Главная » Разработки уроков » Литература |
ЦЕЛИ УРОКА: раскрыть перед учащимися особенности той эпохи, когда жил и работал Н.А. Некрасов; ЗАДАЧИ: увидеть художественные приемы, используемые писателем для создания психологических портретов героев; наблюдая над текстами произведений, выявить авторское отношение к народной теме.
ХОД УРОКА Слово учителя. Сегодня мы ещё раз перелистаем страницы удивительной некрасовской поэзии, полной ненависти к угнетателям и огромной любви и сочувствия к простому народу. Объявление темы и целей урока. Имя Н.А. Некрасова известно каждому человеку с детства. На сегодняшнем уроке мы узнаем те стихотворения поэта, которые вошли в сокровищницу русской классической поэзии. Урок будет проведён в форме лекции - вы будете помогать мне и одновременно работать в рабочих тетрадях, составляя хронологическую таблицу жизни и творчества великого поэта, выразительно читать стихи, одно из них анализировать; рассказывать о той эпохе, которая формировала личность Н.А. Некрасова. На нашем сегодняшнем уроке присутствует историк (эту роль выполняет ученица), который будет давать исторические справки.
Работа в рабочей тетради. Николай Алексеевич Некрасов (28/XI-1821 – 27/XII-1877) Запишем эпиграф: Эпиграфом к нашему сегодняшнему разговору взяты слова из широко известного стихотворения Н.А. Некрасова «Элегия», с которым мы знакомились на прошлом уроке. Поэт писал об этих стихах: «Это самые мои задушевные и любимые из написанных мною в последние годы».
Учитель. Я лиру посвятил народу своему… Быть может, я умру, неведомый ему, Но я ему служил – и сердцем я спокоен…
О чем говорит эпиграф? (Некрасов - величайший поэт России, посвятил все свои силы, талант, энергию служению народу, его счастью.) Некрасов приходит к выводу, что после реформы 1861 года положение народа не стало лучше. А недовольство усиливается от того, что, страдая, народ все же бездействует в силу свой покорности и отсталости. Но поэт должен по-прежнему во весь голос заявлять о нуждах и надеждах народа. Некрасов считает себя поэтом-борцом, он завещает не забывать о предназначении поэта — звать народ к пробуждению. Н.А.Некрасов вошел в литературу после Пушкина, но еще при жизни Лермонтова. Вершина гения русского поэта находится радом с этими великими писателями. Но у некрасовской поэзии своя красота, своя песня. Он был первым в новой литературе, кто заговорил о подневольном труде крестьянина, о тяжкой участи рабочих, о детях-рабах на фабриках и заводах. Н.А.Некрасов знал свой народ и его беды по разделенной с ним судьбе, потому творчество его было посвящено народу. В изображении повседневного быта городских низов, крестьянских будней, женской доли, мира детства «муза мести и печали» поэта была особенно чутка к несправедливости, к человеческой боли. В своих произведениях Некрасов рисует многообразную картину современной русской жизни, прежде всего крестьянства, с его мечтами о всеобщем народном счастье. В середине 40-х годов определяется основной мотив и пафос некрасовской поэзии – крестьяне, простолюдины, народные и особенно женские страдания. Некрасов первый ввел эту тематику в литературу. Хотя о крестьянах уже писали другие писатели, у Некрасова внимание было обращено на социально униженных крестьян. Историческая справка. (Говорит ученица, выполняющая роль историка на уроке). Итак, вторая половина XIX века. Эпоха, в которую началась литературная деятельность Некрасова, целиком определила характер его творчества. Искусство, личностное самовыражение уходило на второй план. На первом плане оказались проблемы социальные. От художника слова требовалась социальная польза доступность, простота. Среди проблем, которыми в то время была богата Россия, острейшей, давным-давно назревшей была необходимость освобождения народа от крепостной зависимости. Здесь переплелись и нравственный, и социальный, и экономический аспекты. Узел затягивался все туже и тормозил развитие исстрадавшейся страны. Правительство никак не решалось на проведение демократических реформ, и «новые люди» видели смысл своей жизни в том, чтобы этой реформы добиться. Целое поколение новых людей, демократов ощутили своё историческое предназначение. Их молодость пришлась на мрачное николаевское время, и смерть Николая I уже сама по себе стала для них освобождением, верой в то, что перемены не за горами. Они были бесконечно рады самой возможности сделать что-то для своего народа, трудиться на благо нации было для них счастьем. Учитель. Такой идеал избрал себе Некрасов. Он был человеком одержимым, страстным. Всю жизнь отдал служению гуманистической идее, взял на себя роль народного защитника - и это стало его «пожизненным амплуа». «Родина» — новаторское произведение. В нем впервые в русской поэзии раскрыт образ нового лирического героя: разночинца. В страстном лирическом монологе видны черты его социально-психологического облика, раскрыт деспотизм помещика, показана тяжелая доля крестьянина и трудная судьба женщины. Чтение стихотворения «Родина» (1846) ученицей. Дополнение учителя. Была осень, скверная, холодная осень, пронизывающая до костей… На нем была дрянная шинелишка и саржевые панталоны. Горе так проняло его, что он закрыл лицо руками и плакал. Вдруг слышит шаги. Смотрит – нищий с мальчиком. «Подайте, Христа ради», - протянул мальчик, обращаясь к Некрасову. Он не собрался еще с мыслями, что сказать, как старик толкнул мальчика: - Что ты? Не видишь разве, он сам к утру окоченеет. Эх, голова! Чего ты здесь? – продолжал старик. - Ничего, - отвечал Некрасов. - Ничего, ишь гордый! Приюту нет, видно. Пойдем с нами. - Не пойду. Оставьте меня. - Ну, не ломайся. Окоченеешь, говорю. Пойдем с нами, не бойсь, не обидим. Делать нечего. Некрасов пошел. Пришли они на 17-ю линию Васильевского острова. Теперь этого места не узнаешь, всё застроено. А тогда был один деревянный домишко с забором, а кругом пустырь. Вошли они в большую комнату, полную нищими, бабами и детьми. В одном углу играли в три места. Старик подвёл его к играющим. -Вот грамотный, - сказал он, - а приютиться некуда. -Дайте ему водки, иззяб весь. Некрасов выпил полрюмки. Одна старуха постлала ему постель, подложила под голову подушечку. Крепко и хорошо уснул он. Когда проснулся, в комнате никого не было, кроме старухи. Она обратилась к нему: «Напиши мне аттестат, а то без него плохо!» Он написал и получил 15 копеек. - С ними пошёл разживаться, - сказал Некрасов. «Петербургскими мытарствами» называют обычно этот период в жизни Некрасова. И в самом деле, неудач было много: провал на экзаменах в университет, неудача первого сборника подражательных, ученических стихов «Мечты и звуки» (1840), полуголодное существование, наконец, «подённая» черновая работа в столичных журналах, работа ради куска хлеба, не приносившая подчас никакого морального удовлетворения. Но одновременно формировался стойкий и мужественный характер: «хождение по мукам» и закалило поэта, и открыло перед ним жизнь петербургских низов, жизнь тех же мужиков, только не в деревенском, а в городском быту. В поисках заработка частенько приходил Некрасов на Сенную площадь, где собирался простой люд: торговали своими изделиями мастеровые, продавали овощи и молочные продукты крестьяне из окрестных сёл и деревень. За грошовую плату писал будущий поэт неграмотным мужикам прошения и жалобы и одновременно прислушивался к народной молве, узнавал сокровенные мысли и чувства, бродившие в умах и сердцах трудовой России. С накоплением жизненных впечатлений шло накопление литературных сил, опирающихся на глубокое понимание общественной несправедливости. Ученица-«историк» даёт историческую справку. Законопроект об освобождении крестьян был подписан Александром II 19 февраля 1861 года. Обнародован он был 5 марта. Это была несправедливая, грабительская реформа, которая разорила миллионы крестьянских семей. Крестьяне получили личную свободу, перестали быть крепостными, получили гражданские права, однако правительство сделало всё, чтобы затруднить крестьянам пользование «дарованными правами», власть помещика тяготела над крестьянами. Сохранились помещичьи землевладения, оброк и барщина, рекрутчина, политическое бесправие крестьян. Творчество великого русского поэта Н.А.Некрасова было посвящено народу. Основной мотив и пафос некрасовской поэзии – жизнь угнетенного народа, его боль и страдания. Эта тема впервые прозвучала в литературе именно у Некрасова. Ученица читает «Тройка». Давайте проанализируем это стихотворение, написанное поэтом в 1846году. Анализ стихотворения( работа в парах). Задания на карточках. Обсуддение анализа. 1.-О чем же это стихотворение? Какова его тема? -Оно о тяжелой судьбе русской крестьянки. 2.Какой изображается молодая крестьянка? Найдите слова и выражения, которые помогают автору нарисовать яркий образ девушки. а/Эпитеты: бьется игриво из-под брови полукруглой смотрит бойко лукавый глазок взгляд полный чар(полный обаяния, пленительности) б/олицетворение: бьется лента в/метафора: лицо вспыхнуло; зажигающих кровь г/сравнение: черных как ночь 3.-На сколько частей можно разделить стихотворение? Как оно построено? -Можно разделить на две части. Вторая часть противопоставляется первой части. Стихотворение построено на антитезе. 4.-Какие слова и выражения помогают поэту создать безрадостную картину будущего крестьянки? а/Эпитеты: перетянешь уродливо выражение тупого терпения бессмысленный, вечный испуг сон непробудный (длительный, непрерывный) муж привередник(слишком разборчивый, с капризами) б/Метафора: отцветешь, не успев расцвести 5.Какие строфы второй части стихотворения перекликаются с первыми двумя строфами? -Первая строфа: Что ты жадно глядишь на дорогу… Предпоследняя строфа:не гляди же с тоской на дорогу… 6. -Какую роль играет этот прием повтора? -Образует кольцевую композицию. Вывод. -Какова тема стихотворения? (Тема тяжелой судьбы русской крестьянки.) -В чем заключается его основная мысль? -Вызывает сочувствие к несчастью других. В стихотворении чувствуется скрытый протест автора против несправедливостей общества. Учитель: В 1858 году Некрасовым было написано стихотворение «Размышления у парадного подъезда». «Размышления у парадного подъезда» Комментированное чтение цепочкой. Одно из самых значительных поэтических произведений Некрасова – стихотворение «Размышления у парадного подъезда», во многом превосходившее главную мысль его главной поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» представляет собой раздумье поэта о русском мужике, о его страданиях и обо всей Руси. Оно построено на контрасте двух миров: владельцев богатых домов и людей, приходящих с просьбами к ним. Причем эти два мира не соприкасаются между собой: мужиков не пускают в дом. Первая строфа стихотворения показывает нам парадный подъезд в «торжественные дни», к которому съезжается город с «каким-то испугом». Обратите внимание на слова, которые окружают словосочетание «пышный подъезд»: старик, вдовица, убогие; потому и нет ничего странного в том, что через какое-то время к подъезду подходят мужики: …Сюда мужики подошли, Деревенские русские люди, Помолились на церковь и стали вдали… Тот, к кому они пришли, «не любит оборванной черни» и мужикам ничего не остается делать, как уйти ни с чем, но обратите внимание на деталь: ни злобы, ни обиды, ни порицания со стороны мужиков, и долго еще идут они с непокрытыми головами. Подумайте, о чем это говорит. Далее вступает в действие другой мир: А владелец роскошных палат Еще сном был глубоким объят… Мужики уходят «солнцем палимы», следовательно, на дворе уже день. Автор взывает его к пробуждению, прозрению, но «счастливые глухи к добру». Далее опять переход в мир бедняков: И несут эти люди безвестные Неисходное горе в сердцах… Переход неожидан, он вклинивается в рассказ о вельможе. Следующие строки говорят нам о вопиющем горе этих людей и снова возвращают нас к теме народного горя, хотя здесь нет четкого перехода от одной части к другой: …не на них ли нам выместить злобу? - Безопасней… Еще веселей В чем-нибудь приискать утешенье… Не беда, что потерпит мужик… В финале звучит голос автора, полный боли и безысходности: Волга! Волга! Весной многоводной Ты не так заливаешь поля, Как великою скорбью народной Переполнилась наша земля, - Где народ, там и стон… Художественный прием, на котором построено стихотворение, называется антитезой. На контрасте с вельможей показывает автор горе и убогость русских мужиков. Образ земли, возникающий в конце стихотворения, раскрывается песней-стоном. Но не этим оканчивается стихотворение. Судьба России тревожит автора, потому и звучит вопрос: «Ты проснешься ль, исполненный сил?», который в свою очередь является риторическим, то есть, к сожалению, не требующим ответа. Учитель. Какую особенность можно отметить в этом стихотворении? ( Даже при беглом чтении становится ясно, что основной особенностью стихотворения является разительный контраст двух миров (с одной стороны – «владелец роскошных палат», с другой – обездоленные бедняки)). Как расположены противопоставленные темы? (Противопоставленные темы чередуются в тексте стихотворения: описание пышного парадного подъезда предваряет сцену с мужиками, подошедшими к нему, не допущенными швейцаром и ушедшими обратно; далее сообщается о вельможе, его жизни и вероятной дальнейшей судьбе, и в это сообщение вклиниваются и развивают его на 2 части две строчки, напоминающие об ушедших мужиках; затем поэт возвращается к теме народных страданий и ею заканчивает стихотворение. Мысли о нищете проскальзывают подчас и в описаниях роскоши, в которой уповают сильные мира сего, но эти мысли не оформляются в виде самостоятельных тем – компонентов и, следовательно, не меняют общего композиционного плана. Переходы от одной темы к другой выполнены с помощью различных приемов, с разной степенью четкости). Чтение стихотворения «Забытая деревня». О чем это стихотворение? (Оно затрагивает одну из самых печальных тем русской литературы. Автор сожалеет о том, что после всех перемен крестьянам лучше не стало, хотя открыто чувств своих не выражает). - Можно ли назвать это стихотворение лирическим? (Его нельзя считать вполне лирическим: в нем нет лирического героя с его скорбью, негодованием, исповедальностью. Наоборот, интонация рассказчика ироническая, как бы он вообще никому не сочувствовал). Между строк просматривается нечто грандиозное: забытая деревня – это вся Россия! За год до опубликования стихотворения (опубликовано оно было в 1856г.) умер Николай 1- старый барин, от которого народ не дождался ничего хорошего. Едва ли будет лучше при новом барине – Александре 2 Учитель: С 1865 года и до конца своих дней Некрасов работал над поэмой «Кому на Руси жить хорошо». По-прежнему пёстрой, горластой, разноголосой оставалась любимая им Русь, по которой шагают семь мужичков-правдоискателей. Но, в отличие от других произведений, здесь уверенно и бодро звучат оптимистические ноты: Рать подымается Неисчислимая. Сила в ней скажется Несокрушимая. Свободной, гордой и счастливой видел свою Родину любящий её поэт. Учитель.Какой же вывод можно сделать из сегодняшнего урока? - Показывая тяжелую жизнь народа, его страдания, поэт убеждает нас в одном: вечно так продолжаться не может, настанет время, не скоро, но настанет, когда народ «широкую ясную грудью дорогу проложит себе». Но сначала народ надо просветить, помочь ему осознать свою могучую силу, что и предстояло сделать народным заступникам. Нельзя не заметить главную особенность некрасовских стихов – их объединяющую составляющую - патриотическое отношение к судьбе родины и народа. - Как нельзя лучше об этом сказано Н.А. Некрасовым в его строках Я лиру посвятил народу своему… Быть может, я умру, неведомый ему, Но я ему служил – и сердцем я спокоен… Домашнее задание. Сделать письменный анализ любого стихотворения на народную тему Н.А. Некрасова. |
Автор разработки: Хмельницкая Елена Леонидовна Учебный предмет: Литература Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 1869 | Загрузок: 234 | Комментариев: 1 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |