Главная » Разработки уроков » Литература

Элементы постмодернизма в притче П. Коэльо "Рождественская сказка". 11 клас

Цель: с помощью прогнозированного чтения исследовать жанр произведения. Дать понятие о ризоме, симулякре на примере притчи; показать, как автор использует элемент игры с жанром; показать раздвоенность, многозначность виртуального мира, созданного автором; учить анализировать постмодернистское произведение.

Методические рекомендации.

Данное произведение малой формы предполагается использовать как пример для изучения постмодернизма в 11 классе. Прогнозированное чтение даёт возможность шаг за шагом исследовать особенности метода постмодернизма. Притча малой формы позволяет за короткое время дать понятие столь сложной темы.

Возможен урок по притче в 5 классе после изучения сказок. Следует обратить внимание на присутствие элементов сказки. Затем следует вернуться к притче в 8 классе после изучения Библии. На уроке в этом классе предполагается обратить внимание на библейские мотивы. При таком изучении притчи в 11 классе возможен выход на более высокий уровень – философский,  культурологический.  Возможно применение компьютерной техники – это и изображение ливанского кедра, и исторические места, указанные в притче, и библейские картины.

Не сказав ничего нового – сказать много.

Неизвестный

Чудо – любимое дитя веры.

Некий верующий

Ход урока

І. Учитель сообщает о задачах урока, не называя автора и названия произведения. Детям раздаётся притча частями.

Читается 1 часть.

Давным-давно, в прекрасных рощах Ливана, родились три Кедра. А кедры, как все знают, растут очень-очень медленно. Поэтому в их распоряжении были целые века и столетия для размышлений и раздумий о Жизни и Смерти, о Природе и Человечестве.

При них был изобретён алфавит: Они видели и помнили, как на землю Ливана прибыли посланники царя Соломона: Как в битвах с ассирийцами эта земля окутывалась дымом сражений и омывалась кровью тысяч и тысяч людей: Они видели пророка Илию. :И мимо них из века в век проходили караваны, гружёные товарами.

Беседа.

·         Определите жанр произведения. ( Сказка – кедры думают, их 3 как в сказке; легенда – указан жанр в тексте; новелла – время, указанное в произведении проходит быстро. Действующих лиц мало.)

·         Кто герои, какие они? (три кедра, они ничего не делают, они созерцатели)

·         Прогнозирование продолжения.

2.Читается 2 часть

 И вот, в один прекрасный день, Кедры заговорили о будущем.

Первый Кедр сказал:

— Я хотел бы превратиться в трон, на котором бы восседал самый могущественный царь на земле.

Второй Кедр сказал:

— А я хотел бы стать частью чего-то такого, что на веки вечные преобразит Зло в Добро.

— Что до меня, — сказал Третий Кедр, — то я желал бы, чтобы люди, глядя на меня, всякий раз вспоминали о Боге.

И тут, Мать Природа, на своём тайном языке, сказала:

— О, Кедры, ваши мечты  благородны и необычны. Они — сбудутся! Но, как всегда бывает с мечтами, они сбудутся совсем не так, как вы себе это представляли..

Беседа.

·         Определяем жанр ( больше сказка, аллюзии к сказке А.Пушкина)

·         Прогнозирование продолжения.

3. Читается 3 часть

Прошли годы и столетия. И вот, наконец, пришли дровосеки и срубили Кедры.

Первый кедр стал хлевом, а из остатков досок соорудили ясли. Из второго сделали простой деревенский стол. Третье дерево распилили на доски, которые хранились на складе в большом городе.

Горько сетовали на судьбу каждый из Кедров: «Наша древесина была так хороша! Но никто не нашёл ей достойного применения!».

Беседа.

·         Определяем жанр ( сказка, притча)

·         Как сбылись мечты кедров?

·          Работа со словами – «хлев», «ясли», «продали», «грубый деревенский» – почему такие слова использует автор?

·         Почему третий кедр не продали?

·         Составляем схему жизни героев.

·         Прогнозирование продолжения.

4 часть

Время шло. И вот однажды, некая супружеская пара, не нашедшая себе крова, попросилась переночевать в хлеву, построенном из Первого Кедра. Жена была беременна и той же ночью родила сына и положила его в ясли на мягкое сено.

И в тот же миг — Первый Кедр понял, что мечта его сбылась: он послужил опорой величайшему Царю Земли!

Как-то, много лет спустя, в одном скромном деревенском доме, люди сели за стол, сделанный из Второго Кедра. И, прежде, чем они принялись за еду, один из гостей произнёс несколько особенных слов над хлебом и вином, стоявшими на столе.

И тут Второй Кедр понял, что мечта его сбылась. И в этот самый миг он служит опорой не только чаше с вином и блюду с хлебом, но и союзу, между Человеческим и Божественным.

А на следующий день, из двух досок Третьего Кедра сколотили крест. Через несколько часов привели израненного человека и, — о ужас! — прибили его гвоздями. И Третий Кедр в смятении стал сетовать на жестокую судьбу.

И только на третий день он понял истинный смысл происходящего! Человек, умиравший на кресте, стал Светочем Мира. А Крест, сколоченный из этого кедра, превратился из орудия пытки, в Символ Торжества

Беседа.

·         Определяем жанр (  сказка, притча)

·          Сбылись ли мечты кедров?

·          Работа с символами

·         Почему 2 кедра тотчас поняли, что их мечты сбылись? Откуда они знали? Работа с термином симулякр – третья реальность, интертекстуальность.

·         Почему третий кедр не сразу понял, что его мечта сбылась?

·         Продолжаем составлять схему жизни героев.

Почему автор героями выбрал кедры?

Беседа о символическом значении образа ливанского кедра

Кедр (из словаря символов)

Означает силу, знатность и неподкупность. Эмблема Ливана. В христианстве символизирует величие, достоинство, красоту и Христа (Иезекииль, 17:22). У евреев кедр - священное дерево храма Соломона. У шумеров кедр - Космическое Древо, Древо Жизни, обладающее волшебными свойствами. Посвящено Таммузу.

Это красивое могучее дерево с сильной раскидистой кроной, удерживающей толщи мокрого снега, удивительными горизонтальными ветвями и внушительными размерами. Проходя под ним, хочется остановиться и услышать его тишину, почувствовать его тепло. Представляете, этот кедр может быть высотой метров 40, а в диаметре 7! Растёт около 1000 лет, даже больше, и крайне медленно. Древесина очень крепкая, не подвержена гниению и невкусная для жучков. Поэтому и рубили эти леса нещадно на саркофаги, храмы, корабли и мебель. Все, что археологи находят — сохранилось идеально. Но лично мне жалко, что так мало сохранилось этих чудесных лесов, упоминавшихся ещё в Библии: «Насыщаются древа Господа, кедры Ливанские, которые Он насадил» Пс. 8:16 (статья в Библейской энциклопедии).

Понятие ризомы.  (многокорневое строение)

(Структура текста – 1 – корень – судьба кедров, 2- история Иисуса, 3 – история Ливана, 4 – история веры, 5 – круговорот в Природе.)

Прогнозирование продолжения

5часть

И тут, Мать Природа сказала. — Вот и исполнилась ваша судьба: Исполнилась. Но совсем не так, как вы себе это представляли...

Философский смысл  произведения. Высказывания учащихся.

Христианский сюжет соединяет в себе и древность, и современность, и внутренний мир личности и судьбоносные исторические события, и психологические тонкости взаимоотношений и многочисленные «мелочи»  Матери Природы. Он универсален.   Извечный вопрос о смысле жизни автор ставит по-своему.

Работа над смыслом последней части.

Если кедры иначе представляли исполнение мечты, можно ли говорить о том, что мечты их сбылись?

Определение жанра .

Автор определяет жанр в названии– сказка. Но текст поучителен, краток как притча. Чертой постмодернизма является игра  автора с читателем. В данном случае – игра с жанром.

Прогнозирование названия.

На каждое Рождество Пауло Коэльо писал сказку. Сказка – это чудо. Какое чудо исполнилось в этой сказке-притче?
Смысл названия – это текст, рассказанный на рождество.

Работа с понятием многоуровневого текста.

Каждый читатель сам выбирает уровень текста, который он может понять, и жанр тоже. Это и сказка, и притча, и философское эссе.

Работа с эпиграфами.

Ничего нового Коэльо не сказал – всё было сказано раньше, но всё же как много сказал автор , подведя нас к последней фразе притчи.
Для поддержания веры необходимо чудо. А главным чудом в притче стало осуществление мечты. И ещё: чудом является ощущение себя, читателя, свидетелем всего, что совершается в такой знакомой и такой нереальной действительности мира-текста.

Домашнее задание. Сравните постмодернистский мир поэзий И.Бродского с притчами П.Коэльо.

Автор разработки: Бак Светлана Константиновна

Элементы постмодернизма в притче П. Коэльо "Рождественская сказка". 11 клас

Скачать конспект (556.0 Kb)



Автор разработки: Бак Светлана Константиновна

Учебный предмет: Литература

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 964 | Загрузок: 191 | Комментариев: 0

Ключевые слова: Коэльо

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»