Главная » Разработки уроков » География |
Цель урока: - формирование первичных знаний о литосферных плитах и видах движения литосферных плит; - знакомство о происхождении материков и океанов; - совершенствование умений работать з тематическими картами и схемами атласов и учебников. Тип урока: изучение нового материала Оборудование: географические карты, схемы атласа, учебники, пазлы материков и океанов; набор для опыта по химии (сода, моющее средство, краситель, уксусная кислота, инструкция по ТБ) Опорные знания: земна кора, мантия, ядро, материки, океаны, гипотеза. Базовые понятие: литосферные плиты, дрейф материков, геологическое время СОДЕРЖАНИЕ УРОКА I. Организационный момент У1: «Добрый день, уважаемые гости! Добрый день, дорогие ребята! Урок у нас сегодня необычный, Далеко идущий и многогранный. Мы отправляемся к центру Земли. II. Актуализация опорных знаний и умений И в путешествие возьмем рюкзачки знаний. Открываем первый. Вспомните, пожалуйста, из каких оболочек состоит Земля? У2 (учащиеся): ядро, литосфера, земная кора. У1: разделимся на 3-ри группы с такими же названиями и дадим краткую, лаконичную характеристику оболочек Земли. IIІ. Мотивация учебной и познавательной деятельности. Все, что мы услышали ребята – это научная гипотеза, предположение. Ныне, ученые знают о внутреннем строении Земли меньше, нежели о космическом окружении нашей планеты. И может быть сегодня, среди нас находится будущий выдающийся географ, который раскроет тайны строения Земли. Что поможет людям предсказывать и избегать землетрясений и извержений вулканов, быстро и точно находить полезные ископаемые… Прием: «Отсроченная догадка» На сегодня наиболее изучена верхняя часть земной коры, где строят заводы, прокладывают дороги, бурлят скважины. Самая глубокая свердловина - 14,5 км на Кольском полуострове, пробурив эту скважину в 1986г, ученые приостановили работы. Как вы думаете ребята почему? - высокие температуры, нет технических возможностей; - в СМИ появились заголовки: «Ученые открыли врата ада!» IV. Изучение нового материала. Что же произошло на самом деле? Вам интересно ребята? Тогда мы приступаем к изучению новой темы: Тема урока: Литосферные плиты. Происхождение материков. (Робота с атласами, учебниками, картами, презентацией, схемами) Чтобы урок наш был интересным прошу вашей помощи сформулировать цель урока, что бы вы хотели узнать, что бы хотели получить от этого урока? Свои мысли напишите на листиках «клена» и озвучив приклейте к нашим воздушным шарикам. Путишествуем! Рассказ учителя. Современные представления о строении Земли базируются на гипотезе дрейфа материков, созданной в 1912г. Ее автор немецкий ученый Альфред Вегенер, предположил, что миллионы лет тому назад существовал единый материк Пангея, который распался на Лавразию и Гондвану. Лавразия дала начало С. Америке и Евразии. Гондвана – южным материкам. Единственный вопрос, на который Вегенер не смог дать ответ: «Как двигаются материки?». Сегодня мы знаем, что з. кора плавает по астеносфере трескается на огромные блоки – литосферные плиты (мощностью до 100 км). Они разделены глубокими разломами, но словно гигантская мозаика плотно прилегают друг к другу. Что же заставляет двигаться литосферные плиты? (Распад радиоактивных веществ в верхнем слое вещества мантии) Эта внутренняя энергия Земли способствует горизонтальным и вертикальным движениям литосферных плит. -Горизонтальные движения бывают 3-х типов: 1.Столкновение 2-х материковых литосферных плит; 2. Материковой и океанической литосферных плит; 3. Расхождение литосферных плит. Результат движения литосферных плит: возникновение гор, землетрясения, извержение вулканов – это образуются сейсмические пояса. Самые большие из них: Альпийско-Гималайский (от Альп до Гималаев) и Тихоокеаническое огненное кольцо. Здесь находится самый сильный вулкан на земле - * Кракатау, его приравнивают к 26-ти водородным бомбам, последнее его извержение снесло соседний остров, а приливная волна дошла до п-ва Сомали. -Вертикальные движения – поднятие и опускание отдельных участков земной коры еще называются колебательными движениями. 1. Например, Скандинавский п-в ежегодно растет на 1 см. На высоте 150м над уровнем моря накопились слои глины и песка с вкраплениями морских остатков, следовательно, эта территория когда-то была дном моря. 2. Одновременно территория такой страны, как Голландия (Нидерланды), ежегодно опускается на 3 мм. Население сооружает высокие дамбы 25 м), вдоль берега Северного моря. Как результат страна оказалась ниже уровня моря. 3. На территории нашей страны ежегодно поднимаются Кировоградская (восток) и Житомирская (север) области на 9 мм. В то время как берег Чорного моря опускается в районе Одессы на 1 см. в год. Мы видим, что земная кора постоянно находится в движении. В результате этого на литосферных плитах образуются тектонические структуры. Тектонические структуры - Это большие участки земной коры, ограниченные глубинными разломами – это платформа, щит, плита. Тектонические структуры (вкладыш для учащихся) Тектонические структуры - Это большие участки земной коры, ограниченные глубинными разломами. Платформа - Это относительно устойчивая участок земной коры с довольно плоской поверхностью лежит на месте разрушенных складчатых сооружений. Она имеет двухслойную строение: снизу залегает кристаллический фундамент, сложенный древними твердыми породами, над ним - осадочный чехол, образованный младшими отложениями. На платформе выделяют щиты и плиты. Щит есть приподнятой до земной поверхности участком кристаллического фундамента платформы. осадочный чехол на нем является маломощным и не сплошной. Плита - это участок платформы, где фундамент погружен на глубину и всюду перекрыт осадочным чехлом. Прием «Творческая лаборатория» и «Географический практикум» V. Закрепление изученного материала. У1 (учитель): Ребята, что за чудеса, кто-то принес нам почту. Объединимся в группы и разберемся с почтой. 1 Группа «Ученые» С помощью пазлов материков восстановите теорию литосферных плит А. Вегенера. ________________________________________________________________ 2 Группа «Геологи» В сейсмических зонах активно проявляют себя вулканы, землетрясения, цунами. С помощью оборудования на вашем столе воспроизведите действующий вулкан. Соблюдайте правила ТБ (техники безопасности), изложенной в инструкции. _____________________________________________________________________________ 3 Группа «Экологи» Могут ли люди быть причиной землетрясений? Вспомните, выразительно прочтите стих, песню о бережном отношении людей к планете Земля. 1. Живи, Земля Живи, Земля И, вы, поймите люди Другой Земли, другой Земли не будет! 2. Как яблоко на блюде, Земля у нас одна! Не торопитесь люди, все выскрести до дна Не мудрено добраться до скрытых тайников Разграбить все богатства у будущих веков! 4. Группа «Режиссеры, звукооператоры» Озвучьте фильм английского производства, используя знания, полученные на сегодняшнем уроке. Что же произошло на Кольском полуострове в России 1986 года? (ученые услышали скрежет литосферных плит, что терлись друг о дружку и приняли их за ад). _________________________________________________________________ 5. Группа «Картографы» На контурную карту нанесите номенклатуру 9географические названия), что прозвучали на сегодняшнем уроке. __________________________________________________________________ 6. Группа «Эксперты» Подведите итог урока. Что мы узнали нового? Что понравилось на уроке? Что не понравилось? ________________________________________________________________ 7. Группа «Психологов» Дайте всем нам положительную установку на завтрашний день. (Пример. «Все встаньте, возьмитесь за руки и скажите вместе: «Пусть нам завтра повезет»). ________________________________________________________________ VI. Заключительное слово учителя. VII. Подведение итогов. Оценивание. Домашнее задание: Изучить содержание параграфа 20. 2.На контурную карту нанести литосферные плиты Земли. 3.В словарики выписать термины (на высокий уровень). VI. Заключительное слово учителя. |
Автор разработки: Мирошник Лариса Павловна Учебный предмет: География Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 984 | Загрузок: 276 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |