Главная » Разработки уроков » Литература

17-й век - эпоха развития классицизма в мировом искусстве и литературе Франции

Ожидаемый результат.

Знать: смысл понятия  « литературное направление», основные положения эстетики классицизма. Исторические предпосылки  его возникновения,  отличительные  особенности этого направления, название произведений искусства эпохи  классицизма  и основных представителей   во Франции.

Уметь:  анализировать условия и причины  возникновения классицизма , различать сущность каждого из трёх его периодов  .

Нормировать: теоретический материал  об особенностях классицизма как литературного направления. (Материал интеллект -  карты.) ,  законы, правила, принципы классицизма,   уровень внепрограммных  знаний  участника олимпиады по  предъявленной теме.

Ценить: творческий  вклад  представителей различных сфер культуры,   стремление человечества к решению  нравственно-этических  проблем,  важность знаний о классицизме, их актуальность .     

  Оборудование: портреты  представителей     искусства классицизма, интеллект-карта

 ( на каждом  столе), магнитофон, толковый словарь, аудиозапись  музыки     Ж.Б.Люлли «Марш для турецкой церемонии».(Мещанин-во-дворянстве),    презентация , карта «Франция   17-18  веков".

Ход развивающего взаимодействия.

 І.Экспозиция урока .  

Учитель.  На прошлом уроке  мы говорили с вами об эпохе  Возрождения ,  сегодняшняя тема -   Классицизм. С чем связана смена эпох? (С рождением новых идей, с изменением идеологии, сознания людей).   Когда  на смену старым идеям приходят новые?  Правильно,  во время возникновения  в обществе      политического, экономического    и  идеологического  кризиса, как в нашем примере с Францией.  Для более плодотворной работы   с  высоким уровнем самостоятельного  познавательного исследования у нас будут сегодня свои « Историк», «  Музыковед», « Литературовед»,«  Скульптуровед»,

« Архитектор» .

Сообщение   темы,  целей, особенностей изучения материала, первичное знакомство с  оформлением доски, материалом выставки.

 1.1.Актуализация  мотивационных резервов учащихся.Входят заранее подготовленные ученики в  костюмах, стилизованных под  эпохи        античности ,    средневековья , ренессанса ,    у каждого  своя визитная карточка. (Это дети, проявившие интерес к литературе. Они  будут участвовать в  предметной олимпиаде .)

 1-й  Ученик .  (Представляет эпоху античности . Проецирует на экран   содержание своей визитной карточки и  озвучивает её. )

 - Я  верю  в силу и предназначение человека.    Я  признаю  особую роль  разума и знаний.    Утверждаю, что    культура не элитарна, она результат и достояние всего общества свободных граждан .  Люди моей эпохи    преклоняются  перед образованностью, авторитетом  знаний;  подтверждаю факт, что в мою  эпоху  сформировалось принципиально новое отношение к миру, произошел мировоззренческий и культурный прорыв, вызвавший появление личности нового типа, выходящий за рамки традиционного общества, закрепилось понятие о ценности личности.   Я – за   понимание свободы  как высшей нравственной категории; 

2-й ученик.  ( Средневековье).

-Я знаю , что у многих из вас пренебрежительное отношение  к моей эпохе. 

 Да, феодальный социально-политический строй унизителен и жесток для основной массы населения. Да, в  феодальном обществе большую роль играло духовенство.   Средневековье - период многолетних войн, бессмысленных кровопролитий, мрачности, летаргии науки и забвения культуры, тотального господства церкви над всеми сферами жизнедеятельности, угнетения прав человека.   

  Но, с другой стороны, мы до сих пор  восторгаемся  рыцарским воспитанием, рыцарской культурой. Человек жил в единении с натуральной окружающей средой и рационально использовал ее богатства:  воздух был чище, природа была почти нетронутой, никакой радиации и в помине не  знали .

 Средневековая философия выдвинула плеяду выдающихся философов: Августин, Ансельм, Абеляр, Фома Аквинский.  Были изобретены пушки, очки, артезианские скважины и   внедрения: порох, шёлк, компас и астролябия пришли с Востока.   

3-й ученик  (Возрождение ).

-Моя философия ориентирована   на человека. Я осуществляла  главные принципы:   помочь  ему найти свое место в жизни. Да, это моё высказывание: « Человек в своей деятельности и замыслах не может быть ничем ограничен. Ему все по плечу, он может все».  Я обеспечила  высокий интерес к социальным проблемам  общества и государства , развитие идей социального равенства,   боролася  за освобождение от церковного влияния. Я   - за становление опытных наук и формирование научно-материалистического понимания, свободного от теологии.

   2. Привлечение внимания   учащихся к теме урока. Определение перспектив, планирование предстоящей работы.

Учитель.  Краткое обобщение  содержания  визитных карточек  различных направлений, которые озвучили дети.    Устанавливает « Мостик»:

  Эпоха                                       Авторы                                Герои                                       .                             

-Приступаем к знакомству с новым направлением, имя которому - классицизм. Сейчас я приглашаю ещё одного  представителя. Встречайте.( Входит  ученик в костюме, содержащим элементы классицизма).

 -Я жил в трёх  веках: конце 17, 18  и в начале 19. Я  строю свой язык на основе точных соразмерностей и правил.В моей эпохе жили и  творили  Мольер, Франсуа Блондель, Жан Батист Люлли, Франсуа Жирардон. Да, я   вижу      истоки    морального  перевоплощения   искусства в античных традициях. Я утверждаю:  человек  должен стремиться к высокому, идеальному, лучшему. Я отдаю предпочтение  разуму. Готов даже отказаться от личных интересов во имя общественных.

 Затем он  «вращает»  понятийное колесо , а ученики находят определение новых терминов в своих  интеллект-картах.

-

Учитель:  в эпоху Возрождения культурным центром Европы была Италия, в XVII в. им становится Франция. .  И здесь напрашивается  вопрос: «Почему именно Франция, а не Германия или Италия?»   Попробуем заглянуть в историю, чтобы ответить на него,передаём вопрос «историку».

 Историк.  Давайте перенесемся в средневековую Францию. Что представляло собой  это государство? Раздробленность.   Каждая феодальная вотчина – государство в государстве. К тому же страну раздирают религиозные распри.  Вспомним хотя бы  Варфоломеевскую  ночь, когда были уничтожены почти все протестанты.  А тех, кто остался в живых, заставили принять католицизм.

 Политику централизации государства проводил во Франции кардинал Ришелье — первый министр Людовика XIII.   После смерти Ришелье   не стало и Людовика XIII. На престол вступает   Людовик XIV, но вся полнота власти была сосредоточена в руках кардинала Мазарини . Людовик   произносит фразу: «Государство – это я», подчёркивая  тем самым,    что служение государству - это прежде всего служение ему лично.

 Но то, что сказал Людовик, требует   законодательного  оформления . Для  этого нужен был абсолютизм.  Он    очень удобен для власти :    прославлял  величество правителей государства, их героизм и разум, благодаря которому они успешно управляли нацией . Преданность монарху считалась  высшим проявлением патриотизма. 

    Для участников олимпиады. Буклет  « Мазарини в период царствования Людовика XIV.» Срок  выполнения-до 15 декабря. Выбор по желанию.

 Архитектор .  Архитектура , как никакая другая сфера искусства, с монументальным характером ее форм и долговечностью, могла с наибольшей силой выразить идеи централизованной  национальной монархии в период ее зрелости.   Важный вклад в теорию и практику французского классицизма внес Франсуа Блондель ( 1617-1686 ). В числе его лучших произведений следует отметить триумфальную арку, называемую обычно воротами Сен-Дени в Париже.   

 Предлагаю вашему вниманию посмотреть  несколько слайдов презентации

« Архитектура Франции эпохи классицизма», Версаль – резиденция французских королей, Триумфальная  арка на площади  Каррузель в Париже,

Замок в Компьене (1750), Парижская   обсерватория (1667–1672, )

 Учитель. В первой половине и середине XVII столетия во французской архитектуре складываются и постепенно укореняются принципы классицизма. Этому способствует и государственная система абсолютизма.

Строительство и контроль над ним сосредоточиваются в руках государства. Вводится даже  новая должность " архитектора короля ".    На строительство затрачиваются огромные средства. По всей стране широко развертываются градостроительные работы.

  Для олимпиадников:  развитие архитектуры  в других странах (слайды 23,24,25,26). Комментарий. Просмотреть, сравнить, сделать выводы. Срок выполнения: до 25 декабря. Выбор по желанию.

  Музыковед.  ( На экран  проецируется портрет  Жан Батиста Люлли).

 Раньше  главным местом, где звучала музыка, был храм: в нём человек находился внизу, в огромном пространстве, где музыка как будто помогала ему взглянуть ввысь и посвятить свои мысли Богу. Теперь    музыка звучит в аристократическом салоне, в бальном зале дворянской усадьбы или на городской площади. В музыке уже нет мощного, торжественного звука органа, уменьшилась роль хора. Музыка классического стиля звучит легко, в ней гораздо меньше звуков, как будто она "меньше весит", чем грузная, многослойная музыка прошлого. Звучание органа и хора сменилось звучанием симфонического оркестра; возвышенные  арии уступили место музыке лёгкой, ритмичной и танцевальной.

Учитель. Содружество искусств во французском классицизме подчеркивалось грандиозными празднествами, устраивавшимися в садах, садовыми балетами и музыкой, специально писавшейся композитором Жаном Батистом Люлли.

  Слушание фрагмента « Марша для турецкой церемонии»  (Мещанин во дворянстве).

Для олимпиадников:  «Венская классическая школа»: Йозеф Гайдн (1732-1809),  Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791), Людвиг ван Бетховен (1770-1827). Название  основных  произведений. Участие в  литературном вечере « Этот изысканный, утончённый   и разумный век - классицизм».Музыкальное сопровождение  мероприятия. Срок выполнения –февраль.  Участвуют     воспитанники  музыкальной школы.

  Литературовед .В литературе классицизм определяет стремление  к   созданию       произведений,   воспитывающих людей в духе высокой гражданственности, умеющих подавлять все личное ради государственного долга и велений разума.

Основные требования классицизма в литературе были сформулированы в трактате

Н. Буало «Поэтическое искусство».

Культ разума.
Строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм.
Человеческие характеры обрисовываются прямолинейно, положительные и отрицательные герои противопоставляются.
Идеализация героев, , абсолютизация идей.
Активное обращение к общественной, гражданской проблематике.
Интерес к народному языку, использование в произведениях народной речи.

     В драматургии - соблюдение трех единств, а именно:  единство времени: действие развивается не более суток. Единство места: автор не должен переносить действие из одного места в другое . Единство действия: одна сюжетная линия, количество героев ограничено (5-10), все действующие лица обязательно связаны одним сюжетом.

Учитель. Истоки мирового классицизма во Франции 17 в. - в воззрениях выдающихся французских драматургов Корнеля и Мольера , Жан де Лафонтена  и теоретика литературы Буало.  

 Для олимпиадников:     интернет-олимпиада «Эрудиты Планеты»  -       система интеллектуальных    тестов   из   области знаний по теме« Классицизм  в литературе Франции»  .    Срок выполнения задания - по мере  появления  заданий  в интернете.  Участвуют желающие.

  Скульпторовед.  От скульптуры, которая украшала дворцовые залы и парковые аллеи грандиозных королевских резиденций  ,  в том числе  и Версаля, требовались   торжественность и пышность. Мастера стремились к эффектным, выразительным решениям, монументальным формам. 

Скульптор Франсуа Жирардон  значительную часть жизни посвятил оформлению Версальского парка . Все его произведения, великолепные по технике, соединяют в себе черты классицизма и барокко.      Ритм движений его персонажей соединяет их в ясные, продуманные ансамбли, которые очень эффектно смотрятся с любой точки обзора.

Среди скульпторов, творчество которых имело широкий резонанс, можно назвать ещё  Жан Батиста Пигаля,   Пьера Пюже. 

Демонстрация слайдов  1-4.

Учитель. Как и в живописи, в скульптуре классицизма царило стремление к подражанию античности. Кажется, ничто не может нарушить покой и сдержанность скульптурных композиций, украшающих Версаль. Все подчинено рациональности: застывшие движения, идея скульптуры и даже ее расположение в парке или дворце. Скульптуры классицизма, словно трехмерное воплощение мифов, рассказывают нам о могучей силе человеческой мысли, о единении народа в достижении общих целей. Просто удивительно, как классицисты сумели рассказать целую эпоху в жизни той или иной нации при помощи не масштабных композиций!

   Скульптура эпохи классицизма отличается строгостью и сдержанностью, слаженностью форм, спокойностью поз, когда даже движение не нарушает формальной замкнутости.

Для олимпиадников: подготовить сообщение      «Памятник Минину  и Пожарскому» -  скульптурная группа из латуни и меди, созданная  украинцем Иваном Мартосом;  Срок выполнения: март. Выполнение по желанию

Живопись.  Выдающиеся представители классицизма живописи Франции :

Николя Пуссен (1594-1665 «Похищение сабинянок» (ок. 1637),Клод Лоррен (1600-1682),  «Охота Аскания» (1682), Шарль Лебрен (1619-1690 «Семья персидского царя Дария на коленях перед Александром Македонским».  Основное свойство живописи – обращение  к образам и формам античного искусства как классическим и идеальным образцам.

( Демонстрация  слайдов    4-8.)

Учитель. Живописцы классицизма были не в меньшей степени, чем зодчие, верны принципам этого направления. Обратимся к творчеству знаменитого художника 17 века Никола Пуссена.  Картины созданы на основе античных легенд.

Жизнь человека трактуется в ее неразрывности с жизнью природы. Строгий порядок царит в мироздании, разумны его законы. Поэтому красивы герои, уравновешена композиция. Подражая “украшенной” природе, художник отражал только возвышенное, прекрасное в человеке и в жизни.

    Обобщение ответов.  . Оформление систематизированных знаний при помощи  знакографических   способов.

В искусстве и литературе выявляется :1) Общность проблем. 2)Общность тем. 3)Общность методов отражения действительности.

 • Формула государственной   идеологии Франции: экономика + политика + наука + искусство = служение королю и  возвеличивание его.

• Абсолютизм - государственная власть , принадлежащая 1 особе, монарху.

• Главные политические деятели Франции XVII века. Кардинал Ришелье  + Людовик  14

( « Король -солнце »)   :       «Государство -                      это я».

• Причина возникновения классицизма - укрепление монархизма в   государстве.

• Классицизм (от лат. Classicus - образцовый) - художественное направление   в искусстве и литературе XVII - начала XIX в., для которого характерны гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил.

Учитель. Наше закрепление материала будет полным, если мы попытаемся составить  синквейн  по теме.

Классицизм.

1.Французский, русский.

2.Освободил, утвердил, обогатил.

 3.Эстетическое направление в европейском искусстве.

4.Художественный стиль

   Формирование целостной системы личностных знаний, преодоление  личной неопределённости каждым учеником.

Проанализируйте услышанное  и увиденное  на уроке,          

выделите главное,   сверьте  его с  содержанием  интеллект- карты

Время подведения   итогов .

Не понял.

Как  ответить?

Затрудняюсь.

 Материал усвоил.

Общий вывод.  Классицизм сложился в XVII веке во Франции, отразив подъем абсолютизма, или абсолютной монархии.   Листая страницы истории,   мы не сможем найти  такое обилие   имен во всех областях человеческой культуры. Европа XVII в. – это эпоха мануфактурного производства и водяного колеса – двигателя.  Для развития мануфактур нужны были  научные  разработки.    Учёные внесли принципиальные изменения во взглядах на библейскую картину мироздания.   Была раскрыта несостоятельность средневекового видения природы. . Развивались астрономия, физика,   химия, математика.

Для духовной жизни общества XVII в. Большое значение имели великие географические и естественнонаучные открытия: первое плавание Христофора Колумба в Америку, открытие Васко да Гаммой морского пути в Индию, кругосветное путешествие Магеллана, открытие Коперником движения Земли вокруг Солнца, исследования Галилея.

  Возврат к  целям  , поставленным в начале  урока

Учитель. Какие цели ставили перед собой? Как выполнили  их? Моя оценка вашего труда -  высокая.Вы мыслили, сравнивали, делали выводы.Тщательной   была  костюмированная  подготовка  представителей  различных эпох. Спасибо вам за это.

Что не получилось? Я увидела это  в ходе урока, мы  постараемся устранить недочёты.

 Домашнее задание..Нарисовать здание нашей школы в стиле   классицизма;

Как вы думаете, зачем современному человеку необходимы  знания  о классицизме?

 Используема литература.

«Античные истоки архитектуры классицизма во Франции в эпоху абсолютизма»  Крецу О.В 

Одесса 2010.

 Искусство Франции XVII  века. Москва, 1969 г.

 Советский энциклопедический  словарь. Москва, 1988 г.

17-й век - эпоха развития классицизма в мировом искусстве и литературе Франции

Скачать конспект (74.5 Kb)



Автор разработки: Анцыферова Татьяна Антоновна

Учебный предмет: Литература

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 1345 | Загрузок: 222 | Комментариев: 1

Ключевые слова: классицизм, литература ХVII века

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»