Главная » Разработки уроков » Химия |
Цели урока: 1) учебная: ознакомить учащихся с законом объемных отношений газов Гей-Люссака; научить решать расчетные задачи, применяя изученный закон; 2) воспитательная: воспитывать бережное отношение учащихся к окружающей человека воздушной среде; также воспитывать уверенность в своих силах, умение самостоятельно работать с учебным материалом; 3) развивающая: углубить представления учащихся о веществах в газообразном агрегатном состоянии; совершенствовать умение решать расчетные задачи, если в реакции принимают участие или образуются газообразные вещества. Расчетная задача 2. Вычисление объемных отношений газов. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Формы работы: беседа по вопросам, рассказ учителя, работа учащихся в группах (парах), индивидуальная работа учащихся. Ход урока. І. Организация класса к уроку. ІІ. Основная часть. 1. Взаимопроверка домашнего задания (с правого оборота доски): - ответы упражнения 187 (с.134): - ответы упражнения 199а* (с.145): - одновременно с проверкой домашнего задания двое учащихся работают у доски по заданиям на карточках (приложение 2): Учащийся 2. Составьте формулы веществ по их названиям: а) 4 - метил - 2 - пентен; б) 3 - метил - 1 - бутин. 2. Актуализация опорных знаний учащихся. - Беседа по вопросам: 1. В каких агрегатных состояниях могут находиться вещества? - Известно три агрегатных состояния, в которых могут находиться вещества: твердое, жидкое и газообразное. 2. Охарактеризуйте особенности газообразного состояния вещества. - Большие расстояния между молекулами или атомами вещества (около 1800-2000 размеров частицы), объем газообразных веществ не зависит от размера их молекул. 3. Назовите простые вещества-газы, укажите положение образующих их атомов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. - Простые вещества-газы: (водород), Гидроген №1; (азот), Нитроген №7; (кислород), Оксиген №8; (фтор), Флуор №9; (хлор), Хлор №17. - Запишите из технологической карты урока (приложение 1) в тетради формулы газообразных веществ, изучаемых в школьном курсе химии: Формулы газообразных веществ: 1) простые вещества - 2) летучие водородные соединения – 3) оксиды неметаллов - 4) органические вещества - 3. Изучение нового материала. - В ходе химических реакций объем реагирующих веществ может изменяться. - Это происходит чаще всего тогда, когда в реакции принимают участие газообразные исходные вещества или образуются газообразные продукты реакции. - Объем любого газа при постоянных физических условиях (температуре и давлении) пропорционален массе этого газа. - Взвешивать газообразные вещества довольно проблематично, поэтому в практических расчетах массы газов удобнее заменить их объемами. - Анализируя результаты опытов с газообразными веществами, французский ученый Жозеф Луи Гей-Люссак в 1808 году сформулировал закон объемных отношений. - с.146, запишите в тетрадь из учебника (или технологической карты урока) формулировку закона объемных отношений: Объемы газов, вступающих в реакцию и образующихся в результате реакции, соотносятся как небольшие целые числа. Например: метан при высокой температуре разлагается на ацетилен и водород 4. Закрепление изученного материала. Решение расчетных задач (задачи 1 и 2 записаны на лицевой стороне правого разворота, остальные 3 задачи напечатаны на карточках и решаются на месте в группах). 1. У доски с пояснениями работает один учащийся, остальные работают на месте. Задача 1. Какой объем водорода выделяется при разложении 7 литров метана? Ответ: V( ) = 10,5 л - Три группы (пары) учащихся получают задание для выполнения на месте (приложение 3, раздать по одному на группу или пару), с отчетом у доски: Группа 1. Какой объем карбон (IY) оксида выделяется при полном сгорании 2,75 литров этилена. Группа 2. Вычислите объемы кислорода и воздуха, необходимые для сжигания 4,5 литров бутена . Группа 3. Какой объем кислорода необходим для полного сжигания 12 литров бутана . - Напоминаю учащимся о том, что кислород для дыхания и сжигания топлива мы получаем из воздуха, а при этом выделяется углекислый газ, повышенное содержание которого в атмосфере приводит к «парниковому» эффекту. 2. У доски с пояснениями работает один учащийся, остальные работают на месте. Задача 2. Вычислите объемы кислорода и воздуха, необходимые для сжигания 8 литров этана. ІІІ. Заключение. Подведение итогов занятия (рефлексия), домашнее задание. Вопросы рефлексии: 1) На уроке я работал (как?) 2) Своей работой на уроке я (доволен, нет) 3) Урок для меня был (каким?) 4) На уроке я узнал (о чем?) 5) Материал урока был мне (понятен, непонятен) 6) Мое настроение после урока … Учитель: - Мы изучили на сегодняшнем уроке закон объемных отношений Гей-Люссака и научились решать расчетные задачи, когда в реакции принимают участие газообразные исходные вещества или образуются газообразные продукты реакции. - Запишите домашнее задание (задание записано на обороте доски или в технологической карте урока): §23(с.145-149), упр. 206, 207* (с.149) Приложение 1 Технологическая карта урока. Тема. Объемные отношения газов при химических реакциях. 1а. Проверка домашнего задания (с правого оборота доски) - упражнение 187 (с.134), - упражнение 199а* (с.145). 1б. Работа у доски с формулами (2 учащихся получают задания на карточках). 2. Запишите в тетрадь: Формулы газообразных веществ: 1) простые вещества - 2) летучие водородные соединения – 3) оксиды неметаллов - 4) органические вещества - 3. Запишите в тетрадь: с.146 Закон объемных отношений: Объемы газов, вступающих в реакцию и образующихся в результате реакции, соотносятся как небольшие целые числа. Например: метан при высокой температуре разлагается на ацетилен и водород 4. Решение расчетных задач (задачи 1 и 2 на доске, остальные - в группах). Задача 1. Какой объем водорода выделяется при разложении 7 литров метана C ? Задача 2. Вычислите объемы кислорода и воздуха, необходимые для сжигания 8 литров этана. Группа 1. Какой объем карбон (IY) оксида выделяется при полном сгорании 2,75 литров этилена. Группа 2. Вычислите объемы кислорода и воздуха, необходимые для сжигания 4,5 литров бутена . Группа 3. Какой объем кислорода необходим для полного сжигания 12 литров бутана . 5. Домашнее задание: §23(с.145-149), упр.206, 207*(с.149). Приложение 2 Учащийся 1. Назовите вещества по их формулам: Учащийся 2. Составьте формулы веществ по их названиям: а) 4 - метил - 2 – пентен; б) 3 - метил - 1 – бутин. Приложение 3 Группа 1. Какой объем карбон (IY) оксида выделяется при полном сгорании 2,75 литров этилена. Группа 2. Вычислите объемы кислорода и воздуха, необходимые для сжигания 4,5 литров бутена . Группа 3. Какой объем кислорода необходим для полного сжигания 12 литров бутана . |
Автор разработки: Стулень Виктор Иванович Учебный предмет: Химия Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 3725 | Загрузок: 319 | Комментариев: 9 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |