Главная » Разработки уроков » Литература |
Цель. Формировать умения анализировать, сравнивать; работать с художественным текстом, музыкальным материалом. Осветить главные темы литературы этого периода, дать краткие сведения об основных произведениях писателей, драматургов, поэтов. Показать их влияние на формирование мировоззрения поколения. Воспитывать уважение к традициям, обычаям русского народа. Развивать творческую компетентность. Оборудование. Фрагмент комнаты в стиле 60-х. Телевизор, видеомагнитофон, записи музыкальных произведений, видеозапись кинофильма «Карнавальная ночь», выставка книг, пионерские атрибуты. Просмотр фрагмента из кинофильма «Карнавальная ночь» Учитель. Истоки многих сегодняшних процессов лежат в том времени. Итак, 50-60-е годы. 1-й ведущий. «Оттепель» - так символично обозначился в сознании людей период середины 50-х начала 60-х годов. Названные годы не были бледными в жизни страны. Процесс обновления затронул разные сферы жизни. Просыпалась критическая мысль, началась реабилитация политзаключенных, были восстановлены демократические основы деятельности партии, расширены права республик и ,конечно, 1956 год - XX съезд партии. 2-й ведущий. Демократизация общественной жизни нашла продолжение в экономике: сократился управленческий аппарат, управление приближено к местам. Одновременно проводились и авантюристические реформы, освоение целины; кукурузная эпопея. На фоне этих изменений наблюдается повышение заработной платы, установление пенсий, введение паспорта для колхозников, относительное увеличение количества продуктов питания, введение семичасового рабочего дня, снижение пенсионного возраста, отмена платы за обучение. 1-й ведущий. Советские люди испытывали радость, гордость, надежду и веру в светлое будущее – коммунизм! Учитель. Смерть Сталина в 1953 году и последовавшие за этим изменения в стране дали возможность раскрыться тем художникам слова, которых сейчас называют «шестидесятниками». Появились новые журналы: «Юность», «Нева», «Москва», «Вопросы литературы». В литературу вошли яркие молодые таланты: В.Шукшин, В.Солоухин, К.Воробьев, Ю.Бондарев, В.Быков, Б.Окуджава, А.Вознесенский, Е.Евтушенко, Б.Ахмадулина, Р.Рождественский, Е.Евтушенко, А.Арбузов, В.Розов. После реабилитации или долгого вынужденного молчания вернулись в литературную жизнь Б.Пастернак, А.Ахматова, Н.Заболоцкий. А.Тарковский, Я.Смеляков, В.Луговской. Обновление коснулось всех родов и жанров литературы. Осмысление сложности и многозначности мира привело к тому, что мастера художественного слова стали обращаться к глобальным проблемам современности, более полно и разносторонне освещать внутренний мир человека. Приметой литературного процесса стало усиление психологизма. В литературе 60-х значительное место занимают произведения на историческую тему. В. Время «оттепели» появился ряд произведений, так называемая «лагерная проза» - это произведения, раскрывающие правду о сталинских репрессиях, о действительности сталинских лагерей. В русской литературе формируется довольно мощное самобытное течение – «деревенская проза». 50-60-е г.г. – особый этап в развитии русской поэзии, он характеризуется крупными художественными достижениями, подлинным взрывом творчества. Ощущение свободы обусловило подъем во всем. Пионерская организация не стала исключением. Сценка «Пионеры». Звучит торжественная музыка. Учащимся повязывают галстуки (прием в пионеры). Дети отдают салют и читают стихотворения: «Пионерский галстук» С.Щипачева, «Мой друг» С.Михалкова. (Приложение №1). 3-й ведущий: . 60е гг. ностальгически вспоминаются как некое особое время, окрашенное в романтические тона - общее увлечение поэзией и авторской песней, массовые аудитории на поэтических вечерах, рождение КВН, споры «физиков» и «лириков», возникновение новых театров, ярких актерских и режиссерских работ. Но главными романтиками стали туристы. В период «оттепели» советскую молодежь увлекло туристическое движение. Тысячи юношей и девушек с рюкзаками путешествовали по просторам Советского Союза. Тогда же и зародилась туристическая песня. Сценка «Туристы». Звучит песня «А я еду за туманом». Чтение стихотворения Э.Асадова «Остров романтики». (Приложение №2) 4-й ведущий: Как-то у армянского радио спросили: Почему Хрущёв отказался ввести шестичасовой рабочий день? Радио отвечает: Итак, анекдоты о Хрущёве. Анекдоты о Хрущеве (инсценирование). Сценка «Подружки» На кухне за столом сидят три подружки и ведут разговор о предстоящем вечере в Политехническом. Постепенно разговор перерастает в спор о вечных человеческих ценностях, о предназначении человека в мире. Чтение стихотворений (Е.Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет», В.Тушнова «Без обещаний…», Э.Асадов «Что же такое счастье?». (Приложение №3)
Звучит песня Ю.Визбора «Милая моя». Учитель. Михаил Ромм писал: «Забудется, может, и кукуруза, а люди будут жить в его квартирах. Освобожденные им люди». Год 1957-й - фестиваль молодежи и студентов в Москве. Танец «Рок-н-ролл» Учитель. Снятие запретов на эксперименты и поиски в искусстве, ощущение свободы обусловили у интеллигенции творческий подъем. Однако, те же годы отмечены и грубым, некомпетентным вмешательством руководства страны в литературный процесс. В связи с появлением романа «Доктор Живаго» была организована травля Б.Пастернака, что вынудило поэта отказаться от присужденной ему Нобелевской премии. Встречи с творческой интеллигенцией Н.Хрущева в 1962-1963гг. привели к разгрому выставки художников-авангардистов, к запрету литературных альманахов «Литературная Москва» и «Тарусские страницы». В 1964 году началась волна арестов и судов над писателями и поэтами, обвинявшимися в «тунеядстве» и оппозиционном отношении к социалистическому строю. Так были осуждены И.Бродский, А.Синявский, Ю. Даниэль. Наступал период «Застоя».
Приложение №1 С.Щипачев «Пионерский галстук» Как повяжешь галстук, Береги его: Он ведь с нашим знаменем цвета одного. А под этим знаменем В бой идут бойцы, За Отчизну бьются братья и отцы.
Как повяжешь галстук, Ты - светлей лицом... На скольких ребятах Он пробит свинцом!
Пионерский галстук – Нет его родней! Он от юной крови Стал еще красней.
Как повяжешь галстук, Береги его: Он ведь с нашим знаменем Цвета одного.
С.Михалков «Мой друг» (отрывок) Он летчик-испытатель Стремительных стрекоз, Он физик и ботаник, Механик и матрос.
Его дворцы в столицах, Его Артек в Крыму, Все будущее мира Принадлежит ему! Он честен и бесстрашен На суше и воде – Товарища и друга Не бросит он в беде... Он красный галстук носит, Ребятам всем в пример, Он - девочка, он - мальчик, Он - юный пионер.
Приложение №2 Э. Асадов «Остров романтики» От Арктики до Антарктики Люди весь мир прошли И только остров Романтики На карты не нанесли. А он существует, заметьте-ка, Там есть и луна, и горы, Но нет ни единого скептика И ни одного резонера. Ни шепота обывателей, Ни скуки и ни тоски. Живут там одни мечтатели, Влюбленные и чудаки. Там есть голубые утесы И ветров голоса. Белые альбатросы И алые паруса. Там есть залив Дон Кихота И мыс Робинзона есть. Гитара в большом почете, А первое слово - «честь»! Там сплошь туристские тропы И перед каждым костром Едят черепах с укропом Под крепкий ямайский ром. Там песня часто увенчана Кубком в цветном серебре. А оскорбивший женщину Сжигается на костре. Гитары звенят ночами, К созвездьям ракеты мчат. Там только всегда стихами Влюбленные говорят. И каждая мысль и фраза Сверкает там кристалл. Ведь здесь никому и ни разу Никто еще не солгал. От Арктики до Антарктики Люди весь мир прошли И только остров Романтики На карты не нанесли. Но, право, грустить не надо О картах. Все дело в том, Что остров тот вечно рядом - Он в сердце живет твоем.
Приложение №3 Евгений Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет»(1961) Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы - как истории планет. У каждой все особое, свое, И нет планет, похожих на нее. А если кто-то незаметно жил И с этой незаметностью дружил, Он интересен был среди людей Самой неинтересностью своей. У каждого - свой тайный личный мир. Есть в мире этом самый лучший миг. Есть в мире этом самый страшный час, Но это все неведомо для нас. И если умирает человек, С ним умирает первый его снег, И первый поцелуй, и первый бой... Все это забирает он с собой. Да, остаются книги и мосты, Машины и художников холсты, Да, многому остаться суждено, Но что-то ведь уходит все равно! Таков закон безжалостной игры. Не люди умирают, а миры. Людей мы помним, грешных и земных. А что мы знали, в сущности, о них? Что знаем мы про братьев, про друзей, Что знаем о единственной своей? И про отца родного своего Мы, зная все, не знаем ничего. Уходят люди.. .Их не возвратить. Их тайные миры не возродить. И каждый раз мне хочется опять От этой невозвратности кричать. Вероника Тушнова «Без обещаний...» (1961) Без обещаний Жизнь печальней Дождливой ночи без огня. Так не жалей же обещаний, Не бойся обмануть меня. Так много огорчений разных И повседневной суеты... Не бойся слов - прекрасных, праздных, Недолговечных, как цветы. Сердца людские так им рады, Мир так без них пустынно-тих... И разве нет в них Высшей правды, На краткий срок цветенья их? Э. Асадов «Что же такое счастье?» Что же такое счастье? Одни говорят: «Это страсти: Карты, вино, увлеченья – Все острые ощущения». Другие верят, что счастье – В окладе большом и власти, В глазах секретарш плененных И трепете подчиненных. Третьи считают, что счастье - Это большое участие: Забота, тепло, внимание И общность переживания. По мненью четвертых, это – С милой сидеть до рассвета. Однажды в любви признаться И больше не расставаться. Еще есть такое мнение, Что счастье - это горение: Поиск, мечта, работа И дерзкие крылья взлета. А счастье, по-моему, просто Бывает разного роста: От кочки до Казбека, - В зависимости от человека. |
Автор разработки: Сазонова Елена Анатольевна Учебный предмет: Литература Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 610 | Загрузок: 194 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |