Главная » Разработки уроков » История |
ЦЕЛЬ: охарактеризовать внутреннее и внешнее развитие Российской империи в период правления Екатерины II, рассмотреть причины, ход и последствия восстания Пугачёва; развивать умение работать с учебником, историческими документами, работать с электронной картой; формировать у учащихся умение определять роль исторической личности на различные исторические процессы; умение составлять систематические таблицы, развивать умение высказывать свою т. з. подтверждая её фактами; воспитывать у учащихся любовь к предмету. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ПОНЯТИЯ: «Сенат», «Семилетняя война», «разделы Польши», «Золотой век», просвещённый абсолютизм, крестьянская война. ОСНОВНЫЕ ДАТЫ И СОБЫТИЯ: 1756 – 1763 гг. – Семилетняя война; 1755 г. – основание Московского университета; 1773 – 1775г. – крестьянская война Пугачёва; 1772г. 1793г. – три раздела Польши; 1795г. 1775г. – разрушение Запорожской Сечи. ТИП УРОКА: комбинированный. ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, электронный атлас, документы, иллюстрации. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: после урока учащиеся смогут: Устанавливать хронологическую последовательность событий; ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ: книга В. Пикуля «Фаворит», СТРУКТУРА УРОКА Организационный момент. 1) Внутренняя политика Екатерины II. 2) Крестьянская война Пугачёва. 3) Внешняя политика. Закрепление новых знаний. ХОД УРОКА Организационный момент. Этот этап урока учащимся предлагается провести в форме игры «Крестики – нолики». ВОПРОСЫ: Определите название документа, который определял порядок продвижений на государственной и военной службе. («Табель о рангах»). Мотивация учебной деятельности. Однако прежде, чем мы перейдём к изучению новых знаний , учащимся предлагается сыграть в ещё одну игру – «Дешифровщик», в результате, которой учащимся удастся установить имя исторической личности с деятельностью, которой им предстоит познакомится на сегодняшнем уроке. Это Екатерина Великая. Просмотр фрагмента фильма «Виват, гардемарины!», который поможет более конкретно охарактеризовать и сконцентрировать внимание учащихся на данной теме.
Для Екатерины II наступила историческая давность… счёты потомства с Екатериной II уже давно сведены. Для нас она не может быть ни знамением, ни мишенью – для нас она только предмет изучения! ( В. Ключевский) Изучение нового материала: В течение шести месяцев правления Петра III отношения Екатерины с мужем (который открыто появлялся в обществе любовницы Е. Р. Воронцовой) продолжали ухудшаться, став явно враждебными. Возникла угроза ее ареста и возможной высылки. Екатерина тщательно готовила заговор, опираясь на поддержку братьев Орловых, Н. И. Панина, К. Г. Разумовского, Е. Р. Дашковой и др. В ночь на 28 июня 1762, когда император находился в Ораниенбауме, Екатерина тайно прибыла в Петербург и в казармах Измайловского полка была провозглашена самодержавной императрицей. 22 сентября (3 октября) 1762 г. Екатерина была коронована в Москве. Для обоснования собственных прав на престол (а не наследника Павла) Екатерина ссылалась на «желание всех Наших верноподданных явное и нелицемерное». Внутренняя политика Екатерины II. Самостоятельная работа с учебником. (Учащиеся, делятся на четыре группы и читая соответствующий текст параграфа заполняют таблицу «Внутренняя политика Екатерины II»). Группа1 – Экономическая политика Екатерины Великой. Группа 2 – Административно-территориальные изменения. Группа3 – Социальная политика Екатерины. Группа 4 - Развитие культуры.
ВОПРОСЫ: Как называлась политика которую проводила Екатерина II? Рассказ учителя. (Рассказ учителя сопровождается демонстрацией электронного атласа (http://osvitanet.com.ua/index.php?page_id=199) 1773 – 1775гг – Крестьянская война, которую возглавил Е. Пугачёв. Зародившись на р. Яик (р. Урал), восстание вскоре охватило всю территорию Урала, Приуралье, Поволжье и грозило перекинуться дальше. Однако, как и все выступления оно было стихийным, разрозненным, не было чёткой дисциплины и программы действий – поэтому вскоре было подавлено. Самостоятельная работа с учебником. (Учащиеся делятся на группы, по 2 человека в каждой и составляют схему «Внешняя политика Екатерины II». Используя для этого электронный атлас http://osvitanet.com.ua/index.php?page_id=199 ).
Север ↑ Запад←Екатерина II→Восток ↓ Юг РАБОТА С КАРТОЙ Покажите на карте государства с которыми Российская империя в период правления Екатерины II вела военные действия? Закрепление новых знаний. Закрепление новых знаний проходит в форме работы с электронными тестами, которые заранее устанавливаются и составляются учителем, на каждом компьютере. Итоги урока. «Я не хочу утверждать, что при мужчинах порядка не было. Но факт налицо – при Екатерине Великой Российская империя расцвела», - Ирина Арсеньева, президент Всемирной Ассамблеи женщин. Д/З.
Использованные материалы для подготовки к уроку : И. М. Лихтей. Всемирная история. Новое время (XV – XVIII вв.) 8 класс. – Учебник для общеобразовательных заведений. – 2008г. |
Автор разработки: Гуськова О. Н. Учебный предмет: История Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 528 | Загрузок: 198 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |