Главная » Разработки уроков » Литература |
Ожидаемый результат. Знать: смысл понятия « литературное направление», основные положения эстетики классицизма. Исторические предпосылки его возникновения, отличительные особенности этого направления, название произведений искусства эпохи классицизма и основных представителей во Франции. Уметь: анализировать условия и причины возникновения классицизма , различать сущность каждого из трёх его периодов . Нормировать: теоретический материал об особенностях классицизма как литературного направления. (Материал интеллект - карты.) , законы, правила, принципы классицизма, уровень внепрограммных знаний участника олимпиады по предъявленной теме. Ценить: творческий вклад представителей различных сфер культуры, стремление человечества к решению нравственно-этических проблем, важность знаний о классицизме, их актуальность . Оборудование: портреты представителей искусства классицизма, интеллект-карта ( на каждом столе), магнитофон, толковый словарь, аудиозапись музыки Ж.Б.Люлли «Марш для турецкой церемонии».(Мещанин-во-дворянстве), презентация , карта «Франция 17-18 веков". Ход развивающего взаимодействия. І.Экспозиция урока . Учитель. На прошлом уроке мы говорили с вами об эпохе Возрождения , сегодняшняя тема - Классицизм. С чем связана смена эпох? (С рождением новых идей, с изменением идеологии, сознания людей). Когда на смену старым идеям приходят новые? Правильно, во время возникновения в обществе политического, экономического и идеологического кризиса, как в нашем примере с Францией. Для более плодотворной работы с высоким уровнем самостоятельного познавательного исследования у нас будут сегодня свои « Историк», « Музыковед», « Литературовед»,« Скульптуровед», « Архитектор» . Сообщение темы, целей, особенностей изучения материала, первичное знакомство с оформлением доски, материалом выставки. 1.1.Актуализация мотивационных резервов учащихся.Входят заранее подготовленные ученики в костюмах, стилизованных под эпохи античности , средневековья , ренессанса , у каждого своя визитная карточка. (Это дети, проявившие интерес к литературе. Они будут участвовать в предметной олимпиаде .) 1-й Ученик . (Представляет эпоху античности . Проецирует на экран содержание своей визитной карточки и озвучивает её. ) - Я верю в силу и предназначение человека. Я признаю особую роль разума и знаний. Утверждаю, что культура не элитарна, она результат и достояние всего общества свободных граждан . Люди моей эпохи преклоняются перед образованностью, авторитетом знаний; подтверждаю факт, что в мою эпоху сформировалось принципиально новое отношение к миру, произошел мировоззренческий и культурный прорыв, вызвавший появление личности нового типа, выходящий за рамки традиционного общества, закрепилось понятие о ценности личности. Я – за понимание свободы как высшей нравственной категории; 2-й ученик. ( Средневековье). -Я знаю , что у многих из вас пренебрежительное отношение к моей эпохе. Да, феодальный социально-политический строй унизителен и жесток для основной массы населения. Да, в феодальном обществе большую роль играло духовенство. Средневековье - период многолетних войн, бессмысленных кровопролитий, мрачности, летаргии науки и забвения культуры, тотального господства церкви над всеми сферами жизнедеятельности, угнетения прав человека. Но, с другой стороны, мы до сих пор восторгаемся рыцарским воспитанием, рыцарской культурой. Человек жил в единении с натуральной окружающей средой и рационально использовал ее богатства: воздух был чище, природа была почти нетронутой, никакой радиации и в помине не знали . Средневековая философия выдвинула плеяду выдающихся философов: Августин, Ансельм, Абеляр, Фома Аквинский. Были изобретены пушки, очки, артезианские скважины и внедрения: порох, шёлк, компас и астролябия пришли с Востока. 3-й ученик (Возрождение ). -Моя философия ориентирована на человека. Я осуществляла главные принципы: помочь ему найти свое место в жизни. Да, это моё высказывание: « Человек в своей деятельности и замыслах не может быть ничем ограничен. Ему все по плечу, он может все». Я обеспечила высокий интерес к социальным проблемам общества и государства , развитие идей социального равенства, боролася за освобождение от церковного влияния. Я - за становление опытных наук и формирование научно-материалистического понимания, свободного от теологии. 2. Привлечение внимания учащихся к теме урока. Определение перспектив, планирование предстоящей работы. Учитель. Краткое обобщение содержания визитных карточек различных направлений, которые озвучили дети. Устанавливает « Мостик»: Эпоха Авторы Герои . -Приступаем к знакомству с новым направлением, имя которому - классицизм. Сейчас я приглашаю ещё одного представителя. Встречайте.( Входит ученик в костюме, содержащим элементы классицизма). -Я жил в трёх веках: конце 17, 18 и в начале 19. Я строю свой язык на основе точных соразмерностей и правил.В моей эпохе жили и творили Мольер, Франсуа Блондель, Жан Батист Люлли, Франсуа Жирардон. Да, я вижу истоки морального перевоплощения искусства в античных традициях. Я утверждаю: человек должен стремиться к высокому, идеальному, лучшему. Я отдаю предпочтение разуму. Готов даже отказаться от личных интересов во имя общественных. Затем он «вращает» понятийное колесо , а ученики находят определение новых терминов в своих интеллект-картах. - Учитель: в эпоху Возрождения культурным центром Европы была Италия, в XVII в. им становится Франция. . И здесь напрашивается вопрос: «Почему именно Франция, а не Германия или Италия?» Попробуем заглянуть в историю, чтобы ответить на него,передаём вопрос «историку». Историк. Давайте перенесемся в средневековую Францию. Что представляло собой это государство? Раздробленность. Каждая феодальная вотчина – государство в государстве. К тому же страну раздирают религиозные распри. Вспомним хотя бы Варфоломеевскую ночь, когда были уничтожены почти все протестанты. А тех, кто остался в живых, заставили принять католицизм. Политику централизации государства проводил во Франции кардинал Ришелье — первый министр Людовика XIII. После смерти Ришелье не стало и Людовика XIII. На престол вступает Людовик XIV, но вся полнота власти была сосредоточена в руках кардинала Мазарини . Людовик произносит фразу: «Государство – это я», подчёркивая тем самым, что служение государству - это прежде всего служение ему лично. Но то, что сказал Людовик, требует законодательного оформления . Для этого нужен был абсолютизм. Он очень удобен для власти : прославлял величество правителей государства, их героизм и разум, благодаря которому они успешно управляли нацией . Преданность монарху считалась высшим проявлением патриотизма. Для участников олимпиады. Буклет « Мазарини в период царствования Людовика XIV.» Срок выполнения-до 15 декабря. Выбор по желанию. Архитектор . Архитектура , как никакая другая сфера искусства, с монументальным характером ее форм и долговечностью, могла с наибольшей силой выразить идеи централизованной национальной монархии в период ее зрелости. Важный вклад в теорию и практику французского классицизма внес Франсуа Блондель ( 1617-1686 ). В числе его лучших произведений следует отметить триумфальную арку, называемую обычно воротами Сен-Дени в Париже. Предлагаю вашему вниманию посмотреть несколько слайдов презентации « Архитектура Франции эпохи классицизма», Версаль – резиденция французских королей, Триумфальная арка на площади Каррузель в Париже, Замок в Компьене (1750), Парижская обсерватория (1667–1672, ) Учитель. В первой половине и середине XVII столетия во французской архитектуре складываются и постепенно укореняются принципы классицизма. Этому способствует и государственная система абсолютизма. Строительство и контроль над ним сосредоточиваются в руках государства. Вводится даже новая должность " архитектора короля ". На строительство затрачиваются огромные средства. По всей стране широко развертываются градостроительные работы. Для олимпиадников: развитие архитектуры в других странах (слайды 23,24,25,26). Комментарий. Просмотреть, сравнить, сделать выводы. Срок выполнения: до 25 декабря. Выбор по желанию. Музыковед. ( На экран проецируется портрет Жан Батиста Люлли). Раньше главным местом, где звучала музыка, был храм: в нём человек находился внизу, в огромном пространстве, где музыка как будто помогала ему взглянуть ввысь и посвятить свои мысли Богу. Теперь музыка звучит в аристократическом салоне, в бальном зале дворянской усадьбы или на городской площади. В музыке уже нет мощного, торжественного звука органа, уменьшилась роль хора. Музыка классического стиля звучит легко, в ней гораздо меньше звуков, как будто она "меньше весит", чем грузная, многослойная музыка прошлого. Звучание органа и хора сменилось звучанием симфонического оркестра; возвышенные арии уступили место музыке лёгкой, ритмичной и танцевальной. Учитель. Содружество искусств во французском классицизме подчеркивалось грандиозными празднествами, устраивавшимися в садах, садовыми балетами и музыкой, специально писавшейся композитором Жаном Батистом Люлли. Слушание фрагмента « Марша для турецкой церемонии» (Мещанин во дворянстве). Для олимпиадников: «Венская классическая школа»: Йозеф Гайдн (1732-1809), Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791), Людвиг ван Бетховен (1770-1827). Название основных произведений. Участие в литературном вечере « Этот изысканный, утончённый и разумный век - классицизм».Музыкальное сопровождение мероприятия. Срок выполнения –февраль. Участвуют воспитанники музыкальной школы. Литературовед .В литературе классицизм определяет стремление к созданию произведений, воспитывающих людей в духе высокой гражданственности, умеющих подавлять все личное ради государственного долга и велений разума. Основные требования классицизма в литературе были сформулированы в трактате Н. Буало «Поэтическое искусство». Культ разума. В драматургии - соблюдение трех единств, а именно: единство времени: действие развивается не более суток. Единство места: автор не должен переносить действие из одного места в другое . Единство действия: одна сюжетная линия, количество героев ограничено (5-10), все действующие лица обязательно связаны одним сюжетом. Учитель. Истоки мирового классицизма во Франции 17 в. - в воззрениях выдающихся французских драматургов Корнеля и Мольера , Жан де Лафонтена и теоретика литературы Буало. Для олимпиадников: интернет-олимпиада «Эрудиты Планеты» - система интеллектуальных тестов из области знаний по теме« Классицизм в литературе Франции» . Срок выполнения задания - по мере появления заданий в интернете. Участвуют желающие. Скульпторовед. От скульптуры, которая украшала дворцовые залы и парковые аллеи грандиозных королевских резиденций , в том числе и Версаля, требовались торжественность и пышность. Мастера стремились к эффектным, выразительным решениям, монументальным формам. Скульптор Франсуа Жирардон значительную часть жизни посвятил оформлению Версальского парка . Все его произведения, великолепные по технике, соединяют в себе черты классицизма и барокко. Ритм движений его персонажей соединяет их в ясные, продуманные ансамбли, которые очень эффектно смотрятся с любой точки обзора. Среди скульпторов, творчество которых имело широкий резонанс, можно назвать ещё Жан Батиста Пигаля, Пьера Пюже. Демонстрация слайдов 1-4. Учитель. Как и в живописи, в скульптуре классицизма царило стремление к подражанию античности. Кажется, ничто не может нарушить покой и сдержанность скульптурных композиций, украшающих Версаль. Все подчинено рациональности: застывшие движения, идея скульптуры и даже ее расположение в парке или дворце. Скульптуры классицизма, словно трехмерное воплощение мифов, рассказывают нам о могучей силе человеческой мысли, о единении народа в достижении общих целей. Просто удивительно, как классицисты сумели рассказать целую эпоху в жизни той или иной нации при помощи не масштабных композиций! Скульптура эпохи классицизма отличается строгостью и сдержанностью, слаженностью форм, спокойностью поз, когда даже движение не нарушает формальной замкнутости. Для олимпиадников: подготовить сообщение «Памятник Минину и Пожарскому» - скульптурная группа из латуни и меди, созданная украинцем Иваном Мартосом; Срок выполнения: март. Выполнение по желанию Живопись. Выдающиеся представители классицизма живописи Франции : Николя Пуссен (1594-1665 «Похищение сабинянок» (ок. 1637),Клод Лоррен (1600-1682), «Охота Аскания» (1682), Шарль Лебрен (1619-1690 «Семья персидского царя Дария на коленях перед Александром Македонским». Основное свойство живописи – обращение к образам и формам античного искусства как классическим и идеальным образцам. ( Демонстрация слайдов 4-8.) Учитель. Живописцы классицизма были не в меньшей степени, чем зодчие, верны принципам этого направления. Обратимся к творчеству знаменитого художника 17 века Никола Пуссена. Картины созданы на основе античных легенд. Жизнь человека трактуется в ее неразрывности с жизнью природы. Строгий порядок царит в мироздании, разумны его законы. Поэтому красивы герои, уравновешена композиция. Подражая “украшенной” природе, художник отражал только возвышенное, прекрасное в человеке и в жизни. Обобщение ответов. . Оформление систематизированных знаний при помощи знакографических способов. В искусстве и литературе выявляется :1) Общность проблем. 2)Общность тем. 3)Общность методов отражения действительности. • Формула государственной идеологии Франции: экономика + политика + наука + искусство = служение королю и возвеличивание его. • Абсолютизм - государственная власть , принадлежащая 1 особе, монарху. • Главные политические деятели Франции XVII века. Кардинал Ришелье + Людовик 14 ( « Король -солнце ») : «Государство - это я». • Причина возникновения классицизма - укрепление монархизма в государстве. • Классицизм (от лат. Classicus - образцовый) - художественное направление в искусстве и литературе XVII - начала XIX в., для которого характерны гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил. Учитель. Наше закрепление материала будет полным, если мы попытаемся составить синквейн по теме. Классицизм. 1.Французский, русский. 2.Освободил, утвердил, обогатил. 3.Эстетическое направление в европейском искусстве. 4.Художественный стиль Формирование целостной системы личностных знаний, преодоление личной неопределённости каждым учеником. Проанализируйте услышанное и увиденное на уроке, выделите главное, сверьте его с содержанием интеллект- карты Время подведения итогов . Не понял. Как ответить? Затрудняюсь. Материал усвоил. Общий вывод. Классицизм сложился в XVII веке во Франции, отразив подъем абсолютизма, или абсолютной монархии. Листая страницы истории, мы не сможем найти такое обилие имен во всех областях человеческой культуры. Европа XVII в. – это эпоха мануфактурного производства и водяного колеса – двигателя. Для развития мануфактур нужны были научные разработки. Учёные внесли принципиальные изменения во взглядах на библейскую картину мироздания. Была раскрыта несостоятельность средневекового видения природы. . Развивались астрономия, физика, химия, математика. Для духовной жизни общества XVII в. Большое значение имели великие географические и естественнонаучные открытия: первое плавание Христофора Колумба в Америку, открытие Васко да Гаммой морского пути в Индию, кругосветное путешествие Магеллана, открытие Коперником движения Земли вокруг Солнца, исследования Галилея. Возврат к целям , поставленным в начале урока Учитель. Какие цели ставили перед собой? Как выполнили их? Моя оценка вашего труда - высокая.Вы мыслили, сравнивали, делали выводы.Тщательной была костюмированная подготовка представителей различных эпох. Спасибо вам за это. Что не получилось? Я увидела это в ходе урока, мы постараемся устранить недочёты. Домашнее задание..Нарисовать здание нашей школы в стиле классицизма; Как вы думаете, зачем современному человеку необходимы знания о классицизме? Используема литература. «Античные истоки архитектуры классицизма во Франции в эпоху абсолютизма» Крецу О.В Одесса 2010. Искусство Франции XVII века. Москва, 1969 г. Советский энциклопедический словарь. Москва, 1988 г. |
Автор разработки: Анцыферова Татьяна Антоновна Учебный предмет: Литература Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 1345 | Загрузок: 222 | Комментариев: 1 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |