Главная » Разработки уроков » География |
Цель: Образовательная. Обобщить и закрепить знания учащихся о географических оболочках. Развивающая. Продолжить развитие навыков учащихся в поисковой работе, умение анализировать собранный материал. Развивать навыки самостоятельной, исследовательской работы. Углубление межпредметных связей. Воспитательная. Воспитывать бережное отношение к природе. Стимулировать интерес к определенным наукам. Оценивать работу товарищей. Развивать интуицию, память, речь, умение логически мыслить, делать выводы. Средства обучения. Конституция Украины, физическая карта Украины, таблицы почв, рисунки детей на тему «Окружающая среда». План урока: Загрязнение и сохранение атмосферного воздуха. Пришвин говорил: «Любому человеку необходима Родина. И охранять Родину — это значит охранять природу». В мире вопросу охраны окружающей среды уделяется большое внимание. Разработаны программы по данном вопросу. Некоторые из них: «Человек и биосфера». (Ребята сами изготавливают эмблемы этих организаций). В Конституции Украины записано: ст. 16. Обеспечение экологической безопасности и поддержание экологического равновесия на территории Украины; ст. 50. Каждый имеет право на безопасную для жизни и здоровья среду и на возмещение нанесенного вреда; ст. 66. Каждый обязан не наносить вреда природе... возмещать нанесенный им ущерб. Сообщение на доске 1. Состав атмосферы: 2. Выхлопные газы транспорта: 40% оксида углерода, 24% углеводородов, 36% оксидов азота от их общего количества в атмосфере. 3. Радиационные вещества откладываются: Радий в костях Барий Цезий печени в печени Плутоний Полоний ---------------------- по всему организму 4. Врожденные отклонения у новорожденных детей: 16,7% — костно-мышечные; 13,1% — сердечно-сосудистые; 11,6% — дыхательных путей; 7,9% — половых органов; 6,3% — хромосомные патологии; 5,6% — нервной системы. План-схема урока (изображение на доске). Вечное как мир: с чего начинается Родина — маминой песни, родительского дома или рисунка букваре? Изменения Положительные Отрицательные Воды Почвы Население Атмосфера Ответить на этот вопрос пытались многие поколения поэтов, философов, историков. В каждом из аргументов есть доля правды. И в этом списке главную роль играет природа. Пришвин писал: «Любому человеку необходима Родина. И охранять Родину — это значит охранять природу». (Звучит музыка. Я демонстрирую слайды с фрагментами природы). Человек стал человеком потому, что они увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней зари, журавлиный клин в голубом небе, отражение солнца в утренней росе, голубой колокольчик подснежника — увидел и изумленный пошел по земле, создавая новую красоту. Остановитесь в изумлении перед красотой, и в вашем сердце расцветет благородство. Перед человеком открылась радость жизни, когда он услышал шепот трав, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков жаворонка, шуршание снежинок и стон метели, ласковое плескание волн и торжественную тишину ночи — услышав, затаил дыхание, слушает тысячи лет чудесную мелодию жизни... (Учащийся читает стихотворение). Передать ли на ягодском наречье Разговоры гор и песни трав? Спор листвы с ветрами бесконечен, Как понять, кто в этом споре прав? Но бессилен разум наш и опыт, Всюду тайн живые чудеса, И звучат, как неумолчный шепот, Древние земные голоса. Почему так манят и тревожат Луг, роса, цветочная пыльца? Почему, скажи, природа может Добротой одаривать сердца? (В. Облиняева) Сегодня мы собрались на этом нестандартном уроке, чтобы обсудить очень актуальные вопросы. План урока в виде схемы изображен на доске. (Я называю проблему, которую мы рассматриваем, знакомлю с темой урока детей и планом урока согласно схемы на доске. Учащиеся были на предыдущем уроке разделены на группы «географы», «биологи», «экологи». Каждая группа получила определенное задание и сейчас мы их послушаем). Что значишь ты без трав и птиц, И без любви к пчеле жужжащей, Без журавлей над хвойной чащей, Без миловидных лисьих лиц? Когда поймешь ты, наконец, Врубаясь в мертвые породы, О, человек! Венец природы, Что без природы — твой венец! Ребята! Давайте прежде вспомним факты связи человека с окружающей его средой. (Учащиеся называют факты, которые они запомнили при изучении тем). Загрязнение и сохранение атмосферы. Географ. Атмосфера — это газовая оболочка Земли. Ее основные компоненты: азот — 78,8%; кислород — 20,7%; аргон — 0,934%; водяной пар — 0,3%; углекислый газ — 0,03%. Кроме газов, входят примеси в жидком и твердом виде — серная, азотная кислота, пыль, сажа, соли. Атмосфера регулирует сезонные и суточные колебания температуры. Учитель. Какие же существуют источники загрязнения атмосферы? Географ. 1. Металлургическое производство. Предприятия выбрасывают большое количество тяжелых металлов, соединений фтора. В нашей области к таким относятся Запорожский титаномагниевый комбинат и алюминиевый завод. Нефтехимическое производство — выбрасывает углеводородные соединения. 4. Вредным загрязнителем является табачный дым, который содержит около 200 ядовитых веществ (никотин, бензопирен, полоний, свинец, висмут, окись углерода). Биолог. 1. Атмосфера защищает живые организмы от губительного влияния космического излучения, ударов метеоритов. Благодаря атмосфере идет процесс фотосинтеза, обмена веществ и энергии. Чистый воздух — это одно из богатств природы и человека. От того, что мы вдыхаем вместе с воздухом, зависит наше здоровье. Задумайтесь! Бензопирен, полоний радиоактивный, свинец, висмут вызывают рак, повреждают нервную систему, внутренние органы. Угарный газ — соединяется с гемоглобином, вызывает кислородную недостаточность в клетках. Уничтожение лесов приводит к увеличению углекислого газа в атмосфере. За последние 120 лет, его концентрация выросла на 17%. Серный газ с диоксидами азота образует химический смог — вызывая отравление, отек органов дыхания. Кислотные дожди убивают азотофиксирующие бактерии, замедляют рост растений, нарушают фотосинтез. Эколог. Для улучшения ситуации необходимо: Сократить ТЭС которые используют уголь и мазут, заменить на более чистое топливо — газ. Предотвратить загрязнение легче, чем ликвидировать! 2. Загрязнение сохранение почв. Учитель. Если спросить какая среда обитания больше всего пострадала от человека, ответить будет очень трудно. Но и все же первое слово в этом перечне будет почва-земля. Про ту, которую называли матерью-кормилицей, первой надеждой, последним пристанищем. Почва по которой мы ходим, на которой строим, выращиваем хлеб, которую разрушаем — относимся как к чему-то бездушному, способному все выдержать — она все равно еще жива. Если бы почва имела голос, она сегодня уже б не могла стонать, а кричала бы от боли, которую мы, хозяева природы, наносим ей. Чтоб помочь нашей земле-кормилице вылечиться, нужно разобраться от чего она страдает. Географ. Почва — это верхний, плодородный слой земной коры. Образовалась на протяжении многих лет в результате взаимодействия живых организмов, воды, воздуха, солнечного тепла. В Украине насчитывается свыше 38 типов почв. Они отличаются по содержанию гумуса, минеральному составу, структуре, плодородию и химическому свойству. С каждым годом понижается плодородие и состояние почв. На них действует ветровая и водная эрозия. Накапливаются отработанные масла и топливо техники. Биолог. Почва имеет большое значение для человека, растений, животных. Выращиваем на почве сельскохозяйственные растения, строим жилье, добываем полезные ископаемые. Для животных она является жильем. В последнее время в обществе появилось понятие «нитраты». Что это? Нитраты — это соли азотной кислоты, которые являются элементами минерального питания. Растения используют азот для строения клеток, образования хлорофилла. Нитраты могу накапливаться в растениях и организме человека, превращаясь в ядовитые вещества — нитриты. Нитриты взаимодействуют с гемоглобином в крови, который превращается в метгемоглобин. В организме нарушается тканевое дыхание и развивается заболевание — ментгемоглобиния (изменяется цвет кожи, понижается кровяное давление, легочная и сердечная недостаточность). Эколог. Необходимы меры для сохранения и восстановления почв. Формирование культурного ландшафта. Чтоб избежать отравления нитратами, необходимо знать простые правила: Собирать овощи в период физиологической спелости. Стихотворение, которое сейчас прозвучит, является эпиграфом нашего третьего вопроса. Ученик. Я наблюдал, как речка умирала, Не день, не два, но только в этот миг, Когда она от боли застонала, В ее сознанье, кажется проник. В печальный час, когда исчезла сила, Когда вокруг не стало никого, Природа в речке нам изобразила Скользящий мир сознанья своего. (М. Заболоцкий). 3. Загрязнение и сохранение вод. Географ. К водным ресурсам относятся реки, озера, болота, подземные воды, каналы, водохранилища. Главными поставщиками воды на Украине являются: Днепр, Дунай, Северский Донец, Южный Бут. В Каменско-Днепровском районе гидрологическую сеть представляют: Каховское водохранилище, Белозерский лиман, река Белозерка. Основные запасы воды в Украине содержатся в северной и северо-западной части Украины, а в южных областях, где сконцентрированы водоемкие области промышленности, воды не хватает. На территории Украины 71 тысяча рек и ручьев, из них только 117 имеют длину свыше 100 км. Рельеф территории Украины обусловил меридиональное направление рек. Самая крупная река Украины — Днепр (2201 км., 981 км. По Украине) принадлежит к числу 27 самых крупных рек мира. С именем Днепра связана история Киевской Руси. Днепр — типично равнинная река, берет начало на Валдайской возвышенности. На ней есть водохранилища: Кременчугское, Киевское, Каневское, Каховское, Днепровское, Днепродзержинское. Но существует проблема — загрязнение всех этих вод. 1. Физическое — увеличение в воде нерастворенных примесей (песок, глина, ил) вследствие смывания с полей и сбросов горнорудной промышленности. 2. Химическое — попадают кислоты, щелочи, нефть, нефтепродукты, пестициды, тяжелые металлы. 3. Биологическое — в водоемы со сточными водами попадают болезнетворные микроорганизмы, 4. Тепловое—сброс вод, использованных на ТЭС, АЭС. Это приводит к снижению растворенного в воде кислорода, гибнут водоросли, усиливается Ученик. Мы часто равнодушно иногда Глядим, как льется, плещется вода. Не потому ли, что вода, река, И озеро, и даже облака, И мы тогда лишь в черный час беды Осознаем величие воды. Но нет страшней беды Прийти и не узнать своей воды, своей реки. Трава в воде черна, Вода в реке бела, а синей от рождение была. На вид она, никто не знает какова. Вода мертва — ужасные слова. Да не казнит вас встречею С такой рекой, с такой водой. Биолог. Вода является составной частью любой клетки. Почти 70% массы организма человека составляет вода. Потеря ее организмом очень опасна. Без воды резко ухудшается обмен веществ. Без пищи человек может прожить месяц, а без воды гибнет через несколько дней. Вспомните, как описанный французским писателем Антуаном де Сент-Экзюпери в повести «Планета людей» герой, потерпевший катастрофу в пустыне, находившийся долго без воды, описал ее: «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь. С тобой во всем существе разливается божество, которое не объяснить только 5 чувствами... Ты — величайшее в мире богатство». Вода необходима везде: за сутки человек употребляет 2—4 литра воды; Эколог. Вода — национальное богатство. По обеспеченности водой на 1 жителя Украины, она занимает одно из последних мест в Европе. Водные ресурсы исчерпываются, а возможности их восстановить нет. Охрана гидросферы — это система мероприятий направленных на предупреждение загрязнения, на восстановление качества воды. Для этого необходимо: 1. Использовать эффективные методы очистки вод (механический, химический, биологический). 2.Рациональное использование подземных вод. Очистка сточных вод. 4. Демографические проблемы. Географ. В Украине сейчас наблюдается отрицательный прирост населения в сфере воспроизводства. Он перерос в глубокий демографический кризис. Наряду с понижением воспроизводства населения резко ухудшилось состояние его здоровья. Украина относится к странам с низкой рождаемостью и высокой смертностью. Уровень рождаемости давно не обеспечивает простого воспроизводства населения. Сотни малых сел обезлюдели в Черниговской, Сумской, Полтавской, Житомирской областях. В половой структуре населения Украины преобладают женщины — 53% от всего населения. Биолог. Современный человек вынужден адаптироваться к неблагоприятным условиям окружающей среды. С экологическим загрязнением и социально-экономическим кризисом связано понижение средней продолжительности жизни. Она в Украине считается 63 года. С этим показателем Украина занимает 32-е место в мире. Рождаемость в стране очень низкая (на 1000 человек — 14 родившихся) и она продолжает падать. За 1999 год в Запорожской области 16000 человек родилось, а умерло — 30000. Рождаемость очень низкая, но и наблюдается много отклонений у родившихся детей. 16% — в костно-мышечной системе; 13,1% — в сердечно-сосудистой; 11,6% — органов дыхания; 6,3% — хромосомные патологии; 5% — в нервной системе. Эколог. Вышеизложенные факты конечно наводят на размышления, что ситуация довольно сложная. Потенциально угрожающими для генофонда страны является: 1. Химическое и радиоактивное загрязнение; 2. Катастрофическое снижение жизненного уровня; Социально-психологический дискомфорт; Вследствие таких тенденций усилился процесс старения населения, то есть уменьшение численности молодых возрастных групп и увеличение лиц возрастом 60 лет. Чтобы избежать рождения детей с генетическим недостатками, в Украине создана медико-генетическая служба для семей. Подведение итогов. Человек как составная часть Вселенной должен всеми силами удерживать экологическое равновесие в природе. 3. Все учащиеся за свои сообщения получают оценки (аргументирование оценивания). 4. Ребята разработали для оздоровления экологической ситуации направления (запись в тетрадь): а) активизация экологического просвещения; б) увеличение затрат на охрану природы; в) запрет отклонений от проектов во вред среде; г) проведение комплексных экспертиз с целью составления экологического прогноза; д) увеличение числа зеленых насаждений; р) обеспечение условий для отдыха людей. Кромсая лед, меняем рек теченье, Твердим о том, что дел невпроворот. Но мы еще придем просить прощенье У этих рек, барханов и болот, У самого гигантского восхода, У самого мельчайшего малька... Пока об этом думать неохота, Сейчас нам не до этого... пока. Аэродромы, пирсы и перроны, Леса без птиц и земли без воды... Все меньше окружающей природы. Все больше окружающей среды. (Р. Рождественский) |
Автор разработки: Швец Валентина Васильевна Учебный предмет: География Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 538 | Загрузок: 204 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |