Главная » Разработки уроков » Литература |
Цели: исследовать этапы начала Великой Отечественной войны в художественном мире и в исторической реальности; помочь учащимся осознанно и объективно изучить документальные факты этого периода; развивать интерес к работе с историческими документами; умению выстраивать собственную точку зрения и отстаивать её; воспитывать гражданские и патриотические качества молодого поколения. Форма проведения: урок-исследование. Оборудование: мультимедийные средства; книги. А почестей мы не просили, Не ждали наград за дела, Нам общая слава России Солдатской наградой была Г. Поженян Ход урока I. Организация класса. II. Мотивация: а) соотношение темы и ожидаемых результатов; б) сообщение необходимого материала. III. Выполнение практических заданий, упражнений. IV. Рефлексия. Итоги урока. V. Учебно-методическое обеспечение тематического урока (раздаточный материал). VI. Домашнее задание. Работа над темой. Слайд №1 Звучит песня “Священная война” сл. Лебедева-Кумача, муз. Александрова. Вступительное слово учителя. 70 лет отделяют нас от грозных военных лет: Но каждый в вечность уходящий час, Но каждый камень нашей мирной кладки, Но каждый колос, что растёт для нас… Всё память о товарищах любимых, Когда-то не вернувшихся с войны А.Твардовский «Их памяти» 3. Технология «Ёлочка ассоциаций» Какая ассоциация возникает у вас в связи со словами: война; мир. Постройте ассоциативные ряды. Работа в малых группах. Группа историков рассказывает об исторических фактах начала Великой Отечественной войны; а) Из заявлений Советского Правительства 22 июня 1941 года …Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбёжке со своих самолётов наши города – Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие. Не первый раз нашему народу приходится иметь дело с нападающим зазнавшимся врагом. В своё время на поход Наполеона в Россию наш народ ответил отечественной войной, и Наполеон потерпел поражение, пришёл к своему краху. То же будет и с зазнавшимся Гитлером, объявившим новый поход против нашей страны. Красная Армия и весь наш народ вновь поведут победоносную отечественную войну за Родину, за честь, за свободу. …Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами. б) Огненные пилоты (Слайд №2) Шёл пятый день войны. В колонну фашистских танков и бензовозов врезался объятый пламенем советский бомбардировщик. Он не упал, его направил на вражескую цель командир экипажа. В огне и взрывах закончили боевой и жизненный путь капитан Николай Гастелло, лейтенанты Григорий Скоробогатый, Анатолий Бурденюк, младший сержант Алексей Калинин. Их имена облетели все фронты. Ещё через сутки подвиг гастелловцев повторил лейтенант Д.Тарасов, за ним – старший лейтенант И.Пресайзен… За месяц до конца войны, 8 апреля 1945 года, старший лейтенант А.Романов нацелил израненный бомбардировщик на эсминец со свастикой. Их было много, огненных пилотов. в) Героическая оборона: Одесса; Севастополь ОДЕССА. Семьдесят три дня отбивали армия, флот и население города бешеный натиск противника. В ряды защитников влилось девяносто процентов местных коммунистов. Заводы и фабрики выпустили за время обороны пять бронепоездов, пятьдесят пять танков, тысячу двести шестьдесят два миномёта, девятьсот шестьдесят пять огнемётов, сотни тысяч гранат, мин, другие боеприпасы и вооружение. Эвакуация войск и населения была проведена по приказу советского командования и закончилась 16 октября 1941 года. Часть жителей ушла в катакомбы, сражаться в подполье и в партизанских отрядах. (Слайд №3) СЕВАСТОПОЛЬ. Двести пятьдесят дней героически оборонялась главная база Черноморского флота. Во второй раз севастопольцы явили миру пример исключительной стойкости, мужества и самопожертвования. И, как полтора века назад, на защиту родного города поднялись и стар и млад. Уже к 10 июля 1941 года в народное ополчение вступило около пятнадцати тысяч человек. На подступах к городу выросли сто четыре километра оборонительных рубежей, семьдесят пять артиллерийских дотов, минные поля. Немецко-фашистские войска потеряли под Севастополем до трёхсот тысяч убитыми и ранеными, огромное количество военной техники. г) Операция «Тайфун» Немецко-фашистское командование для наступления на Москву сосредоточило к концу сентября 1941 года громадные силы. Только в группе армий «Центр» было до миллиона восьмисот тысяч человек, тысяча семьсот танков, свыше четырнадцати тысяч орудий и миномётов, тысяча триста девяносто самолётов. По замыслу, операция «Тайфун» должна была завершиться захватом столицы СССР. Обстановка на советско-германском фронте оставалась напряжённой. Советские войска отступили к Ленинграду, оставили Смоленск и Киев. К концу ноября - началу декабря враг подошёл к Москве с трёх сторон. (Слайд №4) д) «За нами Москва» Дальше отступать было некуда. Советские воины встали насмерть. Они выстояли, обескровили врага и 5-6 декабря перешли в контрнаступление. Оно завершилось в начале января 1942 года. Враг был отброшен от Москвы на сто – двести пятьдесят километров. Тридцать восемь дивизий Гитлера были уничтожены. Разгром немецко-фашистских войск под Москвой явился решающим военно-политическим событием первого года войны, первым крупным поражением фашистской Германии с начала второй мировой войны. Был сорван авантюрный план «блицкрига». (Слайд №5) Группа литераторов Группа получила задание подготовить эссе - французское essai-попытка, проба. Что такое эссе? Словарная работа очерк, прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу. Слово учителя. Решая проблемы нравственного воспитания через литературное творчество, мы учим наблюдать, вдумываться в жизненные факты. Помнить слова М.Горького о том, что «всё великое и прекрасное в мире нашего творчества создано и создаётся из мельчайших наблюдений». А наша задача – научить школьников говорить и писать ярко, самостоятельно, от души, опираясь на свой личный опыт. ЭССЕ 1.«Аист на крыше – мир на земле!» Когда я была маленькая, я ездила на Украину к бабушке. У неё небольшой домик, весь утопающий в зелени. Около дома – высокое развесистое дерево, а на нём – аистиное гнездо. Каждую весну сюда прилетает Аист. Мне и моей сестре почему-то полюбился этот аист. Однажды я приехала к бабушке раньше обычного и увидела, что птицы ещё нет. Мне стало очень грустно. Аист появился в ясный солнечный день. Мы с сестрой обрадовались, бегали вокруг дерева и весело смеялись. А вечером мы узнали от бабушки историю аиста. Началась Великая Отечественная война. Фашисты оккупировали Украину, пришли они и в бабушкину деревню. Бабушка стала связной у партизан. Однажды утром, как обычно, над деревней летел аист. Немецкий солдат дал по нему очередь из автомата и ранил птицу. Бабушка выходила аиста. Она очень полюбила его, и аист сильно к ней привязался. Но наступила осень, и он улетел. Прошла тяжёлая зима. И вот весною, как луч солнца, появился аист. Он вернулся к бабушке, свил гнездо на дереве и стал в нём жить. Но вскоре люди заметили у аиста одну особенность. Ему не нравились солдаты в форме мышиного цвета, один из которых в него стрелял. Он их боялся. Поэтому, когда они появлялись в саду у бабушки, аист улетал или сидел в гнезде, но так, чтобы его не было видно. Этой особенностью воспользовались партизаны. Они теперь смело могли приходить к бабушке, не боясь засады. Аист помогал партизанской связной. Бабушка закончила свой рассказ. Нам захотелось снова увидеть птицу. Наш аист стоял в гнезде, и нам подумалось, что, пока он здесь, не нависнут чёрные тучи и не будет войны. И мы, как прежде, стали весело бегать, прыгать вокруг дерева, потому что мы были счастливы. Чтение наизусть стихов о Великой Отечественной войне. Г.Поженян «Ночные птицы» Р.Рождественский «Чёрный камень» Составим буриме Напоминаю: Это игра, заключающаяся в составлении стихов на заданные рифмы: Словарная работа: мир-мир; звонко-громко; война-тишина; рядом-градом; доли-роли Получилось стихотворение «Мир» Когда мы пишем слово «мир» Или читаем слово «мир», То произносим звонко, Задиристо и громко. Когда мы говорим «война», То гробовая тишина Как будто с нами рядом, Как будто слёзы градом, Хочу счастливой доли- Учиться в светлой школе, Чтоб люди в целом мире Всё о войне забыли. Группа художников получила задание: нарисовать рисунки и создать плакаты о начале войны. Плакат – цветной настенный рисунок с агитационным или иным текстом. Слайд №6
Почему художник-плакатист изобразил образ матери? Группа артистов подготовила сцену из произведения А.Т.Твардовского «Василий Тёркин» Слайд №7 Слово учителя: У нас осталась рубрика «Семейная летопись» Сегодня трудно найти семью, которую не коснулась бы беда. Нет такого города или села, где бы в жестокой борьбе не пролилась кровь. Огонь и пепел, руины и страшную пустыню оставили после себя оккупанты. Сегодня, когда страна готовится к празднованию 70-й годовщины со дня начала войны, мы помним о наших близких и уже правнуки проводят большую работу по истории родного края времён Великой Отечественной войны. Большую поисковую работу провела группа «Поиск». Вышел альманах «Хто знає народ, той називає імена». Правнук Лепского Григория Никитовича Яваев Богдан принимал участие в рубрике «Ордена и медали моей семи » (Слайды 8 – 25) Рефлексия. Итоги урока. Слово учителя. Прошло 70 лет со дня начала войны. Это много и мало. Много потому, что каждый день мы теряли 14 тысяч 104 соотечественника. Каждый час погибало 588 человек, каждую минуту - десять человек, каждые шесть секунд уносили человеческую жизнь. Двадцать миллионов – вот наши потери, а мало, потому что ежегодно уменьшается количество тех, кто дал нам мир, солнце, счастье, и мы помним героев Великой Отечественной войны, скорбим о погибших и умерших и знаем их имена, их героические подвиги. Домашнее задание. Дифференцированное задание Высокий уровень: составить летопись о своих родственниках, принимавших участие в ВОв. Достаточный уровень: подготовить сообщение в фотографиях о своих родственниках, принимавших участие в ВОв. Средний уровень: найти стихи поэтов нашего края и прочитать наизусть. |
Автор разработки: Калинина Галина Григорьевна Учебный предмет: Литература Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 491 | Загрузок: 192 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |