Главная » Разработки уроков » Информатика

Создание компьютерных публикаций на основе готовых шаблонов

Открытый урок по информатике «Создание компьютерных публикаций на основе готовых шаблонов»

Предмет: Информатика. Класс: 10, 5, 6.

Тип урока: объяснительно-демонстрационный с элементами практикума.

Используемые технологии: Метод проектов с использованием кейс–технологий.

Предложенная форма проведения урока дает возможность легко, быстро, интересно, а главное эффективно познакомить школьников с понятием и видами публикаций, новой прикладной программой Publisher, за одно занятие сформировать у учащихся устойчивые практические навыки создания компьютерных публикаций.

Метод проектов при изучении данной темы предполагает совокупность творческих по самой своей сути поисковых, проблемных методов, и ориентирован на индивидуальную самостоятельную деятельность учащихся - на уроке учащимся предстоит выполнить проектную практическую работу - с получением конкретного результата, готового к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).

Работа учащихся над проектом построена на использовании «кейс» - технологии - создании и комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в специальный набор (кейс) и их передаче (пересылке) учащимся. На предлагаемом уроке учащимся используется кейс – разработка необходимых материалов для выполнения проекта «Выпуск газеты «Февральский вестник» в программе MS Publisher.

Все используемые электронные пособия, кейсы, образцы представлены в материалах урока.

 

Цели:

Воспитательные:

содействовать трудовому воспитанию учащихся и их профориентации;
воспитывать культуру учебного труда;

Развивающие:

формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности
развитие мышления, умений применять полученные знания на практике;
развитие познавательных умений (выделять главное, вести конспект);

Образовательные:

сформировать понятие компьютерной публикации; способы создания публикаций;
научить учащихся использовать программу Publisher для создания различных публикаций;
показать возможность размещения текстовой и графической информации на макете;
закрепить знания студентов по взаимному использованию программ пакета MS Office;
отработать полученные знания и навыки при выполнении практической работы  за компьютером.

Тип урока: объяснительно-демонстрационный с элементами практикума.

Используемые технологии: Метод проектов с использованием кейс–технологий.

Оборудование: Компьютерный класс, проектор, презентации к опросу, объяснению нового материала, электронная физкультминутка для глаз, оценочная карта учащегося

Компетенции учащихся:

Использовать макеты публикаций, поставляемые с Publisher, и модифицировать заготовку для создания собственной публикации.
Добавлять текст в публикацию, видоизменять и перемещать текст, создавать колонки и продолжать статью на другой странице.
Добавлять в публикацию рисунки, изменять внешний вид рисунков и управлять обтеканием текста вокруг рисунков.

 

Учащимся  предстоит выполнить проектную практическую работу.

Метод проектов при изучении данного раздела курса информатики и информационных технологий ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Результаты выполненных проектов должны быть,  "осязаемыми - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Когда ученики работают над проектами можно предложить им готовые учебно-методические разработки -  кейсы.

Суть «кейс» - технологии заключается в создании и комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в специальный набор (кейс) и их передаче (пересылке) учащимся.

Каждый кейс представляет собой полный комплект учебно-методических материалов, разработанных на основе производственной ситуации. Эти ситуации формируют у обучающихся навыки самостоятельного конструирования алгоритмов решения производственных задач.

На сегодняшнем уроке учащимся  предлагается кейс – разработка необходимых материалов для выполнения проекта «Разработка выпуска газеты «Февральский вестник» в программе MS Publisher, которая находится на рабочем столе в папке «Publisher-кейс»

План урока

I. Самоопределение к деятельности (оргмомент) -                               2  мин.

II. Актуализация опорных знаний . Викторина «Выбери вопрос»              18  мин.

III. Получение новых знаний                                                                    25  мин.

Теоретическая часть                                                                                 20  мин

Игра-проверка «Техника безопасности на уроках інформатики»                  5  мин

IV. Подготовка к практической работе                                                    2  мин

V. Практическая работа                                                                          33  мин

         Часть 1. Совместная работа с учителем                                         12 мин

Физкульт-минутка для глаз                                                                        3 мин

         Часть 2. Самостоятельная практическая работа                              18 мин

VI. Оценивание. Рефлексия «3+2+1»                                                         8 мин

VII. Домашнее задание                                                                               2 мин

ХОД УРОКА

I. Самоопределение к деятельности

Здравствуйте ребята, рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке, садитесь. Дежурный, кто сегодня отсутствует?

II. Актуализация опорных знаний

На предыдущих уроках первого семестра мы с вами знакомились с возможностями приложений, входящих в пакет MS Office. Давайте вспомним эти приложения. (MS Word, MS PowerPoint).(Рис1.)

Вам предлагается самостоятельно выбрать себе вопрос, на который вы отвечаете. Правильный ответ на вопрос – 1 балл. А для тех, кто боится отвечать, среди вопросов есть две «бонусных» ячейки дающих право получить балл без ответа на вопрос! (рис.2).

 

ВЫБЕРИ ВОПРОС

Что такое MS Word ?

MS Word – текстовый процессор, преднаначенный для создания, редактирования, просмотра на экране, распечатки на принтере текстового документа.

Назовите возможности MS Word.

Набор, редактирование, форматирование текста, проверка орфографии, написание математических формул, вставка объектов, работа с таблицами и гиперссылками, создание документов по шаблону.

Что такое MS PowerPoint ?

MS PowerPoint – программа создания презентаций.

Презентация (от английского «presentation» - представление) -это набор цветных картинок-слайдов на определенную тему.

Основные функции MS PowerPoint ?

Создание новой презентации; выбор оформления слайдов; выбор шаблона оформления, цветовой схемы или схемы анимации; создание специальной анимации; установка последовательности смены слайдов; поиск файлов; одновременное копирование и вставка нескольких элементов.

Что общего у этих приложений MS Word, MS PowerPoint?

Интерфейс, панели инструментов, возможности обработки текста  и графических объектов, буфер обмена, коллекция картинок.

Что такое буфер обмена?

Буфер  обмена - промежуточное  хранилище данных, в которое можно поместить любой объект Windows, выполнив команду «Копировать» или «Вырезать».

Как вставить изображение в документ или презентацию?

Выбрать исходное изображение-Копировать (любым из известных способов)-Установить курсор в место вставки-Вставить.
Рис. 4

Где находяться элементы управления и работы с рисунками MS Word и MS PowerPoint?

Рис.5

2. рис.6

Какие данные называются мультимедийными? Приведите примеры.

Мультимедиа — взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном представлении. (рис.7)

Что такое мультимедийные технологии?

Технологии, направленные на распространение, обработку т.д. информации не только в текстовой форме, т.е. содержащуюся в виде графики, звука, видео. Мультимедиа - много сред. (рис.8)

7-я и 12-я ячейки – бонусные.

III. Получение новых знаний

Работая в Wordе, мы можем создать любой текстовый документ, который будет содержать текст, картинки, таблицы, графики и т.д. Рефераты, методички, брошюры, объявления, книги печатаются именно в Wordе. Большая часть подобных документов создается для последующей распечатки и предания огласке -  публикации. Многие из них очень похожи между собой по структуре и способу оформления и гораздо проще и быстрее создать их на основе готовых шаблонов.

Итак, тема нашего урока: Создание компьютерных публикаций на основе готовых шаблонов. (слайд 2)

Публикациями (лат. publico - объявлять публично) называют процесс издания определенного произведения. Выданное (обнародованный) произведение также называют публикацией. (слайд 3) (рис.9)

Например перед вами рекламный буклет техникума, поздравительная открытка, календарь. (слайд 4) (рис.10)

В зависимости от способа предание огласке произведения различают печатные публикации и электронные. К печатным публикациям относят книжки, брошюры, журналы, газеты, бюллетени, буклеты, открытки и тому подобное. К электронным публикациям относят документы, которые распространяются с использованием электронных носителей данных (компакт-диски, дискеты, флешки, и тому подобное) или компьютерных сетей. (слайд 5) (рис. 11)

 

Системы проработки текста, предназначенные для создания макетов полиграфических изданий и подготовки их к печати, также называются издательскими системами (слайд 6).

Верстка - это процесс компоновки текстовых и графических объектов для создания страниц издания в соответствии с принципами дизайна и технических требований. По назначению различают книжно-журнальную верстку, газетную верстку и акцидентную (лат. accidentia - случай, случайность) верстку. Акцидентная верстка применяется для верстки отдельных, как правило, небольших за количеством страниц и за тиражом объектов: объявлений, бланков, афиш, буклетов, проспектов, визиток и т.д. (рис.12)

Сегодня мы, используя готовые шаблоны, выступим в роли редакторов газеты и создадим и подготовим к распечатке несколько полос этой газеты.

Как вы думаете, какая программа из пакета MS Office наиболее подходит для создания публикаций?  (Publisher). (слайд 7)

С помощью Publisher можно создать визитные карточки, календари, открытки, объявления, брошюры, бюллетени, буклеты, грамоты, подарочные сертификаты, резюме, каталоги и даже страницы веб-узлов. (рис.13)

Publisher упрощает процесс создания публикаций, предоставляя сотни профессиональных макетов для начала работы. Все публикации состоят из независимого текста и элементов рисунков, которые предоставляют неограниченные возможности в создании макета страницы

Игра-проверка: «Техника бзопасности при рабте за компьютером»

Для продолжения работы и изучения нового материала нам с вами понадобится компьютер. Надеюсь, все помнят правила безопасной работы в кабинете информатики и за компьютером? Сейчас мы это проверим, а заодно сделаем легкую гимнастику для пальцев. Я буду перечислять варианты, а вы, если утверждение верно, жестом показывать –ВЕРНО! или НЕ ВЕРНО! (таблица 1)

 

Переходим к изучению и работе с новой программой.

Документ Publisher называется публикацией (расширение в файловой системе  . pub) (слайд 7).(рис 12)

Создается документ Publisher также, как и другие документы Microsoft Office: Пуск► Программы ► Microsoft Office ► Microsoft Publisher 2010, либо в контекстном меню (щелчком правой кнопки мыши) Создать ► Доумент Microsoft Publisher, либо щелчком мыши по ярлыку Publisher, находящемуся на Рабочем столе или на Панели задач. (слайд 8) (рис.13)

(Запустить  программу Publisher)

После запуска приложения на экране появляется следующее окно (слайд 9).

В отличие от Word и Power Point при непосредственном запуске (а не открытии существующей публикации) Publisher не создает нового документа. Для того чтобы добраться до панелей инструментов и меню, необходимо создать новую публикацию

В предложенном перечне Доступных шаблонов выбрать необходимый тип публикации: Буклеты, Бюллетени, Визитные карточки, Календари, Наклейки, открытки и т.д. (рис15).

Все шаблоны содержат и текстовую и графическую информацию, и, что особенно важно, при выводе на печать сохраняется отличное качество графики.

Выбираем Бюллетень. – Шаблон «Лето» (рис.16)

Вся работа в Publisher организуется на специальном поле, которое можно назвать “монтажным столом”. Его особенность – это возможность одновременного размещения на нем различных материалов для верстки: текстовых блоков, рисунков. Количество страниц, необходимое для вашего издания, неограниченно, можно сверстать целую книгу.

Здесь же можно изменить и цветовые шрифтовые схемы выбранного вами макета, для чего щелкнуть в Макет страницы Шрифтовые схемы и выбрать те шрифты, которые вам нужны. (рис.17)

Оставляем цветовую схему - Туман, шрифтовую схему – по умолчанию из шаблона, Размер страницы – одна страница. Создать.

Если же вам вдруг перестал нравиться выбранный макет публикации, то его можно легко поменять на другой панель инструментов Макет страницы ►Изменить шаблон. Просто выберите новый макет и щелкните по нему мышью.

IV. Подготовка к практической работе

Сегодня мы с вами, используя  Publisher, сверстаем выпуск газеты «Февральский вестник». Сегодня вы будете редакторами этой газеты. (рис. 18)

Каждому из вас предлагается набор кейсов содержащих конкретный материал к нашей газете: текст статей набранный в Worde и картинки, которые помогут сделать нашу публикацию яркой и красочной. Т.е. каждый из вас выпустит свою полосу нашей газеты. Мы знаем, что все приложения пакета MS Office имеют связь – результат работы, созданный в одной программе можно разместить в документе другого приложения. И то, что вы создали в Worde, мы перенесем в Publisher с помощью буфера обмена.

V. Практическая работа

часть 1. работа с учителем. создание первой страницы газеты.

Продолжаем работать с созданным бюллетенем. (рис.19)

В верхней строке шаблона меняем блок «Название организации» и вносим в него название нашего учебного заведения. Для этого достаточно щелкнуть мышкой по блоку, сам объект выделиться рамкой, а текст внутри стандартным выделением. Достаточно начать вводить новый текст, чтобы удалить шаблонную подпись.
Так же меняем данные в разделе «Дата выпуска бюллетеня»
Меняем название. Вводим «ФЕВРАЛЬСКИЙ ВЕСТНИК».
Меняем рисунок в заголовке.
вставьте его в раздел Заголовок основной статьи.
Скопируйте текст статьи и вставьте его в блок основной статьи.
Замените изображение в основной статье файлом рябина.jpg
Пояснительную подпись под рисунком замените загадкой о феврале.
Меняем фон. Панель инструментов – Макет страницы – ФОН – Дополнительные типы фона – закладка Рисунок – Рисунок - выбрать фоновый рисунок – Вставить – ОК.

Щелкаем по рисунку (он выделяется кружочками ) ► Контекстное меню►Изменить рисунок►Изменить рисунок► Выбираем кейс под названием «Февраль», изображение «Заголовок»►Вставить.
Для заполнения с блока Основной статьи откройте файл февраль. docx. Скопируйте заголовок статьи и вставьте его в блок основной статьи.
Замените изображение в основной статье файлом рябина.jpg
Пояснительную подпись под рисунком замените загадкой о феврале.
Меняем фон. Панель инструментов ► Макет страницы ► ФОН ► Дополнительные типы фона ► закладка Рисунок ► Рисунок ► выбрать фоновый рисунок ► Вставить ► ОК.

 

Физкультминутка ДАЕМ ГЛАЗАМ ОТДОХНУТЬ!!!

Внешними проявлениями утомления у учащихся на уроках являются  учащение отвлечений и потеря интереса, что приводит к  снижению работоспособности. В связи, с чем возникает необходимость внедрения разных форм двигательной нагрузки, так как движение – ведущая функция всего живого.

Физкультминутка применяется, как основная форма двигательной нагрузки на каждом уроке по 1-2 раза (упражнения для глаз, для улучшения слуха, дыхательная гимнастика, упражнения для кистей рук и т.д.).

Физкультминутка для глаз  составляет 2- 3 минуты. Все упражнения для тренировки зрения учащихся, выполняются непосредственно на рабочем месте ученика, голову при этом не надо наклонять.

Презентация состоит из  упражнений: движение глазным яблоком вправо и влево, вверх и вниз, по кругу: по часовой стрелке, против часовой стрелки; движение бровей вверх и вниз; моргание одним или двумя глазами одновременно; моргание за объектом с анимацией «мигания», «исчезновения», «вспышка» при этом сжимая и разжимая веки. Все упражнения повторяются 4-6 раз, без чрезмерного напряжения,  с максимальной амплитудой и скорость движения глазным яблоком.

Заключительное упражнение способствует расслаблению глазных мышц за счёт медленного моргания и взгляда вдаль на зрачки глаз на экране.

Физкультминутка выполняется под звуковое сопровождение  детского коллектива «Барбарики» (mp3), что обеспечивает позитивный эмоциональный настрой и выполнение упражнений без напряжения. (Рис.20)

Часть 2. Самостоятельная работа

Выпуск нашей газеты посвящен последнему зимнему месяцу - Февралю и его праздникам. День Святого Валентина, День защитника Отечества, Масленица.

Используя материалы кейсов сверстайте одну (на выбор) из страниц бюллетеня (рис.21).

VI. Оценивание. Рефлексия. (рис.22)

Назовите три положительных момента урока
Назовите два отрицательных момента урока
Задайте вопрос

VII. Домашнее задание.

Предложенная форма проведения урока дает возможность легко, быстро, интересно, а главное эффективно познакомить школьников с понятием и видами публикаций, новой прикладной программой Publisher, за одно занятие сформировать у учащихся устойчивые практические навыки создания компьютерных публикаций. Участие в коллективном созидательном проекте  – создание своей полосы в газете – превращает изучение нового материала в активный творческий процесс, увлекающий каждого ребенка. 

Создание компьютерных публикаций на основе готовых шаблонов

Скачать конспект (9.28 Mb)



Автор разработки: Каспрук Ульяна Евгеньевна

Учебный предмет: Информатика

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 3626 | Загрузок: 317 | Комментариев: 1

Ключевые слова: Publisher

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»