Главная » Разработки уроков » Литература |
Цель: с помощью прогнозированного чтения исследовать жанр произведения. Дать понятие о ризоме, симулякре на примере притчи; показать, как автор использует элемент игры с жанром; показать раздвоенность, многозначность виртуального мира, созданного автором; учить анализировать постмодернистское произведение. Методические рекомендации. Данное произведение малой формы предполагается использовать как пример для изучения постмодернизма в 11 классе. Прогнозированное чтение даёт возможность шаг за шагом исследовать особенности метода постмодернизма. Притча малой формы позволяет за короткое время дать понятие столь сложной темы. Возможен урок по притче в 5 классе после изучения сказок. Следует обратить внимание на присутствие элементов сказки. Затем следует вернуться к притче в 8 классе после изучения Библии. На уроке в этом классе предполагается обратить внимание на библейские мотивы. При таком изучении притчи в 11 классе возможен выход на более высокий уровень – философский, культурологический. Возможно применение компьютерной техники – это и изображение ливанского кедра, и исторические места, указанные в притче, и библейские картины. Не сказав ничего нового – сказать много. Неизвестный Чудо – любимое дитя веры. Некий верующий Ход урока І. Учитель сообщает о задачах урока, не называя автора и названия произведения. Детям раздаётся притча частями. Читается 1 часть. Давным-давно, в прекрасных рощах Ливана, родились три Кедра. А кедры, как все знают, растут очень-очень медленно. Поэтому в их распоряжении были целые века и столетия для размышлений и раздумий о Жизни и Смерти, о Природе и Человечестве. При них был изобретён алфавит: Они видели и помнили, как на землю Ливана прибыли посланники царя Соломона: Как в битвах с ассирийцами эта земля окутывалась дымом сражений и омывалась кровью тысяч и тысяч людей: Они видели пророка Илию. :И мимо них из века в век проходили караваны, гружёные товарами. Беседа. · Определите жанр произведения. ( Сказка – кедры думают, их 3 как в сказке; легенда – указан жанр в тексте; новелла – время, указанное в произведении проходит быстро. Действующих лиц мало.) · Кто герои, какие они? (три кедра, они ничего не делают, они созерцатели) · Прогнозирование продолжения. 2.Читается 2 часть И вот, в один прекрасный день, Кедры заговорили о будущем. Первый Кедр сказал: — Я хотел бы превратиться в трон, на котором бы восседал самый могущественный царь на земле. Второй Кедр сказал: — А я хотел бы стать частью чего-то такого, что на веки вечные преобразит Зло в Добро. — Что до меня, — сказал Третий Кедр, — то я желал бы, чтобы люди, глядя на меня, всякий раз вспоминали о Боге. И тут, Мать Природа, на своём тайном языке, сказала: — О, Кедры, ваши мечты благородны и необычны. Они — сбудутся! Но, как всегда бывает с мечтами, они сбудутся совсем не так, как вы себе это представляли.. Беседа. · Определяем жанр ( больше сказка, аллюзии к сказке А.Пушкина) · Прогнозирование продолжения. 3. Читается 3 часть Прошли годы и столетия. И вот, наконец, пришли дровосеки и срубили Кедры. Первый кедр стал хлевом, а из остатков досок соорудили ясли. Из второго сделали простой деревенский стол. Третье дерево распилили на доски, которые хранились на складе в большом городе. Горько сетовали на судьбу каждый из Кедров: «Наша древесина была так хороша! Но никто не нашёл ей достойного применения!». Беседа. · Определяем жанр ( сказка, притча) · Как сбылись мечты кедров? · Работа со словами – «хлев», «ясли», «продали», «грубый деревенский» – почему такие слова использует автор? · Почему третий кедр не продали? · Составляем схему жизни героев. · Прогнозирование продолжения. 4 часть Время шло. И вот однажды, некая супружеская пара, не нашедшая себе крова, попросилась переночевать в хлеву, построенном из Первого Кедра. Жена была беременна и той же ночью родила сына и положила его в ясли на мягкое сено. И в тот же миг — Первый Кедр понял, что мечта его сбылась: он послужил опорой величайшему Царю Земли! Как-то, много лет спустя, в одном скромном деревенском доме, люди сели за стол, сделанный из Второго Кедра. И, прежде, чем они принялись за еду, один из гостей произнёс несколько особенных слов над хлебом и вином, стоявшими на столе. И тут Второй Кедр понял, что мечта его сбылась. И в этот самый миг он служит опорой не только чаше с вином и блюду с хлебом, но и союзу, между Человеческим и Божественным. А на следующий день, из двух досок Третьего Кедра сколотили крест. Через несколько часов привели израненного человека и, — о ужас! — прибили его гвоздями. И Третий Кедр в смятении стал сетовать на жестокую судьбу. И только на третий день он понял истинный смысл происходящего! Человек, умиравший на кресте, стал Светочем Мира. А Крест, сколоченный из этого кедра, превратился из орудия пытки, в Символ Торжества Беседа. · Определяем жанр ( сказка, притча) · Сбылись ли мечты кедров? · Работа с символами · Почему 2 кедра тотчас поняли, что их мечты сбылись? Откуда они знали? Работа с термином симулякр – третья реальность, интертекстуальность. · Почему третий кедр не сразу понял, что его мечта сбылась? · Продолжаем составлять схему жизни героев. Почему автор героями выбрал кедры? Беседа о символическом значении образа ливанского кедра Кедр (из словаря символов) Означает силу, знатность и неподкупность. Эмблема Ливана. В христианстве символизирует величие, достоинство, красоту и Христа (Иезекииль, 17:22). У евреев кедр - священное дерево храма Соломона. У шумеров кедр - Космическое Древо, Древо Жизни, обладающее волшебными свойствами. Посвящено Таммузу. Это красивое могучее дерево с сильной раскидистой кроной, удерживающей толщи мокрого снега, удивительными горизонтальными ветвями и внушительными размерами. Проходя под ним, хочется остановиться и услышать его тишину, почувствовать его тепло. Представляете, этот кедр может быть высотой метров 40, а в диаметре 7! Растёт около 1000 лет, даже больше, и крайне медленно. Древесина очень крепкая, не подвержена гниению и невкусная для жучков. Поэтому и рубили эти леса нещадно на саркофаги, храмы, корабли и мебель. Все, что археологи находят — сохранилось идеально. Но лично мне жалко, что так мало сохранилось этих чудесных лесов, упоминавшихся ещё в Библии: «Насыщаются древа Господа, кедры Ливанские, которые Он насадил» Пс. 8:16 (статья в Библейской энциклопедии). Понятие ризомы. (многокорневое строение) (Структура текста – 1 – корень – судьба кедров, 2- история Иисуса, 3 – история Ливана, 4 – история веры, 5 – круговорот в Природе.) Прогнозирование продолжения 5часть И тут, Мать Природа сказала. — Вот и исполнилась ваша судьба: Исполнилась. Но совсем не так, как вы себе это представляли... Философский смысл произведения. Высказывания учащихся. Христианский сюжет соединяет в себе и древность, и современность, и внутренний мир личности и судьбоносные исторические события, и психологические тонкости взаимоотношений и многочисленные «мелочи» Матери Природы. Он универсален. Извечный вопрос о смысле жизни автор ставит по-своему. Работа над смыслом последней части. Если кедры иначе представляли исполнение мечты, можно ли говорить о том, что мечты их сбылись? Определение жанра . Автор определяет жанр в названии– сказка. Но текст поучителен, краток как притча. Чертой постмодернизма является игра автора с читателем. В данном случае – игра с жанром. Прогнозирование названия. На каждое Рождество Пауло Коэльо писал сказку. Сказка – это чудо. Какое чудо исполнилось в этой сказке-притче? Работа с понятием многоуровневого текста. Каждый читатель сам выбирает уровень текста, который он может понять, и жанр тоже. Это и сказка, и притча, и философское эссе. Работа с эпиграфами. Ничего нового Коэльо не сказал – всё было сказано раньше, но всё же как много сказал автор , подведя нас к последней фразе притчи. Домашнее задание. Сравните постмодернистский мир поэзий И.Бродского с притчами П.Коэльо. Автор разработки: Бак Светлана Константиновна |
Автор разработки: Бак Светлана Константиновна Учебный предмет: Литература Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 964 | Загрузок: 191 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |