Главная » Разработки уроков » Литература

А. И. Куприн. Рассказ «Гранатовый браслет». Изображение глубокой, бескорыстной любви

Задачи: - на примере литературно-критического анализа текста показать, что любовь в представлении А.И. Куприна является возвышенным чувством;

- развивать у 11-классников самообразовательную, личностную, социальную компетентности;

- продолжать формировать у учащихся навыки анализа литературного произведения, навыки работы с текстом, вырабатывать собственные суждения и критические оценки, умение давать объективную характеристику поступкам людей;

 - воспитывать бережное отношение к любви, к чувствам окружающих.

Оборудование: аудиозапись «Аппассионаты» Бетховена, аудиозапись «Аппассионаты» Бетховена, работа ученика – коллаж из иллюстраций к рассказу.

Методы работы: поисковый, исследовательский.

Формы работы: работа с текстом; выбор цитат; анализ текста (целостный, сопоставительный, анализ эпизода); выявление художественных особенностей текста.

Х О Д   У Р О К А

 (Перед каждым учеником – листок с 4 вопросами,

литературно-профессиональный кодекс А.И.Куприна)

- Ребята, назовите эпиграфы, подобранные вами к сегодняшнему уроку. Мотивируйте свой выбор.

(Учащиеся называют эпиграфы, подобранные дома)

Да святится имя Твоё…

(Звучит аудиозапись «Аппассионаты» Бетховена.

На фоне музыки ученик читает наизусть последнее письмо Желткова)

- Из какого произведения этот отрывок?

- Тема любви в литературе не нова. Вспомните, в творчестве каких писателей звучит эта тема, и процитируйте известные вам строки.

                        (Учитель может начать, ученики продолжат:

Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.

                                            А.Пушкин

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

                                           Ф.Тютчев

Радость и горе, волнение дум,

Сладостной мукой встревоженный ум,

Трепет восторга, грусть тяжкая вновь,

Счастлив лишь тот, кем владеет любовь.

                                                                                                                 Й.-В. Гете)

- Рассказ «Гранатовый браслет» - еще одна история о любви. Любви маленького, бедного чиновника, телеграфиста, Желткова, полюбившего светскую красавицу, жену предводителя дворянства, Веру Николаевну Шеину. Любовь заканчивается трагично... Всё. Короткий рассказ - и целая человеческая жизнь. Малая литературная форма - и огромная трагедия... [5].

- Перед вами на листах - ключевые вопросы, которые будут в центре сегодняшнего урока. Читаем вопрос, обсуждаем, записываем ответ в тетрадь.

1. Любовь – это великое

 счастье или трагедия?

2. Счастлива ли Вера Николаевна Шеина?

                

3. Желтков жалок

или вызывает уважение?

4. В чем проявляется гуманизм Куприна?

Один из учащихся зачитывает вопрос 1:

«Любовь – это великое счастье или трагедия?»

- Каким предстаёт Желтков в предсмертном письме?

(Звучит аудиозапись «Аппассионаты» Бетховена)

- Звучат нежные звуки «Ларго Аппассионато» Бетховена.  Именно эту симфонию перед смертью попросил Желтков прослушать Веру Николаевну.

Как вы думаете, какова роль музыки в этом произведении?                               

- Посмотрите фрагмент из х/ф «Гранатовый браслет» и подумайте над вопросом «Любовь – это великое счастье или трагедия?»

(Просмотр1-ого фрагмента из х/ф – «Генерал Аносов о любви»)

- Рассказ имел большой успех у современников. А какие чувства  испытали вы, прочитав это произведение?

- Группе ребят было дано опережающее задание исследовательского характера: изучить материалы Интернет-сайта, посвященного Куприну [3], и ответить на вопрос «Рассказ «Гранатовый браслет» – чистый вымысел или писатель сумел найти в реальной жизни сюжет, отвечающий авторской идее?»

- Итак, любовь – это великое счастье или трагедия? Запишите ответ, мотивируйте его.

(Проверка у 2 чел.)

Один из учащихся зачитывает вопрос 2:

«Счастлива ли Вера Николаевна Шеина?»

- Действие рассказа происходит в приморском курортном городе, где «все живут, точно в стеклянных банках», как пишет Куприн.  И вот приходит день ее именин. Как княгиня воспринимает это событие? [2].

- Обратите внимание на 2 слова: СЧАСТЬЕ и ЧУДО.  Как вы думаете, что имел в виду автор, говоря о таком душевном состоянии Веры?

- Кстати, что иногда люди принимают за любовь?

- Вот и она свою жизнь в браке считала счастливой. Но была ли при этом счастлива?

- А почему, на ваш взгляд,  действие рассказа происходит осенью?

- А теперь прошу найти в тексте строки, описывающие портрет Веры Николаевны.  Как  он характеризует ее?

- Давайте продолжим ассоциативный ряд:  холодный – высокомерный – гордый – надменный – аристократический…

- Итак: ...холодная и высокомерная красота осенних цветов...

И рядом  -   холодной гордое лицо Веры, ее холодная любезность, независимость, царственное спокойствие.

- Но – непогода сменится теплыми днями, на смену лету придет осень, за молодостью будет старость, самые красивые цветы обречены на увядание…

- Возможно, в юности и ранней молодости княгиня была способна на сильное, всепоглощающее чувство, недаром Куприн упоминает о прежней страстной любви к мужу. Теперь эта женщина уже не пустит так просто кого-нибудь в свою душу.

- Что она подумала, когда увидела письмо от Желткова?

- Итак, счастлива ли Вера Николаевна? Запишите ответ, мотивируйте его.

(Проверить у 2 чел.)

Один из учащихся зачитывает вопрос 3:

«Желтков жалок или вызывает уважение?»

- Князь Шеин и брат княгини решают найти Желткова и вернуть ему браслет, дабы сохранить доброе имя Веры и её мужа. Каков облик мелкого чиновника телеграфа? [4].

- Просмотрев еще один фрагмент кинофильма, обратите внимание на два обстоятельства: на то, в какой бедности живет Желтков, и на то, как он себя ведет.

(Просмотр 2-ого фрагмента из х/ф – «Визит к  Желткову»)

- Итак, бедность...  Но как же он ведет себя во время визита непрошеных гостей?                                      

(Выступление ученика-автора коллажа с комментарием к нему)

  - Так жалок Желтков или вызывает уважение? Запишите ответ, мотивируйте его.

(Проверить у 2 чел.)

Ученик зачитывает вопрос 4:

«В чем проявляется гуманизм Куприна?»

- Ребята, у вас на партах лежит литературно-профессиональный кодекс А.И.Куприна (см. приложение 1). Ученику, который занимается исследованием творчества этого писателя в МАНе, было предложено выбрать одно из профессиональных требований к писательскому труду и прокомментировать его на примере рассказа «Гранатовый браслет» [1].

- Итак, в чем проявляется гуманизм Куприна? Запишите ответ, мотивируйте его.

(Проверить у 2 чел.)

— Подведем итоги нашего разговора. Обозначьте стрелочками взаимосвязь между 4 проблемными вопросами, которые мы с вами обсудили в ходе урока,  и устно мотивируйте выбранное вами направление стрелок (см. приложение 2). У вас есть 2 мин. 

(Опрос 2 уч-ся)

Оценивание.

Домашнее задание:

1) дифференцированное: используя знания текста “Гранатового браслета”, составьте психологический портрет одного из героев (по выбору);

2) написать сочинение-миниатюру на одну из предложенных тем:

- Любовь в жизни родных мне людей.

- Какой любви я жду?

Приложение  1

ЛИТЕРАТУРНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОДЕКС А.И.КУПРИНА

Первое. Если хочешь что-нибудь изобразить... сначала представь себе это совершенно ясно: цвет, запах, вкус, положение фигуры, выражение лица... Найди образные, незатасканные слова, лучше всего неожиданные. Дай сочное восприятие виденного тобою, а если не умеешь видеть сам, отложи перо...

Второе. В описаниях помни, что так называемые "картины природы" в рассказе видит действующее лицо: ребенок, старик, солдат, сапожник. Каждый из них видит по-своему. Не пиши: "Мальчик в страхе убежал, а в это время огонь полыхнул из окна и синими струйками побежал по крыше".Кто видел? Мальчик видит пожар так, а пожарные иначе. Если описываешь от своего лица, покажи это свое лицо, свой темперамент, настроение, обстоятельства жизни. Словом, ничего "внешнего", что не было бы пропущено "сквозь призму" твоей индивидуальной души или кого-нибудь другого. Мы не знаем "природы" самой по себе, без человека.

Третье. Изгони шаблонные выражения: "С быстротой молнии мысль промчалась в его голове...", "Он прижался лбом к холодному стеклу...", "Пожал плечами..."...Не пиши: "заплакал", а покажи те изменения в лице, в действиях, которые рисуют нам зрелище "плаканья". Всегда живописуй, а не веди полицейского протокола.

Четвертое. Красочные сравнения должны быть точны. Улица не должна у тебя "смеяться". Изображай гром, как Чехов, - словно кто прошелся босыми ногами по крыше. Полная и нетрудная наглядность. Ничего вычурного.

Пятое. Передавая чужую речь, схватывай в ней характерное: пропуски букв, построение фразы. Изучай, прислушивайся, как говорят. Живописуй образ речью самого говорящего...

Шестое. Не бойся старых сюжетов, но подходи к ним совершенно по-новому, неожиданно. Показывай людей и вещи по-своему, ты - писатель. Не бойся себя настоящего, будь искренен, ничего не выдумывай, а подавай, как слышишь и видишь.

Седьмое. Никогда не выкладывай в рассказе твоих намерений в самом начале. Представь дело так, чтобы читатель ни за что не догадался, как распутывается событие. Запутывай и запутывай, забирай читателя в руки... Не давай ему отдохнуть ни на минуту. Пиши так, чтобы он не видел выхода, а начнешь выводить из лабиринта, делай это добросовестно, правдиво, убедительно. Хочешь оставить в тупике, разрисуй тупик вовсю, чтобы горло сжалось...

Восьмое. Обдумай материал: что показать сначала, что поcле. Заранее выведи нужных впоследствии лиц, покажи предметы, которые понадобятся в действии. Описываешь квартиру - составь ее план, а то, смотри, запутаешься сам.

Девятое. Знай, что, собственно, хочешь сказать, что любишь, а что ненавидишь. Выноси в себе сюжет, сживись с ним... Ходи и смотри, вживайся, слушай, сам прими участие. Из головы никогда не пиши.

Десятое. Работай! Не жалей зачеркивать, потрудись "в поте лица". Болей своим писанием, беспощадно критикуй, не читай недоделанного друзьям, бойся их похвалы, не советуйся ни с кем. А главное, работай, живя. Ты -- репортер жизни... влезь в самую гущу жизни... Кончил переживать, берись за перо, и тут опять не давай себе покоя, пока не добьешься, чего надо. Добивайся упорно, беспощадно.

Приложение  2

1. Любовь – это великое счастье

или трагедия?

____________________________

____________________________

2. Счастлива ли Вера

 Николаевна Шеина?

___________________________

___________________________

___________________________

                

3. Желтков жалок

 или вызывает уважение?

____________________________

____________________________

____________________________

4. В чем проявляется гуманизм Куприна?

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

Л И Т Е Р А Т У Р А:

Бахненко Е. Н. «…Каждый человек может  быть  добрым,  сострадательным, интересным и красивым душой». К 125-летию со дня рождения А. И. Куприна //Литература в школе. - 2005, № 1.
Волков С. «Любовь должна быть трагедией». Из наблюдений над идейно-художественным своеобразием повести Куприна «Гранатовый браслет» // Литература. - 2002, № 8.
Оліфіренко С.М. Мандрівка Інтернет-сторінками зарубіжної літератури. Посібник-довідник  для вчителів та учнів 8-11 кл. – К.: Грамота, 2007.
Старыгина Н.Н. "Гранатовый браслет" А.И. Куприна: романтическая легенда о любви» -  http://lib.userline.ru/samizdat/10215
Хабловский  В. По образу и подобию… (персонажи Куприна) // Литература. - 2000, № 36.

А. И. Куприн. Рассказ «Гранатовый браслет». Изображение глубокой, бескорыстной любви

Скачать конспект (20.0 Kb)



Автор разработки: Марченко Елена Николаевна

Учебный предмет: Литература

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 702 | Загрузок: 180 | Комментариев: 3

Ключевые слова: Куприн

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»