Главная » Разработки уроков » География

Человек и окружающая середа

Цель:

Образовательная. Обобщить и закрепить знания учащихся о географических оболочках.

Развивающая. Продолжить развитие навыков учащихся в поисковой работе, умение анализиро­вать собранный материал. Развивать навыки само­стоятельной, исследовательской работы. Углубление межпредметных связей.

Воспитательная. Воспитывать бережное отноше­ние к природе. Стимулировать интерес к определен­ным наукам. Оценивать работу товарищей. Разви­вать интуицию, память, речь, умение логически мыслить, делать выводы.

Средства обучения. Конституция Украины, фи­зическая карта Украины, таблицы почв, рисунки де­тей на тему «Окружающая среда».

План урока:

Загрязнение и сохранение атмосферного воздуха.
Загрязнение и сохранение почв.
Загрязнение и сохранение водоемов.
Демографические проблемы в Украине.
Итог урока.

Пришвин говорил: «Любому человеку необходи­ма Родина. И охранять Родину — это значит охра­нять природу».

В мире вопросу охраны окружающей среды уде­ляется большое внимание. Разработаны программы по данном вопросу. Некоторые из них:

«Человек и биосфера».
МСОП — Международный союз охраны окру­жающей природы.
ВФОП — Всемирный фонд охраны природы.
ЮНЕСКО.
ЮНЕП «Охрана Среды».

(Ребята сами изготавливают эмблемы этих ор­ганизаций).

В Конституции Украины записано:

ст. 16. Обеспечение экологической безопасности и поддержание экологического равновесия на тер­ритории Украины;

ст. 50. Каждый имеет право на безопасную для жизни и здоровья среду и на возмещение нанесен­ного вреда;

ст. 66. Каждый обязан не наносить вреда природе... возмещать нанесенный им ущерб. Сообщение на доске

1.         Состав атмосферы:
Азот — 78,8%
Кислород — 20,74%
Аргон — 0,934%
Водяной пар — 0,03%
Углекислый газ — 0,03%
Другие газы.

2.         Выхлопные газы транспорта:

40% оксида углерода,

24% углеводородов,

36% оксидов азота от их общего количества в атмосфере.

3.         Радиационные вещества откладываются:

Радий                                       в костях

Барий

Цезий  печени                            в печени

Плутоний

Полоний ----------------------       по всему организму

4.         Врожденные  отклонения  у  новорожденных детей:

16,7% — костно-мышечные;

13,1% — сердечно-сосудистые;

11,6% — дыхательных путей;

7,9% — половых органов;

6,3% — хромосомные патологии;

5,6% — нервной системы.

План-схема урока (изображение на доске).

Вечное как мир: с чего начинается Родина — маминой песни,  родительского дома или  рисунка букваре?

                                          Изменения

Положительные                                               Отрицательные

Воды                                                                                Почвы

Население                                                                Атмосфера

Ответить на этот вопрос пытались многие поко­ления поэтов, философов, историков. В каждом из аргументов есть доля правды. И в этом списке глав­ную роль играет природа. Пришвин писал: «Любо­му человеку необходима Родина. И охранять Родину — это значит охранять природу».  

(Звучит музыка. Я демонстрирую слайды с фраг­ментами природы).

Человек стал человеком потому, что они увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней зари, журавлиный клин в голубом небе, отражение солнца в утренней росе, голубой колокольчик подснежника — увидел и изумленный пошел по земле, создавая новую красоту.

Остановитесь в изумлении перед красотой, и в ва­шем сердце расцветет благородство. Перед человеком открылась радость жизни, когда он услышал шепот трав, журчание весеннего ручейка и переливы сереб­ряных колокольчиков жаворонка, шуршание снежи­нок и стон метели, ласковое плескание волн и торже­ственную тишину ночи — услышав, затаил дыхание, слушает тысячи лет чудесную мелодию жизни... (Учащийся читает стихотворение).

Передать ли на ягодском наречье

Разговоры гор и песни трав?

Спор листвы с ветрами бесконечен,

Как понять, кто в этом споре прав?

Но бессилен разум наш и опыт,

Всюду тайн живые чудеса,

И звучат, как неумолчный шепот,

Древние земные голоса.

Почему так манят и тревожат

Луг, роса, цветочная пыльца?

Почему, скажи, природа может

Добротой одаривать сердца?

(В. Облиняева)

Сегодня мы собрались на этом нестандартном уроке, чтобы обсудить очень актуальные вопро­сы. План урока в виде схемы изображен на дос­ке. (Я называю проблему, которую мы рассмат­риваем, знакомлю с темой урока детей и планом урока согласно схемы на доске. Учащиеся были на предыдущем уроке разделены на группы «геогра­фы», «биологи», «экологи». Каждая группа полу­чила определенное задание и сейчас мы их послу­шаем).

Что значишь ты без трав и птиц,

И без любви к пчеле жужжащей,

Без журавлей над хвойной чащей,

Без миловидных лисьих лиц?

 Когда поймешь ты, наконец,

Врубаясь в мертвые породы,

 О, человек! Венец природы,

Что без природы — твой венец!

Ребята! Давайте прежде вспомним факты связи человека с окружающей его средой.

(Учащиеся называют факты, которые они за­помнили при изучении тем).

Загрязнение и сохранение атмосферы.

Географ. Атмосфера — это газовая оболочка Земли. Ее основные компоненты: азот — 78,8%; кис­лород — 20,7%; аргон — 0,934%; водяной пар — 0,3%; углекислый газ — 0,03%. Кроме газов, входят примеси в жидком и твердом виде — серная, азот­ная кислота, пыль, сажа, соли. Атмосфера регулиру­ет сезонные и суточные колебания температуры.

Учитель. Какие же существуют источники за­грязнения атмосферы?

Географ. 1. Металлургическое производство. Предприятия выбрасывают большое количество тя­желых металлов, соединений фтора. В нашей обла­сти к таким относятся Запорожский титаномагние­вый комбинат и алюминиевый завод.

Нефтехимическое производство — выбрасыва­ет углеводородные соединения.
Быстрыми темпами развивается транспорт. Он поставляет в атмосферу: 40% оксида углерода, 46% углеводородов; 36% оксидов азота (от их общего ко­личества в атмосфере).

4. Вредным   загрязнителем   является   табачный дым,   который  содержит около  200 ядовитых  ве­ществ (никотин, бензопирен, полоний, свинец, вис­мут, окись углерода).

Биолог. 1. Атмосфера защищает живые организ­мы от губительного влияния космического излуче­ния, ударов метеоритов.

Благодаря атмосфере идет процесс фотосинте­за, обмена веществ и энергии.
Растения, животные, человек дышат кислоро­дом из атмосферы.

Чистый воздух — это одно из богатств природы и человека. От того, что мы вдыхаем вместе с воз­духом, зависит наше здоровье.

Задумайтесь! Бензопирен, полоний радиоактив­ный, свинец, висмут вызывают рак, повреждают нервную систему, внутренние органы.

Угарный газ — соединяется с гемоглобином, вы­зывает кислородную недостаточность в клетках.

Уничтожение лесов приводит к увеличению уг­лекислого газа в атмосфере. За последние 120 лет, его концентрация выросла на 17%. Серный газ с диоксидами азота образует химический смог — вызывая отравление, отек органов дыхания. Кис­лотные дожди убивают азотофиксирующие бакте­рии, замедляют рост растений, нарушают фото­синтез.

Эколог. Для улучшения ситуации необходимо:

Сократить ТЭС которые используют уголь и мазут, заменить на более чистое топливо — газ.
Очистка до его поступления на ТЭС от пирита.
Регулирование двигателей внутреннего сгора­ния автомобилей.
Ремонт фильтров на заводах и фабриках.
Озеленение городов, поселков.

Предотвратить загрязнение легче, чем ликвидировать!

2. Загрязнение сохранение почв.

Учитель. Если спросить какая среда обитания больше всего пострадала от человека, ответить бу­дет очень трудно. Но и все же первое слово в этом перечне будет почва-земля. Про ту, которую назы­вали матерью-кормилицей, первой надеждой, по­следним пристанищем. Почва по которой мы ходим, на которой строим, выращиваем хлеб, которую раз­рушаем — относимся как к чему-то бездушному, способному все выдержать — она все равно еще жива. Если бы почва имела голос, она сегодня уже б не могла стонать, а кричала бы от боли, которую мы, хозяева природы, наносим ей. Чтоб помочь на­шей земле-кормилице вылечиться, нужно разо­браться от чего она страдает.

Географ. Почва — это верхний, плодородный слой земной коры. Образовалась на протяжении многих лет в результате взаимодействия живых ор­ганизмов, воды, воздуха, солнечного тепла.

В Украине насчитывается свыше 38 типов почв. Они отличаются по содержанию гумуса, минераль­ному составу, структуре, плодородию и химическо­му свойству.

С каждым годом понижается плодородие и со­стояние почв.

На них действует ветровая и водная эрозия.
Неправильно применяются удобрения и хими­ческие вещества.

Накапливаются отработанные масла и топливо техники.
Много пахотных земель оказались под застройкой.

Биолог. Почва имеет большое значение для чело­века, растений, животных. Выращиваем на почве сельскохозяйственные растения, строим жилье, до­бываем полезные ископаемые. Для животных она является жильем.

В последнее время в обществе появилось поня­тие «нитраты». Что это?

Нитраты — это соли азотной кислоты, которые являются элементами минерального питания. Рас­тения используют азот для строения клеток, обра­зования хлорофилла. Нитраты могу накапливаться в растениях и организме человека, превращаясь в ядовитые вещества — нитриты. Нитриты взаимо­действуют с гемоглобином в крови, который пре­вращается в метгемоглобин. В организме наруша­ется тканевое дыхание и развивается заболевание — ментгемоглобиния (изменяется цвет кожи, пони­жается кровяное давление, легочная и сердечная недостаточность).

Эколог. Необходимы меры для сохранения и восстановления почв.

Формирование культурного ландшафта.
Применение более эффективных и легких ма­шин.
Нормирование внесения удобрений.

Чтоб избежать отравления нитратами, необходи­мо знать простые правила:

Собирать овощи в период физиологической спелости.
Нельзя варить овощи в алюминиевой посуде, т.к. он ускоряет превращение нитратов в нитриты.
Нитраты хорошо растворяются в теплой воде, поэтому овощи желательно бланшировать.
Зелень можно вымачивать в теплой воде 2—3 часа.

Стихотворение, которое сейчас прозвучит, является эпиграфом нашего третьего вопроса.

Ученик.

Я наблюдал, как речка умирала,

Не день, не два, но только в этот миг,

Когда она от боли застонала,

В ее сознанье, кажется проник.

В печальный час, когда исчезла сила,

Когда вокруг не стало никого,

Природа в речке нам изобразила

Скользящий мир сознанья своего.

(М. Заболоцкий).

 3. Загрязнение и сохранение вод.

Географ. К водным ресурсам относятся реки, озера, болота, подземные воды, каналы, водохрани­лища.

Главными поставщиками воды на Украине явля­ются: Днепр, Дунай, Северский Донец, Южный Бут. В Каменско-Днепровском районе гидрологичес­кую сеть представляют: Каховское водохранилище, Белозерский лиман, река Белозерка.

Основные запасы воды в Украине содержатся в северной и северо-западной части Украины, а в южных областях, где сконцентрированы водоемкие области промышленности, воды не хватает. На тер­ритории Украины 71 тысяча рек и ручьев, из них только 117 имеют длину свыше 100 км. Рельеф тер­ритории Украины обусловил меридиональное на­правление рек. Самая крупная река Украины — Днепр (2201 км., 981 км. По Украине) принадлежит к числу 27 самых крупных рек мира. С именем Днеп­ра связана история Киевской Руси. Днепр — типич­но равнинная река, берет начало на Валдайской возвышенности. На ней есть водохранилища: Кре­менчугское, Киевское, Каневское, Каховское, Дне­провское, Днепродзержинское.

Но существует проблема — загрязнение всех этих вод.

1. Физическое — увеличение в воде нераство­ренных примесей (песок, глина, ил) вследствие смы­вания с полей и сбросов горнорудной промышлен­ности.

2. Химическое — попадают кислоты, щелочи, нефть, нефтепродукты, пестициды, тяжелые металлы.

3. Биологическое — в водоемы со сточными водами  попадают болезнетворные  микроорганизмы,
споры грибов, яйца червей.

4. Тепловое—сброс вод, использованных на ТЭС, АЭС. Это приводит к снижению растворенно­го в воде кислорода, гибнут водоросли, усиливается
«цветение» воды.

Ученик.

Мы часто равнодушно иногда

Глядим, как льется, плещется вода.

Не потому ли, что вода, река,

И озеро, и даже облака,

И мы тогда лишь в черный час беды

Осознаем величие воды. Но нет страшней беды

Прийти и не узнать своей воды, своей реки.

Трава в воде черна,

Вода в реке бела, а синей от рождение была.

На вид она, никто не знает какова.

Вода мертва — ужасные слова.

Да не казнит вас встречею

С такой рекой, с такой водой.

Биолог. Вода является составной частью любой клетки. Почти 70% массы организма человека со­ставляет вода. Потеря ее организмом очень опасна. Без воды резко ухудшается обмен веществ. Без пи­щи человек может прожить месяц, а без воды гиб­нет через несколько дней.

Вспомните, как описанный французским пи­сателем Антуаном де Сент-Экзюпери в повести «Планета людей» герой, потерпевший катастро­фу в пустыне, находившийся долго без воды, описал ее:

«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запа­ха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь. С тобой во всем су­ществе разливается божество, которое не объяс­нить только 5 чувствами... Ты — величайшее в ми­ре богатство».

Вода необходима везде:

за сутки человек употребляет 2—4 литра воды;
для личных нужд 200—300 литров;
для изготовления 1 т. бумаги — 250 т. воды;
1т. цемента — 4,5 т;
1т. стали — 20 т. воды;
1т. синтетического волокна — 4 тыс. т.;
для выращивания 1 т. хлопка —10 тыс. т;
1 га. кукурузы — 8 млн. литров воды;
1 га. риса — 13 млн. литров воды.

Эколог. Вода — национальное богатство. По обеспеченности водой на 1 жителя Украины, она за­нимает одно из последних мест в Европе. Водные ресурсы исчерпываются, а возможности их восста­новить нет.

Охрана гидросферы — это система мероприятий направленных на предупреждение загрязнения, на восстановление качества воды.

Для этого необходимо:

1. Использовать эффективные методы очистки вод (механический, химический, биологический).

2.Рациональное использование подземных вод.

Очистка сточных вод.
Внедрение новых технологий для очистки ис­пользованных вод.
Перевод предприятий на замкнутый цикл во­дообращения.

4. Демографические проблемы.

Географ. В Украине сейчас наблюдается отрица­тельный прирост населения в сфере воспроизвод­ства. Он перерос в глубокий демографический кризис.

Наряду с понижением воспроизводства населе­ния резко ухудшилось состояние его здоровья.

Украина относится к странам с низкой рождае­мостью и высокой смертностью. Уровень рождаемо­сти давно не обеспечивает простого воспроизводст­ва населения. Сотни малых сел обезлюдели в Чер­ниговской, Сумской, Полтавской, Житомирской об­ластях.

В половой структуре населения Украины преоб­ладают женщины — 53% от всего населения.

Биолог. Современный человек вынужден адапти­роваться к неблагоприятным условиям окружаю­щей среды. С экологическим загрязнением и соци­ально-экономическим кризисом связано понижение средней продолжительности жизни. Она в Украине считается 63 года. С этим показателем Украина за­нимает 32-е место в мире. Рождаемость в стране очень низкая (на 1000 человек — 14 родившихся) и она продолжает падать. За 1999 год в Запорожской области 16000 человек родилось, а умерло — 30000.

Рождаемость очень низкая, но и наблюдается много отклонений у родившихся детей.

16% — в костно-мышечной системе;

13,1% — в сердечно-сосудистой;

11,6% — органов дыхания;

6,3% — хромосомные патологии;

5% — в нервной системе.

Эколог. Вышеизложенные факты конечно наво­дят на размышления, что ситуация довольно слож­ная.

Потенциально угрожающими для генофонда страны является:

1. Химическое и радиоактивное загрязнение;

2. Катастрофическое   снижение   жизненного уровня;

 Социально-психологический дискомфорт;
 Неуверенность в будущем.

Вследствие таких тенденций усилился процесс старения населения, то есть уменьшение численно­сти молодых возрастных групп и увеличение лиц возрастом 60 лет.

Чтобы избежать рождения детей с генетическим недостатками, в Украине создана медико-генетичес­кая служба для семей.

Подведение итогов.

 Человек как составная часть Вселенной дол­жен всеми силами удерживать экологическое рав­новесие в природе.
 Все рассмотренные выше вопросы очень акту­альны.

3. Все учащиеся за свои сообщения получают оценки (аргументирование оценивания).

4. Ребята разработали для оздоровления экологи­ческой ситуации направления (запись в тетрадь):

а)         активизация экологического просвещения;

б)        увеличение затрат на охрану природы;

в)         запрет отклонений от проектов во вред среде;

г)         проведение комплексных экспертиз с целью составления экологического прогноза;

д)        увеличение числа зеленых насаждений;
        к)        рациональное использование вод;

р)        обеспечение условий для отдыха людей.

Кромсая лед, меняем рек теченье,

Твердим о том, что дел невпроворот.

Но мы еще придем просить прощенье

У этих рек, барханов и болот,

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька...

Пока об этом думать неохота,

 Сейчас нам не до этого... пока.

Аэродромы, пирсы и перроны,

Леса без птиц и земли без воды...

Все меньше окружающей природы.

Все больше окружающей среды.

(Р. Рождественский)

Человек и окружающая середа

Скачать конспект (120.0 Kb)



Автор разработки: Швец Валентина Васильевна

Учебный предмет: География

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 533 | Загрузок: 200 | Комментариев: 0

Ключевые слова: человек и природа

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»