Главная » Разработки уроков » Литература |
Цель: познакомить учащихся с литературой эпохи Возрождения: Петраркой, Шекспиром; заинтересовать любовной лирикой (сонетами) этих поэтов. При подготовке к семинару класс заранее делится на 3 группы, каждая из которых получает свое задание. Все учащиеся класса должны прочитать сонеты Петрарки, Шекспира. Задания для групп: 1. Франческо Петрарка. Поэт, гуманист, ученый. Сонеты Петрарки. Доказать, что творчество Петрарки является характерным явлением для раннего Возрождения. 2. Уильям Шекспир. Идеал гармонии чувств. Сонеты Шекспира. Сопоставить сонеты Петрарки и Шекспира; определить, что в них общего, чем отличаются. 3. Какие чувства объединяют лирического героя сонетов Шекспира с «милым другом» и «смуглой дамой»? почему Шекспир сознательно нарушает установившуюся традицию изображения идеальной любви и идеальной красоты? Вступительная лекция учителя. Важнейшей чертой литературы эпохи Возрождения является ее гуманизм. Это мировоззрение, которое провозглашает высшей ценностью человека, отстаивает его право на свободное и беспрепятственное развитие. Провозглашается самоценность человеческой личности, свободной от сословных ограничений. Гуманисты верили, что человек сам способен творить свою судьбу и сам же отвечать за нее. Любовные сонеты Петрарки утверждали значительность внутреннего мира человека. Во французской литературе вершиной Возрождения стал роман Рабля «Гаргантюа и Пантагрюль», а английская литература подарила миру Шекспира. В эпоху Возрождения были созданы великие ценности, имеющие всемирно - историческое значение. И это относится не только к литературе, но и ко всем областям науки и культуры. Вспомним, например, имена Рафаэля Санти, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рембрандта ван Рейна и других. Ярким подтверждением идеи гармонического развития личности было поразительное многообразие талантов лучших представителей культуры той эпохи. Их иногда называют «Титанами Возрождения». И в самом деле Леонардо да Винчи был живописцем, архитектором, ученым, инженером... Ему принадлежит прославленный портрет Моны Лизы («Джоконда»), он же изобрел ряд приборов, механизмов; это Леонардо впервые выдвинул идею парашюта. Микеланджело был не только скульптором, но и живописцем, архитектором, поэтом. Возрождение началось в Италии, а потом захватило еще и другие страны Европы. Расцвет его относится к XVI веку. Выступление творческой группы, которая рассказывает о Франческо Петрарке - поэте, гуманисте, ученом. Сонеты Петрарки. Выразительное чтение (наизусть) сонетов, заранее подготовленные учениками. Учащиеся записывают в тетради, что такое сонет. (Сонет - это особая строфа, состоящая из 14 строк (два четырехстишия и два трехстишия), в этой строфе должно быть пять рифм. Франческо Петрарка был одним из наиболее ярких представителей итальянской культуры эпохи Возрождения. Его по праву считают первым великим гуманистом, родоначальником новой европейской поэзии. Петрарка был очень образованным человеком. Усиленно занимался юридическими науками, много внимания уделял изучению античных авторов. Петрарка преклонялся перед миром античности. Много путешествовал по Европе, собирая и изучая памятники античной культуры. Однажды в жизни Франческо Петрарки произошло событие, которое определило всю его последующую жизнь и творчество поэта. В церкви он встретил молодую женщину по имени Лаура, красота ее поразила поэта. В её честь он и создал целый цикл сонетов. В своих сонетах Петрарка создал идеальный образ женщины, красота которой очищает и облагораживает душу поэта. Это сама любовь приходит в её обличие, и душа поэта должна быть достойна встречи с возвышенным блаженством. Сонеты Петрарки поразили его современников. Невиданное ранее пристальное внимание к внутреннему миру человека, прославление любви как великой облагораживающей и возвышающей силы, драматизм переживаний, искренность и в то же время отточенное поэтическое мастерство – все это оказалось тем новым словом, которое обогатило мировую поэзию. Любовь к Лауре вызывает у поэта состояние мучительной раздвоенности. Почему? Вопрос классу: Кто еще из поэтов использовал форму сонета? Выступает // творческая группа, готовившая рассказ об Уильяме Шекспире, о сонетах Шекспира. Выразительное чтение (или наизусть) сонетов, заранее подготовленные учениками. Английский сонет сложился в 30-40-х годах ХІІ века. Состоит из трех катренов (четверостиший) и заключительного рифмующегося двустишия. Именно эта форма носит название «Шекспировского сонета». (литературный энциклопедический словарь. М., 1987 г., с. 411) Существует мнение, что сонеты Шекспира – это его лирическая исповедь и все, что происходило между ним, другом и смуглой леди, можно воспринимать как отражение реальных фактов его биографии. А как думаете? В основе сонета всегда лежит сравнение. Концовка должна быть афористичная. Прочитайте сонеты о любви. Найдите сравнения, которыми награждает возлюбленную Шекспир. Что здесь было необычным для сонета? Выпишите шекспировские афоризмы. Записывают в тетради: «шекспировский сонет». Вопрос классу: Можно ли считать сонеты Шекспира идеальным выражением гармонии чувств? Какие чувства объединяют лирического героя сонетов Шекспира с «милым другом» и «смуглой дамой»? Почему Шекспир в своих сонетах сознательно нарушает установившуюся традицию изображения идеальной любви и идеальной красоты? Сопоставление сонетов Петрарки и Шекспира; определяется, что в них общего, чем они отличаются? Подводя итог урока, учитель рассказывает о том, что в понятия «любовь», «дружба» вкладывается глубокий философский смысл. Они не только помогают лирическому герою Шекспира перенести жестокие удары судьбы, они возвышают и облагораживают душу, вдохновляют на творчество, а творчество неподвластно силам зла. Оно бессмертно, ибо несет нескончаемую эстафету добра и любви, благородной дружбы и светлой веры в будущие. В этом и заключается гуманистический пафос гениальной поэзии Шекспира, его понимание идеала гармонии чувств. |
Автор разработки: Кубракова Валентина Семеновна Учебный предмет: Литература Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 1086 | Загрузок: 229 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |