Главная » Разработки уроков » География

Литосферные плиты. Происхождение материков

Цель урока:

- формирование первичных знаний о литосферных плитах и видах движения литосферных плит;

- знакомство о происхождении материков и океанов;

- совершенствование умений работать з тематическими картами и схемами атласов и учебников.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: географические карты, схемы атласа, учебники, пазлы материков и океанов; набор для опыта по химии (сода, моющее средство, краситель, уксусная кислота, инструкция по ТБ)

Опорные знания: земна кора, мантия, ядро, материки, океаны, гипотеза.

Базовые понятие: литосферные плиты, дрейф материков, геологическое время

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Организационный момент

У1: «Добрый день, уважаемые гости! Добрый день, дорогие ребята!

Урок у нас сегодня необычный,

Далеко идущий и многогранный.

Мы отправляемся к центру Земли.

II. Актуализация опорных знаний и умений

И в путешествие возьмем рюкзачки знаний. Открываем первый. Вспомните, пожалуйста, из каких оболочек состоит Земля?

У2 (учащиеся): ядро, литосфера, земная кора.

У1: разделимся на 3-ри группы с такими же названиями и дадим краткую, лаконичную характеристику оболочек Земли.

IIІ. Мотивация учебной и познавательной деятельности.

Все, что мы услышали ребята – это научная гипотеза, предположение. Ныне, ученые знают о внутреннем строении Земли меньше, нежели о космическом окружении нашей планеты. И может быть сегодня, среди нас находится будущий выдающийся географ, который раскроет тайны строения Земли. Что поможет людям предсказывать и избегать землетрясений и извержений вулканов, быстро и точно находить полезные ископаемые…

Прием: «Отсроченная догадка»

На сегодня наиболее изучена верхняя часть земной коры, где строят заводы, прокладывают дороги, бурлят скважины. Самая глубокая свердловина -  14,5 км на Кольском полуострове, пробурив эту скважину в 1986г, ученые приостановили работы. Как вы думаете ребята почему?

- высокие температуры, нет технических возможностей;

- в СМИ появились заголовки: «Ученые открыли врата ада!»

IV. Изучение нового материала.

Что же произошло на самом деле? Вам интересно ребята? Тогда мы приступаем к изучению новой темы:

Тема урока: Литосферные плиты. Происхождение материков.

(Робота с атласами, учебниками, картами, презентацией, схемами)

Чтобы урок наш был интересным прошу вашей помощи сформулировать цель урока, что бы вы хотели узнать, что бы хотели получить от этого урока? Свои мысли напишите на листиках «клена» и озвучив приклейте к нашим воздушным шарикам. Путишествуем!

Рассказ учителя.  Современные представления о строении Земли базируются на гипотезе дрейфа материков, созданной в 1912г.  Ее автор немецкий ученый Альфред Вегенер, предположил, что миллионы лет тому назад существовал единый материк Пангея, который распался на Лавразию и Гондвану. Лавразия дала начало С. Америке и Евразии. Гондвана – южным материкам.

Единственный вопрос, на который Вегенер не смог дать ответ: «Как двигаются материки?». Сегодня мы знаем, что з. кора плавает по астеносфере трескается на огромные блоки – литосферные плиты (мощностью до 100 км). Они разделены глубокими разломами, но словно гигантская мозаика плотно прилегают друг к другу.

Что же заставляет двигаться литосферные плиты? (Распад радиоактивных веществ в верхнем слое вещества мантии)

Эта внутренняя энергия Земли способствует горизонтальным и вертикальным движениям литосферных плит.

-Горизонтальные движения бывают 3-х типов:

1.Столкновение 2-х материковых литосферных плит;

2. Материковой и океанической литосферных плит;

3. Расхождение литосферных плит.

Результат движения литосферных плит: возникновение гор, землетрясения, извержение вулканов – это образуются сейсмические пояса. Самые большие из них: Альпийско-Гималайский (от Альп до Гималаев) и Тихоокеаническое огненное кольцо. Здесь находится самый сильный вулкан на земле - * Кракатау, его приравнивают к 26-ти водородным бомбам, последнее его извержение снесло соседний остров, а приливная волна дошла до п-ва Сомали.

         -Вертикальные движения – поднятие и опускание отдельных участков земной коры еще называются колебательными движениями.

1. Например, Скандинавский п-в ежегодно растет на 1 см. На высоте 150м над уровнем моря накопились слои глины и песка с вкраплениями морских остатков, следовательно, эта территория когда-то была дном моря.

2. Одновременно территория такой страны, как Голландия (Нидерланды), ежегодно опускается на 3 мм. Население сооружает высокие дамбы  25 м), вдоль берега Северного моря.  Как результат страна оказалась ниже уровня моря.

3. На территории нашей страны ежегодно поднимаются Кировоградская (восток) и Житомирская (север) области на 9 мм. В то время как берег Чорного моря опускается в районе Одессы на 1 см. в год.

Мы видим, что земная кора постоянно находится в движении. В результате этого на литосферных плитах образуются тектонические структуры. Тектонические структуры - Это большие участки земной коры, ограниченные глубинными разломами – это платформа, щит, плита.

Тектонические структуры (вкладыш для учащихся)

Тектонические структуры - Это большие участки земной коры, ограниченные глубинными разломами.

Платформа - Это относительно устойчивая участок земной коры с довольно плоской поверхностью лежит на месте разрушенных складчатых сооружений. Она имеет двухслойную строение: снизу залегает кристаллический фундамент, сложенный древними твердыми породами, над ним - осадочный чехол, образованный младшими отложениями. На платформе выделяют щиты и плиты.

Щит есть приподнятой до земной поверхности участком кристаллического фундамента платформы. осадочный чехол на нем является маломощным и не сплошной.

Плита - это участок платформы, где фундамент погружен на глубину и всюду перекрыт осадочным чехлом.

Подвижной пояс - Это удлиненная участок земной коры, в пределах которой длительное время происходили древние и продолжаются современные движения земной коры. В подвижном поясе различают складчатые сооружения, краевые (предгорные) прогибы.

Прием «Творческая лаборатория» и «Географический практикум»

 V. Закрепление изученного материала.

У1 (учитель): Ребята, что за чудеса, кто-то принес нам почту. Объединимся в группы и разберемся с почтой.

1 Группа «Ученые»

С помощью пазлов материков восстановите теорию литосферных плит А. Вегенера.

________________________________________________________________

2 Группа «Геологи»

В сейсмических зонах активно проявляют себя вулканы, землетрясения, цунами. С помощью оборудования на вашем столе воспроизведите действующий вулкан. Соблюдайте правила ТБ (техники безопасности), изложенной в инструкции.

_____________________________________________________________________________

3 Группа «Экологи»

Могут ли люди быть причиной землетрясений?

Вспомните, выразительно прочтите стих, песню о бережном отношении людей к планете Земля.

1. Живи, Земля

Живи, Земля

И, вы, поймите люди

Другой Земли, другой Земли не будет!

2. Как яблоко на блюде, Земля у нас одна!

Не торопитесь люди, все выскрести до дна

Не мудрено добраться до скрытых тайников

Разграбить все богатства у будущих веков!

4. Группа «Режиссеры, звукооператоры»

Озвучьте фильм английского производства, используя знания, полученные на сегодняшнем уроке. Что же произошло на Кольском полуострове в России 1986 года? (ученые услышали скрежет литосферных плит, что терлись друг о дружку и приняли их за ад).

_________________________________________________________________

 5. Группа «Картографы»

На контурную карту нанесите номенклатуру 9географические названия), что прозвучали на сегодняшнем уроке.

__________________________________________________________________

6. Группа «Эксперты»

Подведите итог урока. Что мы узнали нового?

Что понравилось на уроке?

Что не понравилось?

________________________________________________________________

7. Группа «Психологов»

Дайте всем нам положительную установку на завтрашний день.

(Пример. «Все встаньте, возьмитесь за руки и скажите вместе: «Пусть нам завтра повезет»).

________________________________________________________________

VI. Заключительное слово учителя.  

VII. Подведение итогов. Оценивание.

Домашнее задание:

Изучить содержание параграфа 20.

2.На контурную карту нанести литосферные плиты Земли.

3.В словарики выписать термины (на высокий уровень).

VI. Заключительное слово учителя.  

Литосферные плиты. Происхождение материков

Скачать конспект (3.35 Mb)



Автор разработки: Мирошник Лариса Павловна

Учебный предмет: География

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 984 | Загрузок: 276 | Комментариев: 0

Ключевые слова: литосфера

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»