Главная » Разработки уроков » География |
Цели урока: познакомить учащихся с географической картой планеты и особенностями природы наших материков; воспитывать у учащихся интерес к знаниям, внимательность, заинтересованность; развивать умения и навыки работы с картами, дополнительной литературой. Оборудование: физическая карта полушарий, картины природы материков, атласы, кинофрагмент «Пингвины». Тип урока: урок изучения нового материала. Вид урока: урок-путешествие. Ход урока I. Организационный момент II. Мотивация учебной и познавательной деятельности Учитель. География – наука всем знакома! География – для нас не просто слово! Это корень и основа Для познания мира большого! Действительно, география – это необыкновенная наука, она помогает человеку выучить и понять особенности Земли. III. Изучение нового материала Учитель. Сегодня мы с вами путешествуем. Путешествие будет по карте. Географические карты – это своеобразные портреты Земли, на которых горы, реки, моря обозначаются специальными символами. Нашими гидами будут туристы, которые прошли Землю вдоль и поперек, им помогала всегда географическая карта. Про неё даже есть загадки. 1 ученик. Море есть – плавать нельзя, дороги есть – ехать нельзя, луга есть – косить нельзя. 2 ученик. Страны без людей, города без домов, леса без деревьев, моря без воды! 3 ученик. Наша задача на уроке этом Не тайны земные открыть; Наша задача – хотя бы немного А летом давайте – рюкзак за спиною, Легким шагом в походы пойдем И все, что узнаем, и все, что откроем, Мы школе родной принесем. Учитель. В давние времена мудрецы гадали: «На чем же держится Земля?». Одни утверждали, что на трех китах, другие утверждали, что Земля – полусфера, которую омывает море, Были и такие, что утверждали: «Земля стоит на панцире гигантской черепахи. Черепаха лежит на спинах трех слонов. А слоны стоят на трех китах, которые плавают в Мировом океане. И так они держали Землю миллионы лет». Но однажды пришли к краю Земли мудрецы, глянули вниз и удивились - Неужели, - ойкнули они, - мир настолько неустойчивый, что Земля в любой момент может полететь в тартарары? - Эй, Черепаха! – закричал один из них. – Не трудно ли тебе держать нашу Землю? - Земля не пушинка, - ответила Черепаха. – И с каждым годом становится тяжелее. Но можно не волноваться: пока жива Черепаха, Земля не упадет. - Эй, Слоны! – закричал другой мудрец. Не надоело ли вам держать Землю с Черепахой? - Не волнуйтесь, - ответили Слоны. – Мы любим людей и Землю. И обещаем вам: пока живы Слоны, она не упадет! - Эй, Киты! – крикнул третий мудрец. – Как долго вы сможете держать Землю с Черепахой и Слонами в придачу? - Мы держим Землю миллионы лет, - ответили Киты, - И говорим вам под присягой: пока живы Киты, Земля не упадет! Так ответили людям Киты, Слоны и Черепаха. Однако ученые мудрецы им не поверили. - А вдруг Китам надоест держать нас? – испугались они. – А если Слоны уйдут в цирк? А может быть, черепаха простудится и чихнет? Пока не поздно, - решили мудрецы, - мы должны спасти Землю. - Железными гвоздями следует прибить ее к панцирю Черепахи! – предложил один мудрец. - Золотыми цепями приковать к ней Слонов! – добавил другой. - Морскими канатами привязать к Китам! – добавил третий. - Мы спасем человечество и Землю! – закричали они все вместе. И тут Земля зашаталась. - Честное слово Китов крепче морских канатов! – гневно сказали Киты и, дружно ударивши хвостами, поплыли в океан. - Честное слово Слонов крепче золотых цепей! – протрубили Слоны, и пошли в джунгли. - Честное слово Черепахи тверже всех железных гвоздей! – обиделась Черепаха и нырнула на глубину. - Подождите! – заголосили мудрецы. – Мы верим вам. Однако было поздно: Земля зашаталась и повисла,… Испуганные мудрецы притихли и стали ждать… Прошла минута. Две. Три… А Земля висит! Минул час. День. Год… А она держится! И тысячу лет прошло. И миллион… А Земля не падает! А некоторые мудрецы до сих пор ждут, что она вот-вот упадет. И никак не могут понять, на чем она держится. Сколько времени прошло, а они не поймут, что если и держится на чем-то Земля, то исключительно на честном слове!!! 4 ученик. Если на карту Земли посмотреть – земли на Земле всего одна треть… Но странный вопрос возникает тогда – планета должна называться – Вода! 1 ученик. На нашей Земле океанов четыре: Индийский – самый соленый в мире, Океан Атлантический славен сельдями, Ледовитый все время спит подо льдами, А Тихий океан, конечно же, вовсе не тихий – А буйный, глубокий и самый великий… 2 ученик. На свете много островов. Так много, что не счесть… А вот больших материков Мы насчитаем шесть: Африка, Америка Австралия, Евразия и Антарктида (вьюжная). 3 ученик. Что такое Евразия? Это Европа плюс Азия. Из двух частей света возник Самый большой материк. А где между ними граница? Считайте, что эта страница. (А вообще - это в большом секрете хранится!) Учитель. Никакой здесь тайны нет. Условной границей между Европой и Азией считаются Уральские горы. А самые высокие горы Евразии называются Гималаи. Наивысшая их вершина имеет высоту 8848 м. (Картина «Горы Гималаи») 4 ученик. В Гималаях есть высокий-превысокий Пик! Поломаешь руки-ноги, Шею и язык – Даже выговорить трудно, А не то, что взять: Сагармахта, Джомолунгма Или Эверест. При загадочных названьях Этой высоты Бормочи, как заклинанье, Днем и ночью ты. И бесспорно очень скоро Ты запомнишь текст: Сагармахта, Джомолунгма Или Эверест. Если ты раз девяносто Это повторишь, То считай, что очень скоро Гору покоришь. И тогда тебе безумно Вскоре надоест Сагармахта, Джомолунгма Или Эверест. Учитель. На территории Евразии есть высокие горы и глубокие впадины, леса, болота и пустыни. Интересно, на что похожа пустыня? (Картина «Пустыня Сахара») 1 ученик. Пустыню лишь с морем бескрайним сравнишь, Барханы – с волнами гигантскими лишь. Безлюдны моря и пустыни – безлюдны. Простор бороздят лишь суда и верблюды… Но к суше стремятся морские суда, Верблюды, напротив – туда, где вода! Учитель. Верблюдов называют кораблями пустыни. С их помощью можно пройти всю Сахару – самую большую пустыню мира, а она в Африке. Но в Африке… 2 ученик. Вдоль по жаркой Африке Бегают жирафики: Наизусть жирафики Знают карту Африки. Как посмотрят сверху вниз: Вот Марокко, вот Тунис, Сенегал, Ангола, Гана, Чад, Нигерия, Ботсвана. Вот Либерия и Гамбия, С высоты жирафьей шеи Видно сразу две Гвинеи…! Если б мне могли на час Шею дать жирафью, Эту географию. Учитель. Евразию и Африку в давние времена называли Старым Светом. Но, где же находится Новый Свет? 3 ученик. Колумб, Веспуччи, Магеллан – О них ведь знает и млад, и стар. А кондор? Пума? Аллигатор? Ленивец и морские свинки? А смелые индейцы-инки? Ну, а футбол? Ну, а Пеле? Все знают их в любой стране. Итак, смотрите, как велик Известный всем уж материк! Известен он полтыщи лет! Ему названье – Новый Свет! (Картины «Горы Анды», «Прерии») Учитель. Вы уже догадались, что Новый Свет – это материк Южная Америка и, конечно, Северная Америка со знаменитыми Кордильерами, Ниагарским водопадом, Великими Американскими озерами и степными равнинами-прериями, где до появления европейцев были многочисленные стада бизонов. 4 ученик. А я расскажу вам про Австралию, которую открыли после Америки. Заброшенная Австралия Почти на край Земли. Поэтому Австралию Не так давно нашли, Чтоб вновь не потеряли их – Навек или на сутки – Все жители Австралии С собою носят сумки. Там зайцы, лисы, волки Малюток в сумках прячут. И белки очень ловко, По веткам с сумкой скачут. Таскают в сумках кенгуру Своих родных детишек. И даже мыши не в нору, А в сумку прячут мышек! (Картина «Животные Австралии») Учитель. Только в Австралии встречаются сумчатые животные. Из-за европейцев там появились дикие кролики, которых боятся очень фермеры. Сейчас в австралийских пустынях и полупустынях живут стада диких верблюдов, ослов, мустангов. Здесь есть памятник бабочке, которая остановила продвижение кактуса опунции по территории материка. А вот пингвины живут только в Антарктиде. 1 ученик. Дружный народ в Антарктиде – пингвины. Во всем коллективе они едины: Строем идут на обед, Хором орут по-пингвиньи: «Привет!», Все как один дружно прыгают в воду, Только услышав команду: «На старт!» Все как один ничего не читают. Все как один никогда не летают. Все как один проживают средь льдин. Все как один носят имя Пингвин! (Кинофрагмент «Пингвины») Учитель. Сегодня мы с вами совершили заочное путешествие по карте, на которой изображена наша планета Земля – наш общий дом. 2 ученик. Географию Земли Должны знать все – я и ты, Чтобы знать, куда нам плыть, Где нам ехать, как нам быть. 3 ученик. Чтоб историю узнать, Нужно карты изучать, Чтоб узнать, где звери есть, Нужно книжку нам прочесть. 4 ученик. А географ – он наш друг. И открытый новый круг. Нам расскажет и покажет, Где не понял, то подскажет! Учитель. Наше путешествие завершилось. И как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! IV. Итоги урока и домашнее задание - выучить параграф «Географическая карта» |
Автор разработки: Дмитриева Светлана Николаевна Учебный предмет: География Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 660 | Загрузок: 232 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |