Цель: Совершенствовать навыки анализа художественного текста по повести А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Развивать логически связную устную монологическую речь, образное и эстетическое мышление. Воспитывать любовь к слову, бережное отношение к природе, родной земле.
Тип урока: Литературная гостиная
Эпиграф к уроку:
Главного глазами не увидишь.
Зорко одно лишь сердце.
А. де Сент-Экзюпери
«Маленький принц».
Оборудование: портрет А. де Сент-Экзюпери, презентация по произведению, песня на музыку М. Таривердиева, слова М. Добронравова «Звёздная страна» (в исполнении Елены Камбуровой).
Ход урока:
I. Мотивация учебной деятельности.
Звучит песня на музыку М. Таривердиева, слова М. Добронравова «Звёздная страна»
- Почему именно этой песней мы начали урок?
(Она написана о мечтателе, который любит небо и звёзды, в песне упоминается Экзюпери и Маленький принц. Эта песня – отзыв о творчестве писателя и его книге «Маленький принц»).
- Чем же очаровывает эта книга? Кто автор этого удивительного произведения? Об этом мы поговорим сегодня на уроке.
II. Встреча с героями Экзюпери. Инсценизация отрывков повести.
Ведущий 1
|
Как часто вы смотрите на небо, любуетесь звёздами?
|
Ведущий 2
|
Если человек за всю жизнь «ни разу не понюхал цветка, ни разу не поглядел на звезду, никого никогда не любил, он не человек, он гриб» напишет французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери.
|
Ведущий 1
|
Экзюпери родился в 1900 году в Лионе в аристократической семье. Детство его прошло в старинном родовом замке.
|
Ведущий 2
|
Антуан де Сент-Экзюпери вырос удивительно одарённым человеком: он рисовал, играл на скрипке, сочинял, увлекался техникой и архитектурой. У него было много друзей, так как он умел дружить. Школьное прозвище «Достань-ка луну» указывало не только на вздернутый нос, но и на веселый характер.
|
Ведущий 1
|
Два года Экзюпери проучился в архитектурном отделении школы изящных искусств и добровольцем ушел оттуда в армию, став летчиком.
Тема полетов станет основным мотивом всего творческого пути писателя.
Первый рассказ Экзюпери «Летчик» был опубликован в 1926 году.
Затем появляются в печати роман «Южный почтовый», книга «Земля людей», которую Французская академия отметила Большой премией, и многие другие произведения.
|
Ведущий 2
|
Сегодня мы с вами поговорим о его главной книге – философской сказке «Маленький принц».
Книга вышла в 1943 году с посвящением другу Антуана – Леону Верту.
Она была переведена на 150 языков.
Это произведение стало его писательским завещанием.
Пророчески звучат строки:
Ищите меня в том, что я пишу…
Чтобы писать, надо, прежде всего, жить.
Давайте попробуем «поискать» Сент- Экзюпери в его книгах, мысли писателя – в поступках героев.
На первый взгляд, это обычная сказка о том, как мальчик путешествует по сказочной галактике. Но так ли это? Давайте отправимся вместе с Маленьким принцем в это путешествие и посмотрим, что же завещал нам Экзюпери.
|
Ведущий 1
|
Жил да был Маленький принц. Он жил один на планете, которая была чуть побольше его самого, и ему очень не хватало друга.
Маленький принц каждый день чистил вулканы, на которых разогревал завтрак, выпалывал корни баобабов, чтобы они не завладели планетой. У него было правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету.
|
Ведущий 2
|
Но однажды на планете Маленького принца появилась неведомая и прекрасная гостья – Роза.
|
|
Сценка с Розой
|
Роза
|
- Ah! Je me r?veille ? peine... Je vous demande pardon... Je suis encore toute d?coiff?e...
Le petit prince, alors, ne put contenir son admiration:
- Que vous ?tes belle !
- N'est-ce pas, r?pondit doucement la fleur. Et je suis n?e en m?me temps que le soleil...
Le petit prince devina bien qu'elle n'?tait pas trop modeste, mais elle ?tait si ?mouvante !
- C'est l'heure, je crois, du petit d?jeuner, avait-elle bient?t ajout?, auriez-vous la bont? de penser ? moi...
Et le petit prince, tout confus, ayant ?t? chercher un arrosoir d'eau fra?che, avait servi la fleur.
Ainsi l'avait-elle bien vite tourment? par sa vanit? un peu ombrageuse. Un jour, par exemple, parlant de ses quatre ?pines, elle avait dit au petit prince:
- Ils peuvent venir, les tigres, avec leurs griffes !
- Il n'y a pas de tigres sur ma plan?te, avait object? le petit prince, et puis les tigres ne mangent pas l'herbe.
- Je ne suis pas une herbe, avait doucement r?pondu la fleur.
- Pardonnez-moi...
- Je ne crains rien des tigres, mais j'ai horreur des courants d'air. Vous n'auriez pas un paravent ?
"Horreur des courants d'air... ce n'est pas de chance, pour une plante, avait remarqu? le petit prince. Cette fleur est bien compliqu?e..."
- Le soir vous me mettrez sous globe. Il fait tr?s froid chez vous. C'est mal install?. L? d'o? je viens...
- Ах, я насилу проснулась... Прошу извинить... Я еще совсем растрепанная...
Маленький принц не мог сдержать восторга:
- Как вы прекрасны!
- Да, правда? - был тихий ответ. - И заметьте, я родилась вместе с солнцем.
Маленький принц, конечно, догадался, что удивительная гостья не страдает избытком скромности, зато она была так прекрасна, что дух захватывало!
А она вскоре заметила:
- Кажется, пора завтракать. Будьте так добры, позаботьтесь обо мне...
Маленький принц очень смутился, разыскал лейку и полил цветок ключевой водой.
Скоро оказалось, что красавица горда и обидчива, и Маленький принц совсем с ней измучился. У нее было четыре шипа, и однажды она сказала ему:
- Пусть приходят тигры, не боюсь я их когтей!
- На моей планете тигры не водятся, - возразил Маленький принц. - И потом, тигры не едят траву.
- Я не трава, - тихо заметил цветок.
- Простите меня...
- Нет, тигры мне не страшны, но я ужасно боюсь сквозняков. У вас нет ширмы?
"Растение, а боится сквозняков... очень странно... - подумал Маленький принц. - Какой трудный характер у этого цветка".
- Когда настанет вечер, накройте меня колпаком. У вас тут слишком холодно. Очень неуютная планета. Там, откуда я прибыла...
|
Принц – зрителю
|
Ничего я тогда не понимал! Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками надо было угадать нежность. Цветы так непоследовательны! Но я был слишком молод, я еще не умел любить.
|
Ведущий 1
|
Роза такая капризная, а Маленький принц так молод, он еще не знает, что такое любовь и поэтому решает отправиться в странствие, чтобы «найти себе занятие да поучиться чему-нибудь».
|
|
Маленький принц и фонарщик
|
Фонарщик
|
По договору я гашу фонарь по утрам, а вечером опять зажигаю. Сейчас я каждую минуту должен гасить фонарь и снова его зажигать.
|
Маленький принц
|
Вот забавно! Значит, у тебя день длится всего одну минуту!
|
Фонарщик
|
Ничего тут нет забавного. Мы с тобой разговариваем уже целый месяц.
Добрый день! ( погасил фонарь)
|
Маленький принц
|
Целый месяц?!
|
Фонарщик
|
Ну да. Тридцать минут. Тридцать дней. У меня нет ни секунды передышки.
Добрый вечер! (зажег фонарь)
|
Маленький принц
|
Тогда плохо твое дело! Но за то, ты за двадцать четыре часа можешь любоваться закатом тысячу четыреста сорок раз!
(Грустно смотрит на фонарщика)
Вот бы с ним подружиться. (Зрителям)
|
Ведущий 2
|
Маленький принц смотрел на фонарщика, и ему все больше нравился этот человек, который был так верен своему долгу. Но его планета уж очень крохотная. Там нет места для двоих.
|
Ведущий 1
|
Следующая планета принадлежала ДЕЛОВОМУ ЧЕЛОВЕКУ. Он был так занят, что при появлении маленького принца даже головы не поднял.
|
|
Деловой человек и Маленький принц
|
Деловой человек
|
1,2,3…5…12..17..26 умножить на 5 ..Уффф! Итого, стало быть, 501 миллион 622 тысячи 731.
|
Маленький принц
|
500 миллионов чего?
|
Деловой человек
|
Уже не знаю чего… Звезд..
|
Маленький принц
|
Что же ты делаешь со всеми этими звездами?
|
Деловой человек
|
Ничего не делаю. Я ими владею.
|
Маленький принц
|
А для чего тебе владеть звездами?
|
Деловой человек
|
Чтобы быть богатым.
|
Маленький принц
|
А для чего быть богатым?
|
Деловой человек
|
Чтобы покупать ещё новые звезды, если их кто-нибудь откроет.
|
Маленький принц
|
У меня есть цветок – я его поливаю, три вулкана – и я их прочищаю. И моим вулканам, и моему цветку полезно, что я ими владею. А звездам нет никакой от тебя пользы.
|
Ведущий 2
|
Итак, Маленький принц продолжает свое путешествие.. и попадает на большую прекрасную Землю. Может быть, здесь он найдёт ответы на свои вопросы?
|
|
Маленький принц и лис
|
Маленький принц
|
Кто ты?
|
Лис
|
Я Лис.
|
Маленький принц
|
Поиграй со мной
|
Лис
|
Не могу я с тобой играть. Я не приручен.
|
Маленький принц
|
Ах, извини. А как это – приручить?
|
Лис
|
Это давно забытое понятие. Оно означает: создать узы.
|
Маленький принц
|
Узы?
|
Лис
|
Вот именно. Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе не нужен. Я для тебя только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете…
|
Маленький принц
|
Я начинаю понимать,- сказал Маленький принц. – Есть одна роза…Наверно, она меня приручила..
|
Лис
|
Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты всегда в ответе за всех, кого приручил.
|
Ведущий 1
Практически после каждого разговора с жителями астероидов Маленький принц говорит: «Какой удивительный народ эти взрослые!» Недостатки, которые есть у этих героев, насколько очевидны для мальчика, настолько не понятны для них самих. Маленький принц, отправляясь в путешествие, мечтал найти себе занятие и научится чему-нибудь. Пока что научится он мог только у фонарщика: его верности своему слову.
Ведущий 2
А во время пребывания на Земле он понял, что такое настоящая дружба и любовь, начал ценить свою капризную, но прекрасную розу, нашел на земле друзей – Лиса и лётчика.
Много загадок у Маленького принца. Сегодня мы разгадаем последнюю его загадку. Прочитайте выражение на звёздочке. Как Вы его понимаете?
(«Вода бывает нужна и сердцу.» обозначает, что кроме обычной жажды , существует жажда духовная, которая возникает, когда человеку необходимо понимание , поддержка, сопереживание. Как тело не может долго жить без воды, так и душа человека не выдерживает долго без дружбы, любви, понимания.)
III. Дискуссия.
- Какие эпизоды сказки Вас удивили, впечатлили? А какие заставили задуматься?
- Какие чувства возникли у Вас к героям произведения? Почему?
- Чему учит сказка «Маленький принц»?
- Какие нравственные ценности затрагивает в этом произведении Экзюпери?
А узнаем мы об этом, «открыв» «Шкатулку золотых высказываний».
- Какие ценности, по мнению Экзюпери, являются самыми главными в жизни? (любовь, дружба, преданность, ответственность, трудолюбие).
А теперь обратимся к теории литературы.
Докажите, что «Маленький принц» - философская сказка-притча.
Это произведение - …
- сказка, потому что в ней рассказывается о фантастических событиях;
- притча, потому что имеет ярко выраженный поучительный характер, мораль;
- философское, потому что в ней рассматриваются «вечные» проблемы – любви, дружбы, жизни, смерти.
– Чему научил Маленький принц героя?
(Люди ведут войны, вместо того, чтобы поддерживать друг друга, порядок на своей планете, оскорбляют своей суетой и алчностью красоту жизни. Не так надо жить! Маленький принц утверждает, что совсем это не сложно, надо только трудиться каждый день).
IV. Итог урока.
Учитель предлагает учащимся коротко написать на разноцветных бумажных звёздах то, чему же учит нас Маленький принц. Учащиеся зачитывают свои ответы, прикрепляя свои звёзды к доске.
Маленький принц учит:
видеть красоту,
учит терпению,
душевной зоркости,
преодолевать грусть и уныние,
судить не по словам, а по делам.
Если вы внимательно читали сказку Экзюпери, задумались над вечными проблемами жизни, усвоили некоторые истины человеческого счастья, вы потратили время не зря.
Пусть образ Маленького принца останется с вами на всю жизнь и поможет вам, когда вы станете взрослыми, не забывать о том, «что все мы родом из детства».
Чтение учителем стихотворения В. Шефнера «Не привыкайте к чудесам»
НЕ ПРИВЫКАЙТЕ К ЧУДЕСАМ
Не привыкайте к чудесам –
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам,-
Ничто не повторится.
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье.
Все будет так – и все не так
Через одно мгновенье. |