Главная » Разработки уроков » Информатика |
При изучении предмета «Основы информатики» следует уделять особое внимание формированию умений и навыков решению задач из специальных дисциплин. Студенты первого курса горных специальностей ещё не изучают специальные дисциплины своего профиля. Чтобы дать представление о лаве, профессии горняка студенты посещают полигон и музей техникума. Полигон в Донецком горном техникуме им. Е.Т.Абакумова – лучший в Украине, настоящая шахта, с действующим комбайном, транспортёрной лентой. Получив представления о труде шахтера, перед студентами первого курса ставится задача модернизации и улучшения условий труда шахтёра при соблюдении техники безопасности. Решение данных задач невозможно без знания компьютерной техники, математического моделирования процессов, выполнения точных расчётов. В данной методической разработке практического занятия с основ информатики, демонстрируется решение задач прикладного характера, с помощью языка программирования Basic. Данная методическая разработка может быть полезна преподавателям ПТУ, техникумов, студентам, изучающим основы программирования Задачи урока: формировать у студентов умения и навыки составления программ с использованием основных конструкций языка программирования БЕЙСИК. Способствовать развитию у учащихся чувства уверенности в овладении возможностями компьютера и освоение с этой целью различных средств и способов их использования. Воспитать нравственно-ответственное отношение к компьютерам и информационным системам, с которыми им приходится работать. Научить учеников оценивать преимущества и ограничения того или иного конкретного случая использования компьютера. Создавать фонд программ для дальнейшего использования в общеобразовательных, в общетехнических и специальных дисциплинах, изучаемых в техникуме. Сформировать у учащихся представление о навыках, необходимых при обработке информации и решении задач, приобретение которых имеет важное значение для определенного круга профессий. Тип урока: комбинированный. ТСО : кодоскоп Вычислительные средства: персональные компьютеры КУВТ «Корвет». Мотивация познавательной деятельности учащихся. Показать преимущества применения ЭВМ при решении задач. План занятия. I. Повторение опорных знаний учащихся. Фронтальный опрос: ■ сформировать этапы решения задач с помощью ЭВМ; ■ какие типы программ изучались? ■ повторение основных конструкций языка БЕЙСИК; ■ почему принята нумеровать строки не через 1, а через 10? ■ как испровить неверную строку? ■ как вставить строку? ■ как выполнить введенную программу? ■ как увидеть текст введенной программы? ■ как очистить экран, память? II. Просмотр и защита программ учащихся. Некоторым студентам было предложено заранее составить, отредактировать программы решения задач специальных дисциплин. Задание №1 Составить программу расчета запаса угля по свите пластов. Программу составить для общего случая. Математическая модель. ■ вычислить среднюю линию простирания пластов. ■ определить площадь шахтного поля. ■ определить запас угля шахтного поля по пласту Блок-схема алгоритма А1 - граница поверхности А2 - граница по глубине Д - линия простирания пласта В - линия восстания пласта F - площадь шахтного поля N - количество пластов j - плотность угля (удельный вес) с - коэффициент извлечения пласта i - параметр цикла М - мощность пласта z (i) - запас для шахтного поля по пласту l(i) к - количество пластов S - суммарный запас угля по к- пластам. Программа на языке БЕЙСИК. 10 PRINT «Запас угля» 20 INPUT «Введите границу поверхности А1(М)=»;А1 30 INPUT «Введите границу по глубине А2(М)=»;А2 40 D=(A+A)/2 50 PRINT «Линия простирания пласта D(М)=»;D 60 INPUT «Введите линию восстания В(М)=»;М 70 F=D*B 80 PRINT «Площадь шахтного поля F(М^2)=»;F 90 INPUT «Введите количество пластов N=»;N 100 j=1.35: С=.92 110 FOR i=1 TO N 120 INPUT «Введите мощность пласта М(М)=»;М 130 Z(i)=F*M*j*C 140 PRINT «Запас угля на»;1; «пласту»; «Z»;i; «=»;Z(i); «Т» 150 NEXT i 160 РRINT 170 PRINT «Суммарный запас угля» 180 PRINT «Введите количество пластов К=»;к: INPUT K 190 S=0 200 FОR i=1 ТО к 210 S=S+Z(i) 220 NEXT i 230 PRINT «S(T)=»;S 240 END. После доклада студенту предлагается выполнить программу на компьютере, используя конкретные данные: m1=0,8м, m2=0,67м, mЗ=1,4м, m4=1,8м, граница поверхности равна 3,2 км, граница по глубине - 6 км., линия восстания - 2 км. Найти запас угля по данной свите пластов. Задание №2. Составить программу вывода химической формулы вещества по известной массовой доле. Формульно-словесное описание алгоритма. 1. Обозначить формулу соединения с индексами (х, у, z ) АхВуСх 2. Рассчитать отношение х:у:z через массовые доли элемента где А(Э) - относительная атомная масса вещества W(Э) - массовая доля элемента Мг - относительная молекулярная масса вещества. 3. Найти НОД для чисел х, у, z. 4. Записать формулу Программа на языке БЕЙСИК. 10 PRINT «Формула вещества по известной массовой доле» 20 PRINT 30 INPUT «Введите количество элементов соединения N=»; N 40 FOR i=1 TO N 50 INPUT «Введите относительную массовую долю вещества W=»;W 60 W(i)=W 70 INPUT «Введите относительную атомную массу элемента А=; А 80 А(i)=А 90 X(i)=W(i)/A(i):X(i)=INT(X(i)) 100 NEXT i 110 PRINT «HOД X(i)» 120 N=N-1 130 FОR i=1 ТО N 140 В=Х(i): С=Х(i+1) 150 IF В=С ТНЕN 170 160 IF В>С ТНЕКN В=В-C ЕLSE С=С-В: GОТО 150 170 NEXT i 180 D=B:N=N+1 190 FOR i=1 TO N 200 Х(i)=Х(i)/D 210 PRINT «X»; i; «=»; X(i): PRINT: NEXT i 220 END Студенту предлагается вывести химическую формулу питьевой соды, используя программу. Известно: вещество содержит 27,38% Na, 1,19% Н, 14,29% С и 57,14% О. Задание №3. Составить программу вычисления значения функции X Є[-4;8] с шагом h=1,5
10 PRINT «ФУНКЦИЯ» 20 PRINT 30 FOR X=-4 TO 8 STEP 1,5 40 IF X>2 THEN 110 50 А=Х^2-5 60 IF A>0 THEN 90 70 РRINT «Х=»;х, «Нет решений» 80 GОТО 130 90 У=LOG(А) 100 GОТО 120 110 У=СОS(Х-3)^2 120 PRINT «Х=»; X, «У=»; У 130 NЕХТ X 140 ЕND Учащийся выполняет программу на компьютере. Получает результаты. III. Студентам предлагаются карточки с задачами для самостоятельного составления и исполнения на ПЭВМ. Задание №1 В цепи известны сопротивления R1= 1 Ом, R2=25 Ом, R3=55 Ом и напряжение U=120 В. Определить: а) токи I1, I2, I3, I; в) эквивалентное сопротивление. Расчетные формулы Задание №2 Ваттметр с номинальным напряжением U=20В и током I=5А имеет а ном=75 делений. При измерении стрелка прибора отклонилась на а =40 делений. Определить измеренную мощность Р(Вт). Расчетные формулы: Задание №3 Ток в замкнутой электрической цепи I=150 мА, сопротивление источника Rвн=2 Ом, а приемника энергии R=50 Ом. Определить: а) ЭДС источника энергии; б) энергию, вырабатываемую источником за t=10 час. Расчетные формулы Задание № 4 Известны емкости конденсаторов : С1=2 мкф, С2=3 мкф, С3=6 мкф, заряд батареи конденсаторов Q=200*10-6 Кл. Определить напряжение на зажимах цепи и на каждом конденсаторе. Расчетные формулы: Задание №5 Дан литерный массив (агент, атряд, амлет, абряд, аврал, аткос). Составить программу, ликвидирующую ошибки. Задание №6 Составить программу вычисления подоходного налога по формуле: Задание №7. Составить программу вычисления площади заштрихованной фигуры. АВ=47 см В АМ=23 см АМ=20 см ВС=54 см МК= 10 см А С Задание №8.
Дана матрица
Все элементы, стоящие выше главной диагонали заменить на 0. Найти произведение массива.
Задание №9. Составить программу приближенного вычисления определенного интеграла
используя обобщенную формулу левах прямоугольников. Задание №10. Учащийся выполняет творческую индивидуальную работу по составлению программы с использованием графических операторов. IV. Проверка и анализ полученных результатов. V. Работа в группах. А) Устно. Найти ошибки в программах. 10 INPUT N 20 S=0 30 FOR Р=1 N0 N 50 S=S+Р 60 NEХТ S 70 PRINT S/N 80 END 20 DIM А(3;5) 30 FOR i=1 ТО 4 50 FOR j=1 ТО 7 60 INPUT A(i, j) 70 NEXT i 80 NEXT j 90 ЕND 10 INPUT А, ВС 20 Р=А+В+С 30 PRINT «Периметр=»;Р 40 S#=Р+10 50 PRINT S# 60 END 10 INPUT А,В,С 20 D:=А+В+С 30 IF D>0 ТНЕN PRINT D GOTO 50 40 PRINT «D=»;D*D 50 ЕND Какие из следующих записей операторов перехода ошибочны: 10 IF A=B THEN 20, 20 IF A>2 THEN A, 30 IF A=2 THEN 100, 40 IF X=2,5 THEN X+5, 10 X=6 20 GOSUB 30 PRINT «Y=»; Y 40 GOTO 70 50 Y=SIN(X+1)-X 60 RETURN 70 END Данные задания проецируются с помощью кодоскопа. В) Каждой группе дается задание собрать блок-схему алгоритма и написать к ней программу на языке БЕЙСИК. VI. Задание для самостоятельного решения.
1.Составить блок-схему и программу вычисления значения выражения
где х Є [-1; 30] с шагом h=2,3 2. Дан одномерный массив А(8). Найти количество чисел, кратных 3. Вычислить сумму отрицательных чисел. 3. Найти площадь заштрихованной фигуры, если известно, что АВ=12, ВС=19, АК=14, КС=13, ДМ=8, ДС=6, КМ=12. VII. Подведение итогов. VIII. Домашнее задание Знать основные конструкции языка БЕЙСИК. Составить программу вычисления числа сочетаний
с использованием подпрограммы вычисления факториала. Литература. 1. Б.Хатнер. Мои ученики работают на компьютерах, М., Просвещение, 1989г. 2. Е.В.Алтухов и др. Основы информатики и вычислительной техники, М., Высшая школа, 1992г. 3. Н.И.Шкиль и др. Изучение языков программирования, Клев, Радянська школа, 1988 г. 4. М.П.Лапчин Вычисления. Алгоритмизация. Программирование, М.,Просвещение, 1988 г. 5. Под ред.А.Н.Ламанович, Вчіться спілкуватися с персональним комп'ютером, Київ, Радянська школа, 1990 р. |
Автор разработки: Левченко Виктория Анатольевна Учебный предмет: Информатика Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 681 | Загрузок: 209 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |