Главная » Разработки уроков » История |
Цели: Сформировать представление об Индии во второй половине XIX века; ознакомить с принципами колониальной политики Британии в Индии; раскрыть причины, ход и результаты восстание сипаев; формировать собственные суждения об идеологии «бремени белого человека»; характеризовать политику кастового и религиозного разобщения; ознакомит с причинами и результатами британско-французского соперничества в Индии; анализировать противоречивость последствий колониального господства Британии для Индии; развивать умение оценивать деятельность первой политической партии Индии – Индийского национального конгресса; совершенствовать умение анализировать документы и факты; умение работать в группах. Ожидаемые результаты для учащихся. После этого урока вы сможете: Характеризовать колониальную политику Британии в Индии во второй половине XIX века. Почему большинство населения Индии не приняло участия в восстании сипаев 1857 – 1859 года? Тип урока: Урок сообщения и усвоения новых знаний. Форма урока: Комбинированный Основные понятия и термины: Ост-Индская компания, генерал-губернатор, варны, касты, ислам, сипаи, Бенгал, Пенджаб, Дели, Индийский национальный конгресс (ИНК). Основные даты: 1857-1859гг. – восстание сипаев; 1858г. – роспуск Ост-Индской компании; 1876г. – принятие королевой Викторией титула «императрицы Индии»; декабрь 1885г. – создание ИНК. Исторические личности: Джханси Лакшми-Бай, Нана Сахиб, Б. Тилак. Методическое обеспечение: Всемирная история. Учебник для 9-го класса общеобразовательных учебных заведений/ Я.М.Бердичевский, И.Я.Щупак, Л.В.Морозова. – Запорожье: «Премьер», 2009. Дополнительные источники информации: Всемирная история в 10-ти томах. Т.VIII. Новое время. Гл. редактор Е.М.Жуков. – М: Государственное издательство политической литературы, 1957. – 896с. www.megabook.ru/artikl.asp Структура урока. Организационный момент (1 мин). II.Актуализация опорных знаний и умений (3 мин): 1) Вступительное слово учителя. 2) Актуализационная беседа. 3) Работа с картой и над понятиями. III.Мотивация учебной деятельности (2 мин): объяснительно-иллюстративный метод (на экране – слайд, изображение сопровождается индийской народной музыкой, на этом фоне учитель мотивирует учащихся к изучению темы) IV.Сообщение темы урока и ожидаемых результатов (3 мин). 1) Ознакомление учащихся с планом урока. 2) Формирование учащимися ожидаемых результатов Учитель формулирует проблемный вопрос и акцентирует внимание учащихся на «активной карточке ученика», выбирает добровольцев, заданием которых будет систематизировать, обобщить материал и сделать по каждому изучаемому вопросу. Изучение нового материала (30 мин) 1.Британское господство в Индии (6 мин) - мини-лекция учителя, в ходе которой учащиеся создают в тетради «ассоциативную гроздь» на словосочетание «колонизация Индии», добавляя сегменты по ходу лекции; - по окончании работы учитель предлагает 2-3 учащимся зачитать свои работы. 2.Система колониального управления Индией (6 мин) - самостоятельное изучение материала п.2 §22 учебника Я.Бердичевского; - работа в группах по составлению схем; - обобщающая мини-дискуссия. 3.Политика кастового и религиозного разобщения (4 мин) - презентация проекта, подготовленного творческой группой учащихся к уроку. 4.Восстание сипаев (8 мин). - презентация проекта, подготовленного творческой группой учащихся к уроку; - анализ исторических документов; - анализ свидетельств очевидцев; - мини-исследования внутри проекта «Личность в истории»; - составление слушателями тезисов к теме, запись дат, имен в тетради. 5.Миф о «бремени белого человека» (6 мин). - мини-лекция учителя, в которой использованы межпредметные связи (литература, Д.Р.Киплинг, стихотворение «Бремя белого человека»); - содоклад на тему «Личность в истории», подготовленный учащимся (опережающее обучение) - «мозговой штурм» VI.Систематизация и обобщение новых знаний и умений проводится путем ответа на проблемный вопрос и итоговой работы творческих групп (3 мин) VII.Рефлексия и подведение итогов урока: учащиеся анализируют результативность урока, сверяясь с ожидаемыми результатами, подсчитывают баллы в «активных карточках», учитель проводит оценивание работы учащихся на уроке (2 мин) VIII.Инструктаж по выполнению домашнего задания. Оно дифференцированное: обязательная часть и по выбору (как к уже изученной на уроке теме, так и в качестве опережающего – к теме следующего урока) (2 мин). IX.При наличии времени – для контроля усвоения знаний проводится экспресс-тест (12 вопросов с одним правильным ответом из трех предложенных) План урока Британское господство в Индии. Ход урока I.Организационный момент. II.Актуализация опорных знаний и умений. 1)Вступительное слово учителя: При изучении темы «Викторианская Британия» вы уже ознакомились с принципами внешней политики этой страны в веке, с ее колониальной экспансией. На этом уроке вам предстоит более детально рассмотреть политическую ситуацию в самой большой колонии Великобритании – в Индии – во второй половине столетия. Предлагаю вам поработать с картой и ответить на вопросы 2-3) а) Покажите на карте колониальные владения Великобритании в XIX веке. б) Чьи это слова: «У Британии нет вечных врагов, у Британии нет вечных друзей. У Британии есть лишь вечные интересы»? (Лорд Г. Пальмерстон) в) Дайте определение понятиям «колониям», «колониальная империя» (Колония – страна или территория, которая находится под властью иностранного государства (метрополии) и лишена политической и экономической самостоятельности. Колониальная империя – большое монархическое государство, имеющее большие колониальные владения). г) Кто в 1876 году был провозглашен «императрицей Индии»? (королева Виктория) д) Какие события вынудили правительство Великобритании ликвидировать управлявшую Индией Ост-Индскую торговую компанию? (восстание сипаев 1857-1859гг). е) Что такое «белые колонии»? Назовите их. (образованные переселенцами – европейцами Капская земля, Наталь, Австралия, Новая Зеландия, Канада). ж) Что такое варны? (это группы, на которые подразделялось все коренное население Индии в зависимости от происхождения. Перейти из одной варны в другую невозможно). з) Что такое касты? (группы по профессиональной принадлежности. Переход в другую касту возможен). III. Мотивация учебной деятельности. На экране – слайд №1 – Герб княжества Карнатака. Звучит индийская народная музыка. Учитель: Синдху – так называли свою реку обитатели страны, раскинувшейся по ее берегам; грекам она была известна как Индос, а сами аборигены – как инды. Легко и естественно, сохранив своеобразие, перенеслось из Азии в Европу и зазвучало на многих языках чарующее слово – «Индия» (слайд №2 Тадж-Махал). Страна чая, хлопка, рубинов, изумрудов, слонов, священных коров, удивительно талантливых, мудрых людей уже с момента ее открытия европейцами стала объектом для колониальной агрессии. Португалия, Голландия, Франция и Англия повели борьбу за установление господства над этой сказочно богатой землей. С XVIII века, после развала империи Моголов, англичане явно стали лидировать в этой борьбе, итогом которой стало провозглашение в 1876 году британской королевы Виктории «императрицей Индии». На этом уроке вам предстоит ознакомиться с одним из самых трагических периодов истории Индии, когда эта страна была полностью порабощена могущественной «владычицей морей» - Великобританией. Вы узнаете, как индийцы пытались отвоевать свободу, проанализируете причины поражения восстания сипаев, сможете сравнить темпы экономического развития стран, не знавших порабощения, и Индии, находившейся в колониальной зависимости от Великобритании вплоть до 1947 года. IV. Сообщение темы урока и ожидаемых результатов. Учитель: Итак, тема сегодняшнего урока: «Британское господство в Индии». Ознакомьтесь с планом урока и запишите его в тетради (слайд №3) Британское господство в Индии. Теперь попробуйте сформулировать ваши ожидания от урока, используя заготовку (таблица «Чего я жду от урока», метод незаконченного предложения: - Я хочу узнать больше о … - Я смогу анализировать … - Я смогу давать собственную оценку … - Я смогу провести параллели … - Я усовершенствую свои способности устанавливать причинно-следственные связи …) Действительно, после этого урока вы сможете: Характеризовать колониальную политику Британии в Индии во второй половине XIX века. Почему большинство населения Индии не приняло участия в восстании сипаев 1857 – 1859 года? У каждого из вас есть «активная карточка учащегося», в которую на протяжении урока вы будете заносить свои заработанные балы, а в конце урока заполните табличку самооценки. V.Изучение нового материала. Британское господство в Индии (лекция) Учитель предлагает учащимся создать в тетради «ассоциативную гроздь», добавляя сегменты по ходу лекции Колонизация Индии Индия, страна сказочных богатств, всегда привлекала завоевателей (слайд №4 герб Британской Индии). Но ни одно завоевание не было столь разрушительным, как колонизация ее англичанами. Британская империя не просто грабила – была создана целая система выкачивания всего, что было в Индии ценного. Полезные ископаемые, сырье, продукты труда миллионов индийцев переплавлялись в английское золото. Непомерные налоги и потоки дешевых английских товаров уничтожали древние ремесла. Поборы колонизаторов приводили крестьян к существованию на грани голодной смерти. Пришла в упадок жизненно важная система орошения земель. Многовековой уклад жизни стремительно рушился. Но процесс колонизации Индии совсем не был для Британии простым делом и растянулся на много десятилетий, начиная со второй половины XVIII века и практически завершился лишь в 50-х годах XIX столетия. Чтоб захватить и полностью подчинить страну, которая имела огромную территорию и состояла из множества княжеств, англичане использовали разные способы: военную силу, дипломатические маневры, хитрость, подкуп знати и многое другое. Им если на первом этапе захвата, в XVIII столетии, английские купцы вывозили золото, драгоценные камни, пряности и превращали это все в капитал для строительства фабрик и заводов, то в последующие десятилетия все больший интерес для них представляли природные ресурсы индии. Уже в первой половине XIX века англичане создают плантации, где выращивают хлопок, табак, чай, и др. культуры, и отправляют их на переработку в Англию. Таким образом, Индия превратилась в источник сырья для британской промышленности, которая быстро развивалась. Благодаря индийскому хлопку работали многочисленные текстильные фабрики в Ливерпуле, Манчестере и других городах Англии. А сама Индия становится выгодным рынком сбыта для английских промышленных товаров. Многие годы управление Индией было в руках «Британской Ост-Индской компании», созданной в 1600 году с разрешения королевы Елизаветы І (слайд №5 герб Ост-Индской компании). Купцы-акционеры компании имели монополию на торговлю со всеми странами Индийского и Тихого океанов. В 1639 году в городе Мадрас англичане основали свою первую крепость – форт Святого Георгия, в 1668 году во владение компании перешел Бомбей, в 1690 она основала портовый город Калькутту (слайд №6 карта Индии). С 1744 по 1761 гг. компания вела войну с французской Ост-Индской компанией за господство в Индии. Победили англичане, после чего у Франции на индийской территории остались лишь незначительные торговые позиции. Британцы в Индии проводили политику «разделяй и властвуй», подкупая местных феодалов и князьков. Чтобы удешевить для себя китайский чай, представители компании захватили и разорили огромными налогами область Бенгалию. Как следствие – масштабный голод. Выжившие индийцы стали дармовой рабочей силой для выращивания опиума, который англичане стали весьма выгодно обменивать на китайский чай. Уже через несколько лет наркомания стала серьезной проблемой китайских провинций – производительниц чая. Основными источниками дохода британско-индийских властей были земельный налог и правительственная монополия на опиум и соль, которые давали почти 85% всех доходов. Цены на соль были подняты настолько, что этот жизненно необходимый продукт стал роскошью для крестьянина и бедного городского ремесленника. Военное дело, дипломатическая работа и административная деятельность на захваченных территориях с середины XVIII века стали занимать все больше места в деятельности британской Ост-Индской компании, и она из торгового предприятия превратилась в колониальную власть. В 1773 году британский парламент объявил губернатора компании генерал-губернатором всех владений Великобритании в Индии. Компания приобрела огромные земельные владения, для их охраны строила крепости, формировала и содержала собственные вооруженные силы. (проверка 2-3 работ в тетрадях) Система колониального управления Индией. Учащимся предлагается самостоятельно изучить вопрос при помощи текста учебника (Я. Бердичевский «Всемирная история. 9 кл. с.250-251, п.2) и закрепить материал, составив схемы (учащиеся работают в группах) Учитель проверяет результаты, оценивает лучшие схемы и предлагает учащимся сделать вывод о характере колониального управления Индией. Политика кастового и религиозного разобщения (творческая группа №1 представляет презентацию проекта, подготовленного к этому уроку (метод опережающего обучения, приложение №1)) По ходу презентации учащиеся самостоятельно записывают в тетради даты, имена, события. Миф о «бремени белого человека». Учитель: наверное, нет среди вас того, кто не знаком с произведением Джозефа Редьярда Киплинга «Маугли» - о маленьком индийском мальчике, выросшем в джунглях. Этот английский писатель и поэт является так же автором другого, очень неоднозначного произведения – стихотворения «Бремя белого человека», где есть такие строки: «…Несите бремя белых, И лучших сыновей На тяжкий труд пошлите За тридевять морей; На службу к покоренным, Угрюмым племенам Наполовину людям, Наполовину дикарям. При жизни тебе не видеть Порты, шоссе, мосты – Так строй их, оставляя Могилы таких, как ты!» Так родился миф о «бремени белого человека», о том, как «белые» - британцы – несли цивилизацию и культуру «отсталым» народам Азии и Африки. Нельзя отрицать, что британский колониализм привел к некоторым позитивным изменениям в Индии. Уже к концу XIX века страна стала частью мирового капиталистического хозяйства, возникли первые национальные фабрики, быстро рос индийский капитал, велось железнодорожное строительство. В ходе реформы образования были созданы средние школы с европейской программой обучения, а в 1857 в Калькутте, Мадрасе и Бомбее открылись университеты. Представители высших каст получили доступ к британскому образованию, и в Индии стала формироваться национальная интеллигенция: появились индийцы – врачи, адвокаты, преподаватели. Росло национальное самосознание прогрессивной части индийской интеллигенции и буржуазии. Но феодальные пережитки обусловили растущее аграрное перенаселение, почвы истощались, урожайность год от года снижалась. Только в 1876-1878 от голода умерло 2,5млн индийцев. На этом фоне, наблюдая возрастающую политическую активность индийской национальной элиты, британские власти разрешили создать общеиндийскую легальную политическую организацию. В 1885 году в Бомбее прошел учредительный съезд Индийского национального конгресса (ИНК) (слайд №7), который в дальнейшем сыграл исключительно важную роль в политической борьбе народов Индостана. Англичане разрешили создать эту партию, так ее руководство избрало не революционные методы борьбы, а тактику постепенного давления на власти для удовлетворения своих требований. Одним из ярких представителей руководства ИНК был Бал Гангадхар Тилак, и о нем нам расскажет мой содокладчик (выступление ученика, подготовившего материал о Б.Г.Тилаке («Личность в истории», опережающее обучение), приложение №3, слайды №8, 9). Учитель: в период зарождения и развития капитализма в ведущих странах Азии происходит некоторое изменение колониальных методов управления, они становятся более цивилизованными. Это дает возможность европейским интеллектуалам говорить об особенной культурной миссии белого человека в странах Востока. Общественные политические деятели стали заявлять, что с приходом европейцев в страны Азии и Африки жизнь коренных народов улучшилась. Они получили возможность пользоваться результатами прогресса, приобщаться к современным знаниям. Влиятельные политики выступали против «крайностей» колониальной политики и выдвигали требования сделать ее более «культурной», а в целом они оправдывали ее. Например, лидер немецких социалистов Е.Бернштейн утверждал: «Мы должны отказаться от утопической идеи покинуть колонии…Определенная опека культурными народами некультурных народов является необходимостью…» Таким образом, подавляющее большинство европейских политиков и общественных деятелей поддерживали миф о «бремени белого человека» относительно народов Азии и Африки. Закрепление материала проводится методом «мозгового штурма» Чем европейские политики XIX века оправдывали колониальную эксплуатацию покоренных народов? VI. Систематизация и обобщение новых знаний и умений. Учитель предлагает учащимся ответить на проблемный вопрос: Почему большинство населения Индии не приняло участия в восстании сипаев 1857-1859гг.? Учащиеся, получившие индивидуальные задания в начале урока по систематизации материала, выступают со своими итоговыми тезисами по каждому из изучаемых вопросов нового материала. VII.Рефлексия и подведение итогов урока. Учитель: Давайте сверимся с таблицей и определим, получили ли мы ожидаемые результаты. А теперь заполните табличку самооценки в «активной карточке». Ваша работа была очень плодотворной, надеюсь, у вас появился стимул более глубоко познакомиться с историей великой, сказочной, загадочной Индии. Оценивает работу учащихся на уроке. VIII.Инструктаж по домашнему заданию. Обязательное задание: §22 читать, выучить даты 1857-1859, 1858, проработать вопросы I – IV разделов (с.256), уметь читать карту. По выбору: творческое задание (раздел V с.256) Опережающее обучение: подготовить презентации к теме «Китай во второй половине XIX века»: 1) Первая опиумная война 1840-1842гг. 2) Тайпинское восстание 1850-1864гг. IX.Приложения Приложение №1 Религия и касты в жизни индийского общества Религия играла важную роль в жизни индийского общества, так как определяла мировоззрение людей, диктовала нормы поведения для повседневной жизни, обосновывала общественное устройство в стране, формировала определенные черты национального характера. Наиболее распространенные религии в Индии – это индуизм и ислам. Индуизм.(слайд №1.1) Индуизм – одна из древнейших на земле религий, зародилась она в Индии в IV тысячелетии до нашей эры. Отличительная особенность многобожие. Древние индусы считали, что боги обладают теми же душевными качествами, что и люди. Индусы глубоко верили, что все события предопределены судьбой, обо всем, что случалось, говорили: «Это написано на лбу». Главными богами индусов являются Брахма (Бог – творец мира), Шива (Бог – разрушитель) и Вишну (Бог – охранитель). Ислам.(слайд 1.2.) Ислам пришел в Индию благодаря арабским и мусульманским завоеваниям и распространился в северо-западных индийских землях и в Восточной Бенгалии с XVI века. Легендарный Акбар в 1580 году создал на основе ислама новую религию, дополнив ее наиболее нравственными элементами других религий. Но после его смерти ислам в его традиционной форме опять занял место официальной государственной религии державы Великих Моголов. Варны.(слайд 1.3) Общество Древней Индии делилось на сословия – варны, которые индийцы называют джати. Принадлежность к варне определялась по рождению, т.е. наследовалась от родителей. Высшая варна – брахманы, или жрецы. Кшатрии – воины (вся знать, цари и их семьи). Вайшья – свободные общинники-земледельцы, ремесленники, торговцы. Шудры – слуги. Особая группа общества, наиболее униженная и обездоленная, называлась «неприкасаемые». Им доставалась самая грязная и унизительная работа (например, уборка нечистот, захоронение трупов и т.п.). Брахманы, кшатрии и вайшья еще в детстве проходили особый обряд, после которого считались рожденными второй раз. Шудры такой чести не удостаивались, не говоря уж о неприкасаемых. Касты.(слайд 1.4) Кроме деления на варны по рождению, в Индии существовало и деление на касты – по профессиональной принадлежности. Это закрытые группы, имевшие монополию на одну определенную профессию каждая, но, в отличие от варн, кастовая принадлежность не была пожизненной: сменив профессию, индиец менял и касту. «Разделяй и властвуй» Британские колонизаторы, используя противоречия между представителями различных религий, варн и каст, умело применяли римский принцип «разделяй и властвуй». Уже в начале их господства серьезно обострились отношения между индусами и мусульманами. Эта вражда подкреплялась тем, что феодалы Индии были преимущественно мусульмане (наследие Великих Моголов), а большинство крестьян были индусами. Умело поддерживая огонь религиозной и кастовой вражды, англичане отвлекали индийцев от идей о едином фронте для борьбы с колонизаторами. Приложение №2 Восстание сипаев.(слайд 2.1) События, произошедшие в Индии в 1857-1859гг, называют по разному. Современные индийцы предпочитают названия «Война за независимость 1857 года» или «Первая война за независимость»; в Великобритании используют термины «Индийский мятеж», «Сипайская война», «Магометанское восстание». Разница в видении одного и того же исторического события очевидна. Мы в нашей работе представим вам наш взгляд на предпосылки, причины, ход восстания и его итоги. Предпосылки восстания При генерал-губернаторе английских владений Дальгаузи (1848-1857) обстановка в Индии накалилась. В этот период к территориям, находившимся в орбите влияния Ост-Индской компании, было присоединено несколько крупных областей: Ауд, Пенджаб, Пегу. Были так же объявлены владениями компании вассальные государства, правители которых умерли, не оставив прямых наследников. Дальгаузи отказался платить пенсии приемным сыновьям покойных правителей Карнатика, Танжора и Канпура. Таким образом, число недовольных правлением англичан значительно увеличилось. А центром организованного сопротивления колониальному режиму стали отряды сипаев. Историческая справка (слайд 2.2) Сипаи (от персидского sipahi - «воин») - наемные солдаты в колониальной Индии, рекрутировавшиеся британцами из местного населения. Самой большой была Бенгальская сипайская армия, а большинство ее командного состава были выходцами из высших варн – брахманов и кшатриев. Сипаи-мусульмане также принадлежали к высшим социальным слоям. Дальгаузи сократил плату сипаям, которая и до этого была в разы меньше платы англичан - военных, урезал им пенсии и льготы. Сипайские полки стали использовать в завоевательных походах в другие страны. Индийские правители, которых также лишили привилегий, стали подстрекать сипаев к бунту. Повод к восстанию Последней искрой, которая разожгла огонь восстания, стала открытая издевательство колонизаторов над религиозными чувствами индийцев. Накануне восстания среди сипаев распространились слухи о том, что скоро индийское население начнут насильно обращать в христианство. В довершение отряды сипаев получили патроны, обернутые в предохранительную бумагу, пропитанную свиным или воловьим жиром. Надо заметить, что техника стрельбы тогда была такова, что эту бумагу с патрона солдат срывал зубами – то есть мусульмане вступали в контакт со винным салом, а всем известно, что они не едят запрещенную Кораном свинину, а индийцы пришли в ужас от необходимости контакта с воловьим жиром: корова – священное животное в Индии. Ход восстания.(слайд 2.3) За отказ принять патроны 9 мая 1857 года в Мирате к каторге были приговорены 85 сипаев-кавалеристов. Уже на следующий день началось восстание. Сипайская конница освободила арестованных и двинулась на Дели. Присоединившееся к восстанию мусульманское население города уничтожило около 500 европейцев и провозгласило султаном 80-летнего потомка Великих Моголов Бахадур-шаха, который был пенсионером Ост-Индской компании. Султан не сразу поддержал восставших, но все таки примкнул к ним. В это же время вспыхнуло восстание в Канпуре и Лакхнау. Движение в Канпуре возглавил Нана-Сахиб (слайд 2.4) (настоящее имя Данду Пант), приемный сын правителя-пешвы, которого англичане лишили права наследовать престол княжества. Восставшие окружили находившихся в городе европейцев и их семьи: после 19-дневной осады гарнизон сдался на милость победителя. Однако Нана-Сахиб обманул англичан – все мужчины были расстреляны, а их жены и дети оставлены в качестве заложников. Английскому гарнизону Лакхнау, княжество Джханси, повезло больше: ему удалось продержаться до прихода подкрепления. Возможно, не последнюю роль сыграло то, что в этом княжестве одним из руководителей повстанцев была вдова махараджи Лакшми-Бай (слайд 2.5), приемного сына которой также лишили права на престол. Эта героическая женщина водила в бой кавалерийский отряд, и мужчины ей беспрекословно подчинялись. Погибла она в бою под Гвалиором. Документ Повстанцы Дели обратились к населению Индии с воззванием: Пусть будет известно всем индусам и мусульманам, жителям Индии, что управление собственной страной является одним из величайших благ, дарованных небом. Не тиранам англичанам управлять нами… Объединимся же для общей защиты жизни, имущества, религии и изгоним англичан. Пусть все мусульмане и индусы предоставят посильную помощь. Мы боремся не за материальные ценности, а за нашу веру. Большой и малый – все равны в священной войне. Сипайские части Ауда и Бенгалии присоединились к восставшим, однако мадрасские и бомбейские полки остались верными англичанам. Таким образом, восстание охватило преимущественно территорию долины Ганга. Хайдарабад и Марахатская конфедерация повстанцев не поддержали. Англичанам также удалось склонить на свою сторону сикхов Пенджаба, используя их антимусульманские настроения. В центральной Индии к восстанию примкнуло лишь несколько местных князей. Британская администрация попыталась своими силами подавить восстание, направив три отряда на Дели, Канпур и Лакхнау. Штурм Дели продолжался неделю. Против 30 тыс. сипаев сражалось 8 тыс. англичан и отряд пенджабских сикхов; половина европейцев погибла. После взятия Дели англичане изгнали все индийское население, жестоко расправились с повстанцами (слайд 2.6). Британская артиллерия расстреляла главную мечеть и окрестные здания, где проживала мусульманская элита Индии. Бахадур-шах был арестован, два его сына и внук расстреляны. Последний из Великих Моголов умер в Рангуне в 1862 году. Повстанцев казнили с помощью пушек. Тела разлетались на куски, но сипаи встречали смерть молча, с высоко поднятой головой. Последствия восстания В 1858 году Британская Ост-Индская компания была распущена, а управление Индией передано государству. Было сформировано новое правительство, а генерал-губернатор Индии получил титул вице-короля. Он провозгласил религиозную терпимость, допустил индусов на госслужбу. Королева Виктория издала обращение, в котором обещала «свято уважать права, честь и достоинство туземных князей», подчеркнула неприкосновенность земельной феодальной собственности, запрещено было повышать налоги. И хотя восстание сипаев не достигло своей цели, оно наглядно продемонстрировало колонизаторам стойкость духа и неистребимую любовь к свободе индийцев. Приложение №3 Бал Гангадхар Тилак.(слайд №8) Вождь демократического крыла национального движения Индии родился в 1856 году в знатной брахманской семье. Получил высшее филологическое и историческое образование в Пуне, являлся видным ученым – историком. В юности его любимыми героями были Гарибальди и Мадзини. Вместе с несколькими друзьями Тилак создал в Пуне независимую среднюю школу, где преподавание было пропитано патриотическим духом, а в 1880 основал газету «Кесари» («Лев»). Тилак принимал активнейшее участие в создании ИНК, и когда в партии возникло два течения – возглавил левое, демократическое («крайние») (слайд 9). В Махараштре, на своей родине, Тилак создавал молодежные национальные спортивные организации, организовывал народные празднества в честь национальных героев, призывал к решительной борьбе с колонизаторами. Он и его сторонники считали, что ИНК достигнет своих целей только тогда, когда в борьбу будут втянуты широкие массы народа. Но вооруженную борьбу Тилак отвергал. Он призывал крестьян к борьбе под религиозными лозунгами, идиализировал касты и древние верования. Его тактика предусматривала расширение бойкота английских товаров и организацию массовой кампании сопротивления колониальным властям путем демонстративного нарушения английских законов без применения насилия. Он называл это «пассивным сопротивлением». Вскоре английские власти увидели в лице Тилака опасного противника, и в 1897 г он был арестован и заключен на 6 лет в тюрьму. |
Автор разработки: Свирюкова Ирина Владимировна Учебный предмет: История Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 2140 | Загрузок: 292 | Комментариев: 2 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |