Главная » Разработки уроков » Химия

Объемные отношения газов при химических реакциях

Цели урока:

1) учебная: ознакомить учащихся с законом объемных отношений газов Гей-Люссака; научить решать расчетные задачи, применяя изученный закон;

2) воспитательная: воспитывать бережное отношение учащихся к окружающей человека воздушной среде; также воспитывать уверенность в своих силах, умение самостоятельно работать с учебным материалом;

3) развивающая: углубить представления учащихся о веществах в газообразном агрегатном состоянии; совершенствовать умение решать расчетные задачи, если в реакции принимают участие или образуются газообразные вещества.

Расчетная задача 2. Вычисление объемных отношений газов.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Формы работы: беседа по вопросам, рассказ учителя, работа учащихся в группах (парах), индивидуальная работа учащихся.

Ход урока.

І. Организация класса к уроку.

ІІ. Основная часть.

1. Взаимопроверка домашнего задания (с правого оборота доски):

- ответы упражнения 187 (с.134):

- ответы упражнения 199а* (с.145):

- одновременно с проверкой домашнего задания двое учащихся работают у доски по заданиям на карточках (приложение 2):

Учащийся 2. Составьте формулы веществ по их названиям:

а)  4 - метил - 2 - пентен;

б)  3 - метил - 1 - бутин.

2. Актуализация опорных знаний учащихся.

- Беседа по вопросам:

     1. В каких агрегатных состояниях могут находиться вещества?

- Известно три агрегатных состояния, в которых могут находиться вещества: твердое, жидкое и газообразное.

     2. Охарактеризуйте особенности газообразного состояния вещества.

- Большие расстояния между молекулами или атомами вещества (около 1800-2000 размеров частицы), объем газообразных веществ не зависит от размера их молекул.

     3. Назовите простые вещества-газы, укажите положение образующих их атомов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.

- Простые вещества-газы:  (водород), Гидроген №1;  (азот), Нитроген №7;  (кислород), Оксиген №8;  (фтор), Флуор №9;  (хлор), Хлор №17.

- Запишите из технологической карты урока (приложение 1) в тетради формулы газообразных веществ, изучаемых в школьном курсе химии:

Формулы газообразных веществ:

1) простые вещества -

2) летучие водородные соединения – 

3) оксиды неметаллов - 

4) органические вещества - 

3. Изучение нового материала.

- В ходе химических реакций объем  реагирующих веществ может изменяться.

- Это происходит чаще всего тогда, когда в реакции принимают участие газообразные исходные вещества или образуются газообразные продукты реакции.

- Объем любого газа при постоянных физических условиях (температуре и давлении) пропорционален массе этого газа.

- Взвешивать газообразные вещества довольно проблематично, поэтому в практических расчетах массы газов удобнее заменить их объемами.

- Анализируя результаты опытов с газообразными веществами, французский ученый Жозеф Луи Гей-Люссак в 1808 году сформулировал закон объемных отношений.

- с.146, запишите в тетрадь из учебника (или технологической карты урока) формулировку закона объемных отношений:

Объемы газов, вступающих в реакцию и образующихся в

результате реакции, соотносятся как небольшие целые числа.

Например: метан при высокой температуре разлагается на ацетилен и водород

4. Закрепление изученного материала. Решение расчетных задач (задачи 1 и 2 записаны на лицевой стороне правого разворота, остальные 3 задачи напечатаны на карточках и решаются на месте в группах).

1. У доски с пояснениями работает один учащийся, остальные работают на месте.

Задача 1. Какой объем водорода выделяется при разложении 7 литров метана?

Ответ: V( ) = 10,5 л  

- Три группы (пары) учащихся получают задание для выполнения на месте (приложение 3, раздать по одному на группу или пару), с отчетом у доски:

Группа 1.

Какой объем карбон (IY) оксида выделяется при полном сгорании 2,75 литров этилена.

Группа 2.

Вычислите объемы кислорода и воздуха, необходимые для сжигания 4,5 литров бутена .

Группа 3.

Какой объем кислорода необходим для полного сжигания 12 литров бутана .

- Напоминаю учащимся о том, что кислород для дыхания и сжигания топлива мы получаем из воздуха, а при этом выделяется углекислый газ, повышенное содержание которого в атмосфере приводит к «парниковому» эффекту.

2. У доски с пояснениями работает один учащийся, остальные работают на месте.

Задача 2. Вычислите объемы кислорода и воздуха, необходимые для сжигания 8 литров этана.

ІІІ. Заключение.

Подведение итогов занятия (рефлексия), домашнее задание.

Вопросы рефлексии:           1) На уроке я работал (как?)

2) Своей работой на уроке я (доволен, нет)

3) Урок для меня был (каким?)

4) На уроке я узнал (о чем?)

5) Материал урока был мне (понятен, непонятен)

6) Мое настроение после урока …

Учитель:

- Мы изучили на сегодняшнем уроке закон объемных отношений Гей-Люссака и научились решать расчетные задачи, когда в реакции принимают участие газообразные исходные вещества или образуются газообразные продукты реакции.

- Запишите домашнее задание (задание записано на обороте доски или в технологической карте урока):  

§23(с.145-149), упр. 206, 207* (с.149)

Приложение 1

Технологическая карта урока.

Тема. Объемные отношения газов при химических реакциях.

1а. Проверка домашнего задания (с правого оборота доски)

- упражнение 187 (с.134),

- упражнение 199а* (с.145).

1б. Работа у доски с формулами (2 учащихся получают задания на карточках).

2. Запишите в тетрадь:  

Формулы газообразных веществ:

1) простые вещества - 

2) летучие водородные соединения – 

3) оксиды неметаллов - 

4) органические вещества - 

3. Запишите в тетрадь:  

с.146  Закон объемных отношений:

Объемы газов, вступающих в реакцию и образующихся в

результате реакции, соотносятся как небольшие целые числа.

Например: метан при высокой температуре разлагается на ацетилен и водород

4. Решение расчетных задач (задачи 1 и 2 на доске, остальные - в группах).

Задача 1. Какой объем водорода выделяется при разложении 7 литров метана C ?

Задача 2. Вычислите объемы кислорода и воздуха, необходимые для сжигания 8 литров этана.

Группа 1. Какой объем карбон (IY) оксида выделяется при полном сгорании 2,75 литров этилена.

Группа 2. Вычислите объемы кислорода и воздуха, необходимые для сжигания 4,5 литров бутена .

Группа 3. Какой объем кислорода необходим для полного сжигания 12 литров бутана .

5. Домашнее задание:  §23(с.145-149), упр.206, 207*(с.149).

Приложение 2

Учащийся 1.

Назовите вещества по их формулам:

Учащийся 2.

Составьте формулы веществ по их названиям:

а)  4 - метил - 2 – пентен;

б)  3 - метил - 1 – бутин.

Приложение 3

Группа 1.

Какой объем карбон (IY) оксида выделяется при полном сгорании 2,75 литров этилена.

Группа 2.

Вычислите объемы кислорода и воздуха, необходимые для сжигания 4,5 литров бутена .

Группа 3.

 Какой объем кислорода необходим для полного сжигания 12 литров бутана .

Объемные отношения газов при химических реакциях

Скачать конспект (130.2 Kb)



Автор разработки: Стулень Виктор Иванович

Учебный предмет: Химия

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 3725 | Загрузок: 319 | Комментариев: 9

Ключевые слова: объемные отношения газов

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»