Главная » Разработки уроков » Химия

Реакции ионного обмена

Девиз урока: В капле воды отражается вселенная

Цели урока:

Образовательная -

обобщить знания учащихся по теме «Теория электролитической диссоциации»;
совершенствовать умения учащихся проводить химический эксперимент;
закрепить умение и навыки учащихся решать расчетные задачи;
повторить классы неорганических соединений.

Развивающая – развивать логику мышления, умение обобщать и делать выводы.

Воспитательная – воспитывать бережное отношение к природе, серьезное отношение к своему здоровью.

 

Ход работы.

І. Активизация учащихся

  (подготовка рабочих мест к уроку)

ІІ. Мотивация темы урока

   (задачи урока)

ІІІ. Повторение и систематизация основних теоретических положений

 

Индивидуальный опрос

а) у доски (2 человека – решение задач по карточкам)

 

Карточка №1

Какой объем газа (н.у.) можно получить при растворении известняка, массой 333г, содержащего 10% примеси, если в соляной кислоте практический выход газа рамен 70%?

Карточка №2

Какую массу нитрата калия и воды не обходимо взять, чтобы приготовить 150г насыщенного при  С раствора? ( 0,639)

б) химический эксперимент (техника безопасности)

Определить в какой пробирке находится каждое из веществ. Составить уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.

Фронтальный опрос (весь клас)

Игра «Химический хокей»

2 игрока и 1 арбитр

Вопрос-бросок (5 вопросов – 5 ответов)

Вопросы:

 Что называется электролитами?
Что называется неэлектролитами?
Кто и когда впервые ввел понятие «электролит»?
С каким видом химической святи должен бать электролит?
Почему растворы электролитов проводят электрический ток?
В чем причина электропроводности расплавов?
Кто впервые и когда объяснил диссоциацию электролитов в растворах?
Что такое электролитическая диссоциация?
Что такое кислоты с точки зрения теории электролитической диссоциации?
Что такое основания с точки зрения теории электрической диссоциации?
Что такое соли с точки зрения теории электрической диссоциации?
Что такое а?
Сильные электролиты?
Слабые электролиты?
От чего зависит а
Катионы?
Анионы?
Назовите имена ученых, которые внесли свой вклад в изучение растворов?

Комментирование ответов у доски и лабораторных опытов.
Графический диктант и проверка (взаимопроверка)

Да    

Нет                                                                                                                  

Соли – это электролиты, при диссоциации которых образуются катионы металла и гидроксид-анионы. Нет
Электролиты – это вещества, растворы и расплавы которых проводят электрический ток. Да
Сильные электролиты имеют  а .  Нет
Автором теории электролитической диссоциации является Менделеев. Нет
Кислоты – это электролиты, при диссоциации которых образуются катионы  и анионы кислотного остатка. Да
Причиной образования ионов в расплавах электролитов являются  колебания. Да
 - сильный электролит. Нет
 положительно заряженные ионы. Да
 

IV.  Повторение и обобщение понятий и усвоений соответствующей им системы знаний.

Эколого-валеологическая беседа.

Вопрос:

 Что означает девиз урока «В капле воды отражается Вселенная» 

               (старинная арабская пословица)

Ответ:

 а) Как свидетельствуют космонавты, при взгляде на Землю с высоты космической орбиты, видно только два цвета: белый цвет облаков и ледяных полярных шапок и голубой цвет Мирового океана.

Вода выполняет очень важные экологические функции. Она является составной частью всех живых организмов. Жизнь зародилась в воде. И от того, какой будет вода – зависит жизнь на Землею От чистоты воды зависит наше здоровье.

б) Варварское отношение человека к природе привело к тому, что на Украине:

1)  исчезло с лица земли 20 тыс. малых рек;

2) деградируют Черное и Азовское моря4

3) превращаются в загрязненные «отстойники» Днепропетровское и другие «водохранилища».

в) Ежегодно с разными стоками в Днепр и водохранилище попадает 500тысяч тонн азотных соединений, 40 тысяч фосфорных, 1 тысяча тонн железа, 40 тысяч никеля, 2 тонны цинка, 1 тонна меди – которые оказывают губительное влияние на живой организм.

Г) Недавно в прессе извещение, что содержание ртутив балтийской треске 800мг на 1 кг рыбы, это означает, что съев 5-8 таких рыбин, человек получает столько ртути, сколько ее содержится в медицинском термометре. И это наше здоровье??? Каждый час на нашей планете 1000 людей умирают от отравления водой.

Вопрос: как же решить эту проблему?

Ответ: Существуют разные методы очистки сточных вод. Один из них химический – в загрязненную воду добавляют вещества-реагенты, которые вступают в реакцию с загрязнителями, образуют безвредные или нерастворимые вещества, которые выпадают в осадок и удаляются.

Вопрос: Как называются реакции, которые используют для очистки воды?

Ответ: Реакции ионного обмена

Сегодня мы с вами очистим воду химическим методом

2.Экспериментальная задача (плакат)

В сточных  водах аккумуляторного цеха Днепропетровского автопредприятия содержится губительное для живых организмов количество ионов  и

Предложите метод очистки этой воды от указанных ионов. Процессы очистки изобразите уравнениями реакций ионного обмена.

Реактивами на  являються сульфид-ионы.   вызывают заболевания нервной

Для реакции берем растворимую соль.                                             Системы, печени, почек,

(черный осадок)          головного мозга

Реактивом на ионы  являются гидроксидионы.    вызывают заболевания

Для реакции берем раствор щелочи                                            пневмонии и гепатита

(голубой осадок)

3.Решение расчетной задачи у доски (индивидуальная проверка)

(карточки)

№1

Чему равна молярная концентрация раствора, в котором массовая доля КОН составляет 8%?

 = 1,072г/мл

Дано:                                                                                 Решение:

(КОН) = 8%                             1)  = 1000мл 1,072 г/мл

(КОН) = 1,072г/мл                                         2) (КОН) =   =85,76г

V = 1л                                     3)  = 1,53 моль

___________________

             -?                            4)  = 1,53 М

Ответ: 1,53М

№2

Определите массовую долю серной кислоты в растворе, который образовался при сливании 300г 60% раствора и 100г 14% раствора.

V.  Итог урока

VI.  Домашнее задание

Подготовиться к практической работе №3 «Ионные реакции».

Реакции ионного обмена

Скачать конспект (86.7 Kb)



Автор разработки: Рябуха Галина Станиславовна

Учебный предмет: Химия

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 832 | Загрузок: 229 | Комментариев: 0

Ключевые слова: реакции ионного обмена

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»