Главная » Разработки уроков » Литература |
Цель: закрепить знания по древнерусской литературе, расширяя представления учащихся о положении Русской земли в эпоху «Слова о полку Игореве»; продолжать работу над развитием речи учащихся; воспитание интереса к историческому прошлому. Оборудование: выставка книг ( «Повесть временных лет», «Слово о погибели Русской земли», «Задонщина», «Житие протопопа Аввакума»), иллюстрации Фаворского к «Слову…», фонограмма оперы Бородина «Князь Игорь». Ход урока: Сегодня на уроке мы подведем итог по изучению «Слова о полку Игореве», обобщим знания по древнерусской литературе, полученные на предыдущих занятиях, а также добытые самостоятельным путем. Наш урок пройдет в форме соревнования. Соревнуются три команды. Не обойтись мне и без помощников (представляю жюри). Команды должны пройти несколько этапов: разминочный тур, «Мы – переводчики», «Хочу все знать». Оценивается как групповая, так и индивидуальная работа. За правильный ответ – жетон. Красный – высокий уровень, синий – достаточный уровень, зеленый – средний уровень. 2. Разминочный тур. Каждая команда получает конверт с заданием. На обсуждение 3 минуты. 1-я группа а) придумать название команды; б) перечислить героев «Слова…»; в) как оформлялись первые книги Древней Руси? г) кто являлся авторами первых книг? д) композиция «Слова…»; е) авторы переводов «Слова…». 2-я группа а) придумать название команды; б) автор «Слова…»; в) идея «Слова…»; г) отличие эпох Античности и Средневековья; д) цель крестовых походов; е) какие жанры появляются в эпоху «Слова…». 3-я группа а) придумать название команды; б) что такое «житие»? в) как доказать, что князь Игорь отправился в поход на половцев именно в 1185 году? г) тема «Слова…»; д) когда возникла письменность? е) как «Слово…» связано с искусством? Слово предоставляется 1 группе, остальные внимательно слушают, дополняют и уточняют ответы ( по необходимости). Команда «Дружина Игоря» перечислила героев «Слова…», рассказала, что первые книги Древней Руси писались от руки на телячьей коже, у книг были кожаные переплеты с медными застежками. Авторами первых книг являлись монахи. Команда сообщила, что «Слово…» состоит из 3 основных частей, а переводом «Слова…» занимались многие: Лихачев, Жуковский, Заболоцкий, Бальмонт, Майков. Вторая команда «Киевляне». Кто же является автором «Слова…»? До сих пор этот вопрос остается открытым. Автором мог быть и участник события, и священник, и крестьянин. Идея «Слова…» воплощена в призыве к объединению княжеств для защиты Русской земли. Отличие Античности от Средневековья: в античном государстве нас поражает и привлекает первозданная цельность человека, его наивность и мудрость. Искусство насыщено героями дохристианской эпохи. Античная эпоха – это детство человечества. Общество – рабовладельческое. Существовала литература рабовладельцев, литературы рабов не было. Средние века начались со сложной, противоречивой эпохи перехода рабовладельческих государств к феодализму. Длились бесконечные войны. Было давление церкви на человека. Это время жестокости. Цель крестовых походов – завоевание земель, расширение своих границ. В это время появляются разнообразные жанры: жития, летописи, путешествия. Оценим третью команду «Витязей». Житие - описание жизни святых. Игорь отправился в поход на половцев в 1185 году, так как подобных походов было предпринято два, в 1184 и 1185г. Но Игорь не принимал участия в первой битве с другими князьями. Тема «Слова…» - поход Игоря на половцев. Письменность появилась на Руси после принятия христианства в 988 году. А.П.Бородин создает оперу «Князь Игорь». Гравюры В.А.Фаворского к «Слову…».
3. Второй этап «Мы – переводчики». Каждая команда получает задание: объяснить лексическое значение высказывания из текста «Слова…». Дается время на обсуждение, а жюри подводит итоги первого конкурса. Задания для групп. 1-я группа а) «Боян же вещий, коли хотел кому песнь творить, растекался мыслию по древу…»; б) «А мы куряне – бывалые воины, под трубы боевые повиты, под ше- ломами взлелеяны, концом копья вскормлены…» 2-я группа а) «Ночь стонала ему грозою»; б) «Никнет трава с жалостью, а древо с печалью к земле приклонилось» 3-я группа а) «Тогда великий Святослав изронил златое слово, со слезами смешан- ное…»; б) «Игорь мыслию поле мерит…». 4. Следующий тур «Хочу все знать». К этому уроку нужно было подготовить сообщения по темам: 1. Русская земля в эпоху «Слова…». 2. Что я знаю о князе Игоре? 3. Поэма и время. Очень интересным было сообщение о Русской земле в эпоху «Слова…». Оказывается, средневековые авторы вкладывали два различных понятия в слова «Русская земля». Во-первых, так называли часть лесостепного пространства от Киева до Курска, во-вторых, от Киевской Руси до Ледовитого океана. Здесь были расположены важнейшие и старейшие русские города: Киев, Чернигов, Переяславль. Оборона Руси от кочевников создавалась на протяжении многих столетий. В степях появлялись авары, болгары, хазары, печенеги, и славянским племенам приходилось организовывать защиту от их набегов. Вся основная масса сведений о направлении половецких набегов относится к бассейну Днепра. Сложилась особая система земледельческих поселков, приноровленная к обороне: все деревни являлись небольшими крепостями. Деревни-крепости располагались гнездами по 7-12 городищ на небольшом участке. Самая богатая, исторически наиболее значимая часть Русской земли Киевщина. Для ее защиты был построен город Белгород. Это был гигантский военный лагерь. Если печенеги подходили к городам, то сигнальные костры мгновенно оповещали киевского князя. К концу Х1 века появился новый вид крепостей с мощной оборонительной стеной. Это были своего рода военные поселения, жители которых занимались сельским хозяйством и несли воинскую повинность. Система была такова, что прорыв одного звена означал неисчислимые бедствия для многих русских областей. А вот небольшое сообщение о князе Игоре. Жил в Чернигове. В трехлетнем возрасте впервые сел на коня. С семи лет началось обучение воинскому делу: стрельбе из лука, фехтованию, охоте, владению копьем и арканом; с 15 лет стал постигать полководческую хитрость. Первое знакомство с настоящей войной Игорь испытал, когда ему было 8 лет. Игорь видел, как его отец повел с Рюриком на половцев конные полки и пехоту в ладьях. Игорю было 13 лет, когда умер его отец. 5.Жюри подводит итоги. Дополнительно можно провести конкурс лингвистического характера. Выписать как можно больше устаревших слов и объяснить их лексическое значение. |
Автор разработки: Харченко Н.Г. Учебный предмет: Литература Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 582 | Загрузок: 213 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |