Главная » Разработки уроков » Литература |
Цель: - раскрывая и постигая внутренний мир Ассоль и Грея, раскрыть своеобразие и красоту романтического мира, выйти на понимания основной идеи произведения; - развивать романтическое, творческое начало, обогащая душу; осознание внутренних запасов и сил каждого человека; - отработка навыков ведения диалога и умения формулировать выводы; - обобщение основных видов, стилей и жанров музыки и сферы их эмоционального воздействия на человека на примере творчества представителей мировой музыкальной культуры; - осознание значения музыкального искусства в современном обществе как его составной культуры. Формы работы: - незаконченное предложение; - микрофон; - работа в группах; - ролевая игра; - кольца Вена; - сенкат. Оборудование: -плакаты с цитатами о Грине и его произведений; -иллюстрации картин А.А.Рылова «Лесная река», «В голубом просторе», В.Д. Поленова «Заросший пруд», И.К.Айвазовского «Чёрное море», «Девятый вал». -имитация алых парусов; -фонозаписи: С.С. Прокофьев фрагменты балета «Ромео и Джульетта». П.И. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»; К.Сен-Санс. «Лебедь» из сюити «Карнавал зверей»; Д. Д. Шостакович. Романс; М.И. Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила». Цитаты о Грине и его произведениях -Мне встречи с ним судьба не подарила, И недавно поздние цветы Я на узкую могилу Прославленного Рыцаря Мечты. Но с детских лет, с тех пор, когда впервые Я в мир чудес, им созданный проник, Идут со мною рядом, как живые, Веселые герои его книг. Они живут в равнинах Зурбагана, Где молодая щедрая земля Распахнута ветрам и ураганам, Как палуба большого корабля. А.Морозов -Пока и сами мы с тобой не знаем, Что душами с рожденья близнецы. Из персидской народной поэзии. - В моей душе лежит сокровище, И ключ поручен только мне! А.Блок -Он жил среди нас, этот сказочник странный, Создавший страну, где на берег туманный С прославленных бригов бегут на заре Высокие люди с улыбкой обманной, С глазами как отсвет морей в янтаре, С великою злобой, с могучей любовью, С солёной, как море, бунтующей кровью, С извечной, как солнца, мечтой о добре. В. Саянова «Грин» -Если очень захотеть, Сказка дивной станет явью. Р.Рождественский -Чудо это ты и я, Чудо всё, что рядом с нами: Горный склон и плеск ручья, Крики чаек над волнами; Над безбрежьем небеса, Гул прибоя небывалый; Чудо в море паруса. Всех чудесней - парус алый. Ж.Пилипенко
Ход урока І.Организация класса Звенит звонок веселый, Мы снова на уроке в школе, Гостей сегодня мы встречаем, Счастья, радости желаем. Проекты подготовите отлично, Не сомневаюсь в этом лично. ІІ. Мотивация учебной деятельности учащихся. Слово учителя. «Алые паруса» Грина…. Это произведения победно прошло, как корабль Грея «Секрет» под алыми парусами, все рифы литературной критики, все идеологические мели, все повороты литературных течений, все штормы событий XX века; сохранило любовь и интерес читателей, не разочаровав их в ожиданиях и надеждах. Старый секрет этой книги скрывается в яркости и романтической мечте, неисчерпаемости одной из самых ярких метафор прожитого века, остаётся навсегда в алом блеске парусов, созданных глубиной сердца, знающего, что такое любовь. ІІІ. Определение темы, целей урока. Беседа (опора на музыкальную и цветовую ассоциации). У.М.М. «Ромео и Джульетта». Слушание фр. балета «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева -Мироощущения, каких героев можно передать данной музыкой? -Какой бы цвет вы связали с прослушанной музыкой? Почему? -О чём же, о ком же мы будем сегодня говорить? Какова цель нашего урока? Определение ожидаемых результатов учащимися. «Незаконченное предложение». -На этом уроке я хочу… -На этом уроке я не хочу… Составление правил урока. (сначала индивидуально; потом в парах и группах по четыре учащиеся предлагают по два правила, которые устраивают всех). ІV. Основное содержание урока. Интерактивная часть. Групповая работа. Ассоль (девочки). Слово учителя. В городе Каперна не пели песен, не рассказывали сказок. Жизнь людей была примитивной и бесцветной. И жили в этом городе двое, не похожие на остальных, - Лонгрен и его дочка Ассоль. Все считали их странными, не хотели с ними общаться. При случае обижали и унижали. Особенно страдала Ассоль. И она придумала свой мир. Дети исполняют песню из репертуара Ассоль «Алые паруса». 1)Составьте монолог героини «мой мир» (Звучит фоновая музыка. П.И. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта») 2)Интервью с Ассоль (вопросы задают учащиеся 2 группы). Возможные вопросы: -Вы понимаете, за что не любят вас жители Каперны? -Почему вы поверили предсказанию Эгля? -Почему вы в лесу чувствуете себя «как дома»? -Как вы поняли слова отца: «Надо уметь любить…»? -Почему вы никогда не отвечали на обидные слава? Вы даже, кажется, не обижались на тех, кто причинял вам боль? -Почему вы почувствовали себя не только счастливой, но и растерянной при виде алых парусов? -Как вы объясните ваше стремление всё время придумывать «особенное»? -Как вы думаете, мог ли появиться корабль с алыми парусами, если бы это не предсказал Эгель? Итог. Слово учителя Много интересных вопросов, ответов прозвучало. Почти все вы так или иначе как будто хотели понять Ассоль, подержать ее, помочь ей верить и ждать. Я даже знаю, почему. Вам понравилась Ассоль. И поэтому вам хочется, чтобы её сказка стала реальностью. Наверное, потому, что у каждого из нас есть мечта, чуть-чуть похожая на сказку. И хочется, чтобы она сбылась. 3) «Незаконченное предложения» «Микрофон». Главное в Ассоль - … (умение видеть мир прекрасным, умение любить и верить в чудо, она как песня, она сильнее жителей Каперны, поэтому побеждает её Мечта). Физкультминутка На фоне К.Сен-Санса «Лебедь» из сюити «Карнавал зверей». Мы, расправим паруса, Вдруг взовьёмся в небеса. (Подняли руки верх, потянулись). Страх мечтою победим И как чайки, полетим. (Спокойные взмахи руками). Как Ассоль и Грэй мечтаем, Зло и бури побеждаем. (Резкие повороты и поочерёдные взмахи руками). Ветер добрый повевай, Наши крылья подгоняй. (Плавные взмахи). И с мечтою мы сейчас Возвращаемся все в класс! (Сели) Грей (мальчики) Слово учителя В каждом из нас есть что-то от Грея. Только мы не всегда осознаём, что, вольно или невольно, заглушаем, теряем то, без чего жить нельзя. Иначе это будет жизнь бескрылая, грубая, примитивная, как у жителей Каперны, или скучная, однообразная, лишенная радости, как в аристократическом замке Грея. Что это? Может быть, постигая сущность Грея, вы поймёте. 1)Составьте монолог Грея «Мой мир». Звучит фоновая музыка. М.И. Глинки фрагменты увертюра к опере «Руслан и Людмила». 2)Интервью с Греем (вопросы задают учащиеся 1 группа) Возможные вопросы: -Вам понравилось жить в огромном замке? -Как получилось, что вам не с кем играть? -Что было особенно привлекательно в том мире, который вы создали? -Чем привлекла вас картина, однажды обнаруженная в библиотеке? -Трудно ли вам было стать настоявшим матросом? -Почему спящая Ассоль произвела на вас такое сильное впечатление? -Трудно ли было подготовить «Секрет» к встречи с Ассоль? -Как вы объясните необходимость именно такой встречи? -Какая истина вам открылась? Итог. Слово учителя. Поняли ли вы истину, которая открылась Грею? «Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками, когда для человека главное – получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но когда душа таит зерно пламенного растения чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии». Если вы поняли это – значит, в вашей душе есть частичка Грея, есть главное – бережное, любящее отношения к человеку. 3)Сенкан Ассоль (выполняют мальчики) Звучит фоновая музыка Д.Д.Шостаковича Романс. Пример 1.Ассоль 2.Ранимая, нежная, трепетная… 3.Верит в чудо, ждет принца… 4. «Легка и чиста, как полет ласточки…» 5.Песня любви, загадочный цветок. 4)Сенкан Грей (выполняют девочки) Звучит фоновая музыка. М.И. Глинки фрагменты увертюра к опере «Руслан и Людмила». Пример 1.Грей 2.Смелый, страстный, решительный… 3.Делает чудеса своими руками… 4. «он родился капитаном, хотел быть им и стал им…», 5.Рыцарь мечты [Картинка 201 из 596] 5)«Кольца Вена» -В духовой целостности Грин не делает разницы между Ассоль и Греем? Чем они похожи? Ассоль Грэй ранимая романтичный нежная гордый духовно-ожидающая чуда умеющий чувствовать трепетная сильный тонко чувствующая природу умеющий глубоко любить духовно богатая мужественный независимая способный сострадать умеющая ждать целеустремленный страстная способный притягивать к себе людей независимая не боящийся трудностей 6)Эвристическая беседа. - Пожалел ли Артур Грей, что выбрал Ассоль? («В её глазах – всё наилучшее в человеке»). - Какие изменения, благодаря Ассоль, произошли в душе Грея? («Когда душа просит чуда, сотвори его. Новая душа будет у него и у тебя»). -Как, по мнению автора, Ассоль и Грэй нашли друг друга? Какое слово подчеркивает? («Случайно»). - Действительно ли это встреча была случайной? - Какое основное задания поставил писатель перед своими героями? (Выстоять, несмотря не на что, и победить). - Не обратили ли вы внимания на то, каким, словом заканчивается повесть? («Счастье») -Как вы думаете почему? -Обратитесь к формуле, попробуйте определить составные счастья Ассоль и Грея. Счастье Ассоль и Грея =______+______+______+______+ - Какова основная мысль повести? (Нет готового рецепта счастья. Путь к нему долгий и тернистый. Но, идя по этому пути, не надо терять надежду. Жизнь – это всегда выбор.) Впечатления от прочитанного (вторичные). Реклама. «Микрофон». -Мы беседовали с героями Грина. А всякое интервью обязательно является материалом для статьи или сообщения. Обобщая нашу беседу, используя вопросы, которые сегодня прозвучали, и ответы на них, скажите: «В чем секрет обаяния «Алых парусов» А. Грина?» V.Итог урока. -Какие вопросы у вас возникли? Что ещё вы хотели бы обсудить на уроке? Рефлексия. - На уроке я узнал… -… понял… -…научился… -…самый большой мой успех-это… -…трудности были… -…я не умел, а теперь смогу… Учащиеся исполняют песню «Алые паруса» Оценивание. Определения ожидаемых результатов Знания текста Монолог Интервью Сравнительная характеристика Ассоль и Грэя Беседа Формула счастья Впечатления от прочитанного Итоговый вопрос |
Автор разработки: Шибаева Наталья Владимировна Учебный предмет: Литература Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 1712 | Загрузок: 215 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |