Главная » Разработки уроков » Физика |
Цели урока: образовательная: обобщить основные знания по теме «Виды теплопередачи», познакомить восьмиклассников с применением теплопроводности, конвекции, излучения для экономии энергии в быту; Подготовительная работа Урок проводится в виде защиты учебных проектов. Ученики выбирают руководителя, который формирует на добровольных началах группу. Тема проекта определяется в результате жеребьевки. Экран и мультимедийный проектор. Компьютерная презентация. Газеты, посвященные видам теплопередачи. Оборудование для экспериментов Ход урока I. Вступительное слово учителя Здравствуйте! Наш урок посвящен защите учебных проектов. Мы повторим виды теплопередачи, познакомимся с их применением для сохранения тепла в квартирах. Три группы выбрали один из практических способов сохранения тепла в квартирах . Задача группы доказать, что предложенный ими способ действительно экономит тепло. Обратите внимание на то, что время защиты проекта не должно превышать 5 минут. 2. Актуализация опорных знаний С помощью компьютерной презентации повторяются виды теплопередачи и их основные характеристики. Слайд №1 Разгадав ребусы, назовите виды теплопередачи. Слайды № 2-4 Остановимся на теплопроводности, понятии, теплопроводности различных веществ и её особенностях Слайды №5-6 Теперь поговорим о конвекции и её особенностях Слайды № 7-10 Вспомним самый интересный вид теплопередачи – излучение. Теперь, когда мы повторили виды теплопередачи давайте перейдём интересным опытам. Опыт 1 Можно удерживать рукой пробирку, так как теплопроводность воды не велика, а конвекционные потоки поднимаются только вверх А теперь, интересные факты. Знаешь ли ты, что ... Подготовка завершена. Переходим к защите ваших проектов. 3. Защита проектов Проект №1. Общие способы экономии тепла Наша страна северная и утеплять свое жилище - нормальное явление. Есть несколько простых способов утепления: Заделка щелей в оконных рамах и дверных проемах. Для этого используются монтажные пены, саморасширяющиеся герметизирующие ленты, силиконовые и акриловые герметики и т.д. Результат - повышение температуры воздуха в помещении на 1-2 градуса. Все предложенные способы дают положительный результат, так теплопроводность материалов, использующихся для утепления, мала. Остановимся подробно на остекление балкона и сравним по величине теплопроводность кирпича и воздуха, то у кирпича она составляет 0,67-0,87 Вт/м К, а у воздуха - 0,0257 Вт/м К. То есть только за счёт воздушной прослойки передача тепла уменьшается примерно в 34 раза. Заделка щелей позволяет уменьшить потери тепла за счёт выхода наружу прогретых слоёв воздуха , которые вследствие явления конвекции поднимаются и переносят с собой тепло. Проект №2.Теплосберегающие стеклопакеты В зимнее время не каждое окно гарантирует комфортные условия возле него. Можно идеально загерметизировать его контуры, изолировать самым дорогим утеплителем каждый квадратный сантиметр стен и перекрытий, оснастить жилище суперсовременной системой отопления и все равно дрожать от холода. Потери тепла в помещении происходят за счет: конвекции (теплый воздух помещений контактирует со стеной, стеклом, охлаждается, опускается вниз, на его место приходит другая часть теплого воздуха, и помещение постепенно охлаждается); Таким образом, для уменьшения теплопотерь отопительные приборы размещают под окнами, создают рамы с низкой теплопроводностью, специальные отражающие покрытия стекол, заполняют пространство между стеклами менее склонной к теплообмену средой. Поэтому очень хорошо помогает установка новых пластиковых или деревянных окон с многокамерными стеклопакетами, заполненными газами с теплопроводностью, меньшей, чем у воздуха. Лучше если стекла будут с теплоотражающей пленкой, и в конструкции окна будут предусмотрены проветриватели. Тогда температура в помещении будет более стабильной и зимой и летом, воздух будет свежим и не будет необходимости периодически открывать окно, выбрасывая большой объем теплового воздуха. Результат - повышение температуры в помещении на 2-5 градусов и снижение уровня уличного шума. Проект №3 Алюминиевые радиаторы Обоснуем целесообразность замены чугунных радиаторов на алюминиевые. Теплоотдача этих радиаторов на 40-50% выше. Это объясняется тем, что теплопроводность алюминия 209 Вт/м К, железа 74 Вт/м К. Если радиаторы установлены с учетом удобного съема, имеется возможность регулярно их промывать, что так же способствует повышению теплоотдачи. Алюминиевые радиаторы наряду с любым другим условием, бесспорно, обеспечивают наибольшую теплоотдачу. Теплопередача в алюминиевых радиаторах происходит как конвекционным методом, так и методом излучения. Конвекция - это движение воздуха, который, касаясь стенки греющегося корпуса, разогревается, становится легче и начинает подниматься. Таким образом совершается конвекционное движение, которое распространяет тепло по помещению. Теплообмен излучением происходит посредством испускания электромагнитного излучения греющимся корпусом - от более тёплого корпуса к более холодному помещению. Системы отопления, которые преимущественно работают на излучении, осуществляют лучеиспускающий теплообмен, который имеет смысл, если происходит с широкой поверхности. Термоинертность системы может быть определена как скорость, с которой система реагирует на изменения температуры помещения. Поскольку изменения могут происходить очень быстро, в этой ситуации важно иметь системы с низкой термоинертностью, которые способны незамедлительно реагировать на изменяющиеся условия, в отличие от напольных установок, которые характеризуются очень высокой инертностью. Спектр солнечной энергии, попадающей на Землю, по длине волн подразделяется на три диапазона: ультрафиолетовые волны, видимый свет, инфракрасное излучение. Инфракрасное излучение предметов и тел, находящихся в помещении приводит к большинству тепловых потерь.. В этом случае (да и не только) самое разумное решение - теплоотражающие пленки. Установка теплоотражающего экрана (или алюминиевой фольги) на стену за радиатор отопления позволяет возвращать в комнату тепло, так как коэффициент отражения инфракрасного излучения у алюминия составляет 97%. Результат - повышение температуры в помещении на 1 градус. 4. Рефлексия Большое спасибо группам за предложенные способы сохранения тепла в наших квартирах и домах. Конечно, необходимо применять эти способы и в случае необходимости даже давать советы родителям. Разгадывание кроссворда слайд №11 5. Подведение итогов |
Автор разработки: Цуканова Любовь Анатольевна Учебный предмет: Физика Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 963 | Загрузок: 258 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |