телефонного предупреждения врываетесь в детское учреждение?

М:

- Извините, Вы Кира Сергеевна? Я участковый инспектор. Решил познакомиться. Конечно, раньше следовало, да все откладывал, а теперь... Вы понимаете.

К.С.:

- Может быть мы пройдем в мой кабинет?

М:

- Да нет, как я понимаю тут у вас прощальный костёр и все ребята лагеря в сборе. Они то и будут нужны нам.

К.С.:

- Изложите самую суть коротко и доступно.

М:

- Понимаете, у почётного колхозного пенсионера, героя войны, Петра Дементьевича угнали шестерых лошадей и по всем данным угнали пионеры вашего лагеря.

К.С.:

- Может быть признаемся? Провалим соревнование? Потеряем знамя? Поймите, ребята, иное дело если мальчики украли бы общественную собственность, но они же не украли, не так ли? Они покатались и отпустили. Следовательно, это всего лишь шалость, обычная мальчишеская шалость, наша общая недоработка, а пятно с коллектива не смоешь!

В:

- И прощай знамя...

В:

- И не докажешь что не верблюд.

В:

- Надо объяснить, что это за ребята, их же не даром, называют великолепной шестёркой!

К.С:

- Хорошая мысль! Достаньте документы, протоколы, почётные грамоты, быстренько систематизируйте.

(Входит милиционер)

К.С:

- Мы тут считаем, что вы, товарищ, просто не в курсе какие у нас ребята. Можно сказать они надежда 21-го века. И в частности те, которые по абсолютному недоразумению попали в ваш позорный список.

В:

- Бывают, знаете, пятна и на мраморе, но ведь благородный мрамор остается благородным и тогда, когда на него падает тень. Сейчас мы покажем вам, на кого пытаются бросить тень.

(Достаёт документы)

В:

-Вот, например, Валера. Прекрасные математические способности. Неоднократный победитель математических олимпиад. Здесь копии его Почетных грамот, можете ознакомиться.

В:

- А скажем Славик? Второй Карпов, блестящая глубина анализа, и в результате первый разряд, надежда области, а возможно и страны - говорю вам как специалист.

В:

- А Игорёк? Поразительное техническое чутье, его даже по телевизору показывали! А изумительный полиглот Дениска? Он уже овладел тремя языками! Вы сколькими языками овладели, товарищ милиционер?

М:

- А сколькими «языками» овладел дед, за шестого то орден дали.

К.С.:

- Товарищ фронтовик вам дедом приходится?

М:

-Он всем дедом приходится. Старики да дети всем родня. Меня этому бабка еще в зыбке учила.

В:

- Странно как-то вы объясняете. Мы все понимаем. Не беспокойтесь. Никто не забыт, ничто не забыто. Мы каждую смену проводим торжественную линейку у обелиска павшим, возлагаем цветы.

М:

- Мероприятие значит такое?

В:

- Да, мероприятие. Не понимаю, почему вы иронизируете над средствами воспитания патриотизма.

М:

- Я не иронизирую. Цветы и салюты - всё это правильно, только я не о том. Мрамор - это хорошо. Чисто всегда. И цветы класть удобно. А вот что с таким дедом делать, которого в мрамор еще не одели? Который за собой ухаживать не может, да к водке тянется. Чем он хуже тех, которые под мрамором? Тем, что помереть не успел?

К.С:

- Простите, странно слышать. А льготы инвалидам войны? А почёт? Государство заботится.

М:

- Вы что ли государство? Я же не о государстве, я о ваших пионерах говорю и о вас.

К.С.:

- И все таки я настаиваю, чтобы вы изменили формулировку, как неправильную, вредную и даже аполитичную.

М:

- Даже?

Физрук:

- Не понимаю, чему вы усмехаетесь. Доказательства есть? - Нету! А у нас есть! Получается - клевету поддерживаете. А это знаете, чем пахнет?

М:

- Плохо пахнет - скоро почувствуете. Конь - он как человек, он только говорить не умеет, но все понимает. Этот дед на своем теле еще один орден может показать - это зубы коня на спине. Контузило деда на переправе и коня тоже. Так в воду оба и упали. У коня осколком рёбра выломало, кишки за ним волочились, а он спасая его зубами за гимнастерку схватился, да вместе с мясом, чтоб покрепче - так и выволок.

В:

- Какая гадость, Кира Сергеевна! Что это такое?

М:

- Ах какие были кони! Мало живут они, вот беда. Всё никак до добра дожить не могут. Не успевают.

КС:

- Родственник. Это же ваш собственный дед - это видно невооруженным глазом.

М:

- Мой дед в братской могиле под Харьковом лежит, а этот не мой, это колхозный дедушка. А кони, которых угнала ваша великолепная шестёрка - то его были.

КС:

- Насчёт угнали - как вы употребили, - еще доказать придётся! Я не позволю чернить вверенный мне детский коллектив. Можете официально заводить дело, а сейчас покиньте территорию лагеря. Я подчиняюсь области и буду разговаривать не с вами и не с колхозным дедом, а с соответствующими компетентными товарищами.

М:

- Вот значит и познакомились. Не беспокойтесь - не будет никакого дела. Кони были списаны с колхозного баланса, и иск предъявлять некому. Ничейные они были.

К.С:

- Позвольте, если нет никакого дела, так зачем же, как вы смели, это недостойное подозрение, это... У меня нет слов. Но я так это не оставлю. Я

немедленно поставлю в известность вашего начальника, слышите?

М:

- Ставьте в известность, а потом пошлите кого-нибудь конские трупы зарыть - они за оврагом в роще.

В:

- Они что - умерли?

М:

- Пали от голода и жажды. Ваши ребята накатавшись их к деревьям привязали, а сами больше не пришли и никому ничего не сказали. Кони все объели, до чего дотянуться смогли: листву, кусты, кору древесную. А привязаны были высоко и коротко, так что и пасть им не удалось – висят там на уздечках. Туристы мне завезли, а я - вам. Напамятъ.

(достает фото)

Вот - это Сивый. Старый меринок был, хворый, а глянь, только справа все обглодал. А почему? А потому, что слева Пулька была привязана, древняя такая кобылка. Так он ей оставлял. Кони, они жалеть умеют.

- Почетный пенсионер колхоза, Петр Дементьевич Прокудов бывший разведчик кавалерийского корпуса генерала Белова тем же вечером умер. Он купил две бутылки водки и выпил их в зимней конюшне, где до сей поры так замечательно пахло лошадьми.

Н. Заболоцкий «Лицо коня»

Животные не спят. Они во тьме ночной

Стоят над миром каменной стеной

Рогами гладкими шумит в соломе

Покатая коровы голова.

Раздвинув скулы вековые, её притиснул каменистый лоб

И вот косноязычные глаза

С трудом вращаются по кругу

Лицо коня прекрасней и умней

Он слышит говор листьев и камней.

Внимательный! Он знает крик звериный

И в ветхой роще рокот соловьиный

И зная все, кому расскажет он

Свои чудесные виденья?

Ночь глубока. На тёмный небосклон

Восходит звёзд соединенье.

И конь стоит, как рыцарь на часах,

Играет ветер в лёгких волосах,

Глаза горят, как два огромных мира,

И грива стелется, как царская порфира

И если б человек увидел

Лицо волшебное коня, он вырвал бы язык бессильный свой

И отдал бы коню. Поистине достоин

Иметь язык волшебный конь.

Мы услыхали бы слова.

Слова большие, словно яблоки

Густые, как мёд или крутое молоко

Слова, которые вонзаются, как пламя,

И, в душу залетев, как в хижину огонь

Убогое убранство освещают

Слова, которые не умирают

И о которых песни мы поем.

Милосердие - это милость сердца, жалость, мягкость, сострадание, нежность, любовь к людям, сочувствие, Бог в сердце.
Милосердие - это не слабость, а сила, потому что милость свойственна людям, способным прийти на помощь. Ибо способность сострадать, сопереживать - это признак духовной зрелости личности.
Зареветь от собственной обиды и боли проще, чем от чужой, и эти слёзы сочувствия к другому человеку - святые слёзы, они означают наличие у человека души и сердца.
Милосердие - величайшая духовная ценность. Человеку, сочувствующему людским тяготам, способному участвовать в судьбе попавшего в беду незнакомца, присущи такие качества как человеколюбие и истинный гуманизм.
Не ожесточиться, не озлобиться ни при каких обстоятельствах. Быть добрее ко всему живому. Добрым и милосердным жить легче, потому что люди платят им любовью.

Исполнение песни Б. Окуджавы «Давайте восклицать»

Пожелание

Давайте восклицать, друг другом восхищаться, Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты-

Ведь это все любви счастливые моменты.

Давайте горевать и плакать откровенно

То вместе, то поврозь, а то попеременно

Не надо придавать значения злословью –

Поскольку грусть всегда соседствует с любовью.

Давайте понимать друг друга с полуслова,

Чтоб ошибившись раз, не ошибаться снова.

Давайте жить во всем, друг другу потакая, -

Тем более что жизнь короткая такая.

Давайте по утрам друг другу улыбаться

И вежливыми быть не будем мы бояться

Давайте говорить друг другу «Доброй ночи!»

Давайте мы любить друг друга будем очень.

-   Вы можете возразить. К какому милосердию вы призываете, если столько фактов насилия, жуткая статистика. За 5 лет 1795 женщин убили своих новорожденных детей, 6 тысяч матерей оставили своих детей в домах ребёнка. А вандализм вокруг нас. Сломано, разбито, исписано похабными словами. Оскорбления в спину и в лицо.

-  И эти трудности порождают злобу. Может и старшие и близкие люди бывают несправедливы, жестоки друг к другу. А если так, то нечего и жалеть таких людей. Ни близких, ни чужих.

Но если так думать и поступать, то мир перестанет радовать людей. Зло породит новое зло и как бумеранг зло обернётся против всех. Зло сжигает человека, он чаще болеет и раньше умирает.

Сердце корчится, леденея

От своих и чужих грехов.

Что я сделаю, что сумею,

Побеждающая любовь?

Где построю надежный город

Чтобы ты обитала в нем

И ответила: «Ты же молод,

Загорись неземным огнем.

Милосердия не чуждайся,

Добродушнее стань вдвойне,

За себя и за всех покайся

И отдай свое сердце мне.

И войду я в него как солнце

Входит в дом при рождении дня,

И тогда только жизнь начнется –

Побеждающая, как я».

Уникальный пример милосердия дала нам Александра Абрамовна Древская, воспитавшая 48 детей разных национальностей. Первого ребёнка сестра милосердия Сашенька взяла на воспитание, когда ей минуло 18, в гражданскую войну. Прошло много лет, грянула Великая Отечественная война и Александра Абрамовна вновь поступила так, как велело ей материнское сердце. Она выходила к эшелонам, в которых привозили эвакуированных ребят, и приносила самых слабых домой. Потом пошло «ленинградское пополнение» - 9 истощённых голодом и бедой существ, прибавились к семье. Ежегодно семья росла. Дети Древской каждый год собираются в украинском городе Ромны, идут в школу - интернат имени их матери. Здесь же и памятник Маме, Женщине, Матери.
Можно назвать сотни имен. И среди них есть имя женщины, о жизни которой хотелось, чтобы знали все. Юлия Петровна Вревская. Она родилась 1841г. Оставшись вдовой в 18 лет, Вревская приезжает в Петербург, где назначается фрейлиной ко двору государыни Марии Александровны. Её успех в свете блестящ, она всегда в окружении друзей. Но самым близким человеком ей был И.С. Тургенев. Он то и открыл ей путь в Болгарию. Еще 19-ти летняя она прочитала роман «На кануне», и уже тогда у неё созрело решение положить жизнь за «други своя».

Когда Россия 12 апреля 1877г. объявила войну Турции, по всей стране начался сбор добровольных пожертвований в пользу братьев славян. Вревская отдала всё своё состояние и на собственные средства организовала санитарный отряд из 22-х врачей по оказанию помощи раненым. У Вревской началась работа в госпиталях, без передышки, без сна. Изо дня в день вдова работа на волосок от смерти... И ни единого слова жалобы: «Как можно роптать, когда видишь перед собой столько калек, безруких, безногих, и всё это без куска хлеба в будущем». Она отбрасывала своё «высшее» положение, радости бытия во имя Милосердия. Умерла она заболев тифом. «Она получила тот мученический венец, к которому стремилась её душа, жадная жертвы,» - так писал И.С. Тургенев о её смерти.

Сколько дорог должен каждый пройти,

Чтоб стать человеком он смог

Сколько морей облетит на пути

К родным берегам голубок?

Сколько веков могут скалы стоять,

Пока не обрушатся вдруг.

Сколько мы в силах терпеть и молчать,

Пока не свободны мы, друг?

Сколько мы можем глаза закрывать

На то, что творится вокруг?

Сколько раз мы, обратясь к небесам,

Не видели звёздных путей

Сколько раз, мимо спеша по делам,

Не слышали плача детей.

Сколько смертей увидеть надо нам,

Чтоб крикнуть: довольно смертей!

-  Последние 300 лет в истории человечества по праву можно считать периодом расцвета науки, изобретений, полностью изменивших жизнь людей. Благодарные современники не остаются равнодушными к великим открытиям, находя средства и способы вознаградить их авторов.

Премия, ставшая символом высшего достижения была учреждена шведским инженером А. Нобелем, создателем пороха и динамита. Все своё состояние он завещал израсходовать на награды учёным и литераторам, внёсшим неоценимый вклад в прогресс человечества, а так же общественным деятелям, способствовавшим укреплению мира, согласия между народами, людям, проявившим подвиг в делах спасения, милосердия. Такой премии была удостоена Мать Тереза. Мы предлагаем вам наш вариант кодекса милосердия.

КОДЕКС МИЛОСЕРДИЯ

Сотрудничество

Дух партнерства

Готовность мириться с чужим мнением

Уважение человеческого достоинства

Уважение прав других

Принятие другого таким, какой он есть

Способность поставить себя на место другого

Уважение права быть иным

Признание многообразия

Признание равенства других

Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению

Отказ от насилия, причинения вреда, доминирования.

- На каждом уроке нам предлагают заглянуть в себя, разобраться в себе, учат оценивать поступки людей, воспитывают неприятие черствости неприятия и равнодушия, и со временем мы выработали черты толерантной личности. Личности, которая может держать себя в руках, повторяя: «Все мы можем ошибаться, чем больше точек зрения, тем лучше». Такая личность проявляет больше терпения и расположения.

Черты толерантной личности:

Расположенность к другим

Снисходительность

Терпение

Чувство юмора

Чуткость

Милосердие

Доверие

Альтруизм

Доброжелательность

Умение слушать

Сопереживание

Слово учителя:

(Учитель дарит чашки «доброты»)

О милосердии можно говорить много и красиво, я предлагаю вам попробовать закрепить наш урок делами. Попытаться дотянуться к вышеуказанным критериям. Каждый из вас попытается доказать поступками, что он может быть милосердным, сострадательным и добрым. Получив в подарок чашку доброты, вы постараетесь наполнить её фишками, которые я буду выдавать за

каждое доброе дело. В заключении нашего урока хочется обратиться к эпиграфу нашего урока:

«Будьте единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосердны, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло, или ругательством за ругательство, напротив, благословляйте...»

Библия

И пожелать вам духовного роста.

Ольга Лебёдушкина

Есть на земле такая глубина,

Что как ни мерь, все не достать до дна.

Есть глубина канала и реки,

Есть глубина сердец и душ людских.

Есть души в шрамах горечи и ссадин,

Поглубже всяких Марианских впадин.

И есть душа - десертная тарелка:

Все пусто, гладко, чистенько и мелко.

Её порой боятся, глубины,

Где камешки и рыбки не видны.

И от нее подальше ищут путь,

Чтоб ненароком в ней не утонуть.

Но в жизни так случается однажды,

Что ищут люди утоленья жажды.

И глубина зовет: «Идите, люди,

Не бойтесь, пейте воду, дна не будет!»

Исполнение песни «Прекрасное Далёко».

Евгений Крылатов Прекрасное далёко.

Слышу голос из Прекрасного Далека,

Голос утренний в серебряной росе,

Слышу голос - и манящая дорога

Кружит голову, как в детстве карусель

Припев:

Прекрасное Далёко, не будь ко мне жестоко

Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь

От чистого истока, в Прекрасное Далёко

В Прекрасное Далёко я начинаю путь.

Слышу голос из Прекрасного Далека,

Он зовёт меня в чудесные края

Слышу голос - голос спрашивает строго

А сегодня что для завтра сделал я?

Я клянусь, что стану чище и добрее

И в беде не брошу друга никогда.

Слышу голос и спешу на зов скорее

По дороге на которой нет следа.

Русская литература 7 класс.

Литература:

Журнал «Затейник» 1978г.
Беленький Г.И. Литвинов В.М. «Русская советская поэзия», Москва, «Художественная литература» 1990г.
Тимощенко Л.И.  «Воспитание старшеклассниц», Книга для учителя, Москва, «Просвещение», 1990г.
Горелов И.М, Житников В.Ф. «Умеете ли вы общаться», Москва, «Просвещение», 1991г.
Лиходеев Л.Д. «Звезда с неба», «Детская литература», Москва, 1983г.
Пахарева К.М. «Литература 20-го века», Киев, «Освита», 1993г.
Немцов B.C. Назарова Н.Б. «Симфония», «Библейсая лига», 2004г.
Даль В. «Толковый словарь живого великорусского языка», Москва, 1964г.
И.А. Абрамов «Святое беспокойство.» Издательство «Свет на восток», 1997г.

10 Васильев   Б.   «Великолепная   шестерка»,   Минск,   «Художественная литература», 1987г.

11.Ухов Д. Осинская И. «Популярный справочник песенник», Москва, «Музыка», 1989г.

12. Библия.

Урок - литературная композиция  Б.Васильев «Великолепная шестёрка»

Скачать конспект (33.6 Kb)



Автор разработки: Дараган Ольга Анатольевна

Учебный предмет: Литература

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 1266 | Загрузок: 263 | Комментариев: 0

Ключевые слова: Васильев

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»